Формирование личности обучающегося как субъекта образовательной деятельности в условиях внедрения и реализации ФГОС на современном этапе
статья

Пермина Юлия Владиславовна

Данный материал представляет собой конспект выступления на заседании РМО учителй русского языка и литературы. Мне кажется, интересен практической направленностью. Сопровождатеся презентацией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование личности обучающегося как субъекта образовательной деятельности в условиях внедрения и реализации ФГОС на современном этапе.

Выступление на заседании РМО учителей русского языка и литературы

Подготовила Пермина Ю.В., учитель МБОУ СОШ с. Кудеевский

2013г.

Тот знает достаточно, кто знает, как научиться.

Генри  Адамс, американский писатель и историк.

Традиционная (так называемая «советская») система обучения была нацелена на передачу знаний от учителя ученику. Таким образом, существовала субъект-объектная схема обучения, которая формировала хороших исполнителей.  Однако на сегодняшний день социальный заказ изменился (Слайд 3). В первую очередь, мне кажется, это связано с динамичностью современного рынка труда, что требует от человека мобильности, гибкости компетенций, готовности и умения учиться в течение всей жизни (Слайд 4). В связи с возрастанием роли предпринимательства в обществе  России требуются активные, творческие люди, способные принимать самостоятельно решения и нести за них ответственность.

Проиллюстрировать сказанное поможет диаграмма, составленная по результатам Второго международного анализа прогресса в обучении, проведенного в 1991 году (Слайд 5). 
Таким образом, главной задачей  для нас, учителей, становится не передача знаний, а воспитание успешного в жизни человека. Для этого ребенок должен стать не объектом обучения, а субъектом образовательного процесса
.(Слайд 6)  Именно на это и нацеливает нас ФГОС второго поколения.

ФГОС предлагает нам «портрет выпускника школы». Из перечисленных в Стандарте личностных качеств назову те, которые, как мне кажется,  являются именно чертами личности как субъекта образовательного процесса:

- «креативный и творчески мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества;

- владеющий основами научных методов познания окружающего мира;

- мотивированный на творчество и инновационную деятельность;

- готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность;

- подготовленный к осознанному выбору профессии …;

- мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни».

Логично теперь задать вопрос: как?

«Методологической основой Стандарта является системно-деятельностный подход, который обеспечивает: (Слайд 7)

- формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию; (…)

- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся…»

Фундаментальное ядро содержания общего образования включает следующие элементы (Слайд 8):

- базовые национальные ценности;

- основные элементы научного знания;

- универсальные учебные действия.

Универсальные учебные действия (ФГОС)
- способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Виды учебных действий:

  1. Личностные:

- историко-географический образ России и Башкортостана;

- знание положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина;

- ориентация в системе моральных норм и ценностей;

- гражданский патриотизм, уважение к истории своей страны, культурным и историческим памятникам;

- уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;

- готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;

2) Регулятивные:

Выпускник научится:

• целеполаганию;

• самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

• планировать пути достижения целей;

• уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

• принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

• осуществлять контроль своих действий;

• осуществлять адекватную самооценку и самокоррекцию;

3) Познавательные

Выпускник научится:

• основам реализации проектно-исследовательской деятельности;

• проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;

• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

• давать определение понятиям;

• устанавливать причинно-следственные связи;

• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

4) Коммуникативные

Выпускник научится:

• учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству;

• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве;

• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор, аргументировать свою точку зрения;

• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;

• работать в группе;

• использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей.

УУД формируются в результате деятельности ученика.

В связи с этим считаю необходимым вернуться к понятию «деятельность». Леонтьев А.Н. в своих трудах развивал общее понятие о деятельности. Он разработал общепсихологическую теорию деятельности, ставшую фундаментальной для отечественной науки. Главным трудом, раскрывающим суть деятельностного подхода, стала работа Леонтьева Деятельность. Сознание. Личность≫. (Слайд 9.)

Рассмотрим модель деятельности (Слайд 10).

Именно на основе этой модели предлагает строить уроки Л.Г. Петерсон (Слайд 11).

Деятельностный подход ориентирует не только на усвоение знаний, но и на способы этого усвоения, на образцы и способы мышления  и  деятельности, на развитие  познавательных  сил  и  творческого  потенциала  ребёнка.

Сопоставим традиционный «знаниевый» подход и деятельностный. (Слайд 12)

Переходя непосредственно к нашему предмету,  хочется сказать, что особыми возможностями для формирования УУД обладают задания по развитию речи. В современных условиях происходит изменение объемов текстов в сторону уменьшения – это связано в первую очередь с ГИА, где от учащихся требуется умение написать небольшое сочинение и сжатое изложение. Работа над изложением помогает овладеть основными видами речевой деятельности: аудированием, чтением, говорением, письмом. Тексты для изложений обладают возможностями для реализации целей обучения русскому языку, обозначенным в ФГОС.  Поэтому целесообразным является расширение работы с текстами, использование различных упражнений, чтобы эта работа была нескучной:

1) задания на произвольное построение речевого высказывания, близкое к оригиналу: «Найди ошибку» (сопоставление исходного текста и изложения  с ошибками, несоответствиями), «Реставрация текста», «Будь внимателен» (разделить два текста) и т.д.;

2) задания, рассчитанные на обогащение словарного запаса и грамматического строя языка учащихся: «Собери слова», «Кроссвордный диктант», «Переводчики» и др.;

3)  задания для формирования познавательных УУД:  «Составляем определения», «Ищем общее», «Ищем различия», «Мозаика» (восстановить текст из фрагментов), «Цепочка вопросов», «Текст наоборот» и др.;

4) задания коммуникативного характера на самостоятельное составление связного монологического высказывания: «Бусы», «Как ни крути…», «Кто короче?», «Если бы…»;

5) задания, направленные на анализ стилистических особенностей текста: «Определяем стиль», «Исправляем стиль», «Нарушаем стиль» и др.

Подводя итог, хочется сказать, что идея сделать ученика субъектом образовательного процесса существует давно, но до ФГОС она считалась инновационной, а теперь становится обязательной.

Я слышу и забываю. Я вижу и запоминаю. Я делаю и понимаю.

                                            Конфуций.

Источники:

  1. ФГОС среднего (полного) общего образования. М.: Просвещение, 2013.
  2. www/standart.edu.ru
  3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Смысл.  М.: Смысл, 2005.
  4. Развитие речи. 5-9 классы: инновационная технология обучения/ авт. –сост. О.А. Дюжева. – Волгоград: Учитель, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в условиях введения и реализации ФГОС

Социально-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в условиях введения и реализации ФГОС нового поколения сегодня особенно значимо и актуально. Социальный педагог в условиях р...

Современные подходы к оцениванию образовательных достижений обучающихся по предмету «Иностранный язык» в условиях введения и реализации ФГОС ООО

Авторы: Соловьева Ж.В., учитель английского и   французского языков,  ВКК.  НОУ школа « Ксения»      Старожук  А.Л., учитель английского языка,...

Мастер-класс «Интерактивная физкультминутка как здоровьесберегающий фактор в образовательной деятельности в условиях внедрения ФГОС».

Мастер-класс «Интерактивная физкультминутка как здоровьесберегающий фактор в образовательной деятельности в условиях внедрения ФГОС» Здоровьесберегающие образовательные технологии мож...

Особенности преподавания истории в сельской малокомплектной школе в условиях внедрения и реализации ФГОС

Особенности преподавания истории в сельской малокомплектной школе в условиях внедрения и реализации ФГОС...

Формирование у обучающихся компетенции самостоятельной образовательной деятельности (из опыта работы учителя математики)

      Самостоятельная работа - важное условие развития личности, ее творческих  возможностей, путь воспитания самостоятельности. Но, самостоятельная работа вызывает у некото...

Современные подходы к оцениванию образовательных достижений обучающихся по предмету «Иностранный язык» в условиях введения и реализации ФГОС ООО

Авторы: Соловьева Ж.В., учитель английского и   французского языков,  ВКК.  НОУ школа « Ксения»      Старожук  А.Л., учитель английского языка,...

Особенности преподавания истории в сельской малокомплектной школе в условиях внедрения и реализации ФГОС

Особенности преподавания истории в сельской малокомплектной школе в условиях внедрения и реализации ФГОС...