Рабочая программа по географии 10-11 класс для вечерней школы при учреждении исполнения наказания.
рабочая программа по географии на тему

Настоящая рабочая программа предназначена для изучения географии в Муниципальном казенном общеобразовательном учреждении вечерняя (сменная) общеобразовательная школа с.Тахтамыгда при ФКУ ИК-5 УФСИН России по Амурской области в 10,11 классах и в 10 группе заочного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geografiya_10-11.docx60.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение вечерняя (сменная) общеобразовательная школа с.Тахтамыгда при ФКУ ИК-5 УФСИН

                                 России по Амурской области                                                            

Рассмотрена и                                                                                                                       Утверждена

рекомендована к                                                                               приказом №__

утверждению МС                                                                                     от  «__» ________2013г.

Протокол № _                                                                                            Директор школы:

от «___»_____2013г.                                                                                   _________О.Ю.Башкиров

Председатель МС:

__________В.А.Качаева

Рабочая программа учебного предмета

по географии  для 10-11 классов

(групп заочной формы обучения)

на 2013/2014 учебный год

                                        Составила:

                                                                             Дубова Ирина Николаевна,

                                                                       учитель биологии, географии.

2013 г.

                                                          Пояснительная записка.

Настоящая рабочая программа предназначена для изучения географии в Муниципальном казенном общеобразовательном учреждении вечерняя (сменная) общеобразовательная школа с.Тахтамыгда при ФКУ ИК-5 УФСИН России по Амурской области в 10,11 классах и в 10 группе заочного обучения.

Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:

       -Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный          Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;

       -Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта: под редакцией Душиной И.В. География. Программы для общеобразоват. учреждений. 6-10 кл. – М.: Дрофа, 2006.

      -Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.

     -Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих программы общего образования.

     -Учебный план Муниципального общеобразовательного казенного учреждения вечерней (сменной) общеобразовательной школы с.Тахтамыгда при ФКУ ИК-5 УФСИН России по Амурской области.

Курс «Экономическая и социальная география  мира» в старших классах средней школы занимает особое место, он завершает цикл школьного географического образования и призван сформировать у учащихся представление об окружающем мире,  понимание основных тенденций и процессов, происходящих в постоянно меняющемся мире, показать взаимосвязь природы, населения и хозяйства земного шара.

Курс по географии мира на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.

Данный курс занимает важное место в системе географического образования школьников, формируя широкие представления о социально-экономической составляющей географической картины мира и развивая географическое мышление.

Этот курс обобщает географические знания, полученные учащимися в основной школе, и рассматривает географические аспекты важнейших проблем современности как в общем, глобальном масштабе, так и на региональном уровне.

Программа предназначена в основном для учащихся, не планирующих в дальнейшем специализироваться в области географии и связывать свою будущую жизнь с географической наукой.  

Цели и задачи курса:

Главной целью курса является формирование у школьников законченных широких представлений о социально-экономической составляющей географической картины мира.

Указанная цель раскрывается в основных задачах курса:

-освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения, методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;

-овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;

-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

-сформировать систему знаний об экономических и социальных проблемах современного мира для целостного осмысления единства природы и общества на планетарном и региональном уровнях;

-развить у школьников познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

-формировать географическую культуру и географическое мышление учащихся, воспитывать чувство патриотизма;

-вооружить учащихся специальными и общеучебными умениями, позволяющими им самостоятельно добывать информацию географического характера по данному курсу;

-нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

-воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде.

Данная  программа рассчитана на следующее количество часов , в том числе в неделю:

Класс

Название курса

Количество часов в год

Количество часов, в том числе

в неделю

10

Экономическая и социальная география мира.

36

1

11

Экономическая и социальная география мира.

36

1

10(з)

Экономическая и социальная география мира.

18

0,5

 

Таким образом, программа курса «Экономическая и социальная география мира» составлена в двух вариантах:

1)Для 10-11 классов , она рассчитана на 2 года обучения, 72 часа(1 ч. в неделю).В первый год обучения посвящен общей характеристике мира и глобальным проблемам человечества, второй год отводится для изучения региональной характеристики мира.;

2) для 10 группы заочного обучения и рассчитана на 18 часов(0,5ч. в неделю). И включает весь краткий курс «Экономическая и социальная география мира»

Количество часов определено годовым учебным графиком и учебным планом Муниципального общеобразовательного учреждения вечерней (сменной) общеобразовательной школы с.Тахтамыгда при ФКУ ИК-5 УФСИН России по Амурской области.

Рабочая программа опирается на УМК В.П. Максаковского, так как, на мой взгляд, содержательная линия учебников и методических пособий данного автора наиболее подходит для преподавания в условиях вечерней школы. Повторяются основные понятия географии, ранее изучаемые в среднем звене, учебник содержит интересную, дополнительную информацию, блок самоконтроля и взаимоконтроля, что ценно в методическом плане. Также все данные систематизированы в таблицах и в схемах, что упрощает восприятие. Научно доказано, что у большинства мужчин преобладает аналитический склад ума, поэтому информация, данная в схемах, таблицах, математических данных, наиболее успешно воспринимается и запоминается ими. Это и служит основными причинами моего выбора данного УМК курса.

Место курса в преподавании географии и в базисном учебном плане:

Курс завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.

Содержание курса «География мира» дает возможность подготовить учащихся к правильному восприятию окружающей действительности, к пониманию тех процессов,  которые происходят в мировой политике и экономике. Другими словами, предполагается формирование теоретических знаний, практических умений и навыков, необходимых каждому культурному человеку вне зависимости от области его дальнейших интересов и от его будущей работы.

По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.

Содержание учебного материала охватывает все аспекты содержания школьной географии основной школы и предлагает их на новом качественном уровне в условиях среднего (полного) общего образования.

Знания и практические умения, приобретенные учащимися при  изучении курса, могут быть использованы во всех сферах будущей деятельности.

Предмет география входит в образовательную область «Обществознание».

Технологии обучения:

В процессе изучения курса важно опираться на исторический, типологический, дифференцированный подходы, проблемное обучение и самостоятельную работу учащихся с источниками географической информации.  

Формы обучения:

Используются такие формы обучения, как лекция, диалог, беседа, дискуссия, диспут, семинар, консультация, зачет, практикум, но основной формой остается урок. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.

Методы обучения:

Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:

-методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических,  проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся;

-методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр;

-методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ;

Степень активности и самостоятельности учащихся нарастает с применением объяснительно-иллюстративного, частично поискового (эвристического), проблемного изложения,  исследовательского методов обучения.

 

Средства обучения.

Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал).

Используемые формы и способы проверки и оценки результатов деятельности: 

          Устные ответы учащихся (фронтальный или индивидуальный опрос), контрольные, самостоятельные, практические работы; выполнение тестовых заданий, географических диктантов.  Результаты обучения оцениваются по 5-бальной системе. При оценке учитываются глубина, осознанность, полнота ответа, число и характер ошибок.

Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты, контрольные работы. Крупные темы, разделы завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении географии.

Ключевые компетенции:

Формирование учебно-познавательной компетентности строится на основе требовании содержания образования по предмету, государственного стандарта образования: «Называть», «Показывать», Описывать», «Объяснять», «Прогнозировать».

Структура курса 

следует логике учебного предмета, все разделы преемственны, каждый раздел выстроен с учетом закономерностей при познании географических объектов, с постепенным введением обобщений и на их основе – теоретических знаний и приемов самостоятельной работы. Разделы объединены в 3 смысловые части: «Общая характеристика мира», «Региональная характеристика мира», «Глобальные проблемы человечества».

В рабочую программу включена тема, предусмотренная  Стандартом, но не входящая в примерную программу по географии: «Научно-техническая революция»; данный материал позволяет понять особенности мирового хозяйства, поэтому на ее изучение в календарно-тематическом планировании отводится 3 часа в 10 кл.(2ч. в 10гр.заоч. обучения).

     В соответствии с методическими рекомендациями В.П. Максаковского в рабочей программе выделен раздел «Политическая карта мира» в начале курса, а не в составе раздела «Регионы и страны мира» (4 часа-10 кл., 2ч.-10(з) гр.).

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения географии на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

-основные географические понятия и термины: экономическая и социальная география, метод, географическая среда, природно-ресурсный потенциал, экологическая емкость, лесистость, марикультура, глобальные проблемы человечества, воспроизводство населения, демографический взрыв, теория демографического перехода, демографическая политика, депопуляция, нация, народ, народность, дискриминации, экономически активное население, демографическая нагрузка, урбанизация, субурбанизация, агломерация, мегаполис, миграции населения, уровень жизни, мировое хозяйство, международная хозяйственная специализация, международное географическое разделение труда, научно-техническая революция (НТР), «зеленая революция», монокультура, политическая карта, страна, государство, унитарное государство, федеративное государство, монархия, республика, валовый внутренний продукт (ВВП), политическая география, геополитика, внешнеторговый оборот, регионалистика, страноведение, регион;      

-традиционные и новые методы географических исследований: сравнительный, описательный, картографический, исторический, математический, метод географического моделирования;  геоинформационные системы (ГИСы)  и др.;

-особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения, а также особенности размещения  и территориальные сочетания земельных, лесных, рекреационных, ресурсов Мирового океана;

- численность и динамику изменения населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику, наиболее крупные языковые семьи и народы мира, ареалы их распространения;

-различия в уровне и качестве жизни населения в отдельных регионах и странах мира;

-основные направления внешних и внутренних миграций;

-проблемы современной урбанизации;

-географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей (нефтегазовая, угольная, электроэнергетика, металлургия, машиностроение, химическая, легкая), традиционные, новые и новейшие отрасли промышленности;

-географическую специфику отдельных регионов (Зарубежная Европа и Азия, Северная и Латинская Америка, Африка, Австралия и Океания) и стран (Франция, Германия, Африка, Великобритания, страны Балтии, Китай, Япония, Индия, Казахстан, США, Канада, Мексика, Бразилия, Австралия, Египет, Нигерия, ЮАР и другие, в том числе по выбору учителя), их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда;

-географические аспекты глобальных проблем человечества (экологическая, демографическая, продовольственная, энергетическая и сырьевая проблемы, а также сохранение мира на Земле, преодоление отсталости развивающихся стран, проблемы Мирового океана и мирного освоения космоса;

-особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;

уметь

-определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

-оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

-применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;

-составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

-описывать мировые экономические связи, причины экономической интеграции стран мира, роль транснациональных компаний и банков;

-сопоставлять географические карты различной тематики для составления географических характеристик населения, отраслей мирового хозяйства регионов и стран мира;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-объяснения влияния природных и социально-экономических факторов на особенности размещения населении Земли; направлений современных миграций населения; размещения основных промышленных и сельскохозяйственных районов мира; особенностей состава, структуры, специализации хозяйства отдельных регионов и стран мира; различий в уровне экономического развития; причин возникновения и обострения, взаимосвязи глобальных проблем человечества;

-прогнозирования темпов роста народонаселения Земли в целом и в отдельных регионах и странах мира; тенденций изменения возрастного состава населения по данным об изменения прироста населения; основных направлений антропогенного воздействия на природную среду в современном мире;

-выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;

-нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

-понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.

Учебно-методический комплект / Литература

1. Максаковский В.П.  Учебник для 10-го класса общеобразовательных учреждений«Экономическая и  социальная география мира». М.: Просвещение, 2009.:

2. Экономическая и социальная география мира: 10 класс.  Атлас. - М.: Картография, 2008. Сиротин В.И.  Экономическая и  социальная география мира: 10 класс. Рабочая тетрадь  с комплектом контурных карт. – М.: Дрофа, 2007.

3. Максаковский В. П.  Рабочая тетрадь, 10 класс. – М.: Просвещение, 2006.

4. Максаковский В.П. Методическое пособие, 10 класс.  – М.: Просвещение, 2004.

5. Максаковский В.П. Новое в мире: цифры и факты. Доп. главы. -М.: Дрофа, 1999, 2003.

Учебно-тематическое планирование курса для 10-11класса.

раздела

Наименование частей, разделов

Всего часов

Кол-во практических работ

Ч.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МИРА.

29

1.

Современная политическая карта мира.

4

1

2.

География мировых природных ресурсов.

5

1

3.

НТР и мировое хозяйство.

3

-

4.

География население мира.

8

1

5.

География мирового хозяйства

9

2

Ч.2 ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.

2

-

ПОВТОРЕНИЕ КУРСА 10 КЛ.

5

Ч.3 РЕГИОНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МИРА.

36

6.

Зарубежная Европа

10

1

7.

Зарубежная Азия. Австралия.

9

1

8.

Африка.

5

2

9.

Северная Америка.

6

1

10.

Латинская Америка.

6

1

Содержание программы

10-11 класса

(36 часов, 1 час в неделю)

Ч.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МИРА(29ч.)

Раздел 1. Современная политическая карта мира (4 часа)

 Политическая карта мира. Основные этапы формирования современной политической карты мира. Количественные и качественные изменения на политической карте мира в новейший период.

Многообразие стран современного мира. Типы стран современного мира. Крупнейшие станы мира по площади, территории и численности населения. Виды стран по географическому положению: приморские, внутриконтинентальные, полуостровные, островные,  страны - архипелаги. Типология стран по уровню экономического развития.  

Политическая география. Государственное устройство стран. Страны - члены НАТО.

Практические работы: Характеристика ПГП страны (по выбору уч-ся)

Ученик должен: знать/понимать основные географические понятия и термины, классификацию стран по различным критериям.

Раздел 2. География мировых природных ресурсов.(5 часов)

Географическая оболочка и ее границы, составные части и свойства географической оболочки. Этапы формирования географической оболочки. Обмен вещества и энергии в географической оболочке. Закон географической зональности, его влияние на природу, население и хозяйство. Природно-ресурсный потенциал мира.  Понятие «географическая среда». Рост масштабов воздействия человека на географическую оболочку. Учения В. И. Вернадского и А. А. Григорьева. Классификация природных ресурсов. Виды природных ресурсов по исчерпаемости: исчерпаемые(возобновимые и невозобновимые) и неисчерпаемые.

Ресурсообеспеченность. Методы определения ресурсообеспеченности стран и регионов мира. Анализ ресурсообеспеченности отдельных стран и регионов мира важнейшими видами природных ресурсов.

Минеральные ресурсы мира. Характерные черты размещения минеральных ресурсов.

География важнейших видов неминеральных ресурсов.

Земельные и почвенные ресурсы мира. Структура земельного фонда мира, главных регионов и крупнейших стран. Эффективность территории. Проблемы опустынивания и эрозии почв.

Лесные ресурсы мира. Неравномерность распределения лесных ресурсов. Северный и Южный лесные пояса Земли. Страны - лидеры по запасам лесных ресурсов. Проблема обезлесения и пути её преодоления.

Водные и гидроэнергетические ресурсы мира. Неравномерность распределения запасов пресной воды на Земле. Водная проблема человечества и пути её решения.

Агроклиматические ресурсы мира и характерные черты их размещения.

Геотермальные ресурсы мира. Сейсмические и вулканические пояса Земли. Страны - лидеры по запасам геотермальных ресурсов.

Рекреационные ресурсы мира, их виды ( природные и историко-культурные ) и размещение. Крупнейшие рекреационные районы и центры мира.

Ресурсы Мирового океана, их виды ( биологические, энергетические, минеральные, водные ), особенности их размещения и использования.

Природные ресурсы и охрана окружающей среды.

Практическая работа: Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов.

Ученик должен : знать особенности размещения природных ресурсов, их месторождения и территориальные сочетания; уметь определять и сравнивать по разным источникам географические тенденции развития процессов и явлений; оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов.

Раздел 3. НТР и  мировое хозяйство (3 часа)

НТР: основные черта и составные части: наука, производство, техника и технология, управление. Эволюционный и революционный пути развития техники и технологии в период  НТР. Основные этапы формирования мирового хозяйства. Природно-ресурсный потенциал территории и его влияние на развитие хозяйства и отраслевую специализацию промышленности и сельского хозяйства. Международная специализация. Изменение мирового хозяйства в период НТР. Влияние НТР на отраслевую и территориальную структуру мирового хозяйства. Факторы размещения производства в период НТР. Аграрные, индустриальные и постиндустриальные страны. Виды регионов по уровню их развития: столичные, технополисы, депрессивные, отсталые аграрные, районы нового освоения. Региональная политика.  Виды международных экономических организаций: региональные и специализированные. Крупнейшие интеграционные объединения мира: ЕС, НАФТА, ЛААИ, МЕРКОСУР,  АСЕАН, СНГ, АТЭС, АС,  ОПЕК и их состав. Транснациональные корпорации.

Ученик должен: знать географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, оценивать и объяснять территориальную концентрацию производства.

Раздел 4.  Население мира (8часов)

Численность населения мира и динамика изменения численности. Факторы, влияющие на воспроизводство населения. Типы воспроизводства населения, их особенности. Демографический взрыв, демографический кризис и демографическая политика.  

 Структура населения мира. Половой состав населения мира, главных регионов и отдельных стран и факторы его определяющие. Возрастной состав населения и причины различий в возрастном составе населения в странах разных типов. Половозрастная пирамида и её виды (стабильная, суженная и расширенная) в странах различных типов.

Географические различия в плотности населения и качестве жизни населения.

Миграции населения, их причины, виды и географические особенности. ”Утечка мозгов”. Страны с преобладанием эмиграции и иммиграции.

Мировые и национальные религии. Роль религии в развитии общества. География крупнейших религий мира. Главные духовные центры мира. Проблемы межнациональных и межрелигиозных отношений.

Крупнейшие расы и народы мира. Государственный язык. Типы стран по национальному составу населения. Языковые семьи и их распространение по территории мира.  

Особенности городского и сельского населения мира. Урбанизация, уровни и темпы урбанизации и их особенности в различных регионах и странах мира. Факторы, влияющие на уровень урбанизации. Ложная урбанизация. Субурбанизация. Крупнейшие города и городские агломерации мира. Виды городских агломераций: моноцентрическая, полицентрическая и мегалополис. Мегалополисы мира. Виды сельского расселения (групповое , рассеянное и кочевое) и их географические аспекты.

Трудовые ресурсы мира. Структура занятости населения в странах разных типов. Количественные и качественные характеристики трудовых ресурсов крупнейших стран и регионов мира. Экономически активное население. Трудовая нагрузка населения в странах разных типов.

Население и окружающая среда. География и культура.

Практические работы: Анализ и оценка плотности населения и причин, влияющих на размещение населения.

Ученик должен: знать численность и динамику населения мира, их этногеографическую специфику, различия в уровне жизни, основные направления и причины миграций., проблемы урбанизации; оценивать и объяснять демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения.

Раздел 5. География мирового хозяйства (9 часов)

География мирового хозяйства. Структура и география мировой промышленности. Значение, отраслевой состав и особенности размещения добывающей промышленности. Обрабатывающая промышленность и принципы размещения предприятий основных отраслей. География машиностроения мира. Автомобилестроение — основная отрасль машиностроения. Наукоемкие отрасли. Аэрокосмическая промышленность, электроника и робототехника. Страны - лидеры по производству основных видов промышленной продукции. Крупнейшие экспортёры и импортёры промышленной продукции. Промышленность и окружающая среда.

Структура и география мирового сельского хозяйства. Особенности развития и структуры сельского хозяйства в развитых и развивающихся странах. ”Зелёная революция”, её составные части и характерные черты. Закономерности размещения основных сельскохозяйственных культур. Основные экспортёры и импортёры продукции сельского хозяйства. География рыболовства мира. Сельское хозяйство и окружающая среда.

Структура и география мирового транспорта. Мировая транспортная система. Характерные черты развития, структуры и размещения основных видов сухопутного, водного и воздушного транспорта. Страны - лидеры по уровню развития важнейших видов транспорта. Крупнейшие морские порты мира. Транспорт и природная среда. Современные виды транспорта и связи. Телекоммуникационная связь. Интернет. Транспорт, средства связи и окружающая среда.

География международного туризма.

Международные экономические отношения, их основные формы и значение для развития национальных хозяйств

Практические работы: Сравнительная характеристика Приатлантической базы США и Рурской Германии. Анализ размещения отраслей химической промышленности.

 

Ученик должен: знать географические особенности размещения отраслей мирового хозяйства; объяснять концентрацию производства, степень антропогенных, техногенных изменений; применять различные источники географической информации; составлять таблицы, картосхемы, диаграммы.

Ч.2Современные глобальные проблемы человечества (2 часа)

Понятие о глобальных проблемах человечества. Геоглобалистика. Характерные черты и пути решения глобальных проблем человечества: проблемы сохранения мира и предотвращения международного терроризма, экологической, демографической, продовольственной, энергетической, сырьевой, отсталости развивающихся стран, проблем освоения Мирового океана и космического пространства. Взаимосвязь глобальных проблем. Глобальные прогнозы и их географические аспекты. Стратегия устойчивого развития. Глобальные изменения и география.

Ученик должен: сопоставлять географические карты, находить применение географической информации, давать оценку важнейшим социально-экономическим событиям международной жизни, тенденциях их развития.

ПОВТОРЕНИЕ КУРСА 10 КЛ. ( 5ч.) Современная политическая карта мира. География мировых природных ресурсов. НТР и  мировое хозяйство. Население мира. География мирового хозяйства.

Раздел 6.  Зарубежная Европа.(10 часов)

Страны и народы зарубежной Европы. Географические особенности стран и народов Северной, Западной, Восточной и Южной Европы. Европейская экономическая интеграция. Место Зарубежной Европы в мировом хозяйстве. Сравнительные географические характеристики отдельных европейских стран ЕС и значение этой интеграционной группировки в развитии европейских стран.

Практические работы: Сравнение ЭГП Швеции и Италии.

Раздел 7.  Зарубежная Азия. Австралия.(9 часов)

Страны и народы зарубежной Азии. Характерные черты географического положения, природных ресурсов, населения и хозяйства Зарубежной Азии. Экономико-географическая характеристика Японии, Китая и Индии.

 Географические особенности стран и народов Юго-Западной, Южной, Центральной, Восточной и Юго-Восточной Азии. Страны — члены ОПЕК, АТЭС и АСЕАН. Австралия и Океания. Страны и народы Австралии и Океании. Характерные особенности политической карты, природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства стран Океании. Экономико-географическая характеристика Австралийского Союза.

Практические работы: Отражение на картосхеме международных экономических связей Японии.

Раздел 8.  Африка(5 часов)

Страны и народы Африки. Особенности формирования политической карты Африки. Характерные черты современной политической карты Африки. Экономико-географическая специфика Африки. Главные горнодобывающие и сельскохозяйственные регионы Африки. Монокультура. Субрегионы Африки. Экономико-географическая характеристика Северной Африки, Тропической Африки и ЮАР.

Особенности и географические различия в жизни населения различных стран Африки. ОАЕ.

Практические работы: Характеристика населения Африки. Сравнение субрегионов Африки.

Раздел 9.  Северная Америка(6 часов)

Страны и народы Северной Америки. Характерные черты экономико-географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения и развития хозяйства стран Северной Америки.

Соединённые Штаты Америки. Особенности политико- и экономико-географического положения, природных ресурсов, населения и хозяйства США. Главные промышленные и сельскохозяйственные районы США. Особая роль непроизводственной сферы. Место США в мировом хозяйстве. Проблемы развития США. Главные экономические районы США: характерные черты Севера (Северо-Востока и Среднего Запада ), Юга и Запада. Качество жизни населения. Хозяйственные связи стран региона. НАФТА.

Экономико-географическая характеристика Канады.

Практические работы: Анализ факторов, влияющих на развитие каждого макрорайона США.

Раздел 10.  Латинская Америка(6 часов)

Страны и народы Латинской Америки. Особенности формирования современной политической карты Латинской Америки. Экономико-географическая специфика региона. Экономическое районирование Латинской Америки. Характерные черты латиноамериканских субрегионов: Мексики, Центральной Америки, Вест-Индии, Андских стран, ”Гвианского треугольника” и стран бассейна Ла-Платы. ЛАИ. Экономико-географическая характеристика Бразилии.

Практические работы: Анализ административно-территориального деления региона.

Ученик должен: оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;  составлять комплексную географическую характеристику стран регионов, таблицы, картосхемы.

Учебно-тематическое планирование курса для 10 группы заочного обучения.

раздела

Наименование частей, разделов

Всего часов

Кол-во практических работ

Ч.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МИРА.

8

1.

Современная политическая карта мира.

1

-

2.

География мировых природных ресурсов.

1

1

3.

НТР и мировое хозяйство.

1

-

4.

География население мира.

2

1

5.

География мирового хозяйства

3

1

Ч.2 РЕГИОНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МИРА.

8

6.

Зарубежная Европа

2

1

7.

Зарубежная Азия. Австралия.

2

-

8.

Африка.

1

1

9.

Северная Америка.

2

1

10.

Латинская Америка.

1

-

Ч.3 ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.

2

-

Содержание программы

10 группы заочного обучения.

(18 часов, 0,5 часа в неделю)

Раздел 1. Современная политическая карта мира (1 час)

 Политическая карта мира. Основные этапы формирования современной политической карты мира. Количественные и качественные изменения на политической карте мира в новейший период. Многообразие стран современного мира. Типы стран современного мира.

Ученик должен: знать/понимать основные географические понятия и термины, классификацию стран по различным критериям.

Раздел 2. География мировых природных ресурсов.(1 час)

Географическая оболочка и ее границы, составные части и свойства географической оболочки.

Ресурсообеспеченность. Методы определения ресурсообеспеченности стран и регионов мира. Анализ ресурсообеспеченности отдельных стран и регионов мира важнейшими видами природных ресурсов. Минеральные ресурсы мира.

Земельные и почвенные ресурсы мира. Лесные ресурсы мира. Неравномерность распределения лесных ресурсов.

Водные и гидроэнергетические ресурсы мира. Неравномерность распределения запасов пресной воды на Земле. Водная проблема человечества и пути её решения.

Агроклиматические ресурсы мира и характерные черты их размещения.Рекреационные ресурсы мира.Ресурсы Мирового океана.

Практическая работа: Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов.

Ученик должен : знать особенности размещения природных ресурсов, их месторождения и территориальные сочетания; уметь определять и сравнивать по разным источникам географические тенденции развития процессов и явлений;оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов.

Раздел 3. НТР и  мировое хозяйство (1 час)

НТР: основные черта и составные части: наука, производство, техника и технология, управление. Эволюционный и революционный пути развития техники и технологии в период  НТР.

Ученик должен: знать географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, оценивать и объяснять территориальную концентрацию производства.

Раздел 4.  Население мира (2 часа)

Численность населения мира и динамика изменения численности. Факторы, влияющие на воспроизводство населения. Типы воспроизводства населения, их особенности. Демографический взрыв, демографический кризис и демографическая политика.  

 Структура населения мира. Половой состав населения мира, главных регионов и отдельных стран и факторы его определяющие. Возрастной состав населения и причины различий в возрастном составе населения в странах разных типов. Половозрастная пирамида и её виды (стабильная, суженная и расширенная) в странах различных типов.

Географические различия в плотности населения и качестве жизни населения.

Миграции населения, их причины, виды и географические особенности. ”Утечка мозгов”. Страны с преобладанием эмиграции и иммиграции.Мировые и национальные религии.

Крупнейшие расы и народы мира. Государственный язык. Типы стран по национальному составу населения. Языковые семьи и их распространение по территории мира.  

Особенности городского и сельского населения мира. Урбанизация, уровни и темпы .

Трудовые ресурсы мира. Структура занятости населения в странах разных типов.

Практические работы: Анализ и оценка плотности населения и причин, влияющих на размещение населения.

Ученик должен: знать численность и динамику населения мира, их этногеографическую специфику, различия в уровне жизни, основные направления и причины миграций., проблемы урбанизации; оценивать и объяснять демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения.

Раздел 5. География мирового хозяйства (3 часа)

География мирового хозяйства. Структура и география мировой промышленности. Значение, отраслевой состав и особенности размещения добывающей промышленности. Обрабатывающая промышленность и принципы размещения предприятий основных отраслей. География машиностроения мира. Автомобилестроение — основная отрасль машиностроения. Наукоемкие отрасли. Аэрокосмическая промышленность, электроника и робототехника. Страны - лидеры по производству основных видов промышленной продукции. Крупнейшие экспортёры и импортёры промышленной продукции. Промышленность и окружающая среда.

Структура и география мирового сельского хозяйства.

Структура и география мирового транспорта. Мировая транспортная система.

География международного туризма.

Международные экономические отношения, их основные формы и значение для развития национальных хозяйств

Практические работы:  Анализ размещения отраслей химической промышленности.

 

Ученик должен: знать географические особенности размещения отраслей мирового хозяйства; объяснять концентрацию производства, степень антропогенных, техногенных изменений; применять различные источники географической информации; составлять таблицы, картосхемы, диаграммы.

Раздел 6.  Зарубежная Европа.(2 часа)

Страны и народы зарубежной Европы. Географические особенности стран и народов Северной, Западной, Восточной и Южной Европы. Европейская экономическая интеграция. Место Зарубежной Европы в мировом хозяйстве. Сравнительные географические характеристики отдельных европейских стран ЕС и значение этой интеграционной группировки в развитии европейских стран.

Практические работы: Сравнение ЭГП Швеции и Италии.

Раздел 7.  Зарубежная Азия. Австралия.(2 часа)

Страны и народы зарубежной Азии. Характерные черты географического положения, природных ресурсов, населения и хозяйства Зарубежной Азии. Экономико-географическая характеристика Японии, Китая и Индии.

 Географические особенности стран и народов Юго-Западной, Южной, Центральной, Восточной и Юго-Восточной Азии. Страны — члены ОПЕК, АТЭС и АСЕАН. Австралия и Океания.

Раздел 8.  Африка(1 час)

Страны и народы Африки. Особенности формирования политической карты Африки. Характерные черты современной политической карты Африки. Экономико-географическая специфика Африки. Главные горнодобывающие и сельскохозяйственные регионы Африки.

Практические работы: Сравнение субрегионов Африки.

Раздел 9.  Северная Америка(2 часа)

Страны и народы Северной Америки. Характерные черты экономико-географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения и развития хозяйства стран Северной Америки.

Соединённые Штаты Америки. Особенности политико- и экономико-географического положения, природных ресурсов, населения и хозяйства США. Главные промышленные и сельскохозяйственные районы США. Особая роль непроизводственной сферы. Место США в мировом хозяйстве.

Практические работы: Анализ факторов, влияющих на развитие каждого макрорайона США.

Раздел 10.  Латинская Америка(1 час)

Страны и народы Латинской Америки. Особенности формирования современной политической карты Латинской Америки. Экономико-географическая специфика региона. Экономическое районирование Латинской Америки.

Практические работы: Анализ административно-территориального деления региона.

Ученик должен: оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;  составлять комплексную географическую характеристику стран регионов, таблицы, картосхемы.

Раздел 11. Современные глобальные проблемы человечества (2 часа)

Понятие о глобальных проблемах человечества. Геоглобалистика. Характерные черты и пути решения глобальных проблем человечества: проблемы сохранения мира и предотвращения международного терроризма, экологической, демографической, продовольственной, энергетической, сырьевой, отсталости развивающихся стран, проблем освоения Мирового океана и космического пространства.

Ученик должен: сопоставлять географические карты4 находить применение географической информации, давать оценку важнейшим социально-экономическим событиям международной жизни, тенденциях их развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по географии 6-9 классы(для вечерних школ)

Рабочая основная общеобразовательная программа   основного общего образования по географии составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта о...

Воспитательная программа для вечерних школ при учреждениях исполнения наказания.

Программа разработанна и предназначена для  вечерней школы при учреждении исполнения наказания....

Воспитательный план для вечерней школы при учреждении исполнения наказания.

Воспитательный план составлен с учетом особенностей учебного учреждения  и предназначен для вечерних школ при учреждениях исполнения наказания....

Рабочая программа по биологии 6-9 класс для вечерней школы при учреждении исполнения наказания.

Настоящая рабочая программа предназначена для изучения курса биологии с 6 по 9 класс в вечерней (сменной) общеобразовательной школе с.Тахтамыгда при ФКУ ИК-5 УФСИН России по Амурской области. Рабочая ...

Рабочая программа по биологии 10-12 класс для вечерней школы при учреждении исполнения наказания.

Настоящая рабочая программа предназначена для изучения курса биологии с 10 по 12 класс в вечерней (сменной) общеобразовательной школе с.Тахтамыгда при ФКУ ИК-5 УФСИН России по Амурской области. Рабоча...

Рабочая программа по географии 6-7 класс для вечерней школы при учреждении исполнения наказания.

Настоящая рабочая программа предназначена для индивидуальных занятий по географии в Муниципальном казенном общеобразовательном учреждении вечерняя (сменная) общеобразовательная школа с.Тахтамыгда при ...

Рабочая программа по географии 8-9 класс для вечерней школы при учреждении исполнения наказания.

Настоящая рабочая программа предназначена для изучения географии в Муниципальном казенном общеобразовательном учреждении вечерняя (сменная) общеобразовательная школа с.Тахтамыгда при ФКУ ИК-5 УФ...