Социально-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в условиях введения и реализации ФГОС
статья по теме

Суренян Татьяна Леонидовна

Социально-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в условиях введения и реализации ФГОС нового поколения сегодня особенно значимо и актуально. Социальный педагог в условиях реализации новых стандартов становится ключевой фигурой: родители, педагоги и дети находятся под его пристальным вниманием. Оказание педагогической, правовой, психологической помощи и поддержки как никогда значимо и актуально в современных условиях, так как понять, принять, помочь и поддержать -  это работа, жизнь и потребность каждого социального педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx23.63 КБ

Предварительный просмотр:

 «Социально-педагогическое сопровождение

участников образовательного процесса в условиях

введения и реализации ФГОС»

                                                Социальный педагог МБОУ

«Дороховская СОШ»:

Суренян Татьяна Леонидовна

2011 год

С 1 сентября 2011 г. все российские школы перешли на новые Стандарты начального общего образования в рамках реализации национальной образовательной инициативы “Наша новая школа”. Введение государственного образовательного стандарта соответствует Конституции Российской Федерации, Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах. Государственные образовательные стандарты вводятся в систему нормативно– правового обеспечения развития образования на основе закона Российской Федерации “Об образовании”.

Одним из принципиальных отличий новых стандартов является стремление к получению личностного результата. Общество стремится к тому, чтобы появлялась личность, которая развивается по собственной траектории, с учетом индивидуальных склонностей, интересов, способностей. Важна личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не количество знаний, полученных в школе.

В стандартах второго поколения говорится: “Стандарт призван играть важнейшую роль в воспитании высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России, осознающих ответственность перед обществом и нацией за настоящее и будущее своей страны”.

Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся.

Важное место в образовательном процессе занимают  здоровье учащихся, социализация личности, создание безопасной и комфортной образовательной среды. Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе и  делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность социального педагога как полноценного участника образовательного процесса.

Целью педагогического сопровождения является создание социально – педагогических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения.

В ходе педагогического сопровождения решаются следующие задачи:

систематически отслеживать социально-педагогический статус ребенка;

формировать у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;

создать специальные социально-психологические условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в  обучении.

Социально-педагогическое сопровождение дает возможность следовать за естественным развитием детей и подростков, опираться не только на возрастные закономерности развития, но и на личностные достижения, в которых закреплены те усилия, которые они приложили, чтобы продвинуться вперед в собственном социальном становлении.

Во-вторых, социально-педагогическое сопровождение означает признание безусловной ценности каждой личности, приоритетности ее потребностей, целей и установок саморазвития.

В-третьих, в позиции сопровождения социальный педагог не выступает «костылем», на который привыкает опираться ребенок, или «жилеткой» для слез и жалоб родителей в случае неудовлетворительной социализации ребенка. Социальный педагог побуждает к нахождению самостоятельных решений, помогает принять на себя необходимую меру ответственности, создает условия для проявления субъектной позиции.

Реализация данного подхода требует от социального педагога более высокого профессионализма, так как его деятельность характеризуется большей степенью неопределенности в организации социально-педагогического сопровождения. Даже при наличии четких и педагогически целесообразных планов каждый день могут возникать проблемы коррекционного, организационного и другого характера.

Технология социально-педагогического сопровождения предполагает разработку содержания, средств, методов образовательно-воспитательного процесса, направленного на выявление и использование субъектного опыта ребенка, раскрытие способов его мышления, выстраивание индивидуальной траектории развития через внеурочную занятость с учетом личностных потребностей и творческих способностей детей и подростков.

Основными этапами социально-педагогического сопровождения являются:

1 этап - организация и проведение диагностики (психологической, педагогической) и анкетирования детей и подростков для выработки рекомендаций с целью улучшения результатов учебной и воспитательной деятельности в рамках образовательного учреждения. Полученные сведения по анкетированию позволяют собрать информацию по ряду вопросов, связанных с обучением, проживанием и социальным окружением.

2 этап - анализ полученной информации. На основе анализа определяется направления, по которым будет строиться работа социального педагога, выделяется группа детей, с которыми будет вестись более интенсивная индивидуальная работа (это дети «группы риска», из неблагополучных семей).

3 этап - выработка программы работы, то есть сюда входит отбор мероприятий, методов, диагностик и т.д., необходимых для осуществления социально-педагогического сопровождения.

4 этап – деятельностный - построение модели социально-педагогического сопровождения и ее реализации на практике.

5 этап - анализ деятельности по сопровождению, оценка эффективности программы, внесение необходимых корректировок.

Для  целостного развития детей и подростков, их успешной социализации, раскрытия индивидуализации и творческого потенциала в нашей школе была разработана модель организации социально-педагогического сопровождения урочной и внеурочной деятельности детей,  сделана ее характеристика и обозначены условия реализации модели и факторы ее успешности. 

Главной целью построения нашей модели является помощь в процессе всестороннего развитие личности ребенка и его социализация.

Работа по данной модели проводится с детьми «группы риска», включающая несовершеннолетних 11-17 лет, многие из которых,  проживают в неблагополучных семьях.

Для реализации модели, прежде всего, нами был составлен план работы, схема совместных действий родителей и специалистов, способствующих развитию способностей ребенка, его оздоровлению, социальной адаптации (например, профессиональной ориентации).

Условиями реализации данной модели являются следующие:

1) Готовность к адекватному восприятию существующих социальных и личностных проблем детей, обучающихся в школе.

Выявление данных проблем составляет начальный этап нашей работы по реализации модели социально-педагогического сопровождения.

Чтобы понять, с каким контингентом детей нам приходится работать, мы применяем метод наблюдения и метод изучения документации, в частности, изучаются личные дела учащихся. Кроме того, посещаем семьи, чтобы выяснить характер окружения и социально-бытовые условия, в которых проживают дети. После составления характеристик и наблюдения над личными особенностями детей можно сделать следующие выводы о том, по каким направлениям должна идти наша работа в рамках социально-педагогического сопровождения:

- Социально-педагогическая реабилитация. Данное направление являлось ведущим в нашей деятельности социального педагога. Оно требует индивидуальной работы с конкретным учеником, где от социального педагога ожидают наибольших успехов, достигнутых личными усилиями. И это понятно, ибо, сколько ни проводи мероприятий в пользу дезадаптированных, «проблемных» детей, реальные показатели труда складываются из живых детских судеб.

- Сопровождение ребенка в семье. Взаимодействие с семьей требует от социального педагога чрезвычайного такта, особой деликатности и осторожности. Вместе с тем он не может игнорировать факты, когда неблагополучная внутрисемейная обстановка отрицательно сказывается на личности ребенка.

- Работа с социальной средой ребенка. Она требует от школы  прежде всего инициативы. Ведь нередко социальные педагоги тратят массу сил и времени на борьбу с конфликтами, возникшими в среде и лишь перенесенными в стены образовательного учреждения.

2). Активная позиция в решении социальных и педагогических проблем, реализуемая готовность к социально-педагогическим действиям. Это собственно разработка тех мероприятий, которые были направлены нами на устранение выявленных проблем, в частности, для регулирования неблагополучной обстановки в семье проводились беседы с родителями, совместные с детьми родительские собрания, на общешкольные мероприятия, организовывались совместные походы детей и родителей на природу, для повышения эмоциональной комфортности детей проводились различные игры, конкурсы, викторины и т.д.

3) Для выявления результативности работы участие с детьми в выставках, смотрах самодеятельности, в спортивных соревнованиях необходимо зафиксировать личные достижения каждого ребенка в «дневнике наблюдений».

Проведенная работа показывает: управляемая взаимосвязь  общеобразовательной школы и родителей, внеурочная деятельность детей влияет повышение их самооценки, на изменение их моральных ценностей, снижение уровня тревожности, успешную адаптацию в коллективе и их социализацию.

Социально-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в условиях введения и реализации ФГОС нового поколения сегодня особенно значимо и актуально. Социальный педагог в условиях реализации новых стандартов становится ключевой фигурой: родители, педагоги и дети находятся под его пристальным вниманием. Оказание педагогической, правовой, психологической помощи и поддержки как никогда значимо и актуально в современных условиях, так как понять, принять, помочь и поддержать - это работа, жизнь и потребность каждого социального педагога


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА социально – педагогического сопровождения лицеистов в процессе обучения и их социализации.

Данная программа соцально- педагогического сопровождения обучающихся - итог многолетней работы социального  педагога. В ней представлены обоснование, цели и задачи, формы реализации и прогнозируемый р...

Создание модели мотивационной образовательной среды достижения образовательных результатов обучающихся в условиях реализации ФГОС ОО

Практическая значимость  разработанной  модели  обусловлена  тем, что  на ее основе может быть  организован  процесс обуче...

Создание модели мотивационной образовательной среды достижения образовательных результатов обучающихся в условиях реализации ФГОС ОО

Практическая значимость  разработанной  модели  обусловлена  тем, что  на ее основе может быть  организован  процесс обуче...

Организация учебного процесса обучения в условиях реализации ФГОС ООО.

Ключевые слова: «учитель-ученик», технологическая карта, личностно-ориентированный урок, деятельностный метод....

Статья (2014г.) РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ МУЗЫКИ В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРАЦИИ В СВЕТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

laquo;У человека не всегда имеются объективные и субъективные возможности для создания творчески нового в том или другом виде деятельности. Но, поскольку он личность, у него не может не быть готовнос...

Системно-деятельностный подход в образовательном процессе как методологическая основа реализации ФГОС основного общего образования

Системно-деятельностный подход в образовательном процессе как методологическая основа реализации ФГОС основного общего образования...