Из опыта работы "Внедрение инновационных технологий работы в единой информационно-образовательной среде на основе учебно-методических комплектов Сферы"
статья по географии по теме

Гнидина Надежда Ивановна

 

Концепция школьного географического образования предусматривает не только глубокое изменение содержания географического образования, но и новую структуру школьной географии. Вместо начального курса географии в 6 классе вводится курс «География. Планета Земля», который полностью отражает основные идеи и предметные темы нового образовательного стандарта основного общего образования по географии. В процессе изучения курса формируются представления о Земле как природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях. При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации.  Начальный курс географии должен не только формировать базовые знания и умения, необходимые ученику в изучении дальнейших курсов географии, но и помочь в становлении устойчивого познавательного интереса к предмету, закладывать основы жизненно важных компетенций.

 

Внедрение научно-методических основ управления информационно-образовательной средой при формировании ключевых компетенций школьников  на основе УМК «Сферы»

Личностно-ориентированное обучение – создание условий для проявления познавательной активности учеников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty.docx22.19 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы «Внедрение инновационных технологий работы в единой информационно-образовательной среде на основе учебно-методических комплектов «Сферы» учителем Гнидиной Надеждой Ивановной, учителем географии  

ГБОУ СОШ с. Хворостянка».

 Проблемы и противоречия, которые хотелось бы решить в ходе работы. 

Концепция школьного географического образования предусматривает не только глубокое изменение содержания географического образования, но и новую структуру школьной географии. Вместо начального курса географии в 6 классе вводится курс «География. Планета Земля», который полностью отражает основные идеи и предметные темы нового образовательного стандарта основного общего образования по географии. В процессе изучения курса формируются представления о Земле как природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях. При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации.  Начальный курс географии должен не только формировать базовые знания и умения, необходимые ученику в изучении дальнейших курсов географии, но и помочь в становлении устойчивого познавательного интереса к предмету, закладывать основы жизненно важных компетенций.

 Цель  работы.

Внедрение научно-методических основ управления информационно-образовательной средой при формировании ключевых компетенций школьников  на основе УМК «Сферы»

Личностно-ориентированное обучение – создание условий для проявления познавательной активности учеников

 Задачи.

  1. Улучшение качества знаний учащихся
  2. Формирование единого информационного поля
  3. Повышение профессиональной компетентности учителя
  4. Изменение роли и функции учителя от носителя и трансформатора информации к организатору учебной деятельности
  5. Использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъективный опыт учащихся
  6. Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса
  7. Стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т. п.
  8. Использование дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания
  9. Оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения
  10. Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявить инициативу, самостоятельность в способах работы
  11. Предоставление возможности для естественного самовыражения ученика
  12. Достижение высокой степени индивидуализации обучения за счет электронного приложения к составляющим УМК на бумажном носителе
  13. Самостоятельный выбор траектории учебной деятельности и в исследовательской и проектной работе
  14. Использование УМК в домашнем обучении

 Может ли быть достигнута цель?

 Цель может быть достигнута при условии:

  1. создания материально-технических условий для работы с УМК «Сферы»
  2.  проведение системной подготовки учителя  - участника эксперимента
  1. преподавание географии в общеобразовательном учреждении, участвующих в эксперименте
  2. проведение анализа содержания и возможностей методического аппарата УМК «Сферы» в процессе преподавания
  1. Оценка и самооценка, анализ и самоанализ учителем, школой хода внедрения и использования научных достижений  

Доказательства.

В школе есть кабинет информатики, где имеется материально- техническое оснащение: мультимедийные проектор, компьютер, электронные диски.

Обеспечение комплектом и программой УМК «Сфера» 6 - 7 классы

Учитель географии 2 категории, постоянно участвует в работе семинаров в СИПКРО.

 Результаты отслеживаются

  1. Тесты на CD
  2. Тесты в тетрадях-тренажерах
  3. Тесты в тетрадях- экзаменаторах
  4. Проекты

 В результате работы произошли изменения:

Учитель работает над внедрением новых технологий в преподавании географии, используя информационные технологии.

100% учащихся 6-7 классов обучаются по новой программе  с применением УМК «Сферы». Применяется на уроках интерактивная доска, электронные приложения.

Применяются такие формы работы как: работа в парах, коллективная исследовательская работа, дифференцированный подход в обучении и повторении, индивидуальная работа с тетрадями на печатной основе.

Применяются методы проектирования, наглядный метод, игровые ситуации.

Произошли изменения в качестве обученности, выросли показатели. Учитель воспитывает у учащихся бережное отношение к природе, гордость за достигнутые открытия, бережное отношение к учебным принадлежностям, самостоятельность в работе с различными источниками информации. Ребята самостоятельно могут определять проблему урока и находить пути её решения.

В уровне профессиональной компетентности самого педагога также произошли изменения:

расширились возможности доступа к различным источникам информации,  увеличился творческий подход к обучению, насыщенный материал урока (интерактивная доска, компьютер, СД) влияет на плотность урока, что повышает мотивацию учащихся.

 Полученный результат показал, что новые технологии помогают улучшать средний балл учащихся, если 2009/2010 года ср.балл в данных классах был в среднем -  3,6, то 2010/11 году в этих же классах уже – 4,1

Контрольные тесты по темам выполняются на разных уровнях, в зависимости от сложности материала.

 Критерии и методы проверки.

  1. Тесты на CD отслеживает сам компьютер и выдаёт результат.  Как дома, так и на уроке. Каждый ученик выбирает сам уровень тестового задания.
  2. Тесты в тетрадях-тренажерах выполняются и на уроках и дома. Проверяются коллективно и индивидуально учителем.
  3. Тесты в тетрадях- экзаменаторах поводятся по прохождению темы и проверяются учителем.  

 Новый педагогический опыт.

В настоящее время есть технологии, позволяющие приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников, различному уровню сложности содержания общения это личностно-ориентированные технологии.

Заметно увеличивается возможность для работы с сильными учениками, поскольку учитель уже не должен спрашивать данный на уроке материал в полном объёме со всех школьников. Кроме того, отпадает необходимость постоянно разгружать программу и снижать общий уровень требований, оглядываясь на слабых школьников.

Изменение роли и функции учителя от носителя и трансформатора информации к организатору учебной деятельности

Достижение высокой степени индивидуализации обучения за счет электронного приложения к составляющим УМК на бумажном носителе.

 Результаты работы предоставляются:

 На родительских собраниях,, на заседании методического объединения ,в СИПКРО

Перспективы. Трудности.

Общий концептуальный подход к разработке УМК в целом как составной части единой информационно-образовательной среды для детей 11-12 летнего возраста интересен тем, что существует единая система в подборе материала.

С точки зрения методических принципов построения, комплект построен достаточно «удобно».

 Со стороны комфортности в работы с материалами, ученик может самостоятельно работать со всем комплектом.

Удобен в  использовании УМК учителем, учитель исполняет роль навигатора по информационному полю.

Урок проходит в более быстром темпе, больше даётся информации и больше возможности самостоятельной деятельности для учащихся.

Но учебная программа 7-го класса всё же носит поверхностную ознакомительную роль т.к. один урок несёт в себе слишком много информации .Приходилось слишком объёмные пораграфы, делить на два урока.

Возможно, личностно-ориентированное обучение, повышение мотивации в обучении. Работа даётся  по разным источникам комплекта, имеется возможность давать задания разноуровнего характера.

Используются разнообразные формы организации учебного процесса: игры, тесты, конкурсы, экскурсии, викторины.

Ребята выполняют проекты по темам в разных вариантах: на CD, на бумаге, устно, делают несложные макеты.

Комплект помогает повысить интерес к предмету.   Разноцветные листы уроков, одинаковые во всём комплекте, помогают ребятам ориентироваться в нём.  

 На CD-RW много интересной информации.

 

Отличие УМК от учебных материалов, которые использовался    раньше в том, что этот интереснее и понятнее.

Изменилось отношение учеников к занятиям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание единого информационно-образовательного пространства по духовно-нравственному воспитанию среди подрастающего поколения

Эффективность работы в области духовно – нравственного воспитания не ограничивается рамками урока – это комплекс мероприятий, включающий урочную, внеурочную и внеклассную деятельность, охватываю...

Программа педагогического эксперимента в МБОУ средняя общеобразовательная школа №74 г.о. Самара «Новый методический подход в преподавании географии с использованием компьютерных технологий на основе учебно – методических комплектов «Сферы»

Программа педагогического   эксперимента в МБОУ средняя общеобразовательная школа №74 г.о. Самара «Новый методический подход в преподавании географии с использованием компьютерных технологий...

ЕДИНАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК СРЕДСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОСТУПНОСТИ И КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Обосновывается необходимость и возможность создания единой информационно-образовательной среды организации в целях обеспечения доступности и качества образования. Приводятся конкретные примеры сетевог...

План работы экспериментальной площадки "Создание единой информационной образовательной среды"

План  работы экспериментальной площадки "Создание единой информационной образовательной среды" в школе...

Возможности единой информационно-образовательной среды в управлении образовательным учреждением

Предпосылками для разговора об информационно-образовательной среде в современной педагогической науке стали разговоры об информатизация образования. Рассмотрим информатизацию в двух методических аспек...