Анализ системности и оптимальности использования имеющихся технических средств в образовательном процессе
статья на тему

Куликова Людмила Анатольевна
"Если бы компьютер не был изобретен как универсальное техническое устройство, его следовало бы специально создать для целей образования." Энтони Маллан (известный английский педагог). Единое информационное пространство школы – это система, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники учебного процесса: администрация, преподаватели, ученики и их родители. Практически все участники образовательного процесса объединены между собой информационными потоками. Школьный сайт – это Интернет-представительство образовательного учреждения в мировой сети. Образовательное учреждение стремится быть конкурентоспособным, открытым, иметь привлекательный имидж и эффективную систему работы с информацией для обеспечения внутренних потребностей образовательного учреждения и предоставления необходимых сведений вышестоящим организациям и широкой общественности. Настоящий Интернет - сайт – это идеальный работник, который необходим в каждой организации и каждому учреждению. Наш сайт решает конкретные задачи, работает на интересы различных групп пользователей – от учащихся до родителей, до представителей власти общественности различных уровней и самого образовательного учреждения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анализ системности и оптимальности

использования  имеющихся технических средств

 в образовательном процессе.

Если бы компьютер не был изобретен
как универсальное техническое устройство,
его следовало бы специально создать
для целей образования.

Энтони Маллан (известный английский педагог)

Современная тенденция развития глобального информационного пространства человеческого общества требует адекватных преобразований в образовательной сфере. В школу приходят новые интеллектуальные и учебные технологии.

Создается и отрабатывается модель информационного пространства школы, предполагающая реализацию комплекса образовательных и управленческих проектов, опирающихся на техническую реорганизацию применения информационных средств.

В нашей школе информатизации образования уделяется значительное внимание. Построение единого информационного пространства образовательного учреждения идет по двум направлениям: информатизация управленческой деятельности и использование информационных технологий непосредственно в образовательном процессе.

Информатизация школы – достаточно длительный процесс изменений. Информатизация образования не ограничивается «механизацией» существующих образовательных практик, реализацией их с помощью ИКТ.

Ее главная отличительная черта – создание условий для появления новых образовательных практик, новых методов и организационных форм учебной работы, увеличение разнообразия, широты и интенсивности их применения.

Информатизацию можно определить как одну из областей педагогических инноваций, которые так или иначе связаны с использованием средств ИКТ и подготовкой учащихся к жизни в условиях информационного общества.

Компьютеризация и информатизация обычно идут вместе. Внедрение ИКТ порождает множество изменений, но не все они порождают или поддерживают новые образовательные практики.

Учитывая роль, которую занимают информационные технологии в современном обществе, также излишне говорить о важности преподавания навыков работы с ПК в школе.

Так или иначе, почти каждый нынешний ученик или будущий выпускник столкнется с компьютером, и чем раньше будущие специалисты оценят все преимущества, которые предлагают современные технологии, и научатся их использовать, тем лучше. В нашем лицее  многие выпускники считают, что XXI век – век информационных технологий и будущую профессию связывают с этим видом деятельности. А каждый нынешний ученик работает с компьютером, и чем раньше будущие специалисты оценят все преимущества  современных технологий и научатся их использовать, тем лучше.

Школа сегодня и сегодняшний учебный процесс предполагают, внедрение новых форм работы и предусматривает новые роли: учителя, как консультанта и ученика как активного исследователя, творчески и самостоятельно работающего над решением учебной задачи, широко использующего информационно-коммуникационные технологии для получения необходимой информации.

Единое информационное пространство школы – это система, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники учебного процесса: администрация, преподаватели, ученики и их родители. Практически все участники образовательного процесса объединены между собой информационными потоками.

Школа включает ряд подразделений: основную, старшую школу, а так же модуль дополнительного образования. Указанные подразделения составляют информационное сообщество, так как действуют в едином информационном пространстве. Модель информационной деятельности школьного информационного пространства в настоящее время можно представить совокупностью различных процессов:

  • преподавание информатики в школе;
  • интеграция информационных технологий в преподавание предметов;
  • информатизация внеклассной работы;
  • информационное управление школой.

Нам удалось:

  • объединить практически все компьютеры в локальную вычислительную сеть школы;
  • подключить школу к Интернет;
  • заложить основы коллекции цифровых учебных материалов;
  • внедрить мультимедийные возможности вычислительной техники;
  • организовать зону свободно доступа для учителей и учащихся;
  • использовать разнообразные периферийные устройства.

Расширился диапазон учебных предметов, проводимых с использованием ИКТ (практически все предметы), увеличивается  количество учителей, активно использующих возможности интерактивного комплекса в учебной и внеучебной деятельности, что способствует возможности демонстрации  сложных процессов и объектов, инновационной наглядности изучаемого материала.

На сегодняшний день  в лицее имеются следующие средства обучения и воспитания.

Наименование

Кол-во

Кабинет математики

3

Кабинет физики

1

Кабинет химии

1

Кабинет биологии

1

Кабинет информатики

2

Кабинет начальных классов

12

Кабинет осетинского языка

3

Кабинет русского языка

2

Кабинет истории и обществознания

2

Кабинет английского языка

2

Кабинет географии

1

Учебное оборудование кабинета физики

1

Учебное оборудование кабинета химии

1

Учебное оборудование кабинета биологии

1

Интерактивная доска

12

Компьютер

122

Ноутбук

Моноблок

Мультимедийный проектор

27

Система голосования

1

Документ – камера

1

Принтер

МФУ

Спортивный зал

1

Библиотека

1

В 2012-2013 учебном году в лицее были приняты меры по укреплению и совершенствованию материально-технической базы в области информатизации образования: старая техника, подлежащая списанию, и неработающая техника, не подлежащая ремонту, была утилизирована; востребованная учителями техника была закуплена. В результате этого, на 1 сентября 2013 г. В учебном процессе используется 122 компьютера, из них – 11 для управления.

На протяжении учебного года учителями проводятся открытые уроки для преподавателей лицея, города и республики с использованием ИКТ.

С целью повышения эффективности методической работы , полной реализации запросов педагогов по созданию единого информационного пространства. Активно используются следующие Интернет-ресурсы:

  • www/edu.ru – федеральный интернет-портал «Российское образование»
  • сайт федерального центра информационных образовательных ресурсов(http://fcior.edu.ru/)
  • единая коллекция  цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/) и другие.

Через Интернет учителя имеют возможность познакомиться с новыми педагогическими технологиями, условиями всероссийских конкурсов и олимпиад. Идет целенаправленная работа по систематизации, обновлению  и пополнению  информационных ресурсов образовательного процесса, расширению использования мультимедийного сопровождения.

Одним из необходимых условий использования ИТ является наличие современного уровня информационной культуры педагогов. Решение проблемы учителей-предметников в освоении компьютера и информационных технологий не менее  важная, чем изучение информатики учениками. Нужно проводить обучающие семинары, направленные на повышение компетенции учителей в области информационных технологий. Как показывает анализ посещенных уроков активно используют информационные технологии на уроках более  75% педагогов лицея.

Учителя начальной школы, английского и осетинских языков  активно используют интерактивную доску. Уходит  в прошлое нудный «опрос» у доски, когда из школьника «клещами» вытаскивали два-три слова, лишь бы поставить заветную «троечку». Сейчас есть все возможности воспитывать в каждом ребенке творца, творческую личность, способную реализовать свой потенциал. А потенциал заложен природой в каждом юном человеке. Таких широких и универсальных возможностей реализовать его, какие дают информационные технологии не дают никакие другие методические системы. Используя метод проекта с начальной школы педагоги лицея « включают ученика» на успех ,  делая учебу интересной и увлекательной.

Самым простым вариантом информатизации  урока является использование электронных учебников и мультимедийных энциклопедий для демонстрации при объяснении  нового материала, закрепления пройденного, обобщения и систематизации  знаний. Использование мультимедийных компакт-дисков в виде текстовой, графической, аудио и видеоинформации обеспечивает эффективность обучения детей с разными типами восприятия. Чтобы оптимизировать процесс  зрительного восприятия и увеличить демонстрационный эффект урока в 23 (из33) учебных кабинетах  имеются компьютер с мультимедийным проектором для выхода изображения на большой экран.

Возможные работы с большими группами школьников ( и с классом в целом)одновременно  предоставляют  нам тренажерные и тестовые программы. Единое информационное пространство школы реализуется в форме школьной локальной сети, объединяющей компьютеры кабинета информатики, библиотеки и учебных кабинетов. В каждом кабинете учитель имеет компьютер, подключенный к сети Интернет, медиапроектор, принтер и сканер, приличные звуковые колонки. Это дает возможность легко использовать возможности школьных сайтов, внешних ресурсов и возможностей локальной сети для самого широкого круга задач: оперативного изготовления и использования дидактических материалов, онлайн - иллюстрации, различных форм учебной работы.
В рамках общероссийской системы оценки качества образования с целью оценки подготовленности учащихся к учебе, работе и жизни в век информации, изучения уровней подготовки в области компьютерной и информационной грамотности учащихся 8 классов в странах-участницах, анализа выявленных различий четыре школы на территории Республики Северная Осетия – Алания в числе школ 43 субъектов РФ были отобраны для участия в текущем году в международном сравнительном исследовании по изучению уровней компьютерной и информационной грамотности обучающихся (ICILS 2013).

Исследование в школах МБОУ СОШ №17 (координатор Дзугаева Татьяна), МБОУ СОШ №38 (координатор Цибирова Залина), МБОУ Лицей (координаторы Джаноян Елена, Меликова Эльвира) г. Владикавказ и МКОУ СОШ с. Зильги (координатор Сабанова Вера) Правобережного района проводилось 29 и 30 сентября 2013 года в виде автоматизированного тестирования и анкетирования автоматизировано отобранных учащихся, анкетирования автоматизировано отобранных учителей, ведущих занятия в 8 классе, а также директора и ответственного за информатизацию школы.Представители Министерства образования и науки РСО-Алания, наблюдавшие за ходом тестирования, отметили высокий организационный уровень в указанных школах.

Сформирован рейтинг по электронным услугам в образовании за ноябрь 2013 года. Лицей занял второе место после гимназии № 5. (http://edu15.ru/Default.aspx?tabid=1140&language=ru-RU) во Владикаказе.

По мере информатизации нашего общества, по мере его вхождения в мировое сообщество нарастает потребность в обучении и воспитании детей, способных жить в открытом обществе, умеющих общаться и взаимодействовать со всем многообразием реального мира, имеющих целостное представление о мире и его информационном единстве. За последнее годы произошло  коренное изменение в возможностях использование персональных компьютеров и информационных технологий в жизни человек. Процесс информатизации  системы образования связан с факторами, действие которых формируются за пределами образовательной системы. Но даже те, кто вообще по тем или иным причинам не работает в Интернете, тем не менее с каждым годом будут ощущать его «дыхание в затылок».

 Метод проектов в информационном поле  позволяет  обучать деятельности в условиях реального действительности, воспитывать граждан открытого общества: деятельных, инициативных, знающих и уважающих законы мирового сообщества, стремящихся к миру, прогрессу и процветанию человечества. Кроме того, участие детей в компьютерных проектах  способствует  созданию устойчивого позитивного отношения родителей к лицею. Право выбора  родителями школы  на рынке образовательных услуг ставят  ее в определенные условия:  быть востребованной обществом, способной удовлетворять насущные запросы родителей и их детей, конкурировать по качеству подготовки учащихся к жизни с другими наиболее престижными учебными учреждениями г. Владикавказа. Одним из главных факторов, влияющих  на формирование имиджа школы, является наличие медиаобразовательной  деятельности как  дополнительного средства  не только образования, но и самообразования, а в последнее время фактически путевкой в жизнь, т.к.  ни одна отрасль производства, сфера труда или науки не может существовать без Интернет-технологий. Именно этот фактор является определяющим в выборе школы родителями. О цепочке результативности образования: “грамотность (общая и функциональная) - образованность - профессиональная компетентность - культура - менталитет” можно вести речь только при наличии информационно-компьютерного профессионализма и информационно-компьютерной культуры

Применительно к нашему лицею   сетевой образовательный проект  рассматривается нами  как совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата этой деятельности, организованной на основе компьютерной телекоммуникации. Компонентами сетевых проектов могут стать: социологические опросы, исследования, включенные в канву проекта различные сетевые инициативы: чаты, форумы, веб-дискуссии или форумы, видео- и телеконференции, олимпиады, викторины; поиск существующих Интернет-ресурсов и создание новых. Использование ресурсов лицея позволяет самостоятельно подготовить во внеурочное время реферат, проект не только ученикам, но и преподавателям. Учителя и ученики  выступают в тесном содружестве при проведении  уроков с использованием компьютера. Все это наглядно демонстрируется фотографиями, фиксируется в информационном дайджесте.(уже готовится 32 выпуск, за каждую четверть начиная с 2006 года) В рубриках «Учимся. Творим. Побеждаем» отражаются наиболее  яркие моменты  учебного, воспитательного, образовательного процесса лицея. Выпуск газет обычно распределяется по учебным четвертям как определенный и закономерный итог. Технология WWW – технология, обеспечивающая простой и наглядный доступ к информационным ресурсам компьютеров, подключенных к сети Интернет во всем мире, поэтому наш сайт Vladlic.mwport.ru  доступен всем желающим.  Лицейский сайт состоит из выпусков газет прошлого года,  публичного доклада директора,  о работе  научно-исследовательского  общества М И Р    (Мысль. Интеллект. Разум),   фотографии с наиболее интересных мероприятий «Лицей в лицах»,  обновляется страница новостей.

Школьный сайт – это, прежде всего продукт региональный, рассчитан на аудиторию данного района. Интернет – явление глобальное. Приятно думать, что о лицее  узнает весь Мир.

Для кого же нужен наш  сайт?

  1. Родители. Если вы житель крупного города, то наверняка сталкивались с проблемой устройства ребенка в школу. Какую школу выбрать? Что за программа обучения в школе? Чем она живет? Каков контингент учащихся, где будет учиться ваш ребенок? Это лишь неполный список вопросов, которые интересуют родителей.
    Другая группа вопросов, которые интересны родителям – успеваемость ребенка в школе. Для работающих родителей выбрать время для посещения школы – не такая простая задача. А вот выбрать время вечером, чтобы заглянуть на сайт школы, где учится его ребенок, задать вопрос учителю и т.п. – весьма удобно.
  1.  Ученики . Интернет – давно уже не роскошь, а средство получения оперативной информации. Когда вам надо быстро узнать погоду, расписание полетов самолетов, подходящий ресторан, репертуар театров или кино, вы заглядываете на соответствующие сайты. Аналогично в продвинутых в отношении Интернет технологий школах. Ученик может и должен получать информацию на сайте о расписании уроков, домашнее задание, возможность задать вопрос учителю,  дру г друг у и  тому  подобное.
    Другая группа вопросов, интересующих школьников, – это естественное желание поделиться с друзьями о себе: о проведенных каникулах, спортивных состязаниях, просто о повседневной жизни. Фотоальбом на сайте, а также персональные странички учеников – идеальное средство. Если какая-либо информация носит конфиденциальный характер, то есть предназначена для ограниченного числа посетителей, ее можно закрыть паролем.
  2. Учителя. Страничка учителя – это его резюме. Многие учителя ведут дополнительные занятия, в том числе по Интернету (дистанционно). Родители и ученики узнают о дополнительных курсах учителя из Интернета. Школьный сайт предоставляет им такую возможность.
  3. Администрация. Надо заметить, что школьный сайт – это официальное представительство школы в Интернете. Следовательно, сайт должен содержать официальную информацию: устав школы, внутренний распорядок, правила приема и т.п. На сайте должна присутствовать информация об ответственных лицах: директоре, заместителях по безопасности, учебной работе, психологе и т.п. Здесь же – возможность задать вопрос директору, специалисту и т.п.

Дневник.ру - Единая образовательная сеть России, которая формирует уникальную электронную среду для учителей, учеников и их родителей. Разработка проекта началась в 2007 году и уже в 2009 проект был запущен под эгидой приоритетного национального проекта «Образование». Дневник.ру поддерживается Полномочным Представительством Президента РФ в СЗФО, региональными администрациями, министерствами, комитетами и департаментами образования.

Дневник.ру совмещает в себе три модуля:

  • дистанционное обучение,
  • управление школьным документооборотом,
  • социальная сеть.

Школьный сайт – это Интернет-представительство образовательного учреждения в  мировой сети. Образовательное учреждение стремится быть конкурентоспособным, открытым, иметь привлекательный имидж и эффективную систему работы с информацией для обеспечения внутренних потребностей образовательного учреждения и предоставления необходимых сведений вышестоящим организациям и широкой общественности.  Настоящий  Интернет - сайт – это идеальный работник, который необходим в каждой организации и каждому учреждению. Наш сайт решает конкретные задачи, работает на интересы различных групп пользователей – от учащихся до родителей, до представителей власти общественности различных уровней и самого образовательного учреждения.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение современных технических средств обучения в образовательном процессе

Применение ТСО может быть связано не только с уроком, но и со внеурочной деятельностью.В данном материале вашему вниманию предлагается компьютерная презентация ученицы МБОУ "Арьёвская СОШ"  Кошки...

Педсовет по теме "Системно-деятельностный подход к организации образовательного процесса в условиях перехода на новые ФГОС"

В условиях перехода на новые образовательные стандарты перед учителем встает задача  совершенствования урока - основной формы организации обучения.  Подвести педагогов к пониманию сущности с...

Справка О материально-техническом, учебно-методическом, информационно-техническом обеспечении образовательного процесса по биологии

СправкаО материально-техническом, учебно-методическом, информационно-техническом обеспечении образовательного процесса по биологии...

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса....

Ресурсное обеспечение (технологизация) образовательного процесса посредством обновления материально-технической базы образовательной организации (кабинет профильного труда) в процессе реализации проекта «Современная школа» - доклад учителя профильного тр

Для организации качественного доступного образования обучающихся с ОВЗ и с  инвалидностью в образовательной организации реализуется мероприятие федерального проекта «Современная школа»...

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса....