Возможности единой информационно-образовательной среды в управлении образовательным учреждением
статья

Парфёнова Алёна Игоревна

Предпосылками для разговора об информационно-образовательной среде в современной педагогической науке стали разговоры об информатизация образования. Рассмотрим информатизацию в двух методических аспектах: технологическом и психолого-педагогическом: как «целенаправленно организованный процесс» и как специализированная «новая область педагогического знания, интегрирующая научные направления психолого-педагогических, социальных, физиолого-гигиенических, технико-технологических исследований, находящихся в определенных взаимосвязях, отношениях между собой». (И.В.Роберт).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx26.74 КБ

Предварительный просмотр:

Возможности единой информационно-образовательной среды в управлении образовательным учреждением

Предпосылками для разговора об информационно-образовательной среде в современной педагогической науке стали разговоры об информатизация образования. Рассмотрим информатизацию в двух методических аспектах: технологическом и психолого-педагогическом: как «целенаправленно организованный процесс» и как специализированная «новая область педагогического знания, интегрирующая научные направления психолого-педагогических, социальных, физиолого-гигиенических, технико-технологических исследований, находящихся в определенных взаимосвязях, отношениях между собой». (И.В.Роберт).

Информатизация образования – это не только информатизация образовательной среды и инфраструктуры образования, но и, прежде всего, решение всех проблем информационно-познавательной деятельности, информационного взаимодействия субъектов образования, что предполагает ее проникновение во все поры образовательного процесса и образуемой им образовательной сферы. Это не только информатизация системы образования как сети образовательных учреждений, но и информатизация предмета образования. Информатизация образования является стратегическим средством, ресурсом образования. В то же время, она создает условия, благоприятные факторы для образования, т.е. формирует его среду, информационно-образовательную среду. По сути дела, информационно-образовательная среда является продуктом информатизации образовательной сферы, результатом применения к ней информатизации образования как функции. Информатизация информационно-образовательной среды – это ее естественное развитие.

Информатизация образования является по отношению к информационно-образовательной среде системой интеллектуального управления, развития и саморазвития ее знаний, «обучения» и «самообучения» информационно-образовательной среды в качестве базы образовательных знаний. В то же время, она в контексте отношений образование – информатизация образования – информационно-образовательная среда расширяет границы управленческого педагогического аспекта информатизации образования:

- ресурсы информатизации становятся не только средствами обучения, познания, но и самостоятельными объектами обучения и управления.

- сама информатизация образования, как и информатизация общества, их аспекты, проблемы, тенденции, принципы, становится предметом обучения и управления.

Информатизация не просто кардинально изменила мир, она качественно изменила производительные силы и производственные отношения общества. Современное общество вступает в новую фазу – в состояние информационного общества. В нашей стране формирование и развитие информационного общества также названо в качестве приоритетных – «Стратегия развития информационного общества в России».

Информатизация позволяет своевременно  получать полную информацию, создавать электронную базу данных, легкодоступную для руководителя образовательного учреждения администрации, учителей, учеников и родителей, но при этом защищенную от взломов и нежелательных атак. Создание единой информационной среды, электронного информационного обмена,  дистанционной поддержки учащихся, учителей и администрации школы, предполагает создание совершенно новых локальных актов, регламентирующих деятельность школы в новых условиях, применение современного и надежного оборудования.

Основная цель Информационно-образовательной среды – обеспечение перехода образования в новое качество: в состояние, соответствующее информационному обществу. Следовательно, основная цель предлагаемого описания – способствование этому переходу образования, его качественному развитию и преобразованию

Как и всякая среда, образовательная среда порождается теми компонентами общей  среды общества (факторами, условиями, ресурсами и прочим), которые находятся в существенном взаимовлиянии с образованием, системами обучения, их методическими системами. Многие из этих компонентов (факторов влияния) создаются самим образованием, другие предоставляются внешней средой. Поэтому образовательную среду составляют и внутренние, и внешние факторы по отношению к образованию. Особенностью современного образования является информатизация, вследствие чего образовательная среда стала информационной – информационно-образовательной средой, где эти ее свойства являются неразрывно связанными. Информационное представление образовательной среды предполагает ее преобразование в систематизированное информационное пространство, организованное, многомерное, упорядоченное, что добавляет к нашему понятию слово «единая».

Таким образом, единая информационно-образовательная среда представляет собой комплексное понятие. За основой понятия информационно-образовательной среды следует обратиться к ее определению в Стандарте (как ее правовое толкование и выражение): «Информационно-образовательная среда образовательного учреждения включает: комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ): компьютеры, иное ИКТ-оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде». 

При этом в качестве социокультурного понятия, развиваемого в соответствии с социально-экономическими условиями и методологией научно-образовательного исследования, понятие информационно-образовательной среды является многоаспектным. В частности, можно выделить следующие аспекты:

- Информационно-образовательная среда как информационное выражение образовательной среды;

- Информационно-образовательная среда как часть информационной среды, имеющая образовательное значение;

- Информационно-образовательная среда как информационное содержание образовательной среды (информационные объекты, средства, ресурсы).

Так же, как информационная среда общества, информационно-образовательная среда включает в себя свое информационное содержание и инфраструктуру – материально-технологическое обеспечение ее продуктивного функционирования и позитивного воздействия на образование, что нашло выражение в ее определении в Стандарте.

Нас интересует специализированная среда, целенаправленная на образовательный процесс, выражающая его специфику и особенности (логически неотделимая от него), а также имеющая информационное представление, что также является ее неотъемлемым свойством. Таким образом получается, что Информационно-образовательная среда – это не просто информационная образовательная среда, или образовательная среда, выраженная в информационной форме, а именно ее представление (образ, проекция) в информационных средствах, ресурсах, технологиях, обучающих и управляющих системах, выраженных в документированной форме и методически адаптированных для образования. Информационно-образовательная среда – это информационно-образовательная среда в логическом единстве информационных и образовательных характеристик.

Физически информационно-образовательная среда является многоуровневой иерархической средой – общеобразовательная среда, среда школы, личная среда, развивающиеся как открытые системы и подсистемы.

Логически информационно-образовательная среда содержит также три содержательных уровня:

Первый уровень – информационная система, определяющая форму и содержание, остальные содержательные уровни среды. Организационный уровень, формируемый в соответствии с потребностями учреждения, регулируемый администрацией.

Второй уровень – система информационно-образовательных, электронно-образовательных ресурсов, методических ресурсов, ресурсов информационной среды, имеющих образовательное значение. Этот уровень непосредственно связан с педагогической системой, развивается и функционирует под ее управлением.

Третий уровень – образовательная медиа-среда, содержащая познавательные и социокультурные ресурсы общей среды, связанные с образованием, самообразование, саморазвитием учащихся, самостоятельным добыванием ими знаний. Этот уровень имеет опосредованное управление педагогической средой. Повышение эффективности этого управления является одной из проблем педагогической системы и информационно-образовательной среды.

Информационно-образовательная среда включает в себя следующие аспекты:

- организационный

- технологический

- человеческий

На организационном уровне информационно-образовательная среда имеет:  

- множество свойственных ее аспектов, выражающих ее назначение, цели, требования общества и образования, сформулированные в педагогических исследованиях, нормативных образовательных документах, в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте – ФГОС;

- множество функций информационно-образовательной среды, реализующих в деятельностной форме ее аспекты, потенциал ее позитивного воздействия на процессы обучения, субъектов образования, их отношения.

На технологическом уровне информационно-образовательной среды содержит множество компонент, реализующих на этом автоматизированном уровне ее функции, множество информационно-компьютерных и коммуникационных технологий, обеспечивающих работу этих компонент информационно-образовательной среды, а также необходимые средства взаимосвязи различных (школьных, личных) сред, интеграцию их в единую систему – единую информационно-образовательную среду.

Не человеческом уровне информационно-образовательной среды содержится профессиональный потенциал всех участников образовательного процесса, их заинтересованность в развитии и жизнеспособности среды, умения, компетенции, желания развиваться вместе с единой информационно-образовательной средой.

Таким образом, можно выделить необходимые условия для  создания единой информационно-образовательной среды школы:

  • техническая и коммуникационная готовность учреждения
  • современные электронные образовательные ресурсы
  • квалификационные ИКТ-компетентные пользователи, школьная команда

Назначение школьной информационно-образовательной среды можно сформулировать следующим образом:

Информационно-образовательная среда школы является главным информационным посредником между педагогической системой школы и сферой, порожденной ее реализаций, в ее информационных отношениях со всеми активными системами этой сферы - прямыми и опосредованными, субъектными и объектными.

Следовательно, рассмотрение информационно-образовательной среды должно быть комплексным, взаимосвязанным по всем ее уровням, обладать как свойствами научно-методической универсальности, так и свойствами практической применимости на уровне школы и личностного проектирования

При проектировании и построении единой информационно-образовательной среды школы необходимо исходить, прежде всего, из ее содержательных характеристик, ставя во главу угла не развитие инфраструктуры и технологической базы, а ее наполнение содержанием, требуемым для достижения принципиально новых образовательных результатов, предусматриваемых ФГОС.

Сегодня необходимо, чтобы учебный процесс не «подстраивался» под имеющиеся в наличии электронные технологии и ресурсы, а сам определял нужные ему. Конечно, здесь еще немало проблем, которые необходимо срочно решать. И начинать надо именно с содержательных характеристик ИОС, ее целей, требований и принципов их реализации, определения компонентного состава, реализующего ее основные функции.

Основные содержательные требования к проекту ИОС изложены в Стандарте: «Информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна обеспечивать:

  • информационно-методическую поддержку образовательного процесса;
  • планирование образовательного процесса и его ресурсного обеспечения;
  • мониторинг и фиксацию хода и результатов образовательного процесса;
  • мониторинг здоровья обучающихся;
  • современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации;
  • электронное взаимодействие всех участников образовательного процесса (обучающихся, их родителей, педагогических работников, органов управления в сфере образования, общественности), в том числе в рамках дистанционного образования;
  • истанционное взаимодействие школы с различными организациями социальной сферы: учреждениями дополнительного образования детей, культуры, здравоохранения, спорта, досуга, службами занятости населения, обеспечения безопасности жизнедеятельности».

ИОС должна строиться как интегрированная многокомпонентная система, компоненты которой соответствуют учебной, внеучебной, научно-исследовательской деятельности, измерению, контролю и оценке результатов обучения, деятельности по управлению учебным заведением. Необходимо объединение в одну унифицированную систему всех информационных ресурсов и технологий, используемых в деятельности школы.

Информационно-образовательной среды школы не только конкретна и деятельностна. Она еще и прагматична: направлена на обеспечение эффективности, продуктивности и рациональности осуществления учебных процессов в данной школе, а также управление ими. Поэтому на этом уровне информационно-образовательной среды возрастают требования к форме – выражению содержания, упорядоченности, структурированию, к формализации взаимосвязей и отношений (субъектных, объектных, субъектно-объектных).

Первое. Необходим переход на пространственный уровень организации ИОС Единое информационное пространство образовательного учреждения – это открытая развивающаяся система, в которой задействованы и на информационно-коммуникативном уровне связаны все активные участники (субъекты и объекты) учебно-образовательного процесса:

  • администрация школы и ИОС, учителя и методисты, ученики и их родители,
  • общественность;
  • учебные и методические материалы, ресурсы ИОС, педагогические и информационно-компьютерные технологии, объекты инфраструктуры;
  • формализованное представление всех инвариантных и существенных связей в среде данного заведения;
  • информационное (электронное) представление системы управления учебными процессами и ИОС.

 Второе. На уровне школы информатизация является не абстрактным понятием или некой внешней инстанцией, обеспечивающей ее информационное развитие. Она находится внутри школы, вернее, школа находится в состоянии информатизации внутришкольного образования. Проектируя и формируя свою информационно-образовательную среду школа возлагает на себя многие функции информатизации образования: разработки, экспертизы, внедрения, документирования, сопровождения и т.д. Информационно-образовательной среды, как сложная система и информационно-образовательное пространство требует администрирования базами данных, управления различными автоматизированными рабочими местами, системой информационной безопасности (защиты информации)и пр.

Одной из функций информационно-образовательной среды является управленческая функция, которая выражает ее психологический и регулятивный аспекты через ее информационное, в том числе, информационно-психологическое воздействие. То есть реализация управленческой функции носит опосредованный характер:

- любое управление и его реализация имеют информационное выражение и, следовательно, являются информационными по содержанию или по форме;

- любое информационное воздействие имеет цель изменение поведения (деятельности) или состояния адресата, т.е. реализует функцию управления этим адресатом (системой, субъектом), прямо или опосредованно – в зависимости от содержания и формы воздействия.

Управленческая функция информационно-образовательной среды – это деятельностное (алгоритмическое, моделируемое) выражение ее регулятивного и психологического аспектов. То есть планируется, проектируется (формализуется, моделируется) и реализуется вполне определенная система информационно-психологического воздействия ресурсами информационно-образовательной среды.

Конечно, в условиях разделения информационного труда не эффективно и не рационально все функции информатизации образования брать на себя. Школа должна выступать в качестве потребителя стандартной и качественной информационной продукции, ИОР и ЭОР с общеобразовательной сферой применения. Однако любой современный потребитель ресурсов информатизации должен быть грамотным и квалифицированным в когнитивных, правовых и маркетинговых аспектах. Он тоже активный участник информатизации.
Очевидно, что при этом возникают такие требования, как унификация, единообразие, единая форма и средств диалога, его интегрированность по всем предметам - возможность работы в режиме «одного окна».

Кроме того, школа, ее учителя, администрация модернизируют свою педагогическую систему в соответствии со стратегиями информационного развития общества, или развития информационного общества, результатами и тенденциями развития информатизации, ИО, и, следовательно, развития общеобразовательной мнформационно-образовательной среды. Фактически это тоже информатизация образования, создание условий для образования, а значит, развитие школьной информационно-образовательной среды.

Основные функции ИОС

Любая ИОС образовательного учреждения должна обеспечивать:

- наличие единой базы данных;

- однократный ввод данных с возможностью их последующего редактирования;

- многопользовательский режим использования данных;

- разграничение прав доступа к данным;

- использование одних и тех же данных в различных приложениях и процессах;

- возможность обмена данными между различными прикладными программами без выполнения операций экспорта-импорта. (http://www.openclass.ru/)

Конкретизированные цели школьной информационно-образовательной среды определяются, как ее назначением, так и применением. Это, в частности:

- информационное представление всей жизнедеятельности школы для ее исследования, преобразования и качественного развития;

- оптимизация отношений всех прямых и опосредованных участников образовательного процесса (субъектных и объектных);

- информационное вхождение во внешний образовательный и педагогический мир, в общеобразовательную среду;

- благоприятное воздействие на всех субъектов данной среды, способствующее повышению духа взаимопонимания, дружбы и сотрудничества, этики и толерантности отношений, развитию информационной субкультуры.

Таким образом, получается, что единая информационно-образовательная среда школы является проекцией глобального течения информатизации образования, становления информационного общества и представляет собой сложнейший организм, пронизывающий образовательное учреждение на всех уровнях взаимодействия и выходящий за его границы, и конечно же, требующий профессионального тонкого управления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание единого информационно-образовательного пространства по духовно-нравственному воспитанию среди подрастающего поколения

Эффективность работы в области духовно – нравственного воспитания не ограничивается рамками урока – это комплекс мероприятий, включающий урочную, внеурочную и внеклассную деятельность, охватываю...

Из опыта работы "Внедрение инновационных технологий работы в единой информационно-образовательной среде на основе учебно-методических комплектов Сферы"

Концепция школьного географического образования предусматривает не только глубокое изменение содержания географического образования, но и новую структуру школьной географии. Вместо начального ку...

ЕДИНАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК СРЕДСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОСТУПНОСТИ И КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Обосновывается необходимость и возможность создания единой информационно-образовательной среды организации в целях обеспечения доступности и качества образования. Приводятся конкретные примеры сетевог...

План работы экспериментальной площадки "Создание единой информационной образовательной среды"

План  работы экспериментальной площадки "Создание единой информационной образовательной среды" в школе...

Информационно -образовательная среда для управления образовательными результатами и совершенствования методической работы в школе

Одним из условий эффективного функционирования школы является использование современных информационных технологий в управлении образовательными результатами и организацией методической работы в школе....