Воспитательная программа для вечерних школ при учреждениях исполнения наказания.
методическая разработка на тему

Программа разработанна и предназначена для  вечерней школы при учреждении исполнения наказания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение вечерняя (сменная) общеобразовательная школа с.Тахтамыгда при ФБУ ИК-5 УФСИН России по                                                    

Амурской области

Рассмотрена и   утверждена

   «__» ________2010г.  

  Директор школы:

   _________О.Ю.Башкиров

 ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ.

                     

                                 Составила:

                                                                            Дубова Ирина Николаевна,

                                                                       зам.директора по воспитательной      

                          работе

2010 г.

I.ВВЕДЕНИЕ.

  В соответствии с Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации (далее - УИК РФ) и Положением об уголовно-исполнительных инспекциях, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.97 № 729 (с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.99 № 199) на УИИ возложены обязанности по организации и проведению воспитательной работы с осужденными. Огромную помощь в воспитательном процессе оказывают образовательные учреждения, располагающиеся на территории исправительных колоний. Одной из основных задач вечерней (сменной) общеобразовательной школы с.Тахтамыгда при ФБУ ИК-5 УФСИН России по Амурской области  также является воспитание учащихся.

Настоящая программа определяет основные направления воспитания, методы и формы воспитательного процесса, а также его примерное содержание. Программа составлена в соответствии с планом воспитательной работы школы и отвечает целям и требованиям, поставленным перед реализацией учебно-воспитательной работы вечерней (сменной) общеобразовательной школы с.Тахтамыгда при ФБУ ИК-5 УФСИН России по Амурской области. 

Содержание тем  определенных направлений программы может дополняться и варьировать на усмотрение участников воспитательного процесса.

II.ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ.

Согласно статье 9 УИК РФ воспитательная работа является одним из основных средств исправления осужденных и применяется с учетом вида наказания, совершенного преступления и личности осужденного.

Воспитательная работа - это система педагогически обоснованных мер по нравственному, правовому, трудовому, физическому и иному воспитанию учащихся, обеспечивающих их исправление и способствующих законопослушному поведению.

Воспитательная работа с осужденными должна быть ориентирована на оказание им необходимой поддержки с учетом их криминальной характеристики и педагогической запущенности. Для этого необходимо формировать правосознание, нравственные отношение к семье и ближайшему окружению, культуру поведения в обществе, гуманное отношение к людям, бережное отношение к природе.

Воспитательная работа с нашими учащимися представляет собой комплекс мер, направленных на преодоление личностных деформаций, интеллектуальное и духовное развитие, а также соблюдение установленного порядка и условий отбывания наказания. Одновременно под воспитательной работой следует понимать и целенаправленное позитивное воздействие на осужденного путем включения его в работу над собой, в результате которой происходит осознание вины, раскаяние.

При осуществлении воспитательного воздействия следует опираться на положительные качества ученика, разрушая отрицательные свойства его характера. Особое внимание при организации и проведении воспитательной работы необходимо уделять учащимся, имеющим стойкую антиобщественную направленность, ранее судимым к лишению свободы и нуждающимся в лечении от алкоголизма и наркомании, которые более других склонны к совершению повторных преступлений.

Участники воспитательного процесса :

-учащиеся школы;

-другие осужденные;

-учителя-предметники и классные руководители;

-начальники отрядов.

Этапы реализации программы:

1.Диагностический. Выявляет потребности, интересы учащихся, ценностные ориентации.

2. Стартово-мотивационный. Пробное включение в творческую деятельность с обязательным условием добровольности.

3. Содержательно-деятельностный .Обеспечивает возможность самореализации.

4. Рефлексивный. Ученик становится «сотворцом» воспитательной программы, может самостоятельно оценить свою работу, видит достоинства и недостатки.

В этой связи мы используем:

- педагогическое наблюдение;

- индивидуальные беседы;

-сознательное включение учащихся в те виды деятельности, в которых они наиболее могут проявить себя;

-проведение открытых мероприятий, концертов, конкурсов .

Главный принцип педагогов нашей школы : «В каждом видеть что-то хорошее!»

Педагогическое кредо: « В мире нет ничего ценнее и интереснее человеческой личности!»

III.ЦЕЛИ , ПРИНЦИПЫ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ.

Основные цели воспитательных мероприятий - исправление, формирование правопослушного поведения, предупреждение совершения нового преступления.

Проведение воспитательной работы основываются на принципах незыблемости прав и свобод человека и гражданина, гуманизма, законности, приоритета цели исправления при исполнении наказаний, системности и преемственности исправительного воздействия, опоры на положительные качества личности.

В процессе воспитательной работы решаются следующие задачи, отраженные в плане воспитательной работы школы :

  1. Преодоление личностных деформаций и криминогенных наклонностей личности, формирование правосознания, социальных навыков и умений, необходимых для их последующей адаптации в обществе, правопослушного образа жизни и социальной реабилитации.
  2. Сознательное включение осужденных в различные виды полезной деятельности – общеобразовательное обучение, самовоспитание, участие в культурно- массовых мероприятиях.
  3. Формирование нравственно здоровой социально- психологической атмосферы.
  4. Формирование гуманного отношения к людям, бережного отношения к природе, заботы об укреплении собственного здоровья.
  5.  Эстетическое воспитание собственного здоровья.
  6. Формирование гражданского самосознания личности, патриотическое воспитание.
  7. Приобщение к общечеловеческим ценностям, освоение, присвоение этих ценностей.
  8. Формирование потребности в самосовершенствовании и самообразовании.

     Развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации.

10.Формирование жизненной позиции развитие способности к индивидуальному выбору жизненного пути.

      11. Формирование у учащегося адекватной оценки сложившихся обстоятельств;

     12. Формирование осознанной необходимости выполнения определенных социальных ролей таких, как гражданин, работник, семьянин и других.

При составлении содержания программы в основу легли следующие принципы:

1.Принцип гуманности и демократии. Учителя должны быть искренне заинтересованы в судьбе каждого ученика, верить в процесс формирования его личности. Подлинной сутью воспитания является процесс совместной деятельности, построенный на началах сотрудничества.

2. Принцип эстетизации. Ориентирован на подчинение всех направлений педагогического процесса законам красоты и гармонии, стремление к целостности, гармоничности, художественной оформленности.

3. Принцип самостоятельности учащегося в принятии решений относительно саморазвития.

4. Принцип рефлексивной креативности. Подразумевает индивидуально творческий подход, в соответствии с которым процессы, изменения во внутреннем мире человека, служат главными ориентирами в воспитательной деятельности. Всестороннее изучение личности – необходимое условие успешности воспитания.

5. Принцип ориентации на формирование готовности к жизненной самореализации. Актуализация потребностей в саморазвитии, самосовершенствовании и самореализации через стимулирование активности, удовлетворенности собой при личностном росте, предоставление возможностей выбора индивидуальной образовательно-культурной траектории движения в условиях школы при исправительном учреждении через предоставление возможности проявить себя в творческой деятельности.

6. Культурологический принцип. Рассматривает художественно-эстетические явления в контексте общих культурных особенностей нашего времени.

7. Принцип синкретизма. Воплощается в процессе взаимодействия разных видов музыкальной, литературной, театральной и другой художественно эстетической деятельности.

IV.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ.

 В основу программы были положены следующие ценностные ориентиры: Человек, Семья, Отечество, Земля, Мир, Знания, Труд, Культура. Это и определило выбор основных направлений воспитательной работы:

1.Здоровье. Это направление преследует стремление к здоровому образу жизни, осознание здоровья, как одной из главных жизненных ценностей.

2.Патриотизм и гражданственность, правовое воспитание. Воспитание положительного отношения к школе, к отчему краю, формирование гражданского самосознания, ответственности за свои поступки. Направлено на формирование понимания сущности законов государства, их принципов (гуманности, демократии, неотвратимости наказания и др.), осознание справедливости назначенного наказания и ответственности за свои поступки, ознакомление с правами и обязанностями, воспитание привычки правопослушного поведения. Гражданское воспитание осуществляется на трех уровнях: когнитивном, эмоционально-чувственном, поведенческом.

На когнитивном уровне предполагается сформировать систему экономических, правовых, социологических знаний, понимание собственной роли и места в жизни.

На эмоционально-чувственном уровне необходимо развивать чувство эмоциональной привязанности к Родине.

На поведенческом уровне важно подготовить учащихся к взаимодействию с другими людьми, прививать навыки поведения в соответствии с общественными нормами, а также законопослушность.

3.Нравственность и духовность, как основа личности. Формирование гуманистических отношений , приобщение к общечеловеческим ценностям, освоение, усвоение, присвоение этих ценностей. Заключается в формировании качеств личности, соответствующих нормам поведения в обществе, выражающихся в отношении к закону, труду, семье, окружающим, самому себе и своим поступкам и включает в себя:

  • разъяснение основных понятий и требование морали;
  • формирование нравственных привычек и убеждений, веры в духовные идеалы;
  • приобщение к духовным и культурным ценностям;
  • приучение к самоконтролю и самодисциплине;
  • закрепление имеющихся положительных качеств;
  • выработку способностей подавлять в себе проявления негативных черт и свойств характера, преодолевать аморальные влечения и привычки.

4.Эстетическое и культурное развитие. Стремление формировать свою среду, свои действия по этическим, культурным критериям, воспитывать видение прекрасного.

Одним из критериев воспитанности человека признается культура его поведения, этикет, совокупность норм общения. Культура поведения, общения как одна из важнейших сторон личности формируется и развивается в течение всей жизни человека: в семье, в детском саду, в школе, в процессе самовоспитания.

Основными показателями социализации индивида выступают:

  • знание традиционных устойчивых норм поведения;
  • представления об этических нормах поведения и общения в процессе деятельности;
  • нормативная система этикета.

V.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПО ОСНОВНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ.

ЗДОРОВЬЕ.

Самопознание:   знание своего тела, самопознание через ощущение, чувства, образ; функции основных систем организма; физиологические и психические процессы; представление о здоровом и больном теле в разных культурах; обменные и инфекционные болезни, приводящие к  нарушению формы тела и/или инвалидности; самоконтроль и  саморегуляция настроения и поведения. Болезни человека, связанные с употреблением наркотиков, табака, алкоголя. Защита себя и других в ситуациях употребления ПАВ. Гигиенические правила предупреждение инфекционных заболеваний: гигиена тела, гигиена полости рта, гигиена труда и отдыха, профилактика инфекционных заболеваний. Основы личной безопасности и профилактика травматизма.Питание и здоровье. Питание – основа жизни. Гигиена питания.

ПАТРИОТИЗМ И ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ, ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ.

Ценность причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.Гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции. Любовь к родному краю как к своей малой Родине. Семья как важнейшая жизненная ценность. Гражданские навыки: умение работать и действовать идивидуально и в коллективе; знание своих прав и обязанностей и умение их использовать; умение принимать и защищать свои решения;готовность к участию в общественных делах; готовность к образованию. Базовые ценности:патриотизм и любовь к Родине; права и свободы человека и гражданина; символика Российской Федерации; национальное самосознание; уважение чести и достоинства других граждан. Осознание своих прав и обязанностей. Причины и профилактика правонарушений.

ЭТИЧЕСКОЕ И КУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ.

Правила межличностного общения; дружба; поведение на улице и в общественных местах; правила поведения с незнакомыми людьми; правила семейного общения; правила ребенка в семье. Базовые компоненты общения: внимание, слушание, активное слушание. Виды и формы общения. Способы реагирования на критику. Способы разрешения конфликтов с родителями, друзьями, учителями. Отношения между мальчиками и девочками. Индивидуальные различия в восприятии и понимании людьми друг друга. Интимные межличностные отношения: дружба, любовь, вражда, одиночество. Культура общения ,вежливое поведение в быту, в общественных местах. Культурно-гигиенические навыки, содержание в чистоте лица, рук, тела, причёски, одежды, обуви. Культура еды. Культурные ценности.

НРАВСТВЕННОСТЬ И ДУХОВНОСТЬ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Личностные качества, как необходимые составляющие духовно-нравственного воспитания:

морально-волевые качества: целеустремленность в осуществлении задач духовно-нравственного воспитания, твердость в убеждениях и умение их отстаивать в любых ситуациях, настойчивость и последовательность в требованиях, справедливость, ровность по отношению ко всем детям, рассудительность, спокойствие и самообладание как проявление устойчивости нравственного поведения в экстремальных ситуациях;

эмоционально-нравственные качества: чуткость, эмоциональная отзывчивость, педагогический такт, терпеливость, адекватность внешних проявлений нравственной ситуации и внутриличностным ориентирам, живость и энергичность, приветливость, достоинство;

мировоззренческие качества: любовь к детям, патриотизм, гуманизм.

содержание знания, которое обращено к душевному внутреннему миру
Эмоциональное отношение к тайнам жизни, бытия, кмиру Добра и Красоты, к нравственным ценностям .Смысл духовных ценностей, самопроявление, духовное
общение.

VI. ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.

Исходя из целей, задач, определенных направлений воспитания и их содержания, осуществляется планирование воспитательного процесса. Планирование воспитательной работы заключается в определении конкретных мероприятий на плановый период  и отражается в общем воспитательном плане школы и в воспитательных планах классных руководителей.

Планирование позволяет:

  • определить перечень вопросов, которые необходимо решить, порядок и последовательность проведения мероприятий;
  • дифференцированно реализовать процесс воспитания учащегося;
  • комплексно подходить к решению задач, направленных на исправление осужденных;
  • обеспечить системность в деятельности непосредственных исполнителей, координацию действий участников воспитательной работы ;
  • строить воспитательную работу как единый, непрерывный процесс;
  • совершенствовать стиль работы, равномерно распределять ее по времени между участниками воспитательного процесса, избегать разнобоя в их деятельности.

VII.МЕТОДЫ И ФОРМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

Методы воспитания - это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств.

Каждый метод реализуется в зависимости от опыта педагога, индивидуального стиля его профессиональной деятельности, возникшей педагогической ситуации.

Правила выбора методов обусловлены целью и задачами воспитания,  индивидуальными и личностными особенностями школьников:

- гуманизм отношений педагога к воспитанникам;

-системный подход к выбору методов воспитания: каждый метод дополняет, развивает, поправляет или уточняет другой;

- выбор методов должен быть подготовленным и предполагать реальные условия и средства его осуществления.

Методы формирования общественного сознания

Методы формирования общественного поведения

Методы стимулирования

Методы самовоспитания

- рассказ

- беседа

- разъяснение

- пример

- упражнение

- приучение

- поручение

- требования

- требование

- постановка перспективы

- соревнование

- метод «взрыва»

- поощрение

- наказание

- одобрение

- порицание

- личные обязательства

- самоотчет

- самоанализ

- самооценка

Правильно организованная воспитательная работа с осужденными, как правило, позволяет сократить уровень повторной преступности, сформировать законопослушную позицию у данной категории лиц.

Основными формами воспитательной работы являются:

  • индивидуальные и групповые беседы;
  • разъяснение требований поведения в конкретных жизненных ситуациях;
  • оказание помощи в разрешении конфликтных ситуаций и иных жизненных проблем;
  • включение в трудовую, общественную и другую полезную деятельность;
  • контроль за поведением осужденного, в том числе наблюдение за изменением в отношении к разным сферам жизнедеятельности (труду, учебе и т.д.), совершенному преступлению и противоправному поведению, желанием исправиться, жизненными планами;
  • формирование правосознания, нравственности, культуры поведения, трудолюбия, веры в будущее;
  • оказание психологической помощи;
  • составление характеристики на учащегося;

VIII.НАИМЕНОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ.

При реализации воспитательной программы наиболее эффективными являются следующие мероприятия :

  1. Проведение проблемных семинаров и круглых столов с учителями и учащимися.
  2. Организация и проведение различных конкурсов .
  3. Проведение игр и соревнований.
  4. Формирование научно-информационной и методической базы по вопросам духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания учащихся для использования в учебно-воспитательном процессе.
  5. Организация и проведение внешкольных мероприятий, выпусков школьной газеты.
  6. Проведение праздников.
  7. Разработка сценариев с активным участием учащихся.
  8. Проведение тестирования по изучению личности и личностных качеств.
  9. Разработка и внедрение в воспитательный и образовательный процесс сценариев деловых игр по экологическому, правовому воспитанию, культуре поведения.
  10. Постановка спектаклей, организация и проведение концертных программ.
  11. Проведение школьных предметных недель.
  12. Развитие досуговой деятельности как особой сферы жизнедеятельности учащихся.
  13. Организация и проведение диспутов, бесед, классных часов в различной форме .
  14. Чтение лекций в отрядах.

IX. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.

К ожидаемым результатам относятся:

  • развитие традиций духовно-нравственного и эстетического воспитания ;
  • создание условий для развития гармоничной личности;
  • поддержка инновационной деятельности педагогического коллектива, оптимизация учебного процесса, создание условий для сохранения и укрепления нравственного и физического здоровья школьников;
  • повышение компетентности в различных областях личностного развития;
  • рост оптимизма и позитивного восприятия происходящего;
  • формирование положительного отношения к школе, педагогам;
  • эффективная профилактика правонарушений и рецидива преступлений;
  • возможность реализации творческого потенциала учащихся;
  • улучшение взаимоотношений с окружающими;
  • коррекция отклонений в поведении, появление эмоциональной устойчивости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательный план для вечерней школы при учреждении исполнения наказания.

Воспитательный план составлен с учетом особенностей учебного учреждения  и предназначен для вечерних школ при учреждениях исполнения наказания....

Рабочая программа по биологии 6-9 класс для вечерней школы при учреждении исполнения наказания.

Настоящая рабочая программа предназначена для изучения курса биологии с 6 по 9 класс в вечерней (сменной) общеобразовательной школе с.Тахтамыгда при ФКУ ИК-5 УФСИН России по Амурской области. Рабочая ...

Рабочая программа по биологии 10-12 класс для вечерней школы при учреждении исполнения наказания.

Настоящая рабочая программа предназначена для изучения курса биологии с 10 по 12 класс в вечерней (сменной) общеобразовательной школе с.Тахтамыгда при ФКУ ИК-5 УФСИН России по Амурской области. Рабоча...

Рабочая программа по географии 6-7 класс для вечерней школы при учреждении исполнения наказания.

Настоящая рабочая программа предназначена для индивидуальных занятий по географии в Муниципальном казенном общеобразовательном учреждении вечерняя (сменная) общеобразовательная школа с.Тахтамыгда при ...

Рабочая программа по географии 8-9 класс для вечерней школы при учреждении исполнения наказания.

Настоящая рабочая программа предназначена для изучения географии в Муниципальном казенном общеобразовательном учреждении вечерняя (сменная) общеобразовательная школа с.Тахтамыгда при ФКУ ИК-5 УФ...

Рабочая программа по географии 10-11 класс для вечерней школы при учреждении исполнения наказания.

Настоящая рабочая программа предназначена для изучения географии в Муниципальном казенном общеобразовательном учреждении вечерняя (сменная) общеобразовательная школа с.Тахтамыгда при ФКУ ИК-5 УФСИН Ро...

ПРИМЕР ШКОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ /Учебно-воспитательная программа профилактической работы школы по предупреждению приобщения учащихся к употреблению наркотических средств «В жизнь без наркотиков».

Структура программы.1. Основание для разработки.2. Обоснование выбора проблематики,3. Концептуальные основы программы. Цели и задачи.4. Ожидаемые результаты реализации,5. Основные положения содержания...