Программа педагогического эксперимента в МБОУ средняя общеобразовательная школа №74 г.о. Самара «Новый методический подход в преподавании географии с использованием компьютерных технологий на основе учебно – методических комплектов «Сферы»
проект по географии по теме

Программа педагогического   эксперимента в МБОУ средняя общеобразовательная школа №74 г.о. Самара «Новый методический подход в преподавании географии с использованием компьютерных технологий на основе учебно – методических комплектов «Сферы», выпускаемых ОАО Издательство «Просвещение». Эксперимент проходил с 6 по 9класс. Цель эксперимента :внедрение новой и выявление оптимальной (сравнение с традиционным) для развития личности у школьника модели учебно – образовательного процесса по курсу география (6-9 классы), создание единого информационного поля на основе взаимодействия всех его составных частей.Этапы работы.Первый этап (2008) –отбор необходимых СОТ, анализ применения образовательных технологий на уроках географии,  разработка и определение задач  внедрения проекта.Второй этап (2008-2013) – практическая организация  и внедрение проекта. Разработка и реализация.Третий этап (2013-2014) – анализ  и обобщение результатов внедрения проекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_eksperimenta_-_kopiya.rar74.51 КБ

Предварительный просмотр:

Программа педагогического эксперимента в МБОУ средняя общеобразовательная школа №74 г.о. Самара

«Новый методический подход в преподавании географии с использованием компьютерных технологий на основе учебно – методических комплектов «Сферы», выпускаемых ОАО Издательство «Просвещение».

Идея эксперимента

Идея эксперимента по программе «Новый методический подход  в преподавании географии с использованием компьютерных технологий на основе учебно – методических комплектов «Сферы», выпускаемых ОАО Издательство «Просвещение» состоит в том, чтобы создать новую систему уроков, основанную на определённой взаимосвязи интегрированного (с ИКТ) и дифференцированного подхода к обучению, способствующих  наиболее полному развитию личности школьника и являющихся фактором развития творчества педагога, где осуществлялось бы сочетание:

  1. Интеграции  нового образовательного стандарта основного общего образования по географии и материал пропедевтических курсов начальной школы: «Природоведение» и «Естествознание».
  2. Построения учебной деятельности учащихся как объекта контроля со стороны учителя и как средство осознанного учения.
  3. Учебных действий на уровень «назвать», «показать», «привести примеры», «описать» и более высокого уровня «объяснить», «сравнивать», «прогнозировать».

Цель эксперимента

Внедрение новой и выявление оптимальной (сравнение с традиционным) для развития личности у школьника модели учебно – образовательного процесса по курсу география (6-9 классы), создание единого информационного поля на основе взаимодействия всех его составных частей.

Задачи эксперимента

  1. На основе нового УМК разработать модель учебного плана по географии, предусматривающего оптимальное соотношение интегрированного (с ИКТ) и дифференцированного обучения в классах, где проводится эксперимент.
  2.  Провести коррекцию ныне действующих методик и разработать новую методику, которая позволит учесть разнообразие аспекта личности ребёнка в процессе обучения (заинтересованность, целесообразность, наблюдательность, проницаемость, сообразительность, самопознание и самоконтроль).
  3. Разработать программу мониторинга уровня обученности учащихся .
  4. Разработать систему работы с педагогическим коллективом:

- исследование проблем учителя, использующего нетрадиционный УМК.

- организация повышения квалификации педагогических кадров.

  1. Исследование проблем учащихся в условиях эксперимента.
  2. Формирование умений и навыков критического мышления в условиях работы с большими объёмами информации, способность осуществлять выбор и нести за него ответственность.
  3. Формирование навыков самостоятельной работы с использованием ИКТ.
  4. Развитие умений находить и интерпретировать связи между учебными знаниями и явлениями учебной жизни, к которым эти знания могут быть применены.
  5. Развитие коммуникабельности, предполагающий учёт различных точек зрения, умения анализировать,  участие в дискуссиях, устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать и работать в команде.
  6. Выбор СОТ для повышения качества обучения географии;
  7. 11.Повышение профессиональной компетентности, методологической культуры и инновационного потенциала педагога.

 Ожидаемые результаты

  1. Повышение качества знаний по вышеназванному курсу и уровня познавательной самостоятельности и активности детей.
  2. Овладение новыми приёмами учебной деятельности, которые позволят учащимся грамотно, осознанно и в системе выполнять учебные задания.

Учащиеся лучше и полнее будут усваивать содержание учебного материала, точнее и чётче будут излагать свои мысли в устной и письменной речи.

  1. Учащиеся не будут испытывать затруднений в самостоятельном применении знаний для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, а также при решении практических и нестандартных заданий и будут способны к самоанализу и самоконтролю.

Линия учебно-методического комплекта «Сферы» по географии: 

Научные руководители:

член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук А.М. Кондаков;

член-корреспондент РАО, доктор географических наук В.П. Дронов.

Учебники по географии «Сферы » включены в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Минобрнауки РФ:

6 класс: УМК «География. Планета Земля».

7 класс: УМК «География. Земля и люди».

8-9 класс: УМК «География. Россия: природа, население, хозяйство».

Состав УМК «Сферы» по географии

Учебник с приложением на электронном носителе.

Тетрадь-тренажёр.

Тетрадь-практикум.

Тетрадь-экзаменатор.

Атлас.

Контурные карты.

Методические рекомендации.

Интерактивное картографическое пособие.

Аудиокурс.

Поурочное тематическое планирование.

Этапы работы

Первый этап (2008) –отбор необходимых СОТ, анализ применения образовательных технологий на уроках географии,  разработка и определение задач  внедрения проекта.

Второй этап (2008-2014) – практическая организация  и внедрение проекта. Разработка и реализация.

Третий этап (2013-2014) – анализ  и обобщение результатов внедрения проекта.

Реализация опытно – экспериментальной работы:

- 2008   - 2012гг.- сотрудничество в организации экспериментальной работы по внедрению новых педагогических технологий с СИПКРО;

-2012 – 214гг. - продолжение эксперимента в рамках школы.

Участники опытно-экспериментальной работы:

ученики 6А класса МБОУ СОШ №74 - 2008-2009 учебный год;

ученики 7А класса МБОУ СОШ №74   - 2009-20010 учебный год;

ученики 8А класса МБОУ СОШ №74   - 2010-2011 учебный год;

ученики 9А класса МБОУ СОШ №74  - 2011-2012 учебный год;

ученики школы МБОУ СОШ №74  - 2012-2014 учебный год;

учитель географии Опрятнова Л.С.;

педагог-психолог Маслова А.Н.;

администрация школы: заместители директора по УВР Кудряшова Р.С., Тимонина М.В.

Проведя анализ всего многообразия использующихся педагогических технологий, для своей работы я отобрала и использую следующие технологии:

- здоровьесберегающие технологии;

- технологии разноуровнего обучения;

- информационно - коммуникационные технологии;

- исследовательские методы обучения;

- технологии проблемного обучения;

- проектные методы в обучении.


Программа

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ И ПОЭТАПНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

2008-2009 учебный год

6 класс

п/

Этапность

Классы

Сроки

Ответственный

Ожидаемый практический результат

1.

Изучение нового учебно- методического комплекта «Сферы» с электронной информационной поддержкой . 6 класс.

6 класс

Май - август

Учитель географии Опрятнова Л.С.

Руководитель КудряшоваР.С.

Внедрение в учебный процесс УМК «Сферы» «Географияю Планета Земля».

2.

Теоретическое изучение проблемы управления информационным потоком, сущности личностного развития учащихся  

6 класс

Август - сентябрь

Учитель географии Опрятнова Л.С.

Руководитель КудряшоваР.С

Составление технологических карт уроков географии в 6классе с использованием возможностей единой образовательной среды.

3.

Выбор технологий и подходов в применении и использовании УМК «Сферы» для изучения географии в 6 классе.

6 класс

Ноябрь - май

Учитель географии Опрятнова Л.С.

Руководитель КудряшоваР.С

Составление технологических карт уроков географии в 6 классе с использованием возможностей единой образовательной среды.

4.

Внедрение в учебный процесс курса «География. Планета Земля», который является составной частью образовательно – издательского проекта «Сфера» с  электронной информационной поддержкой.

6А класс

2008 -2009г.

Учитель географии Опрятнова Л.С.

Повышение познавательного интереса к предмету

5.

Проведение заседания координационного совета на тему «Уточнение сроков проведения эксперимента, его этапов, форм и методов исследования теоретических и практических результатов».

6А класс

Первая неделя сентября

Координационный совет эксперимента (учитель географии, психолог)

Составление календарного плана мониторинга уровня обученности.

6.

Мониторинг по введению в учебный процесс географии компьютерных технологий.

6А класс

Сентябрь, май.

учитель географии Опрятнова Л.С., психолог.

Определение роли компьютерных технологий в учебном процессе по географии.

7.

Отслеживание результатов по темам «Литосфера и рельеф Земли. Гидросфера – водная оболочка Земли».

6А класс

Первая неделя декабря

Учитель географии Опрятнова Л.С.

Умение применить знания при решении нестандартных заданий.

8.

Отслеживание результатов по темам «Атмосфера. Биосфера – оболочка жизни».  Отслеживание результатов по теме «Географическая оболочка Земли».

6А класс

Апрель

Учитель географии Опрятнова Л.С.

Учащиеся умеют наблюдать за состоянием окружающей среды, делать анализ её состояния, самостоятельно приобрести новые знания, ипользуя различные источники информации.

9.

Контрольная работа

6А класс

Май

Методический совет эксперимента

Уровень обученности по курсу «География. Планета Земля».

10.

Социологический опрос учащихся по проблеме «Трудности при изучении географии в условии эксперимента».

6А класс

Апрель - май

психолог

Выяснение проблем у учащихся для планирования учебной работы в 2009-2010 учебном году с использованием компьютерных технологий на основе учебно – методических комплектов «Сферы», выпускаемых ОАО Издательство «Просвещение»

11.

Заседание методического совета «Итоги эксперимента по географии в 6А классе».

Май

Кудряшова Р. С.

Преимущества нового методического подхода в преподавании географии с использованием компьютерных технологий на основе учебно – методических комплектов «Сфера», выпускаемых ОАО Издательство «Просвещение».

11.

Отчёт по результатам ЭР в «Творческой лаборатории учителей географии – участников проекта «Сфера» в СИПКРО.

Май

Учитель географии Опрятнова Л.С.

Отчёт о проделанной работе.

Программа

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ И ПОЭТАПНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

2009-2010 учебный год

7 класс

п/п

Этапность

Классы

Сроки

Ответственный

Ожидаемый практический результат

1.

Изучение нового учебно- методического комплекта «Сфера» с электронной информационной поддержкой  7класс.

7 класс

Май - август

Учитель географии Опрятнова Л.С.

Руководитель КудряшоваР.С.

Внедрение в учебный процесс УМК «Сфера».

2.

Теоретическое изучение проблемы управления информационным потоком, сущности личностного развития учащихся  

7 класс

Август - сентябрь

Учитель географии Опрятнова Л.С.

Руководитель КудряшоваР.С.

Составление технологических карт уроков «География. Земля и люди» в 7 классе с использованием возможностей единой образовательной среды.

3.

Выбор технологий и подходов в применении ИКТ при использовании УМК «Сферы» для изучения географии в 7 классе.

7 класс

Ноябрь - май

Учитель географии Опрятнова Л.С.

Руководитель КудряшоваР.С.

Составление технологических карт уроков географии в 7 классе с использованием возможностей единой образовательной среды.

4.

Внедрение в учебный процесс курса «География. Земля и люди», который является составной частью образовательно – издательского проекта «Сфера» с  электронной информационной поддержкой.

7А класс

2009-20010г.

Учитель географии Опрятнова Л.С.

Повышение познавательного интереса к предмету

5.

Проведение заседания координационного совета на тему «Уточнение сроков проведения эксперимента, его этапов, форм и методов исследования теоретических и практических результатов».

7А класс

Первая неделя сентября

Координационный совет эксперимента (учитель географии, психолог, социальный педагог)

Составление календарного плана мониторинга уровня обученности, повышения уровня сформированности ключевых компетентностей школьников.

6.

Констатирующий эксперимент (тест)

7А класс

Первая неделя сентября

Учитель географии Опрятнова Л.С.

Определение начального минимума по курсу «География. Планета Земля» (качество знаний)

7.

Мониторинг по сформированности ключевых компетентностей учеников 7А класса

7А класс

сентябрь

Учитель географии Опрятнова Л.С.

Определение уровня сформированности ключевых компетентностей учеников.

8.

Отслеживание результатов по теме «Природа Земли: главные закономерности», «Человек на планете».

7А класс

Первая неделя октября

Учитель географии Опрятнова Л.С.

Повышение уровней обученности в 6А классе, формирование инфомационной культуры.

9.

Отслеживание результатов по темам ««Многоликость планеты».

7А класс

Ноябрь апрель

Учитель географии Опрятнова Л.С.

Умение применять знания при решении нестандартных заданий, повышение уровня информационной культуры.

10.

Контрольная работа

7А класс

Май

Методический совет эксперимента

Уровень обученности по курсу «География. Планета Земля».

11.

Социологический опрос учащихся по проблеме «Трудности при изучении географии в условии эксперимента».

7А класс

Апрель - май

Психолог

Выяснение проблем у учащихся для планирования учебной работы в 2010-2011 учебном году с использованием компьютерных технологий на основе учебно – методических комплектоа «Сферы», выпускаемых ОАО Издательство «Просвещение».

12.

Мониторинг по сформированности ключевых компетентностей учеников 7А класса

7А класс

Май

Учитель географии Опрятнова Л.С., психолог

Повышение уровня сфоримрованности ключевых компетентностей школьников.

13.

Заседание методического совета «Итоги эксперимента»

7А класс

Май

Кудряшова Р.С.

Преимущества нового методического подхода в преподавании географии с использованием компьютерных технологий на основе учебно – методических комплектоа «Сферы», выпускаемых ОАО Издательство «Просвещение».

14.

Отчёты по результатам ЭР в «Творческой лаборатории учителей географии – участников проекта «Сфера» в СИПКРО.

7А класс

Сентябрь - май

Кудряшова Р.С.,

Учитель географии Опрятнова Л.С.

Технологические карты уроков, итоги ЭР.

Программа

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ И ПОЭТАПНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

2009-2010 учебный год

8 класс

п/

Этапность

Классы

Сроки

Ответственный

Ожидаемый практический результат

1.

Изучение нового учебно- методического комплекта «Сфера» с электронной информационной поддержкой .

8 класс.

8 класс

Май - август

Учитель географии Опрятнова Л.С.

Руководитель Кудряшова Р.С.

Внедрение в учебный процесс УМК «Сфера»

2.

Теоретическое изучение проблемы управления информационным потоком, сущности личностного развития учащихся.

8 класс

Август - сентябрь

Учитель географии Опрятнова Л.С.

Руководитель Кудряшова Р.С

Составление технологических карт уроков географии в 8классе с использованием возможностей единой образовательной среды.

3.

Выбор технологий и подходов в применении ИКТ при использовании УМК «Сфера» для изучения географии в 8 классе.

8 класс

Ноябрь - май

Учитель географии Опрятнова Л.С.

Руководитель Кудряшова Р.С

Составление технологических карт уроков географии в 8 классе с использованием возможностей единой образовательной среды.

4.

Внедрение в учебный процесс курса «География: Природа. Население. Хозяйство», который является составной частью образовательно – издательского проекта «Сфера» с  электронной информационной поддержкой.

8А класс

2009-20010г.

Учитель географии Опрятнова Л.С.

Повышение познавательного интереса к предмету

5.

Проведение заседания координационного совета на тему «Уточнение сроков проведения эксперимента, его этапов, форм и методов исследования теоретических и практических результатов».

8А класс

Первая неделя сентября

Координационный совет эксперимента (учитель географии, психолог, социальный педагог)

Составление календарного плана мониторинга уровня обученности, повышения уровня сформированности ключевых компетентностей школьников.

6.

Констатирующий эксперимент (тест).

8А класс

Первая неделя сентября

Учитель географии Опрятнова Л.С.

Определение начального минимума по курсу «География. Земля и люди» (качество знаний).

7.

Мониторинг по сформированности самоорганизации учебной деятельности учеников 8А класса.

8А класс

Сентябрь, май

Учитель географии Опрятнова Л.С.

Определение уровня сформированности самоорганизации учебной деятельности.

8.

Отслеживание результатов по теме «Географическое пространство».

8А класс

Первая неделя октября

Учитель географии Опрятнова Л.С.

Повышение уровней обученности в 8 А классе, формирование инфомационной культуры.

9.

Отслеживание результатов по темам ««Природа».

8А класс

Ноябрь - май

Учитель географии Опрятнова Л.С.

Умение применять знания при решении нестандартных заданий, повышение уровня информационной культуры.

10.

Контрольная работа.

8А класс

Май

Методический совет эксперимента

Уровень обученности по курсу «География. Планета Земля».

11.

Социологический опрос учащихся по проблеме «Трудности при изучении географии в условии эксперимента».

8А класс

Апрель - май

Психолог

Выяснение проблем у учащихся для планирования учебной работы в 2011-2012 учебном году с использованием компьютерных технологий на основе учебно – методических комплектоа «Сферы», выпускаемых ОАО Издательство «Просвещение».

12.

Заседание методического совета «Итоги эксперимента в 8 классе».

8А класс

Май

Кудряшова Р.С., Тимонина М.В.

Преимущества нового методического подхода в преподавании географии с использованием компьютерных технологий на основе учебно – методических комплектов «Сфера».

Программа

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ И ПОЭТАПНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

2010-2011 учебный год

9 класс

п/

Этапность

Классы

Сроки

Ответственный

Ожидаемый практический результат

1.

Изучение нового учебно - методического комплекта «Сфера» с электронной информационной поддержкой . 9класс.

9 класс

Май - август

Учитель географии Опрятнова Л.С.

Руководитель КудряшоваР.С.

Внедрение в учебный процесс УМК «Сфера» в 9 классе

2.

Теоретическое изучение проблемы управления информационным потоком, сущности личностного развития учащихся.  

9 класс

Август - сентябрь

Учитель географии Опрятнова Л.С.

Руководитель Кудряшова Р.С.

Составление технологических карт уроков географии в 9 классе с использованием возможностей единой образовательной среды.

3.

Выбор технологий и подходов в применении ИКТ при использовании УМК «Сфера» для изучения географии в 9 классе.

9 класс

Ноябрь - май

Учитель географии Опрятнова Л.С.

Руководитель КудряшоваР.С.

Составление технологических карт уроков географии в 9 классе с использованием возможностей единой образовательной среды.

4.

Внедрение в учебный процесс курса «География. Россия: природа, население, хозяйство», который является составной частью образовательно – издательского проекта «Сферы» с  электронной информационной поддержкой.

9А класс

2011-20012г.

Учитель географии Опрятнова Л.С.

Повышение познавательного интереса к предмету.

5.

Проведение заседания координационного совета на тему «Уточнение сроков проведения эксперимента, его этапов, форм и методов исследования теоретических и практических результатов».

9А класс

Первая неделя сентября

Координационный совет эксперимента (учитель географии, психолог, социальный педагог)

Составление календарного плана мониторинга уровня обученности, повышения уровня сформирован

ности ключевых компетентностей школьников.

6.

Констатирующий эксперимент (тест)

9А класс

Первая неделя сентября

Учитель географии Опрятнова Л.С.

Определение начального минимума по курсу «География. Россия: природа Население, хозяйство». » (качество знаний).

7.

Отслеживание результатов по теме «Общая характеристика хозяйства».

9А класс

Последняя неделя сентября

Учитель географии Опрятнова Л.С.

Повышение уровней обученности в 9А классе, формирование инфомационной культуры.

8.

Мониторинг по сформированности самоорганизации учебной деятельности учеников 9А класса.

9А класс

Сентябрь, май

Учитель географии Опрятнова Л.С.

Определение уровня сформированности самоорганизации учебной деятельности.

9.

Отслеживание результатов по темам «Промышленность. Сельское хозяйство и агропромышленный комплекс. Сфера услуг».

9А класс

Ноябрь

Учитель географии Опрятнова Л.С.

Умение применять знания при решении нестандартных заданий, повышение уровня информационной культуры.

10.

Отслеживание результатов по темам Районы России».

9А класс

Декабрь - май

Учитель географии Опрятнова Л.С.

Умение применять знания при решении нестандартных заданий

11.

Контрольная работа

9А класс

Май

Методический совет эксперимента

Уровень обученности по курсу «География. Россия: природа. Население, хозяйство».

12.

Социологический опрос учащихся по проблеме «Трудности при изучении географии в условии эксперимента».

9А класс

Апрель - май

Психолог

Выяснение проблем у учащихся при использовании учебно – методических комплекта «Сферы», выпускаемых ОАО Издательство «Просвещение».

13.

Заседание методического совета «Итоги второго этапа эксперимента».

9А класс

Май

Кудряшова Р.С., Тимонина М.В.

Преимущества нового методического подхода в преподавании географии с использованием компьютерных технологий на основе учебно – методических комплектоа «Сферы», выпускаемых ОАО Издательство «Просвещение».

                                     

Третий этап (2013-2014) – анализ  и обобщение результатов внедрения проекта

№ п/п

Мероприятие

Место проведения

Год проведения

1.

Круглый стол «Учебно-методический комплект «Сфера» - новая  предметная информационно-образовательная  среда. Проблемы реализации и пути их решения».

СИПКРО

2008 год,

2009 год,

2010год

2.

Составление технологических карт к урокам географии линии «Сфера».

СИПКРО

2008год,

2009 год

3.

Круглый  стол. Учебно-методический комплект «Сфера» – новая информационно-образовательная среда. Проблемы реализации и пути их решения»

ШМО

2009 год

4.

Областные курсы повышения квалификации

СИПКРО

2012 год

5.

«Формирование ключевых компетентностей   школьников в процессе обучения географии  на  основе использования  учебно-методического

комплекта «Сферы»».

СИПКРО

РМО

2009год

6.

Разработки уроков с использованием УМК «Сфера»

МБОУ СОШ №74 г.о. Самара

2008 – 20014гг.

7.

Результаты внеурочной деятельности учеников (электронные презентации по темам, исследовательские работы, творческие работы)

2008-2013гг.

8.

Мониторинги:

- использование на уроках географии компьютерных технологий;  

- уровень развития информационной компетентности;

- формирование ключевых компетентностей школьников;

- уровень самоорганизации.

МБОУ СОШ №74 г.о. Самара

2008-2009

2009- 2010

2010- 2011

2012012, 2012-2013

Использование УМК «Сфера» даёт положительные результаты, что было подтверждено мониторингом, проведённым администрацией школы совместно с психологами ОП СОП Куйбышевского района ЦРО. Исследования проходили по уровню сформированности ключевых компетентностей школьников на основе использования УМК «Сферы» (Школьный психолог.№7.2006).

Диаграмма №1

  1. Обычно отвечает, давая развернутый ответ.
  2. Обычно отвечает, давая краткий ответ.
  3. При ответе испытывает затруднение из-за волнения.
  4. При ответе испытывает затруднения из-за ограниченности словаря.
  5. Практически не может самостоятельно отвечать на вопросы.

Рис. №1. Ведение дискуссии.

Диаграмма №2

  1. Обычно отстаивает свою позицию аргументированно.
  2. Не всегда аргументированно отстаивает свою позицию.
  3. Не может аргументированно отстаивать свою позицию.

Рис. №2. Взаимодействие в учебной группе.

Анализ диаграммы№1 показывает, что 32% учеников обычно отвечает, давая развёрнутый ответ (было 12%); 35% школьников обычно отвечает, давая краткий ответ (было26%); 10% учащихся при ответе испытывает затруднение из-за волнения (было13%); 20% детей при ответе испытывают затруднения из-за ограниченности словаря (было39%); 3% учеников практически не может самостоятельно отвечать на вопросы (было10%).

Из анализа диаграммы №2 видно, что 29% учащихся обычно отстаивает  свою позицию аргументированно (было20%); 52% школьников не всегда аргументированно отстаивает свою позицию (было 54%); 19% детей не может аргументированно отстаивать свою позицию (было26%).

Диаграмма №3

1.Обычно удерживает социальную дистанцию в ходе общения.

2.Невсегда удерживает социальную дистанцию в ходе общения.

3.Как правило, игнорирует социальную дистанцию в ходе общения.

Рис. №3. Соблюдение социальной дистанции в ходе общения.

Анализируя диаграмму №6, я пришла к выводу, что 62% учеников обычно удерживает социальную дистанцию в ходе общения (было55%); 35% школьников не всегда удерживает социальную дистанцию в ходе общения (было39%); 3%, как правило, игнорирует социальную дистанцию в ходе общения (было 6%).

В результате исследования можно выделить три группы по сформированности коммуникативных умений и навыков: слабая - 10% (было35%), средняя - 42% (было55%), сильная-48% (было10%).

В соответствии с концепцией доктора педагогических наук, профессора, заведующей кафедры педагогики Российского государственного педагогического университета имени А. Герцена А.П. Трыпицыной под компетенцией самоорганизации учебной деятельности мы понимаем умение ставить цели, планировать и рационально осуществлять учебную деятельность.

        Процентное выражение отдельных составляющих показателя «самоорганизация» (выборка по экспериментальным классам) на 01.05.2013 года представлено в таблице 1.

Таблица 1. «При самостоятельной работе часто и всегда использую следующие приемы…»

 

8А (эксперимент)

9А (эксперимент)

Выделение главного

84,0%

81,7%

89,8%

93,6%

Составление плана

        40,8%

35,7%

47,8%

53,8%

Выделение непонятного

65,4%

52,8 %

59,1%

65,9%

Постановка вопросов к тексту

45,5%

39,1%

40,1%

58,5%

Поиск ответов в тексте

88,5%

82,8%

85,5%

89,3%

На основе прочитанного делают схемы, таблицы

35,8%

25,8%

37,5%

51,3%

Делают выписки из текста

66,8%

32,8%

55,5%

78,6%

Пытаются дать оценочные суждения

53,4%

37,4%

55,5%

58,3%

Делают выводы, обобщения.

81,4%

63,8%

75,5%

89,0%

Пересказывают с использованием плана, близко к тексту, своими словами.

75,5%

65%

75,5%

81,3%

        Итак, данные, размещенные в таблице 1, показывают, что показатели  «самоорганизации» в классах, работающих по УМК «Сфера», значительно выше показателей в классах, работающих по обычной программе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Мензелинска РТ Ерофеевой Ирины Евгеньевны.

Свою педагогическую деятельность в качестве учителя истории  и обществознания я начала в 1999году. Проблема, над которой  сегодня работаю, –  «Активные формы и методы воспитания и обуче...

по итогам контролям использования Имущества, переданного в безвозмездное пользование детям с ограниченными возможностями здоровья МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 города Анадыря»

В соответствии с Планом внутришкольного контроля на 2013-2014 учебный год проведена проверка использования Имущества, переданного в безвозмездное пользование детям с ограниченными возможностями здоров...

Программа по формированию антинаркотического мировоззрения у школьников: «Мы в ответе за свою жизнь!» МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 25»

Программа по формированию антинаркотического мировоззрения школьников «Мы в ответе за свою жизнь!» - часть комплексной программы  школы «Современные педагогические технологии, как механизм управл...

Отчет о проведении недели математики в 2016-2017 учебном году в МБОУ «Средней общеобразовательной школе №4 г. Льгова»

"Предмет математики настолько серьёзен,что полезно не упускать случаев,делать его немного занимательным".Б. ПаскальДля успешного овладения учебным материалом большое значение имеет заинтересованность ...

Программа профилактики употребления ПАВ среди учащихся в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» п. Палатка преимущественно реализуется в рамках первичной профилактики.

Программа профилактики употребления ПАВ среди учащихся в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» п. Палатка преимущественно реализуется в рамках первичной профилактики.Целью программы ...

План реализации программы духовно-нравственного воспитания и социализации МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 10» г. Кемерово на 2018-2019 учебный год

Целью  плана реализации программы духовно-нравственного воспитания школы в 2018- 2019 учебном году является:  укрепление и совершенствование нравственных основ личности обучающихся для их ус...