Доклад на педагогическом совете МОУ "Акчеевская средняя общеобразовательная школа" Ельниковского муниципального района "Компетентностный подход во внеурочной деятельности"
материал по теме

Галдина Светлана Алексеевна @

Доклад "Компетентностнвй подход во внеурочной деятельности" (педсовет)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Акчеевская средняя общеобразовательная школа»

Ельниковского муниципального района

ДОКЛАД НА ЗАСЕДАНИИ

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА

                                                                       Подготовила:  С.А.Галдина

                    Заместитель директора школы по ВР

2012-2013 учебный год

      В Концепции модернизации российского образования    применительно к общему образованию отмечается, что «общеобразовательная школа должна формировать новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции».    Здесь  используется понятие « компетентность», а система универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности названы «современными ключевыми компетенциями». Таким образом, альтернативой традиционной  предметно-знаниевой модели обучения и воспитания становится концепция компетентностного подхода.  Что же понимается под словом компетенция? И что  такое ключевые компетенции?

     Компетенция в переводе с латинского competentia означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней.  Итак, Компетенция — готовность человека к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной жизненной ситуации. Общеобразовательные компетенции относятся не ко всем видам деятельности, в которых участвует человек, а только к тем, которые охватывают основные образовательные области и учебные предметы

   . Ключевых же  компетенций не так уж мало, но все они складываются из четырех элементарных ключевых компетенций:

  • информационная компетенция — готовность к работе с информацией. То есть, при помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данные компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.

      коммуникативная компетенция — готовность к общению с другими людьми, формируется на основе информационной. Включает в себя  знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения данных компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области

            компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки.  Реальным объектом в сфере данных компетенций выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.

   Формирование всех  ключевых компетенций должно происходить на всех этапах процесса обучения и пронизывать все учебные предметы и внеурочную деятельность учащегося.

Цели формирования у школьников ключевых компетенций достигаются не только при изучении учебных предметов, но и через всю организацию школьной жизни, через ее связь с другими значимыми сторонами жизни школьников. Даже собственно предметная интеграция уже не может ограничиться традиционными межпредметными связями, а должна выстраиваться по нескольким линиям, что предполагает формирование той или иной ключевой компетенции во взаимодействии:

      учебных предметов одной образовательной области;

      учебных предметов различных образовательных областей;

      классно-урочной и внеурочной/внеклассной деятельности по предмету;

      основного образования по предмету и дополнительного образования (кружки, студии, секции, мастерские и т.д.);

      учебной деятельности по предмету и внеучебной деятельности учащихся и классного  коллектива;

            школьной и внешкольной деятельности учащихся

    Основой формирования компетенций является опыт учащихся.

     К наиболее типичным методам  формирования и развития ключевых компетенций, пригодных к использованию на уроках по любым предметам и во внеурочной деятельности, относятся:

1) обращение к прошлому или только что сформированному опыту  учащихся;

2)открытое обсуждение новых знаний, в ходе которого непосредственно оказывается задействованной субъектная позиция учащихся и, опосредованно, — их прежний опыт;

3) решение проблемных задач и обсуждение проблемных ситуаций, «соразмерных» опыту учащихся данного возраста;

4)дискуссия учащихся, столкновение их субъектных позиций;,

5)  игровая деятельность: ролевые и деловые игры, игровой психологический тренинг или практикум;

6)  проектная деятельность: исследовательские, творческие, ролевые, практико-ориентированные мини-проекты и проекты -    практические работы, имеющие жизненный контекст.

 Следует отметить, что  одной классно-урочной деятельности недостаточно для формирования ключевых компетенций . В условиях реализации компетентностного подхода внеклассная деятельность учащихся несет не меньшую образовательную нагрузку. Она, по возможности,  должна быть организована как групповая деятельность,  в процессе которой формируется и осмысливается личный опыт при одновременном сведении к минимуму индивидуальных и фронтальных бесед классного руководителя с учащимися, докладов и сообщений на тематических классных часах, пассивного посещения классом объектов и учреждений культуры и тому подобных фронтально- индивидуальных и «некомпетентностных» форм работы.

     Проектируемое на данной основе образование будет обеспечивать не только разрозненное предметное, но и целостное компетентностное образование. Образовательные компетенции ученика будут играть многофункциональную метапредметную роль, проявляющуюся не только в школе, но и в семье, в кругу друзей, в будущих производственных отношениях.

     Средством оценивания учебных достижений учащихся, наиболее соответствующим компетентностному подходу, является портфолио (учебный портфель). Портфолио — папка-накопитель учебных достижений учащегося, наглядно характеризующая его продвижение в развитии ключевых компетенций. Портфолио выступает не только средством оценивания, но и своеобразным инструментарием, справочником, составленным из разных источников с помощью ученика и учителя.

Портфолио выступает в компетентностном подходе не просто как особая форма оценивания, но как форма, соединяющая в себе все возможные варианты оценивания. Это возможно, поскольку:

      учащийся использует свое портфолио для самооценивания результатов и для оценки темпов своего продвижения в той или иной компетенции;

      портфолио, его содержание и ведение могут быть оценены учителем;

      портфолио может быть презентовано перед классом, педагогами, родителями;

      может быть создано групповое портфолио учащихся класса, которое используется для групповой самооценки.

 Итак, компетентностный подход позволяет:

      согласовать цели обучения, поставленные педагогами, с собственными целями учащихся. С каждым новым поколением учеников значение этого момента возрастает, ибо каждое новое поколение школьников становится все более самостоятельным, более независимым от взглядов и суждений взрослых, способным ставить собственные цели в жизни;

      подготовить учеников к сознательному и ответственному обучению в вузе или колледже и исключить ту распространенную ситуацию, когда высокая степень свободы студента опьяняет его и приводит к «завалу» первой же сессии;

      подготовить учащихся к успеху в жизни, развивающейся по непредсказуемым законам. Успех в жизни рассматривается, прежде всего, как получение и удержание рабочего места, соответствующего интересам и потребностям самого человека, и как дальнейший профессиональный рост в условиях рыночной экономики;

      повысить степень мотивации учения, прежде всего, за счет осознания его пользы для сегодняшней и последующей жизни учащихся;

      облегчить труд учителя за счет постепенного повышения степени самостоятельности и ответственности учащихся в учении. По словам Л.С. Выготского, «учитель-рикша», который тянет весь учебный процесс на себе, должен превратиться в «учителя-вагоновожатого», который только управляет процессом учения. Более того: на определенном этапе сами ученики становятся помощниками и сотрудниками учителя в преподавании;

      разгрузить учащихся не за счет механического сокращения содержания, а за счет повышения доли индивидуального самообразования, переноса внимания к способам работы с информацией, групповому распределению нагрузок и изменению мотивации;

      не в теории, а на практике обеспечить единство учебного и воспитательного процессов, когда одни и те же задачи разносторонней подготовки к жизни решаются различными средствами урочной и внеурочной деятельности, без каких-либо специальных «воспитательных мероприятий» или особых «воспитывающих уроков», а учащийся понимает значимость собственного воспитания и собственной культуры для его жизни.

    Таким образом, наиболее тесная интеграция обучения и воспитания возможна именно в условиях компетентностного подхода.

Средствами внеучебной (воспитательной) деятельности преимущественно формируются: ценности деятельности, общения, самообразования; привычка быть мобилизованным; личностные умения — рефлексивные, оценочные; личностные качества — самостоятельность, ответственность; опыт общения и взаимодействия с людьми, в том числе в коллективе.

В качестве главной цели педагогической организации внеурочной жизнедеятельности класса следует рассматривать формирование ключевых компетенций учащихся. Соответственно, эта цель становится главной целью деятельности классного руководителя и включает как минимум три задачи:

      собственная деятельность классного руководителя по организации жизни и развития классного коллектива и отдельных учащихся;

      координация и отслеживание результативности деятельности учителей-предметников, работающих с классом, по формированию ключевых компетенций урочными и внеурочными средствами учебной деятельности по предмету;

      организация совместных форм работы классного руководителя с учителями-предметниками.

Установка классного руководителя на формирование ключевых компетенций требует истинно демократического подхода к организации жизни класса. Классный руководитель не вправе навязывать цели развития классного коллектива и совместной жизнедеятельности, формы организации и методы достижения поставленной цели. Его задача — выбрать вместе с учащимися те цели, которые действительно близки по крайней мере большинству учеников, и те пути их достижения, которые, согласно общим ощущениям, будут наиболее плодотворными. Необходимым условием жизни класса в условиях компетентностного подхода является открытое выражение учениками:

      своих переживаний, радостей, разделение чужих чувств для более глубокого понимания человеческих взаимоотношений;

      своего понимания возникающих в жизни класса проблем и путей для их разрешения;

      своих оценок учебной и внеучебной деятельности класса в целом и личного вклада отдельных учащихся в эту деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педагогическом совете по теме: "«Особенности деятельностного подхода в обучении»

Деятельностный подход  при проведении уроков имеет важное значение при обучении по ФГОС, позволяет научить ребенка научиться работать, мыслить на уроке, избавляет его от роли пассивноо слуш...

Доклад на педагогическом совете по теме "Роль современных дидактических игр в индивидуально-дифференцированном подходе к обучению школьников с нарушением интеллекта"

Познание мира в дидактических играх облекается в иные формы, не похожие на обычное обучение: здесь и фантазия, и самостоятельный поиск ответа, и новый взгляд на известные уже факты и явления, пополнен...

Доклад на педагогическом совете образовательной организации на тему «Развитие творческих способностей обучающихся во внеурочной деятельности»

Доклад на педагогическом совете образовательной организации на тему «Развитие творческих способностей обучающихся во внеурочной деятельности». Описывает педагогическую кружковую  рабо...

доклад на педагогическом совете "Системно-деятельностный подход на уроках ОПК, ОРКСЭ и ОДНКНР"

Современный урок - это системно-деятельностный подход к ученику. Сегодня важно вооружить ребенка багажом заний. ФГОС второго поколения сторится именно на системно-деятельностном подходе....

Доклад к педагогическому совету на тему: «Эффективность воспитательной работы в условиях интеграции внеурочной деятельности и дополнительного образования».

Мы говорим стандарт и подразумеваем, прежде всего, качество. Стандарт, это значит – хуже нельзя. Пример – как можно. Вообще появление стандартов – это всегда признак достижения высок...

УСТАВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ОСНОВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ТУШНИНСКОЙ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЕНГИЛЕЕВСКИЙ РАЙОН» УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАС

Устав образовательной организации  как основа деятельности образовательной организации (на примере Муниципального образовательного учреждения тушнинской  средней общеобразовательной школы му...

Доклад на педагогическом совете "Внеурочная деятельность по настольному теннису в рамках ФГОС"

Помещаемый материал был представлен мною на педагогическом совете 26.03.2019 по теме "Внеурочная деятельность по настольному теннису в рамках ФГОС".  В котором я представляю опыт с...