Отчет о стажировке в Финляндию
статья на тему

Отчет о стажировке в Финляндию. 2013 г. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_o_stazhirovke_2.docx368.39 КБ

Предварительный просмотр:

Российская академия народного хозяйства и государственной службы

при Президенте Российской Федерации

Отчет о зарубежной стажировке

в рамках программы «Подготовка управленческих кадров в сфере здравоохранения, образования  и культуры в 2011 -2014 годах»

Образовательная программа: Управление в сфере образования

Слушатель: Румянцева Елена Анатольевна

Страна стажировки: Финляндия

Москва,2013

Содержание

Раздел 1. Информационная часть

Раздел 2. Системный анализ изученной в ходе стажировки зарубежной практики управления

Раздел 3. Предложения по возможным вариантам использования изученного опыта в ходе реализации программ модернизации социальной сферы в регионах Российской Федерации

Раздел 4. Приложения


Раздел 1. Информационная часть

  1. Наименование образовательной программы: «Управление в сфере образования»
  2. Фамилия, Имя, Отчество слушателя: Румянцева Елена Анатольевна
  3. Регион, место работы, должность: Ивановская область, Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 10 города Фурманова, заместитель директора школы
  4. Наименование выполненного в рамках программы Проекта: «Модель организации управления образовательным учреждением в условиях введения ФГОС ООО»
  5. Сроки и место проведения зарубежной стажировки: с 09.112013 -22.11.2013 г., Финляндия, г. Хельсинки


Раздел 2. Системный анализ изученной в ходе стажировки зарубежной практики управления.

Почему Финляндия выбрана страной стажировки для изучения практики управления?

 Приведем несколько причин такого особого отношения к стране.

• Седьмая самая конкурентоспособная экономика в мире в 2010 (WEF competitiveness ranking).

• Чемпион экспорта. Экспорт обеспечивает 35% от ВВП. (Statistics Finland).

• Номер 3 в мире по индексу “Экономика, основанная на знаниях” 2011 (World Bank Knowledge Based Economy Index).

• 13 место в мире по “Легкости ведения бизнеса” World Bank DoingBusiness.org.

• Лидер среди северных стран по показателю «Выручка от инновационных продуктов» (Invest in Finland).

• ” AAA“ долгосрочный кредитный рейтинг (Standard & Poor’s Rating Services).

• Лучшие результаты в PISA /Program for International Student Assessment/.

• По функционированию демократии в мире Финляндия на 2 месте по исследованию университета Цюриха в 2011.

Чем объясняется успех Финляндии?

 Финляндия - это страна с трудоспособными людьми, с бесплатной системой образования включая высшее образование, с высоким уровнем качества обучения (по исследованиям PISA финские дети на I/II месте по чтению, математике и биологии), с очень низкой коррумпированностью (по рейтингу Всемирного экономического форума ВЭФ), с хорошо налаженной инфраструктурой, со стабильностью общества, властью закона, защитой частной собственности и инвестиций, хорошим сотрудничеством между университетами и частным сектором, с высокой конкурентоспособностью (по рейтингу ВЭФ), с высокими технологиями, с высокой социальной обеспеченностью людей, но с прогрессивной системой налогообложения.

       Система образования Финляндии включает: дошкольную подготовку, обязательное базовое образование, среднее общее и профессиональное образование, высшую школу и обучение взрослых.

    Одним из главных принципов построения системы образования является принцип обеспечения доступности образования. Поэтому основной целью образования  Финляндии является предоставление равных возможностей получения образования для всех граждан, независимо от возраста, от состояния здоровья, места жительства, экономического положения, пола и происхождения (этническая принадлежность). Хочется особо отметить то, что:

 - общее и профессиональное образование финны получают бесплатно;

- школьные учебники и принадлежности ученики получают бесплатно;

- школьные обеды на всех этапах обучения бесплатны;

- сложилась система поддержки детей, испытывающих трудности в обучении.  

       Также финская система образования ориентирована на обеспечение достаточно высокого уровня знаний, навыков, способов деятельности, и просвещенности всего населения (большой приток эмигрантов с недостаточным уровнем образования).

Дошкольное образование

Дошкольное образование в Финляндии является бесплатным и необязательным. Выбор остается за родителями, однако, когда ребенку исполняется 6 лет, он должен пройти подготовительное обучение на базе детских садов или школ. В течение года ребенка в игровой форме обучают всем необходимым знаниям и навыкам, которые потребуются ему для усвоения школьной программы на первом этапе.

В дошкольном учреждении дети проводят время в группах. Каждая комната состоит их игрового зала и спальни. За пребывание в дошкольном учреждении взимается плата. Стоимость пребывания в дошкольном учреждении фиксированная, но для малообеспеченных родителей предоставляются льготы. Возможно полное освобождение от платы. Дошкольные учреждения начинают работу с 7.15 . Родители забирают детей около 16 часов. Есть детские сады с круглосуточным пребыванием для родителей, которые работают  в сменах: врачи, работники транспортной системы.

В дошкольных учреждения предусмотрена система поддержки детей, испытывающих трудности в освоении программы – коррекционные группы.

Все педагогические  работники дошкольных учреждений имеют высшее образование.  Организованы прогулки на свежем воздухе.

По словам представителей союза директоров Финляндии, заработная плата в дошкольных учреждениях ниже, чем у педагогов школ. Пропорциональная система налогообложения  выравнивает данные показатели.

Система общего образования Финляндии

Предшкольное образование

Подготовка к школе осуществляется на основе добровольного дошкольного образования. По представленной нам статистике, данный курс проходят 96 % детей, достигших 6 лет. Задачей подготовительного курса является не только развитие навыков, необходимых для учебы в школе, но и повышение самооценки ребенка. Все занятия проходят в игровой форме. В соответствии с рекомендациями Министерства образования Финляндии в группе дошкольников с одним преподавателем должно обучаться не более 13 детей. Если учителю помогает еще один взрослый, имеющий специальное образование, то группа может увеличиться до 20 человек. Основное внимание в дошкольном обучении уделяется следующим предметам: языку и общению, математике, этике и мировоззрению, природе и окружающей среде, здоровью, физическому и моторному развитию, культуре и искусству.  

Базовое образование

           Обязательное девятилетнее образование в Финляндии получают дети в возрасте от 7 до 16 лет. Занятия проводятся по общенациональным программам, однако школы могут самостоятельно разрабатывать план обучения.
Продолжительность учебного года около 10 месяцев, включая тематические практики. Полный общеобразовательный курс рассчитан на 9 лет.

             Начальное обучение включает ступень с 1 по 6 класс. Большинство предметов ведет классный руководитель. Исключение составляет иностранный язык.  К обязательным предметам относятся: математика, религия, природоведение, родной язык (финский или шведский), иностранный язык (обычно английский), история и обществоведение, биология, география, физкультура, музыка, рисование, трудовое обучение. Учебная неделя составляет 16–20 часов.

        В старших классах (с 7-го по 9-й) каждый предмет преподается отдельным педагогом. Помимо предметов, перешедших из нижней ступени (за исключением природоведения), появляются химия, физика, домоводство, второй государственный язык. Кроме того, ученики могут выбрать экономику, второй и третий иностранные языки, сельскохозяйственный труд или информатику. Учебная неделя увеличивается до 30 часов.
После окончания 9 классов юный гражданин самостоятельно решает: пойти ли ему работать или продолжать учебу.

Учебный план неполного среднего образования

  • Родной язык и литература
  • А1-язык (первый иностранный язык не позднее 3 класса)
  • А2-язык (иностранный язык с 5-го класса, факультатив)
  • Б1-язык (второй государственный язык с 7-го класса)
  • Б2-язык ( иностранный язык с 8 класса, факультатив)
  • Математика
  • Природоведение
  • География
  • Биология
  • Физика  
  • Химия
  • Основы личной гигиены и здорового образа жизни
  • Религия/основы этического воспитания
  • История и обществоведение
  • Изобразительное искусство
  • Музыка
  • Труд
  • Физкультура
  • Домоводство
  • Профессиональная ориентация

  Обучение в 10 классе ученик может продолжить, если не сделал профессиональный выбор о продолжении обучения, испытывает трудности в обучении. Обучение в 10 классе предлагают пройти ученикам- эмигрантам, которые прибыли в страну в 8-9 классе для совершенствования языковых навыков.  

        Во время стажировки обратили внимание на трехступенчатую систему поддержки школьников.   Данная система направлена на помощь ученику, который по объективным причинам испытывает трудности в обучении.  

Поддерживающее обучение или 1 ступень поддержки оказывается, если:

  1. У ученика наблюдается временное отставание в учёбе.
  2. Ученику требуется дополнительная кратковременная помощь в обучении.
  3. Ученик имеет право получить помощь в форме дополнительных занятий с учителем или с педагогом коррекционного обучения.
  4. Формы организации 1-ой ступени обучения:

    - одновременное обучение на уроке

    - обучение в небольших группах (3-4 ученика)

    - индивидуальное обучение.

Интенсивное обучение или 2 ступень поддержки оказывается, если:

  1. У ученика наблюдаются трудности в обучении или проблемы  с посещением школы (отставание от школьной программы по одному или нескольким предметам).
  2. На основании педагогических наблюдений за учеником, педагогической оценки его умений и навыков, а также собеседований, проведённых между учителями, коррекционным  педагогом или психологом, составляется учебный план для оказания более эффективной помощи.
  3. Методы и содержание эффективной помощи прописываются в учебном плане для конкретного ученика и определяются в соответствии с общим учебным планом.
  4. Формы организации 2-ой ступени специального обучения:

     - одновременное обучение на уроке

     - обучение в небольших группах (3-4 ученика)

     - индивидуальное обучение.

Специальное обучение или 3 ступень поддержки оказывается, если:

  1. У ученика наблюдаются значительные трудности в обучении (по причине болезни, травмы, отставания в развитии).
  2. Ученик имеет право на обучение в специальном классе или специальном учреждении по программе, максимально приближённой к программе общеобразовательной школы.
  3. Формы организации 3-ей ступени обучения:

    - индивидуальная форма (учитель – ученик)

    - групповая форма (учитель – группа, 4-5 чел.)

    - классная форма (учитель – класс, до 10 чел.)

    - специальные школы.

 В результате нет «педагогически» запущенных учеников, каждому ребенку оказывается своевременная помощь.  Эффективность применения данной системы  подтверждают педагоги общеобразовательных школ и данные международных исследований.

Не прозвучало из уст учителей и учеников, что дети остаются на повторный курс обучения или переводятся условно. Было сказано о том, что ученики, которые не справляются с зачетными работами, могут это исправить летом дополнительно. И еще один факт, что ученики имеют шанс в десятом классе поучиться и пересдать зачетные работы для поступления в лицей или гимназию.

В школах  есть мощная служба поддержки -  учителя, специалисты, психологи, помощники учителей, кураторы, классные руководители,  медицинские работники,  которые могут оказать содействие ученику в нужный момент времени при необходимости. Детей с проблемами выявляют в школах  и оказывают помощь, поддержку как внутри своей школы, так и в специализированных школах.

Каждый учащийся имеет право на индивидуальный план специального обучения. При составлении индивидуального плана обучения учитываются следующие факторы:

  1. сильные и слабые стороны ученика;
  2. конкретные цели и задачи по отдельным дисциплинам;
  3. количество дополнительных часов в годовом плане;
  4. цели и задачи ближайшего и перспективного планирования учебного процесса;
  5. перечень предметов, по которым учащийся нуждается в дополнительном обучении;
  6. методы оценивания и контроля;
  7. перечень вспомогательных средств, методов и учебных материалов;

  1. При составлении индивидуального учебного плана педагогический коллектив учитывает различные показатели и привлекает специалистов: медицинский работник, куратор, педагог коррекционного обучения.

Лицеи и профессиональные училища

           В Финляндии существуют два типа средних учебных заведений: лицеи, дающие общее академическое образование и различные профессиональные училища.  Зачисление в лицей основано  на конкурсной основе. По завершению обучения в школе ученик подает документы в электронной форме в пять образовательных учреждений Финляндии. По результатам  среднего балла аттестата за курс неполного среднего образования происходит зачисление в лицей и профессиональное училище.
           Обучение в лицее варьируется от 2 до 4 лет. Продолжительность обучения определяет студент лицея на основе способностей, успешности освоения курсов.  За время обучения в лицее студент должен освоить 75 учебных курсов. Каждый курс соответствует 38 учебным часам. Изучение одного предмета состоит из нескольких следующих друг за другом курсов. Часть предметов в лицее – обязательные, другие можно выбрать по желанию. По мнению директора лицея «Ярвенпяя» Ханны Сааринен, необходимо увеличить вариативную часть курсов и сократить инвариантную часть.

Во время обучения  учащиеся получают консультации по профориентации. Педагог по профориентации первоначально учит выбирать курсы и моделировать процесс обучения. Особое внимание на занятиях по профориентации уделяют системе подготовки к экзамену.  В среднем в лицеях Финляндии на 1000 студентов 3-4 педагога по профориентации.

Учебный год разделен на 5 семестров, каждый из которых завершается зачетной неделей.  Наиболее одаренные могут выбрать специализированные лицеи – музыкальные, художественные или спортивные.  
            Как лицеи, так и училища предоставляют полное среднее образование, открывающее дорогу в высшую школу. Обучение в лицее завершается матрикуляционным экзаменом (Ylioppilastutkinto) – единственным за весь период обучения в школе и лицее.    Это экзамен на звание студента. Он представляет собой тест, результаты которого рассматриваются при поступлении в высшее учебное заведение. Выпускники сдают один обязательный экзамен – родной язык, четыре экзамена могут выбрать. Это может быть второй государственный или иностранный язык, реальные науки или математика. Обязательная проверка знания родного языка включает два больших теста: работа с текстом и написание эссе. Оценка определяется как средняя сумма баллов, полученных за каждое задание.

В Финляндии представлена гибкая система выпускного экзамена. Студент лицея имеет право выбрать сроки экзамена – осень или весна. Если результаты экзамена ученика не устраивают, он имеет право пересдать экзамен весной  в лицее или в вузе. Данная система организации выпускного экзамена позволяет избежать сильного эмоционального напряжения для лицеиста и  организовать самостоятельную качественную подготовку к повторному экзамену.

Неудовлетворительная оценка по одному из экзаменов не влияет на поступление студента в высшее учебное заведение. Учитель не несет ответственность за результаты экзамена лицеиста. По мнению представителей финской системы образования, вся ответственность за качество подготовки к экзамену лежит исключительно на студенте.  Преподаватель данной ступени обучения имеет полную свободу в выборе методики преподавания.  Администрация лицея не вмешивается в процесс работы педагога. Для всей  системы образования Финляндии отсутствует практика контроля и надзора за деятельностью педагога. Общественность рассматривает учителя как профессионала высокого уровня, компетентного в вопросах преподавания и воспитания.

Система обучения в лицее основа на поддержке студентов, которые по определенным причинам испытывают временные трудности в учебе. Практика отчисления из лицеев отсутствует. По мнению директора лицея Ханны Сааринен, в процессе обучения важно не попустить маргинализации молодежи, оказать своевременную помощь лицеисту  и выяснить причины снижения мотивации к учебе.

 В лицеях большое внимание уделяют спорту и изучению иностранных языков. По завершению обучения в лицее студенты  в совершенстве владеют финским или шведским (в Финляндии два государственных языка), английским языком.  Как правило, лицеисты изучают и другие языки: немецкий, французский, русский. В целях мотивации процесса обучения  лицеи организуют международное сотрудничество. Поездки в другие страны финансируются правительством Финляндии. Особенность любой международной стажировки или экскурсии – презентации культурного или исторического объекта данной  страны.

Внимание в процессе образования уделяют проектной деятельности. В качестве примера был представлен проект студента 3 курса в сфере политики. В 2012-2013 учебном году студент организовал и провел на базе лицея предвыборные дебаты лидеров политических партий.

Во время обучения в лицее студенты обеспечены бесплатным питанием, учебники приобретают за счет средств родителей. Форма одежды – свободная.

Инфраструктура лицея позволяет студентам  в свободное время и на переменах заниматься самоподготовкой. В лицее в свободном доступе есть библиотека, рабочие места с компьютерами,   беспроводная сеть WI-FI.

Высшее образование

Сейчас в Финляндии существует две параллельные системы высшего образования- университеты и политехнические институты. Последние дают практические знания и навыки для работы в разных областях. Самые популярные специальности политехников-  технологии и транспорт, бизнес и управление, здравоохранение и социальная сфера, культура, туризм, сфера обслуживания, образование, природные ресурсы. Обучение длится 3,5-4 года и включает обязательную практику. По мнению исследователя из университета Ювяскюля, месторасположение ВУЗов в стране сильно влияет на выбор специальностей среди молодого поколения финнов.

Настоящих университетов в Финляндии 10, ещё десять специализированных институтов (технологии, бизнес и экономика, искусство), к университетам причислена и военная академия. Все университеты — государственные. Самые популярные и престижные направления обучения — технологии, гуманитарные и естественные науки.

Кроме степеней, эквивалентных бакалавру, магистру и доктору, финские университеты присваивают ещё и промежуточную между магистром и доктором — лиценциат. Её можно получить через два года после магистра (доктора надо ждать ещё два года).

Преподавание в финских вузах в основном ведётся на финском и шведском языке. Однако международных программ на английском с каждым годом становится все больше, и уже сейчас в Финляндии можно учиться на английском языке практически по многим специальностям: экономике, управлению, педагогике, социальным наукам, торговле, бизнесу, маркетингу, информационным технологиям, экологии и охране окружающей среды, здравоохранению и социальному обслуживанию, туризму, архитектуре, искусству, дизайну, музыке и др. В группах, в которых обучение проходит на английском языке, участвуют студенты со всего мира и преподаватели из разных стран, что обеспечивает международное признание программ. Для поступления в вуз в группы, в которых занятия ведутся на английском языке, абитуриент должен хорошо владеть английским языком и предоставить результаты о сдаче языкового теста TOEFL или IELTS.

Обучение бесплатное, со студента берут плату за учебные материалы и ежегодные взносы за обязательное членство в студенческих союзах (в среднем 45-90 евро). Минимальный ежемесячный бюджет студента, включающий питание и проживание, оценивается в 500—900 евро. Для получения студенческой визы необходимо предоставление справки из банка о наличии не менее 6 720 евроhttp://ru.wikipedia.org/wiki/%CE%E1%F0%E0%E7%EE%E2%E0%ED%E8%E5_%E2_%D4%E8%ED%EB%FF%ED%E4%E8%E8 - cite_note-14.

Единых правил, регламентирующих приём абитуриентов в вузы, нет: все отдано на суд учебных заведений. От иностранцев требуется законченное среднее образование (причём необходим высокий средний балл аттестата), хорошее знание финского, шведского или английского языка (при поступлении на международные программы), подтверждение наличия финансовых средств и успешная сдача вступительных экзаменов. Последнее — отличительная особенность финских университетов: экзамены проводятся на большинстве факультетов (например, в Хельсинкском университете исключением являются только факультеты теологии и сельского и лесного хозяйства). К экзаменам допускаются только те, кто прошёл конкурс документов. Некоторые факультеты устанавливают квоты для иностранцев.

В период обучения студенты арендуют жильё на свободном рынке, либо в фонде студенческого жилья HOAS.

Профессиональная аттестация педагогов

Процедура проведения

  • участники аттестации: директор и учитель
  • учитель предварительно заполняет аттестационную анкету,      в которой оценивает уровень своей профессиональной  компетенции     (критерии оценивания указаны в анкете)
  • целью собеседования является двустороннее соглашение по итогам      профессиональной аттестации
  • информация является конфиденциальной
  • продолжительность собеседования: не менее 1 часа
  • время проведения аттестации: октябрь-ноябрь

Шкала оценивания

1 балл – необходимо больше работать над профессиональными навыками

2 балла – удовлетворительное исполнение

3 балла – хорошее исполнение требований

4 балла – отличное исполнение требований и их перевыполнение

5 баллов – превосходное исполнение требований      

6 баллов – превосходное исполнение требований и их перевыполнение

Факторы оценивания

  1. Профессиональное мастерство
  2. Результативность и продуктивность
  3. Ответственность, сотрудничество, взаимоотношения

Профессиональное мастерство

При аттестации оцениваются профессионализм, развитие профессиональных

навыков и их проявление:

  • знает свои профессиональные обязанности
  • владеет профессиональными умениями и навыками
  • умеет составить целостное представление и увидеть конкретную задачу
  • имеет квалифицированный опыт работы
  • овладевает новыми знаниями и методами работами имеет специфическую компетенцию

Оцениваются готовность и способность сотрудничать, возлагать на себя ответственность, проявлять инициативу

  • умеет согласовывать своё рабочее время с общим режимом и придерживаться установленного графика работ
  • ответственно относится к своим задачам и выполняет      данные обещания
  • соблюдает общепринятые правила
  • вносит рациональные предложения, касающиеся круга      его обязанностей
  • умеет открыто, оперативно и согласованно работать в коллективе
  • умеет правильно построить процесс общения с членами коллектива
  • создаёт благоприятные условия для взаимного сотрудничества с родителями
  • способен поделиться своим опытом, умениями и знаниями
  • умеет действовать конструктивно в спорных ситуациях

Нагрузка педагога в школах Финляндии зависит от сложности предмета. При этом учитель имеет право увеличить нагрузку до 10 часов в месяц.

Должность

Нагрузка

учитель подготовительного класса

21 

учитель начальных классов

24 

родной язык и литература

16 

иностранный язык

19

математика, физика, химия, рисование, музыка

20

религия, этическое воспитание

21 

география, биология, история, домоводство,

трудовое обучение

22 

физкультура

23

              Педагоги ежегодно проходят процедуру профессиональной аттестации. В отличие от российской системы, педагог не проводит открытые уроки и занятия. Процедура представляет собой собеседование с директором школы и определение уровня квалификации. В случае разногласий между работником и работодателей в вопросах аттестации, педагог имеет право обратиться в профсоюзную организацию. Результаты собеседования являются конфиденциальной информацией и не подлежат разглашению.

        Присвоение категории предполагает увеличение должностного оклада работнику образовательного учреждения.

Данные представлены в таблице.

Количество  баллов по итогам аттестации

 Категория  

Процентная надбавка (%)

     3-4

    1

          0,0

     5-6

    2

          6,0

     7-8

    3

        12,0

       9

    4

        18,0

      10

    5

        24,0

      11

    6

        27,25

      12

    7

        30,5

      13

    8

        33,75

      14

    9

        37,0

      15

   10

        40,25

      16

   11

        43,5

 

Заработная плата работников системы образования Финляндии представлена ниже.

разряд

           должность

тарифный оклад

СОО4

учитель подготовительного класса

2 195,28 е

СОО5

учитель начальных классов

2 356,75 е

СОО6

учитель-предметник

2 701,29 е

СОО8

заместитель директора

3 465,88 е

СО10

директор

4 485,37 е

Обучение взрослых

Финны убеждены – учиться никогда не поздно! Система образования работающего взрослого населения за последние несколько лет развивается быстрыми темпами: общее образование можно получить в вечерних школах, учебных центрах. В большинстве профессиональных учебных заведений работают профессиональные центры образования взрослых.  

Система образования Финляндии предоставляет право на получение второго и следующего высшего образования бесплатно на основе единого экзамена в любом возрасте.

Особенности организации учебного процесса

  • Пятидневная учебная неделя.

Все образовательные учреждения Финляндии работаю по пятидневной неделе и в первую смену. Считаю такой подход правильным,  так как обучение в первой половине дня более продуктивное. В свободное время и в выходные дни школьники имеют возможность заниматься спортом, гулять, полноценно отдыхать.  Учебный год начинается с середины августа и заканчивается в конце мая. Увеличение продолжительности учебного года снижает еженедельную нагрузку на школьников.

  • Применение здоровьесберегающих технологий в учебном процессе.

 Перемены между уроками финские школьники проводят на улице в любую погоду. Во время посещение сельской школы в городе Порвоо мы выдели организацию данных «здоровых» перемен. Ученики на улице играют в подвижные игры, мяч, общаются. Во время пребывания на улице за детьми наблюдает дежурный учитель, в функции которого также входит предотвращение  проявления форм насилия, агрессии, оскорблений, унижения со стороны сверстников. Финское общество понимает здоровье не только как физическое благополучие, но и как эмоциональное  здоровье. Прогулка на свежем воздухе позволяет ученикам расслабиться,  способствует профилактике простудных заболеваний.

          Другая особенность финской системы – отсутствие сменной обуви в начальной школе. В школах Финляндии принято ходить в носках. Финны объясняют этот факт с одной стороны уважением традиций, а с другой стороны рассматривают как профилактику здорового образа жизни.  Для поощрения здорового образа жизни, пропаганды спорта в школах создают спортивные классы.  Профилактике здоровья способствует организация питания в образовательных учреждениях по системе «шведский стол». В ежедневном рационе преобладают овощи, мясо, рыба, молочные продукты: кефир и молоко. В детском саду малышей учат принципам  правильного питания (Бери столько, сколько съешь!). Молочные продукты содержат витамин D. Питание в школах и лицеях Финляндии бесплатное, а за качество питания отвечает государство. Во время посещения школ и лицеев мы обратили внимание, что практически нет детей с избыточной массой тела и нарушением зрения.  Приятно удивил тот факт,  что существует отдельный стол для детей, страдающих аллергией.

         Можно ли считать финскую систему по сохранению здоровья эффективной? Да! Приведу следующие индикаторы:

- продолжительность жизни женщины – 83,7, мужчины – 77,5

- 70 % населения страны занимается спортом (бег, скандинавская ходьба, лыжи, коньки, обязательно хоккей и сауна!)

  • Практико-ориентированное обучение.

Во время посещения уроков в школе Леппёваара в г. Эспоо, мультикультурной школы Лянсимяки, школы искусств   нам была представлена   технология практического обучения. Во время уроков физики, химии ученики значительную часть времени проводят в лабораториях. На уроках биологи работают с гербариями. Такой подход  к процессу обучения не случайный. В основе международного исследования PISA основное внимание уделяется проверке практических навыков применения теоретических положений в практических ситуациях. Финские школьники в последнее десятилетие демонстрируют на высоком уровне   знания и умения, необходимые для полноценного функционирования в обществе.

Практический подход финские учителя используют на уроках иностранного языка. По мнению учителей Финляндии, главное – научить общаться и снять языковой барьер. По окончанию 9 классов школьники уверенно владеют английским языком, смотрят фильмы  и передачи на английском языке. Учебники английского языка составлены просто, логично, исключаю излишние формы академического обучения. При оценке знаний по английскому языку на первое место ставят аудирование и говорение.  Во время посещения культурных объектов,  магазинов, мы убедились в том, что любой житель Финляндии свободно общается на английском языке. Ведущим принципом обучения любому языку считают «погружение в языковую ванну» - использование изучаемого языка в игре, повседневной жизни, любой деятельности. На первом этапе используют сигнальные карточки, расположенные на парте. Они позволяют ребенку объяснить бытовые фразы: хочу пить, буду играть, надо мыть руки, устал и т.д.

Большое внимание уделяют урокам музыки, технологии, искусству. Уроки трудового обучения подразделяются на технологию, кулинарию и домоводство   вызвали особый интерес. Во-первых, порадовало техническое обеспечение всех этих кабинетов.  Во-вторых, удивило, что такие уроки есть и у мальчиков, и у девочек.  В-третьих, то, что эти уроки дети выбирают и как факультативные курсы.  Во время посещения Школы Искусств присутствовали на уроках кулинарии. С большим удовольствием готовят и мальчики, и девочки. Ученики работают в группах. Одновременно на уроке работаю до 4-5 групп, каждая из которых готовит своё блюдо. Продукты и все расходные материалы на всех уроках трудового обучения предоставляет школа. Ученики 8-9 классов уверенно работают на токарных станках, выжигают, работают с металлов и деревом. Все финские дети во время обучения в школе обязаны связать носки.

  • Система оценивания.

  В финских школах принята 10-балльная система оценок. Отметки, которые получают дети от 4 до 10. Устные ответы,  как правило, отсутствуют, есть только письменные зачетные работы, которые оцениваются. Ученики финских школ пишут карандашом. На наш вопрос: «Почему?». Они ответили, что так легче исправлять ошибки. Тетради у учеников  учителями не проверяются.

  • Министерство образования Финляндии проводит политику выравнивания системы образования – это значит, что образование должно быть везде и для всех одинаковым как по содержанию, так и по доступности.  

               В школах, где учатся  1 – 9 классы отсутствует дифференциация. Все школы – общеобразовательные. «Каждый ребенок имеет право на поддержку и ходить в ту школу, которая ближе», - неоднократно говорили нам в школах. Все дети имеют равные шансы для обучения.  Гимназия или лицей имеют право набора учащихся на конкурсной основе,  поэтому поступают  те,  кто прошел конкурсный отбор, остальные поступают в профессиональные училища.

  • Отсутствие контрольно – инспекционной деятельности.

             В Финляндии ликвидирована школьная инспекция. Учителя имеют свободу в выборе методик обучения, УМК по предмету. Данный факт вызывал недоумение российский коллег. Представители принимающей стороны объяснили этот факт просто – мы доверяет учителю, так как он имеет высшее образование. Учитель не может быть плохим. Данной позиции придерживаются и родители. Во время пребывания в Финляндии мы имели возможность общения с бывшими соотечественниками, которые подтвердили общепризнанное уважительное отношение к педагогу.  Учитель заполняет только электронный дневник.

         Контрольно – инспекционная практика отсутствует и для образовательного учреждения в целом. Все логично: здание принадлежит муниципалитету и отвечает за него муниципалитет, питание организует муниципалитет – отвечает за качество питания муниципалитет. В конце учебного года директор обязан предоставить отчет о расходовании денежных средств. Можно привести прекрасный красноречивый пример: « Какие документы регламентируют порядок составления учебного расписания ( В РФ это САН ПИН)?» Ответ: « Никакой. Все на основе здравого смысла!»  

          В основе такого подхода, по моему мнению, главные качества большинства финнов – упорство, законопослушность, трудолюбие. Доверие рождает ответственность! По словам предстателей  принимающей стороны по итогам мониторинга качества знаний по предметам находится примерно на одинаковом уровне.

  • Льготные и учебные кредиты. 

          Школы и училища находятся на попечении государства. Учащимся бесплатно предоставляются учебники, тетради, канцтовары, питание, оплачивается проезд до школы. Студенты вузов получают стипендию и доплату за жилье. Банки предоставляют студентам льготные кредиты, проценты по которым  выплачивает государство по окончанию учебы в вузе. Образовательный кредит предоставляет сумму, выплачиваемую в виде стипендии и оплаты за жилье.

  • Языковая ситуация в Финляндии
  • предпочтение английскому языку с 1 класса (98,6%)
  • повышение уровня владения  английским языком к 9 классу
  • уменьшение числа учащихся, изучающих русский язык;

      резкое падение интереса к русскому языку и русской культуре

  • в лицее  повышается интерес к шведскому, немецкому и французскому языкам
  • 75 % взрослого населения страны владеет хотя бы одним иностранным языком,  60% - двумя языками,   25 % - тремя языками (более 1 миллиона студентов)
  • возможность изучать русский язык как первый иностранный  только в больших городах Финляндии: Хельсинки, Турку, Лахти, Лаппенранта.

Во время посещения учебных занятий в финно – русской школе  имели возможность наблюдать за системой обучения иностранным языкам. В классе одновременно работаю учитель и помощник учителя.  Все ученики разделены на группы: финны, изучающие русский язык и русские дети, изучающие финский язык. В процессе урока учитель произносит первоначально фразы на одном языке. Если ученики не понимают, но следует перевод на родном языке, закрепление лексики и вновь работа на «иностранном языке». Группы по наполнению небольшие -10-12 человек. Ведущий метод обучения : словесный, наглядно – словесный.

Общая характеристика Финской системы образования

  • развитая система дошкольных учреждений
  • преобладают государственные учебные заведения
  • школьный преподаватель имеет степень магистра
  • отсутствие внутренней дифференциации в обучении. Система образования служит здесь инструментом социального выравнивания: территориального (расположение школ и вузов), содержательного (запрет на дифференциацию классов в средней школе), культурного (политика "образование - плавильный котел культур", проводимая в отношении этнических групп финского севера), институционального ("сглаженность" различий между институтами высшего образования, устранение различий между школами), экономического (отсутствие платы за обучение).
  • особую роль в успехах школьного обучения играет система поддержки школьников
  • отсутствие экзаменов в основной школе
  • по окончанию лицея сдаётся матрикуляционный экзамен : обязательно родной язык (финский или шведский), по выбору минимум 3 учебные дисциплины (второй официальный язык, иностранный язык, математика или предметы гуманитарного цикла);
  • тестирование проводит специальный экзаменационный совет при Министерстве образования;
  • главный приоритет Министерства образования Финляндии – политика выравнивания качества школьного обучения и доступности;
  • уделяется особое внимание подготовке педагогических кадров в вузах, тесное сотрудничество школ и университетов;
  • сильная внутренняя связь сегментов образования. Детские сады интегрированы в школы, школы - тесно связаны с вузами, вузы - ориентированы на работу со школами и принимают посильное участие в повышении качества школьного обучения. Отсюда примат непрерывного образования и требование обеспечения "безболезненных переходов" от одной образовательной ступени к другой (например, минимум экзаменов).

    Подведем итоги:

  1. Нет рутинной работы по заполнению журналов, т.к. ведется электронный журнал, который дает возможность быстро и эффективно общаться с родителями и иметь обратную связь.
  2. Пропуск урока, опоздание, замечание или похвала, домашнее задание – все это родители могут найти  в электронном журнале. Следовательно, дневники учеников, которые надо собирать классному руководителю еженедельно, проверять  не надо.
  3. Не надо проходить аттестацию учителю для подтверждения своей квалификации.
  4. Не является обязательной  курсовая подготовка  учителю.
  5. Не требуется написание рабочих программ, календарно - тематических планов, поурочных планов и др. бумаг.
  6. Учителя выбирают самостоятельно учебники.
  7. Учителя не проверяют тетради  учеников.
  8. Администрация школ не посещает в обязательном порядке уроки учителей. Они работают на доверии.
  9. Нет огромного количества бумаг и отчетности, которую заполняет учитель и администрация.
  10. Нет  проверок вышестоящих и  контролирующих организаций, в том числе и нет аккредитации учреждения, хотя муниципалитеты проводят 1 раз в 2 года запросы информации, например, опрос о гигиеническом уровне обучающихся 8-9 классов и др.
  11.  Руководители учреждений не занимаются ремонтными работами, для этого существует специальная служба.

 

Раздел 3.  Предложения по возможным вариантам использования изученного опыта в ходе реализации программ модернизации социальной сферы в регионах Российской Федерации.

В национальной образовательной инициативе « Наша новая школа», утверждённая президентом Российской Федерации Д. Медведевым определены пять главных направлений модернизации российского образования: обновленное содержание образования, разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, система стимулов для лучших педагогов, постоянного повышения их квалификации, пополнения новым поколением учителей, новые совершенствование материально-технической базы, индивидуальный подход к каждому ученику.

Можно признать, что большинство образовательных учреждений нашего государства имеют определенную систему работы с одаренными детьми, мы активно внедряем новые стандарты, изменилась материально – техническая база школ.  Определенно есть и проблемы: кадровый дефицит в школах, отсутствие системы поддержки детей, испытывающих трудности в обучении, переизбыток контролирующих органов, несоизмеримый объем бумажной работы для педагога и администрации школы.  

Правительство любой страны, если оно думает о благополучии, думает об образовании. Цель у всех одна, но результаты разные.  Международные исследования красноречиво доказывают, что  система образования Финляндии работает результативно.  

      На основании анализа системы образования Финляндии можно выявить основные причины, обеспечивающие успех, и которые, можно   использовать  в ходе реализации программ модернизации социальной сферы в регионах Российской Федерации. 

Мои предложения:

  1. Повышение престижа профессии учителя. В любом обществе профессия учитель – это призвание. Но при выборе профессии молодежь учитывает экономическую престижность профессии. Возведением профессии «учитель» в ранг экономически престижных мы обеспечим конкурс в ВУЗы и более тщательный отбор студентов.  Педагогику, психологию, методику и др. специализированные предметы преподавать на завершающих курсах, только для желающих получить профессию учителя и возможно, прошедших определенное тестирование.  Предлагаю ввести практику привлечение студентов выпускных курсов для замещения временно отсутствующих учителей.
  2.  Далеко не все, кто поступил в педагогический институт  целенаправленно идут работать в школу. Привлечь в российскую систему образования молодых учителей, в том числе и мужчин можно,  сделав не только, достойную зарплату, но и возможно, освободив мужчин   от службы в армии на какой-то период времени.  Необходимо продумать систему поддержки молодых учителей: выплата  достойных «подъемных» возможно с нарастающим эффектом; дать право воспользоваться ссудой (ипотекой / кредитом) на  льготной основе на приобретение жилья; устройство детей в первую очередь в садик и др.  Все эти меры поддержки обязательно  сделать  с условием отработки определенного времени в школе. Сегодня мы наблюдает активный отток молодых педагогов,  которые не выдерживают безмерного объема бумаг, журналов, отчетов и контролирующих комиссии. В России учитель абсолютно бесправен. Любой родитель может открыто и без оснований высказываться о компетентности педагога. Негативный заряд несут СМИ. Опыт Финляндии доказывает,  что уважение профессии учителя, доверии компетентности педагога восполняются на практике трудолюбием и ответственностью педагога, стремлением к самосовершенствованию.   Предлагаю сократить до минимума контрольно – инспекционную деятельность в школе.
  3. Обучение должно быть практико-ориентированным как в школе, так и при получении высшего образования. Программа в вузах при подготовке учителей необходимо основывать на практике и сократить насыщение программы знаниями.  Но для этого необходимо не только пересмотреть содержание обучения самим педагогам, но и предусмотреть внесение в сметы учреждений  определенных финансов на закупку необходимого - средств обучения,  оборудования и т.д.
  4. Здоровье учащихся всегда приоритетно. Уже сейчас: дети проходят медицинские осмотры, увеличено количество часов (три часа) физической культуры в учебном плане, построены стадионы и др. Но можно пойти и дальше: заложить деньги в смету  школы на посещение плавательного бассейна (хотя бы 4-5 раз в год), катка, приобретение спортивного оборудования и др.  
  5. Ввести в практику в 1-5 класса проведение перемен на свежем воздухе. Данная практика не требует сегодня со стороны школы и государства дополнительных вложений. Предлагаю организовать данную практике в всех регионах страны.
  6. Акцент в обучении поставить на знание языков, минимум двух языков: родного и иностранного. Основной акцент сделать на говорение и аудирование, а не грамматике и письмо. Российские школьники не осознают потребность в изучении иностранного языка, так как в провинциальных городах не общаются с носителями другого языка. Предлагаю расширить программы по обмену школьниками.   Предусмотреть сдачу экзаменов после 9  и 11 класса по иностранным языкам. Языковой барьер будет снят.
  7. Для детей, приезжающих из других государств и плохо владеющих языком,  продумать аналогично финской системе подготовительные классы для выравнивания и  получения образования. Проблема для России актуальная. Школа сегодня может организовывать дополнительные занятия для детей – инофонов  за счет расходования неаудиторного фонда.
  8.  Уменьшить количество  проверок в школах  или  довести их до минимума. Комментарии излишни.
  9. Пересмотреть классно-урочную систему и,  начиная с 8 класса по 11 класс предусмотреть возможность использования индивидуального учебного плана для отдельных учеников. Зачисление в  старшие 10 – 11 классы построить на основе конкурса, например, аттестатов. Не все ученики могут  и способны учиться в средней школе, иногда это только желание родителей. В итоге целый год для них потерян, психологическая и эмоциональная травма для ребенка.  Возможно применить в практике профилизацию не классов в рамках одной школы (одновременно в одной школе 2-3 класса с разными профилями или 1 класса и все вынуждены подстраиваться под мнение большинства), а профилизацию  образовательного учреждения (1 школа – 1 профиль). В данном случае легче обеспечит  профильные школы необходимым оборудование, подготовить квалифицированные кадры.
  10. Привлечь науку и бизнес к  образованию.  
  11. Усилить службу сопровождения учащихся. Ввести обязательно в школы коррекционного педагога в начальной школе и коррекционных педагогах по русскому и математике в 5-9 классах.  Хорошо бы иметь в школах помощников для обучающихся или освобожденных классных руководителей для отдельных классов.
  12. Освободить руководителей образовательных учреждений от функций выполнения ремонтных работ в школе, создав службу, которая этим занимается квалифицированно. Руководитель должен оформить заявку на необходимость выполнения тех или иных видов работ.  Содержанием и ремонтом муниципального здания должен заниматься только муниципалитет.
  13. Отменить бумажный журнал. Электронный журнал и электронный дневник действует во всех регионах России. С какой целью мы заполняет два журнала? Электронный журнал снизит двойную нагрузку на учителя, текущие результаты успеваемости будут более доступными для родителей. Современные технологии позволяют сохранять и восстанавливать данные.
  14. Отменить оценку эффективности деятельности педагога, школы по результатам ЕГЭ. При введении ЕГЭ громогласно заявляли, что данная практика сравнения не возможна, но по факту идет сравнение педагогов, школ, муниципалитетов. По закону, каждый ученик имеет право на получение  бесплатного образования. В 10-11 классах часто оказываются дети, не обладающие высоким уровнем способностей. Есть и такая практика, когда единственным мотивом ребенка является мнение родителей. ЕГЭ выполняет две функции – аттестация за курс среднего полного общего образования и   «билет» поступление в вуз. Школа должна отвечать только за преодоление минимального порога.
  15. Активизировать работу профсоюзов. В Финляндии 95 % педагогов состоят в профсоюзах, так как профсоюзная организация имеет реальную силу при защите интересов педагога на работе и в суде. Деятельность профсоюзов в регионах Российской Федерации значительно отличается по формам взаимодействия с работниками и работодателями. Необходимо организовать обмен опытом работы между  регионами.
  16. Сократить количество конкурсов для педагогов и учащихся. Основная функция педагога – учить! Следует сократить количество конкурсов для учащихся,  в качестве организаторов оставить только государственные некоммерческие организации. Содержание заданий ряда коммерческих олимпиад вызывает сомнение.  Участие в многочисленных творческих и интеллектуальных конкурсах не позволяет ученикам сосредоточиться на подготовке к важным мероприятиям: всероссийской предметной олимпиаде, выполнению проекта.
  17. Ввести в штатное расписание специалиста по профориентации. Современная профориентационная работа в школе неэффективна. Ученики выпускных классов не знают, где продолжат образование, высшее учебное заведение выбирают по принципу «куда пройду». Целенаправленная работа с учащимися  с 7 класса позволит сделать правильный профессиональный выбор.  Основной акцент сделать на практических мероприятиях. Предлагаю ввести в практику выполнения проекта в рамках профориентации. Например, если ученик планирует продолжить образование в медицинском вузе – выполнение проектной работы на базе медицинского учреждения по итогам практики. Если планирует заниматься политикой – организация  политических дебатов в регионе.

Акцент в работе с учениками, намеренными продолжить обучение в начальных и средних профессиональных учебных заведениям, сделать на практико - ориентированном обучении с 8 класса. Ученики могут проходить «стажировку» на предприятиях региона в учебное время. Данная практика доказывает свою эффективность в  Финляндии. Ученики, которые общаются в коллективе взрослых на предприятии, быстрее осознают ценности профессии и образования, проявляют дисциплинированность.

Россия – великая страна с богатой историей и литературой, достижениями в области науки, спорта, искусства.  Я горжусь своей страной и правом называть себя гражданином Российской Федерации. Наше будущее – это наши дети:  умные, жизнерадостные и талантливые. От нас сегодня зависит, каким будет наше будущее. Все начинается с воспитания и образования. Правильно заметили, все маленькие дети плачут одинаково, а какими они вырастут, зависит от общества.

 Все начинается уважения:  уважение к ребенку, уважение к учителю, уважения  к себе.  Нельзя бесконечно проверять, ругать и сомневаться в способностях. Нашим детям не хватает, на мой взгляд, свободы  профессионального выбора в образовании. Если обучение строить на сознательном выборе части предметов и практике, направлений обучения можно добиться высоких результатов.

Румянцева Е.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет о стажировке в Израиле

Отчет о зарубежной стажировке в Израиле в рамках программы «Подготовка управленческих кадров в сфере здравоохранения и образования в 2011 -2014 годах»...

Заседание Общественных советов России, Эстонии и Финляндии

Заседание Общественных советов России, Эстонии и Финляндии 19 сентября мы посетили торжественное мероприятие, посвящённое Году Финского залива, которое проходило в Таврическом дворце. На заседани...

Сценарий праздника " День независимости Финляндии"

Сценарий праздник " День независимости Финляндии" для средней школы....

Стажировка в Финляндии

Стажировка в Финляндии...

Стажировка в Гуманитарном университете прикладных наук, Куопио, Финляндия

Стажировка студентов факультета Дошкольной и социальной педагогики и психологии в Гуманитарном университете прикладных наук, Куопио (Финляндия) С 14 по18 сентября 2009г. 16 студентов факультета Д...

Стажировка 10.10.2022 Дневник стажировки.

Стажировка. Музыка. Софья...

отчет по дистанционной стажировке

Отчет в виде презентации по курсу дистанционная стажировка "Проект и проектная деятельность"...