Инновационный проект "Открытая школа" как средство управления образовательным учреждением
проект по теме

Акатьева Наталья Викторовна

Тема инновационной деятельности

Обеспечение информационной открытости деятельности образовательных организаций.

Тема представленного проекта

«Открытая школа»

Цель (основная идея) проекта

Использование политики открытой образовательной среды как ресурса развития образовательной организации в целях повышения эффективности образовательного процесса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Шелаболихинская основная общеобразовательная школа» Шелаболихинского района Алтайского края

СОГЛАСОВАНО

протоколом УС  от 29.02.2016 № 1

УТВЕРЖДЕНО

приказом директора школы  от       29.02.2016 г. № 10

ПРОГРАММА

реализации инновационного проекта

«ОТКРЫТАЯ ШКОЛА»

с. Шелаболиха

2016 г.


Обоснование актуальности и значимости проекта для организации и системы образования Алтайского края

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) с каждым днем все больше проникают в различные сферы образовательной деятельности. Этому способствуют как внешние факторы, связанные с повсеместной информатизацией общества и необходимостью соответствующей подготовки специалистов, так и внутренние факторы, связанные с распространением в учебных заведениях современной компьютерной техники и программного обеспечения, принятием государственных и межгосударственных программ информатизации образования, появлением необходимого опыта информатизации у все большего количества педагогов. В большинстве случаев использование средств информатизации оказывает реальное положительное влияние на интенсификацию труда учителей школ, а также на эффективность обучения школьников.

Инновационный потенциал проекта состоит в его реальности, в способности непосредственно влиять на организацию и обеспечение образовательного процесса, на оптимизацию образовательных технологий, взаимодействия с родителями, в возможности оперативно корректировать образовательный процесс, персонализировать его формы.

Одной  из важнейших задач развития системы образования Алтайского края является обеспечение прозрачности деятельности школы для общества.

Политика открытой образовательной среды

- дает возможность согласовать требования и запросы участников образовательного процесса;

- позволяет формировать и развивать систему социального партнерства, обеспечивает вовлечение общественности в деятельность школы;

- позволяет создать положительный имидж школы, обеспечивает привлечение новых учащихся и квалифицированных педагогических кадров;

- обеспечивает позиционирование школы на рынке образовательных услуг, информирование о деятельности, создание прочной позитивной репутации – гарантии успешного развития школы.

Таким образом, наш инновационный проект - это построение новой образовательной среды с высокой интенсивностью различных форм социального и образовательного партнерства учителей, родителей и детей с использованием потенциала современных средств массовой информации и коммуникации, включая потенциал социальных сетей.

Цель (основная идея) проекта

Использование политики открытой образовательной среды как ресурса развития образовательной организации в целях повышения эффективности образовательного процесса

Задачи проекта

- формирование информационной компетентности участников образовательного процесса;

- увеличение роли родительской общественности в системе государственно-общественного управления образовательным процессом;

- установление партнерских взаимоотношений с образовательными учреждениями и другими организациями;

- переход на электронную форму ведения школьной документации;

- создание устойчивого положительного имиджа школы у жителей района

Необходимые ресурсы для реализации проекта.

  1. Научно-педагогические

          1) Методологию инновационного проекта  составляют системный, деятельностный и информационный подходы.

Основное назначение системного подхода состоит в целостном видении объекта.

Деятельностный подход обеспечивает построение методологических основ, связанных с единством объективного и субъективного в видах деятельности и взаимодействия “учитель – информационные средства – родитель - ученик”.

Информационный подход позволяет определить информационную среду, информационное обеспечение диалога, осуществить критический анализ существующих информационных технологий, используемых для обеспечения прозрачности деятельности школы для общества.

          2) Методология социально-педагогического проектирования и «выращивания» нового знания непосредственно в процессе реализации проекта, определяющая основания для конструирования логики исследования и обоснования этапов проекта;

          3) Методология оценки качества, позволяющая проектировать изменения системы оценивания образовательных результатов и достижений.

  1. Учебно-методические

Для внедрения результатов инновационного проекта в других ОУ будут разработаны, апробированы и представлены в печатном или электронном виде следующие учебно-методические «продукты»:

1) пакет методических материалов для организации работы вебинаров;  

2) модель информационной карты для заместителя директора по учебно-воспитательной работе для координации действий всех участников образовательного процесса в информационном поле ОУ;

3) методические рекомендации по взаимодействию в форме виртуального диалога с родителями для учителя-предметника и классного руководителя;

4) материалы для диагностики инновационного проекта (анкеты, опросы, рейтинги и т. д.);

5) обобщение опыта реализации проекта в целом и выработка рекомендаций для ОУ по внедрению подобных инноваций в образовательный процесс.

  1. Организационные

Организация в каждом учебном кабинете  рабочего места учителя с возможностью выхода в Интернет, имеются условия для сканирования, копирования и переноса документов на бумажные носители.

Соответствие педагогических кадров требованиям профессионального стандарта.

Наличие должностных инструкций работников, регламента ведения электронного журнала и электронного дневника, положения о порядке доступа педагогических работников к ИТ-сетям и базам данных, памятки безопасного поведения детей в сети Интернет, положения об оценке результативности инновационной деятельности учителей.

  1. Правовые

№ 273-ФЗ  "Об образовании в Российской Федерации".

Государственная программа РФ «Информационное общество (2011 – 2020 гг.)».

Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013 – 2020 гг.

Федеральная целевая программа развития образования на 2016 – 2020 гг.

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования.

№ 56-ЗС «Закон об образовании в Алтайском крае».

  1. Финансово-экономические

- привлечение спонсорских средств, средств добровольных пожертвований;

- участие в открытых грантовых конкурсах.

  1. Кадровые

Создание команды единомышленников, способной решать поставленные задачи и работать на результат, в составе

- педагогов школы, имеющих опыт работы руководителями МУМО, ШУМО, проблемно-творческих групп, тьюторами, руководителями проектных команд, занимающихся инновационной деятельностью;

- родителей (законных представителей);

- представителей учреждений социума, партнеров, спонсоров.

  1. Материально-технические

Укрепление и развитие материально-технической базы проекта через:

- совершенствование действующей инфраструктуры, позволяющей повысить эффективность образовательной и управленческой деятельности;

- установку высокоскоростного Интернета;

- создание комфортной образовательной среды: организация работы класса «открытого доступа» для самостоятельной работы учащихся, дающего им доступ и к школьной медиатеке с размещенными в ней материалами, и к ресурсам Интернет.

Действия с учётом рисков и ресурсов

Проект ограничен по времени, ресурсам, территории, целевой группе. Поэтому неизбежно что-то остается за рамками видения и влияния в проекте,  как точки роста, так и проблемные точки.

Для определения рисков и ограничений использовались следующие методы: мозговой штурм; обсуждения; анализ предположений. Для управления рисками проекта были определены воздействия по снижению каждого риска, которые представлены в таблице.

Риски реализации проекта

Риски

Минимизация рисков

Недостаточная развитость среды (отсутствие элементов информационной инфраструктуры обеспечения проекта, сбои в сетевой коммуникации) Старение материальной базы и программного обеспечения ОУ

Оснащение ОУ, использование свободно распространяемого программного обеспечения

Недостаточный опыт работы учителей с использованием компьютерных технологий

Разработка школьной программы повышения ИКТ компетентности    учителей

Направленность некоторых педагогов на традиционные формы организации деятельности.

 Проблемы психологического характера: неприятие отдельными субъектами идеи инноваций

Пропаганда инновационных разработок, методические семинары, поощрение тех учителей, которые внедряют инновации .

Неготовность родительской общественности к принятию объективных результатов оценки качества образования своих детей.

Создание механизмов доведения информации до потребителя образовательной услуги.

Риск неадекватной реакции на информацию в виртуальной среде, риск того, что (по ошибке) будет опубликована информация, не предназначенная для открытого доступа.

Ведение диалога не на общедоступных ресурсах, а на специализированных таких как «Сетевой регион. Образование»  на условиях персонифицированного доступа .

Не все родители имеют в домашнем пользовании персональный компьютер, Интернет.

Испольхзование бумажной версии дневника для связи с родителями, распечатка страниц электронного дневника для родителей.

Ожидаемые результаты реализации инновационного проекта.

Для учащихся:

- осознание учащимися возможностей виртуальной коммуникации как важного инструмента в учении;

- повышение мотивации к учению;

- возможность накапливать в электронном виде самостоятельно выполненные работы в электронном портфолио;

- возможность расширения поля взаимодействия с педагогами за счет использования виртуальной составляющей.

Для учителя:

- общий рост информационно-технологической компетентности;

- готовность к новым формам диалогового взаимодействия с участниками образовательного процесса;

- совершенствование системы оценивания учащихся;

- повышение возможностей самореализации в ходе инновационной деятельности.

Для родителей:

-оперативное получение педагогической консультации у педагога-предметника или классного руководителя,

получение консультаци психолога или социального педагога;

-коммуникация с классным руководителем, участие в обсуждении проблем ОУ с другими родителями в форуме и активное влияние на ход образовательного и воспитательного процессов в ОУ;

- осуществление контроля за учебной деятельностью ребенка, своевременное реагирование на возникающие проблемы в учебной деятельности, оказание поддержки в организации домашней работы над учебным материалом.

Для школы:

- совершенствование образовательной программы;

- открытость результатов деятельности;

- укрепление связей между всеми участниками образовательного процесса за счет использования средств ИКТ;

- повышение конкурентоспособности.

Для социума:

- демонстрация исключительной значимости семьи для решения задач воспитания и социализации подрастающего поколения в информационном обществе посредством привлечения специалистов из родительской общественности к реализации проекта;

          - подготовленность выпускников к встраиванию в современную систему начальнеого и среднего профессионального образования, а также к сетевому взаимодействию с современными учебно-методическими материалами, с преподавателями и студентами;

          - наличие методических рекомендаций для трансляции опыта в другие образовательные учреждения.

Критерии эффективности реализации проекта:

• Положительная внутренняя и внешняя экспертиза программы и ее апробации.

• Количество ОУ, в которых данная программа будет востребована.

• Общий рост информационно-технологической компетентности участников образовательного процесса.

• Востребованность родителями предлагаемых форм виртуального диалога.

• Создание и использование учителями дистанционных учебных курсов.

• Обновление и пополнение Интернет портала ОУ.

• Ведение личных электронных портфолио учениками и большей частью учителей.

• Наличие базы данных электронных документов.

• Регулярное (не реже 1 раза в месяц)  обновление разделов методических объединений педагогов.

•  Реализация телекоммуникационных проектов с помощью «портфолио проектов».

• Рост удовлетворенности качеством образовательного процесса у учащихся и родителей.

• Удовлетворенность родителей возможностями получения оперативной и качественной информации о школьных делах и проблемах.

• Увеличение различных форм привлечения родителей для решения проблем школы.

• Стабильно высокий статус образовательного учреждения в районе.

Основные потребители результатов проекта

Образовательные организации.

План реализации проекта по этапам 

Название этапа

Основные  мероприятия

Сроки

Прогнозируемый результат

Первый этап: подготовительный

Обоснование актуальности Проекта. Создание рабочих групп по основным направлениям работы, разработка механизма реализации Проекта, системы мониторинга хода и результатов реализации Проекта. Методическое обеспечение проекта, разработка нормативно-правовой базы. Открытое обсуждение Проекта участниками образовательного процесса. Апробирование механизмов реализации Проекта и форм контроля.

январь  – август 2016

Рост информационно-технологической компетентности участников образовательного процесса.

Второй этап: практический 

Реализация основных направлений Проекта. Выявление проблем и внесение корректив. Подведение промежуточных итогов реализации Проекта. Предварительная оценка эффективности Проекта.

сентябрь 2016 – август 2017

Работа с интерактивными форматами (опрос, форум, гостевая книга и т.п.).

Положительная внутренняя и внешняя экспертиза проекта в школе.

 

 

Третий этап: заключительный

Анализ, обобщение и распространение результатов, полученных в ходе реализации Проекта. Оценка эффективности Проекта. Презентация Проекта в педагогическом сообществе

сентябрь 2017 – декабрь 2018

Повышение информационной открытости ОУ.

Тиражирование положительного опыта реализации проекта в ОУ

Успешное внедрение АИС  «Сетевой город»: полный или профессиональный уровень (внутри ОУ):

- учителя используют и создают дистанционные учебные курсы и тесты

- обновляется и пополняется Интернет-портал ОУ - многие учителя и ученики ведут личные портфолио, имеется база данных электронных документов, разделы методических объединений педагогов

- реализуются телекоммуникационные проекты с помощью «Портфолио проектов».

 

 

Дорожная карта (алгоритм реализации проекта)

№/п

Мероприятие

Сроки

1

Создание рабочих групп по основным направлениям работы

3 неделя января 2016 г.

2

Создание нормативно-правовой базы проекта

январь — февраль 2016 г.

3

Открытое обсуждение Проекта участниками образовательного процесса.

март - август 2016 г.

4

Разработка системы мониторинга хода и результатов реализации Проекта.

март - декабрь  2016 г.

5

Разработка и апробация форм контроля  реализации Проекта.

январь-май 2016 г.

6

Промежуточный анализ подготовительного этапа реализации Проекта

август 2016 г.

7

Публикация материалов реализации Проекта на официальном сайте школы

по ходу реализации

8

Работа с интерактивными форматами (опрос, форум, гостевая книга и т.п.).

сентябрь 2016 – август 2017

9

Освещение хода реализации Проекта в районной газете «Знамя Советов»

С мая 2016 г.

10

Внутренняя  и внешняя  экспертиза Проекта.

ноябрь  2016 г.

июнь 2017 г.

ноябрь 2018 г.

11

Тиражирование положительного опыта реализации проекта в ОУ:

- вебинар для школьного образовательного округа № 3

- онлайн конференция для администрации школ района и членов районного методического совета

- мастер-класс для учителей района

и другое согласно уточненному плану по годам реализации проекта.

с августа 2016 г.

- октябрь 2017 г.

 

- январь 2018 г.

- март 2018 г.

12

Внедрение АИС  «Сетевой город»: полный уровень (внутри ОУ)

сентябрь 2016 – декабрь 2018

13

Составление аналитического отчёта о реализации инновационного проекта «Открытая школа»

декабрь  2018 г.

14

Публичная презентация Проекта родительской общественности

апрель 2016г.

ноябрь  2018 г.

15

Презентация Проекта в педагогическом сообществе.

август 2018 г.

август 2017 г.

август 2018 г.

 

Приложение 1

Основные планируемые результаты реализации

инновационного проекта на 2016 год

Мероприятия

Ожидаемый результат

1

Информационное сопровождение проекта

Статья о ходе реализации инновационного проекта в   районной газете «Знамя Советов», май

Публикация в новостной ленте на сайте Главного управления и АКИПКРО , октябрь

Размещение описания опыта в сети Интернет www.proshkolu.ru/org/selabolihinskay-2/ , июль

2

Участие (представление опыта) в мероприятиях, направленных на обеспечение качества и результативности распространения лучших практик реализации инновационных проектов

- Выступление на краевой НПК «Введение ФГОС основного общего образования в школах Алтайского края: опыт, проблемы, решения» (апрель)

- Участие в краевой НПК «Здоровое поколение 21 века», апрель

- Обучающий семинар для  учителей школы «Возможности раздела МСОКО АИС «Сетевой регион. Образование», февраль.

Мастер-класс для педагогов школы по работе с личным портфолио в АИС «Сетевой регион. Образование», февраль.

- Семинар для администрации ДОУ школьного образовательного округа №3 «Сайт как инструмент открытости ОУ», июнь.

-Представление опыта на августовской педагогической конференции.

- День открытых дверей для школ муниципалитета, ноябрь.

3

Доля педагогических работников, участвующих в реализации проекта

50 %

4

Разработка программы стажёрской практики

Утверждение разработанной программы стажерской практики в АКИПКРО, октябрь.

5

Обеспечение доступности материалов инновационной деятельности на сайте организации

http://shelabschool2.ucoz.ru/index/innovacionnyj_proekt/0-270 - инновационный проект (описание)

http://shelabschool2.ucoz.ru/index/normativnaja_baza/0-285 - нормативная база проекта

http://shelabschool2.ucoz.ru/index/realizacija_proekta/0-286 - мероприятия, проведённые в рамках проекта

6

Организация мониторинга востребованности материалов инновационной деятельности

Создание на школьном сайте форума с целью обеспечения мониторинга востребованности материалов, июнь.

Создание страницы отзывов на школьном сайте в разделе реализации инновационного проекта, май.

7

Проведение консультаций для образовательных организаций и их работников по теме проекта

- Сетевая консультация «Ведение личного портфолио»  в

АИС «Сетевой регион. Образование», июль.

- Сетевая консультация «Тематическое планирование в электронном журнале», август.

8

Разработка необходимых для реализации проекта материалов (продуктов)

Анкета для родителей на проверку понимания основных моментов инновационного проекта,апрель.

Программа стажерской практики,октябрь.

Аналитическй отчет о прохождении первой фазы проекта, декабрь.

9

Показатели, свидетельствующие о результативности инновационной деятельности в организации

Положительная внутренняя и внешняя экспертиза программы в первой фазе проекта.

Общий рост информационно-технологической компетентности участников образовательного процесса.

Обновление и пополнение Интернет портала ОУ.

Ведение личных электронных портфолио  учениками и учителями.

Обновление разделов методических объединений педагогов.

Увеличение различных форм привлечения родителей для решения проблем школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-коммуникационные технологии в воспитательно-образовательном процессе и управлении образовательным учреждением

В данном выступлении (текст выступления + презентация) представлен  опыт  научной организации труда  заместителя директора по учебно-воспитательной работе на основе применения информаци...

ВНЕДРЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ

Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области Автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования Ленинградский государственный университет имени...

ВНЕДРЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ

Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области Автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования Ленинградский государственный университет имени...

План действий по развитию государственно-общественного управления образовательным учреждением

Презентация содержит дальние и близкие цели, задачи, приемы и технологии, риски и решения, план-график действий по развитию ГОУ....

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ КОМАНДНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ

Внедрение в образовательную практику технологий менеджмента – перспективное направление деятельности руководителя, позволяющее добиваться поставленных задач развития учебного заведения, повышать качес...

Инновационные подходы к управлению образовательным учреждением

О внедрении инновационных методов и приемов к управлению образовательным процессом в школе....

Возможности единой информационно-образовательной среды в управлении образовательным учреждением

Предпосылками для разговора об информационно-образовательной среде в современной педагогической науке стали разговоры об информатизация образования. Рассмотрим информатизацию в двух методических аспек...