Риски внедрения и реализации ФГОС в ОО и пути их решения
статья на тему

Гариева Надежда Васильевна

 

Необходимо грамотное управление, администрирование всем процессом введения Стандарта.

Чтобы устранить риск, необходима постоянная разъяснительная работа среди всех участников образовательного процесса, организация обучения и повышения профессиональной компетенции педагогов, совершенствование научно-методического сопровождения данного процесса, включая консультирование всех его участников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon riski_po_vnedreniyu_i_realizatsii_fgos_v_oo.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство  образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет»

Институт повышения  квалификации и профессиональной переподготовки работников образования

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ

КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОО

«АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ»

(региональная модель)

ТЕМА «РИСКИ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС  ОО»

Выполнили:

Гариева Н.В., заместитель директора по УВР

МАОУ «Гимназия №1»

г. Бугуруслана

Проверил:

Масловская С.В.,  

кандидат  педагогических  наук, 

доцент  кафедры  педагогики  и  психологии ИПК и ППРО

Кафедра управление образованием

Бугуруслан

2016 г.

  1. Риск негативного отношения к Стандарту работников образовательной организации

Необходимо грамотное управление, администрирование всем процессом введения Стандарта.

Чтобы устранить риск, необходима постоянная разъяснительная работа среди всех участников образовательного процесса, организация обучения и повышения профессиональной компетенции педагогов, совершенствование научно-методического сопровождения данного процесса, включая консультирование всех его участников.

Поэтому план методической работы по созданию условий для перехода школы к новым ФГОС включает в себя следующие шаги:

  • самообразование педагогов;
  • содействие развитию и формированию положительной мотивации педагогического коллектива;
  • системная подготовка педагогических кадров по проблеме инноваций (курсы, обучающие семинары в школе и городе:
  1. «Система оценки образовательных достижений обучающихся».
  2. «Технология формирования УУД».
  3. «Формы и методы организации внеурочной деятельности».
  4. «Основные подходы к оценке сформированности метапредметных умений: читательской грамотности».
  5. «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся».
  6. «Организация проектной и исследовательской деятельности»).
  • создание информационно-методической базы инновации, передового педагогического опыта.

Организовано многоуровневое сетевое взаимодействие Управления образования и образовательных учреждений, в том числе при обмене опытом эффективного участия в введении Стандарта.

На сегодняшний день наиболее проблемными вопросами для педагогов школы являются такие приемы и методы работы как:  ведение мониторинга учета урочных и внеурочных достижений, система оценки качества образования, проведение образовательной рефлексии.

  1. Риск негативного отношения к Стандарту родителей.

Информирование родителей о процессе и результатах перехода начальной школы на новый стандарт. Мотивация общественности к участию в процессе введения стандарта.

Риск негативного отношения населения к Стандарту должен хеджироваться организацией и проведением постоянной разъяснительной работы, направленной на формирование у родителей понимания актуальности Стандарта, его ориентированности на интересы семьи и ребенка. Важную роль должна сыграть и активная демонстрация случаев своевременной и полноценной защиты прав семьи и обучающихся, когда они были нарушены.

Эта работа должна вестись на всех уровнях, начиная с федерального и заканчивая уровнем школы, с активным вовлечением в эту деятельность авторитетных представителей власти, образования и науки, культуры, родительской общественности.

И как уже было сказано, важнейшим игроком на этом поле должны стать средства массовой информации. Конечно, СМИ бывают разные, в том числе те, которые принято называть «желтые». Но речь не о них. В данном случае речь о необходимости постоянной работы со СМИ, способными проявлять четкую гражданскую позицию, поднявшись над конъюнктурными или коммерческими интересами.

Разъяснительная работа среди населения должна вестись профессионально, а значит, тактично, без какого-либо давления на общественное мнение.

  1. Риск неготовности обучающихся к получению образования в новых условиях

Изучение запросов обучающихся на организацию внеурочной деятельности. Заключение соглашений на предоставление образовательных услуг с учреждениями дополнительного образования.

Требования Стандарта учитывают такие факторы, как сохраняющийся неравный доступ к качественному общему образованию, индивидуальные особенности обучающихся, наличие у части обучающихся отдельных образовательных потребностей и т. д.

  1. Риск неэффективного управления, администрирования процессом введения Стандарта

Необходимо создание системы управления введением Стандарта. При этом должны быть четко и понятно сформулированы цели и задачи введения Стандарта, разработаны содержание, последовательность и сроки проведения соответствующих мероприятий, индикаторы их непосредственных результатов.

Определены объем необходимых для введения Стандарта ресурсов (кадровых, финансовых, материально-технических и др.), функции, права и обязанности, ответственность всех участников этого процесса. Между всеми участниками должна быть обеспечена прямая и обратная связь.

Разработана многоуровневая система обучения управленческих кадров по специально разработанным программам.

Организация аналитико-диагностического обеспечения оценки изменений условий подготовки к введению нового стандарта.

  1. Риск недостаточного или, напротив, избыточного контроля за соблюдением Стандарта

Создана система эффективного контроля и мониторинга хода введения Стандарта.

Разработан план контролирующих мероприятий с учетом аналитических справок.

  1. Риск несоблюдения требований к условиям реализации основной образовательной программы

Необходимо улучшение таких условий как: кадровые, финансовые и материально-технические.

Должен быть действенный государственный и общественный контроль за целевым использованием денег, прозрачность финансовых потоков и процедур, мониторинг соответствия результатов произведенным расходам и др.

Составление сметы образовательного учреждения необходимо разрабатывать с учетом требований стандарта

Более конкретные мероприятия расписаны в Приложении.

Закончить свое выступление хочется притчей Джорджа  Риверса  «Школа для животных» и комментарием Евгения  Александровича  Ямбурга, заслуженного учителя России, доктора педагогических наук.

Школа для животных

Однажды, животные решили, что должны совершить что-нибудь героическое, чтобы достойно решать проблемы "нового мира". И они организовали школу. Они составили программу занятий, которая состояла из бега, лазанья, плавания и полета. Чтобы было легче контролировать выполнение программы, она была одинаковой для всех животных. Утка отлично преуспевала в плавании, даже лучше своего наставника, но у нее были посредственные оценки за полет и еще хуже - за бег. Поскольку она так медленно бегала, ей приходилось оставаться после уроков и отказываться от плавания, чтобы учиться бегу. От этого ее бедные лапки совсем ослабли, так что она и плавать стала неважно.
Кролик сначала был лучшим в классе по бегу, но у него случился нервный срыв из-за того, что нужно было так много наверстывать в плавании. Белка была отличницей по лазанью, но вскоре у нее начались неприятности на занятиях по полету, где учитель заставлял ее взлетать с земли, а не спускаться с верхушки дерева. Орел вообще оказался трудным учеником, и его постоянно строго наказывали. На занятиях по лазанью он первым добирался до вершины дерева, но упорно делал это по-своему. В конце года аномальный лось, который умел отлично плавать, а также бегал, лазал и немного летал, получил самые высокие средние оценки и выступал на выпускном вечере от имени своего класса. Луговые собачки не стали ходить в школу, потому что администрация не включила в программу рытье нор. Они научили своих детей охотиться и позднее, объединившись с лесными сурками и сусликами, создали преуспевающую частную школу.

Есть ли у этой басни мораль?

Беда и одновременно вина устроителей этой школы в том, что они не удосужились учесть индивидуальные особенности своих подопечных, забыв о том, что рожденный ползать летать не может. Оптимальный  выход  - это создание системы вариативного образования. Совместима ли она с образовательными стандартами?

Да, если понимать под стандартом необходимый каждой живой особи минимум, обеспечивающий ей двигательную активность, а в человеческом варианте еще интеллектуальное развитие и нравственный рост личности. Трудности отбора такого минимального содержания образования очевидны, но преодолимы. Есть большая вероятность,  что при наличии новых образовательных  стандартов, мы сможем обеспечить орлиный полет одаренного математика и стремительный заплыв в океане гуманитарных знаний утенку, который со временем может преобразиться в прекрасного белого лебедя филологии.

№ п\п

Риски

Причины

Пути решения

Индикаторы

1

Риск негативного отношения к Стандарту педагогов ОО

  • Консервативность, инертное отношение педагогов к нововведениям

  •  Разъяснительная работа

новый феномен детства (Фельдштейн и др.)

  • разработка тем для самообразования;
  • проблемы работы со взрослыми (андрагогика); из разных социальных групп (социология);
  • проблемы решения конфликтов (конфликтология);
  • проблемы коммуникации и межкультурной коммуникации»
  • деловой культуры;
  • Рост количества педагогов, участвующих в семинарах-практикумах, мастер-классах.

  • Не мобильность, неумение приспосабливаться к новым условиям;
  • Мастер-классы, психологические тренинги, педагогический совет «Как преодолеть процесс педагогического самовыгорания»;
  • психологические тренинги;
  • сетевое взаимодействие, участие в педагогических форумах, вебинарах.
  • Уменьшение негативного восприятия  окружающей действительности;
  • Снижение уровня тревожности
  • Отсутствие у педагогов понимания полезности введения ФГОС
  • Включение педагогов в работу семинаров-практикумов: «Групповые технологии и их разновидности»; «Технология развития критического мышления через чтение и письмо» и т. д.
  • Единый методический день с  уроками-показами по теме «Урочная и внеурочная деятельность в рамках введения ФГОС ООШ»  (проведение открытого урока, анализ, самоанализ);
  • Утверждение рабочих программ; разработка технологической карты; создание банка лучших практик.
  • Повышение уровня профессионализма и мастерства.

2

Риск негативного отношения к Стандарту родителей

  • Сдержанное отношение к любым нововведениям

  • Разъяснительная работа, направленная на формирование у родителей понимания актуальности Стандарта, его ориентированности на интересы семьи и ребенка:
  • Новый феномен детства (Фельдштейн и др.)
  • Обучение по-новому – путь к успеху
  • Освещение нововведений в СМИ, в сети Интернет

  • Отлаженная система работы Совета Школы, общешкольного родительского комитета;
  • Увеличение кол-ва родителей, участвующих в жизни и деятельности школы;
  • Активное посещение родительских собраний; лекториев, тренингов
  • Рост посещения родителями сайта ОО; положительная динамика оценки деятельности ОО.

  • Тяжелые финансово-экономические условия семьи в сельской местности
  • Заключение договора

  • Привлечение спонсорских средств

  • Увеличение кол-ва родителей, поддерживающих нововведения;
  • Предпочтение выбора обучения в данной школе;
  • Улучшение материально-технической базы

3

Риск неготовности обучающихся к получению образования в новых условиях

  • Неготовность субъективная

  • Диагностика и  коррекционная работа психолога

  • Повышение интереса к обучению, потребности к самовыражению и самореализации

  • Неравный доступ к качественному общему образованию

  • Создание образовательных комплексов, тесное сотрудничество базовых школ и филиалов.
  • Повышение качества обучения учащихся;
  •  Поступление в ссузы и вузы на бюджетные места.

  • Индивидуальные особенности обучающихся
  • Личностно-ориентированные технологии обучения, дифференцированная работа;
  • Технология ИОМ;
  • Индивидуально-групповые занятия.

  • Результаты участия в интеллектуальных, творческих, спортивных конкурсах.
  • Результаты государственных экзаменов.

4

Риск неэффективного управления, администрирования процессом введения Стандарта

  • Непродуманная регламентация, избыточная бюрократизация, размывание ответственности
  • Создание системы управления введением Стандарта.
  • Формулирование целей и задач введения Стандарта,
  • Разработка содержания, последовательности и сроков проведения соответствующих мероприятий;
  • Разработка нормативно-правовой документации
  • Наличие отлаженной системы управления ОО

5

Риск недостаточного или, напротив, избыточного контроля за соблюдением Стандарта

  • Риски управления
  • Сочетание различных форм и методов государственного и общественного контроля,
  •  Проведение мониторинговых исследований
  • Участие в государственном общественном контроле;
  • Изменение линейно-функциональной структуры управления на адаптивную

6

Риск несоблюдения требований к условиям реализации основной образовательной программы

  • Дефицит кадров

  • Недостаточное финансирование
  • Обновление кадрового состава и их обучение

  • Создание образовательных комплексов, тесное сотрудничество базовых школ и филиалов.
  • Рациональное соотношение возрастного и образовательного ценза пед. состава
  • Поддержка молодых специалистов
  • Повышение доступности качественного образования


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование личности обучающегося как субъекта образовательной деятельности в условиях внедрения и реализации ФГОС на современном этапе

Данный материал представляет собой конспект выступления на заседании РМО учителй русского языка и литературы. Мне кажется, интересен практической направленностью. Сопровождатеся презентацией....

Актуальные проблемы внедрения и реализации ФГОС в области изменения оценки личностных результатов образовательной деятельности учащихся на уроке информатики в средней школе

В статье поднимается вопрос оценивания личностных результатов образовательной деятельности учащихся на уроках математики  в основной школе. Автор предлагает технологию самостоятельного оценивания...

План методической работы по внедрению и реализации ФГОС

Ежегодно  в ОУ разработываются планы работы по различным направлениям. Представленный план координирует  действия и предусматривает мероприятия, которые позволяют совершенствовать профессион...

ЭССЕ на тему: Формирование современного образовательного пространства колледжа в рамках внедрения и реализации ФГОС СПО

Социальный заказ общества и государства на специалиста предъявляет требования к выпускнику, который должен стать конкурентоспособной личностью, то есть социально и профессионально активной, обладающей...

Особенности преподавания истории в сельской малокомплектной школе в условиях внедрения и реализации ФГОС

Особенности преподавания истории в сельской малокомплектной школе в условиях внедрения и реализации ФГОС...

Особенности преподавания истории в сельской малокомплектной школе в условиях внедрения и реализации ФГОС

Особенности преподавания истории в сельской малокомплектной школе в условиях внедрения и реализации ФГОС...