Разработка педагогического совета по теме "Формирование универсальных учебных действий как требование современного урока"
методическая разработка на тему

Шрейдер Надежда Николаевна

цель данного педагогического совета- повышение компетентности педагогов в освоении приёмов формирования УУД. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_pedsoveta.doc33.5 КБ
Microsoft Office document icon derevo.doc35.5 КБ
Microsoft Office document icon pamyatka.doc28.5 КБ
Microsoft Office document icon shpargalka.doc30.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование универсальных учебных действий

как требование современного урока»

«Расскажи мне, и я забуду.

Покажи мне, и я запомню.

Вовлеки меня, и я научусь»

 Китайская мудрость

Цель: Повышение компетентности педагогов в освоении приемов формирования УУД

Форма проведения: педагогический совет

Ход педсовета

Судят о результатах школы сегодня не по количеству «4» и «5» (хотя это тоже очень важно, т.к. пятибалльную систему никто не отменял), а по сформированности личности в целом:

 «каким выпускник стал после школы?»,

«какие умения у него появились и развились?»,

«как он умеет вести себя в жизни?»,

«насколько он готов к применению в практике полученных знаний».

Сегодня на педсовете мы будем вести речь, в первую очередь, о результатах.

Результаты сформулированы как действия, как способы действий, которыми должен овладеть учащийся. Результат – это овладение им учебной деятельностью, умением учиться. Меняются требования к результатам, должен меняться и сам учитель, должен меняться и сам урок. В основе современного урока лежит системно-деятельностный подход (формирование УУД, обобщенных способов действий, обеспечивающих эффективное решение жизненных задач).

Что такое УУД?

Слайд №1 (дерево)

Оцените знания по данному вопросу, отметьте тот уровень, на котором вы находитесь. (Используется стимульный материал к методике «Дерево») Приложение 1

Предполагаемые ответы педагогов:

УУД- обобщенные способы действий, позволяющие ориентироваться в учебной деятельности, включая осознание ее цели, ценностно-смысловых характеристик.

УУД - совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

УУД - умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

УУД – это самоопределение, самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Вывод

В широком смысле УУД – это умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В узком смысле УУД - это совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Определение действий, относящихся к личностным, регулятивным, познавательным, коммуникативным УУД. Чтобы говорить о педагогических приемах формирования УУД, необходимо разобраться, какие бывают УУД.

Слайд с УУД

ИТАК:

Все УУД делятся на личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные. (Приложение 2  - ПАМЯТКА)

Чтобы отработать понятие УУД, поработаем в группах.

Просмотр видеосюжета, который чередуется с выступлениями групп (Рудомётова Л.И.).

Предлагаем вам определить, какие действия вы увидели в данном фрагменте (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД).

ШПАРГАЛКА (раздаётся)

Просмотр видеосюжета, который чередуется с выступлениями групп (Щербакова О.И.).

Предлагается проанализировать увиденное с помощью ШПАРГАЛКИ

Вывод

Формирование УУД во многом зависит не только от учебно-методического комплекта, но и от педагогически правильного взаимодействия учителя и ученика, эффективности их коммуникативной деятельности.

При таком подходе в результате изучения всех без исключения предметов у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

Рефлексия

Вернитесь, пожалуйста, к методике «Дерево». Изменилось ли ваше личное положение на этом дереве? Если «да», то в какую сторону? Вверх или вниз?

Всем удачи!!!



Предварительный просмотр:

image

http://www.psyoffice.ru/3-0-stimulmat-8.htm



Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями, они направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей¸ самого себя и своего будущего.

Осмысление (смыслообразование)

Осознание (самоопределение)

Принятие жизненных ценностей (нравственно - этическое оценивание)

Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования.

Целеполагание

Планирование

Прогнозирование

Контроль

Коррекция

Оценка

Саморегуляция

Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.

Общеучебные

Логические

Постановка и решение проблем

Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу, эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

планирование учебного сотрудничества;

постановка вопросов

разрешение конфликтов

контроль, коррекция, оценка действий партнера

умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

владение монологической и диалогической формами речи



Предварительный просмотр:

ШПАРГАЛКА

Регулятивные

  1. Способен сосредоточено работать над задачей и не отвлекаться в процессе ее решения
  2. Способен поставить перед собой учебную цель и последовательно добиваться ее достижения.
  3. Понимает требования учителя и старается их выполнять.
  4. Прилагает усилия для преодоления учебных трудностей на уроке, если они возникают.
  5. Умеет работать по образцу, инструкции, правилу.
  6. Понимает и выполняет указания учителя на уроке без напоминания.
  7. Способен выделить в задании основной вопрос и определить пути выполнения задания.
  8. Способен осуществлять мыслительные операции в уме, без опоры на наглядный материал.
  9. Контролирует свои эмоции.
  10. Владеет собой в ситуациях, требующих сосредоточенности, молчания и ограничения движений.
  11. При ответе у доски контролирует движения тела (позу, движения рук и ног).

Познавательные УУД

  1. Демонстрирует способность обобщать имеющиеся знания.
  2. Демонстрирует способность осуществлять классификацию.
  3. Может связно рассказать о событиях своей жизни, описывать события и объекты.
  4. Ориентируется в основных понятиях времени (времена года, месяца, дни недели и т.д.).
  5. Устанавливает причинно-следственные связи (что сначала, что потом).
  6. Умеет решать задачи (создавать схемы решения, выстраивать последовательность операций, соотносить результат с исходным условием).
  7. Способен отделять существенные свойства предметов от несущественных, улавливать главное в тексте; понимает смысл пословиц и поговорок.
  8. Умеет приводить аргументы, формулировать выводы, адекватно полученным результатам.
  9. Может творчески, нестандартно решать задачи.
  10. Умеет формулировать вопросы, составлять вопросы к тексту.

Коммуникативные УУД

  1. Активен в общении со сверстниками, сам выбирает себе партнеров для игр и занятий.
  2. Не провоцирует конфликты со сверстниками, умеет мирно взаимодействовать.
  1. Умеет работать в паре и группе.
  2. Понимает возможность различных позиций и точек зрения на какой-либо вопрос, не совпадающих с собственными.
  3. Умеет учитывать точку зрения собеседника при решении какой-либо проблемы, умеет договариваться.
  4. Умеет строить понятные для партнера высказывания, с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности.
  5. Умеет аргументировать, отстаивать свою точку зрения невраждебным образом.
  6. По-дружески относится к большинству одноклассников.
  7. Уважительно относится к учителю, соблюдает необходимую дистанцию в общении с ним.
  8. Прислушивается к замечаниям и требованиям учителя, старается их выполнять.

Личностные УУД

  1. Активен на уроках, стремится проявить свои знания.
  2. Проявляет заинтересованность в получении новых знаний.
  1. Проявляет заинтересованность в хорошей оценке.
  2. Сформирована учебно- познавательная мотивация.
  3. Сформированность самооценки (завышенная, заниженная, несколько завышенная\заниженная, адекватная).
  4. Знает основные моральные нормы (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность).
  5. Развиты этические чувства (стыд, вина, совесть) как регуляторы морального поведения.
  6. Ориентируется в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков окружающих людей.
  7. Умеет выделять нравственное содержание поступков на основе различения морально-этических норм (хорошо\плохо, правильно\неправильно и др.).
  8. Демонстрирует сформированность  доброжелательности, доверия, внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, эмпатии, эмоциональной отзывчивости.
  9. При возникновении трудностей сетует на отсутствие: везения, способностей и сложность заданий, на недостаточность собственных усилий.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно–деятельностный подход как одно из условий развития универсальных учебных действий обучающихся на современном уроке физики

Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, усиление деятельностного, практико-ориентированного характера обучения. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести ...

Сценарий педагогического совета "Формирование универсальных учебных действий как показатель эффективности урока"

Цель: повышение компетентности педагогов в направлении формирования УУД школьников      Задачи: сконцентрировать внимание педагогического коллектива на проблеме внедрения и ре...

Внедрение ФГОС второго поколения в педагогическую деятельность через формирование универсальных учебных действий самостоятельной работы на уроках математики.

Цель  профессионального  развития:Приобретение профессиональных компетенций учителя в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения. Задачи  профессионального  развития:З...

Формирование универсальных учебных действий - важнейшая задача современного образования

Актуальные вопросы реализации ФГОС начального и основного общего образования...

Педагогические приёмы формирования УУД (универсальных учебных действий) на уроках информатики

Педагогические приёмы формирования УУД (универсальных учебных действий) на уроках информатики1.            Приём «Отсроченная отгадка»...

Статья "Современные педагогические технологии, способствующие формированию универсальных учебных действий на уроках литературы"

  Современная школа значительно изменилась за последние десятилетия. Сегодня особенно  важно сформировать у обучающихся универсальные способы действий, которые помогут им развиваться ...