Проект «Педагог – профессионал»
проект на тему

Гарасько Наталья Валерьевна

В современных условиях, когда в образовании реализуется идея демократизации, обеспечивающая педагогу право свободы выбора содержания и форм обучения, разработки авторских образовательных программ и внедрения инновационных технологий, особенную значимость приобретает наличие высокого профессионального уровня у педагога, обеспечивающего организацию образовательного процесса в условиях различных педагогических систем и применительно к различным ситуациям. В реальной практике особенно педагогам  явно не хватает научных знаний и методических умений для проектирования своей профессионально-исследовательской и конструктивной деятельности; выявления адекватной реальности характеристики состояния образования в своем учреждении; разработки индивидуальных моделей развития профессионального мастерства обучаемых педагогов и обобщения лучшего педагогического опыта. Все это сдерживает рост профессиональной компетентности педагога и является препятствием для развития его творческой активности и умения правильно анализировать и оценивать результаты собственной педагогической деятельности.

В последние годы интерес педагогов к методической деятельности растет. Появилось много интересных работ (Л.П.Ильенко, М.В.Кларин, И.М.Курдюмова, А.М.Моисеев, Т.С.Полякова, М.М.Поташник, Г.К.Селевко, П.И.Третьяков, А.Б.Фомина и др.), в которых раскрываются различные  развития профессиональной компетентности педагогов. Однако высокий научно-теоретический потенциал этих работ не снимает трудности педагогов-практиков, руководителей методических объединений,  испытывающих сложности в организации методической работы по развитию профессиональной компетентности педагогов. Этим определяется актуальность выбранной темы: «Педагог - профессионал».

Целью проекта совершенствование педагогического мастерства учителей школы и стимулирование мотивации педагогической деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon garasko_n.v.proekt_pedagog_-professional.doc111 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Барабановская средняя общеобразовательная школа»

Проект

«Педагог – профессионал»

Проект выполнила

Гарасько Н.В..

зам. директора по УВР

МОБУ «Барабановская СОШ»

Барабановка

2013 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В современных условиях, когда в образовании реализуется идея демократизации, обеспечивающая педагогу право свободы выбора содержания и форм обучения, разработки авторских образовательных программ и внедрения инновационных технологий, особенную значимость приобретает наличие высокого профессионального уровня у педагога, обеспечивающего организацию образовательного процесса в условиях различных педагогических систем и применительно к различным ситуациям. В реальной практике особенно педагогам  явно не хватает научных знаний и методических умений для проектирования своей профессионально-исследовательской и конструктивной деятельности; выявления адекватной реальности характеристики состояния образования в своем учреждении; разработки индивидуальных моделей развития профессионального мастерства обучаемых педагогов и обобщения лучшего педагогического опыта. Все это сдерживает рост профессиональной компетентности педагога и является препятствием для развития его творческой активности и умения правильно анализировать и оценивать результаты собственной педагогической деятельности.

В последние годы интерес педагогов к методической деятельности растет. Появилось много интересных работ (Л.П.Ильенко, М.В.Кларин, И.М.Курдюмова, А.М.Моисеев, Т.С.Полякова, М.М.Поташник, Г.К.Селевко, П.И.Третьяков, А.Б.Фомина и др.), в которых раскрываются различные  развития профессиональной компетентности педагогов. Однако высокий научно-теоретический потенциал этих работ не снимает трудности педагогов-практиков, руководителей методических объединений,  испытывающих сложности в организации методической работы по развитию профессиональной компетентности педагогов. Этим определяется актуальность выбранной темы: «Педагог - профессионал».

Целью проекта совершенствование педагогического мастерства учителей школы и стимулирование мотивации педагогической деятельности.

Объектом проекта является процесс создания динамичных систем, обеспечивающих адекватное реагирование и адаптацию современного педагога к изменяющимся условиям.

Предмет проекта – содержание, формы и методы организации методической работы МОБУ «Барабановсая СОШ» по развитию профессиональной компетентности педагогов.

Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, многофакторный анализ проблем и особенностей многопрофильного общеобразовательного  учреждения позволили выдвинуть следующую гипотезу:

а) в условиях современного образовательного учреждения наиболее результативной является работа по развитию профессиональной компетентности педагогов, синхронно проводимая в двух плоскостях  традиционно-учебной и научно-исследовательской, соответствующей направлению инновационной деятельности  и органически объединяющая эти два вида деятельности;

б) эта работа должна отвечать принципу системности и строиться на основе двойного комплекса принципов ее организации, объединенного не на суммарной, а на интегративной основе.

При несоблюдении этих двух условий работа может оказаться не только нерезультативной, но и несущей разрушительный потенциал в области понижения эффективности обучения, воспитания и создания отрицательного психологического климата в коллективе и отрицательной мотивации деятельности педагогов.

Задачи проекта:

  1. оказание практической помощи педагогам в вопросах совершенствования теоретических знаний и повышения педагогического мастерства;
  2. изучение, обобщение и внедрение в практику передового педагогического опыта, прежде всего связанного со способами взаимодействия с учащимися, реализацией проектных методик, овладением новым содержанием образования;
  3. овладение новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания детей;
  4. совершенствование уроков, занятий по проектированию и других форм учебной и воспитательной деятельности;

Теоретическая значимость проекта в том, что в нем выделяются направления работы по развитию профессиональной компетентности педагогов в современных изменяющихся условиях; устанавливается возможность эффективного использования одних из ранее использующихся форм методической работы, а также потребность в разработке новых форм, соответствующих реалиям современной жизни.

Практическая значимость проекта:

а) в разработке комплексного подхода к осуществлению всех стадий методической работы в МОБУ «Барабановская СОШ»  по развитию профессиональной компетентности педагогов,

б) в разработке практических материалов и  создании методической документации по инновационной деятельности в целях развития профессиональной компетентности педагогов;

в) в определении стратегии и тактики МОБУ «Барабановская СОШ» по развитию  профессиональной компетентности педагогов.

Перспективность проекта в том, что на основе его теоретических положений и практических рекомендаций может конструироваться адаптивная система организации методической работы по развитию профессиональной компетентности педагогов, в формирования его коммуникативных и лидерских способностей, без которых педагог теряет возможности решения ряда очень важных дидактических задач.

Этапы проектной деятельности:

Первый этап. 2013-2014 годы

«Познай самого себя»

Режим вхождения в проект предполагает:

 изменение стиля работы администрации, педагогов характера их взаимоотношений и позиции в образовательном пространстве;

формирование у большей части коллектива педагогов положительного мотива к участию в проектной работе, осознание значимости его на разных уровнях и для разных субъектов;

 самоопределение в отношении профессионального освоения основ проектной  деятельности, развитие представлений об ответственности педагога за результаты педагогического проекта по развитию профессиональной компетентности педагогов;

Второй этап 2014-2015годы

«Совершенствование»

Внедрение в практику работы педагогов  мероприятий запланированных в рамках проекта. Создание банка опытно-экспериментальных материалов, выявление условий, благоприятствующих переходу от теоретической модели к практике. Внедрение позитивных результатов в практическую деятельность. В ходе формирующего проекта анализ получаемых результатов, внесение коррективы в содержательный и процессуальный аспекты проекта.

Третий этап 2015-2017 годы

«Творческая самореализация»

Уточнение концептуальных положений, алгоритмов, технологий  деятельности по повышению педагогического мастерства, сопоставление с критериями промежуточных показателей мониторинга. Подведение итогов проводимой  деятельности. Анализ системного комплекса специфических и традиционных методов работы. Обработка  данных и оформление результатов проведенной работы.

Мероприятия по реализации проекта:

Мероприятия

Ответственные

Сроки

Повышение квалификации с использованием дистанционной формы обучения .

Зам. директора по УВР

2013 – 2017 гг.

Совершенствование программ самообразования педагогов.

Зам. директора по УВР

2013 — 2015 гг.

Обучение ИКТ, работе с интерактивным оборудованием.

Директор

2013-2015 гг.

Организация семинаров, мастер-классов

Зам. директора по УВР

2013-2015 гг.

Участие в экспериментальной инновационной деятельности

Зам. директора по УВР

2013 – 2017 гг.

Организация системы наставничества через создание «Школы педагогического мастерства»

Зам. директора по УВР

Сентябрь – октябрь 2013 г.

Вовлечение педагогов в исследовательскую работу

Зам. директора по УВР, руководители ШМО

В течение всего периода.

Работа по внедрению ФГОС второго поколения

Директор

В течение всего периода.

ТАБЛИЦА 1

Сравнительные характеристики особенностей  

работы по развитию профессиональной компетентности педагогов на начало и окончание проекта.

Особенности работы над профессиональной компетентностью педагога на начало проекта

Особенности работы над профессиональной компетентностью педагога на окончательном этапе проекта

1. Работа над темой

2. Выбор темы

Диктуется указанием сверху или произвольным выбором администрации

Диктуется  насущными проблемами.

3. Характер исследований

Единичные, не связанные между собой темы, часто не совпадающие с темой работы МОБУ «Барабановская  СОШ»

Взаимосвязанные между собой темы, являющиеся составными элементами решения общей проблемы

 Фрагментарная опытная работа

Комплексная работа

5. Реализация исследовательских направлений

Нецентрализованная, стихийная

 Централизованная, упорядоченная

6.Сроки выполнения

Произвольные

Установленные, скоординированные

Таблица 1а

  1. Отчетность

Доклады, открытые уроки, выставки

Научные отчеты, открытые уроки, выставки опыта

  1. Диагностика исходного уровня учащихся

Отсутствует или сводится к анализу мероприятий

Проводится с использованием разнообразных средств

  1. Диагностика конечного уровня (достигнутых результатов)

На уровне мнений о сдвигах

На уровне точных замеров изменяемых параметров

  1. Диагностика  возможностей педагогического коллектива

Не проводится

Проводится

  1. Коррекционная работа

Направлена  на устранение недостатков, обнаруженных в результате анализа занятий.

Проводится традиционными методами

Проводится с использованием инновационных методик

  1. Диагностика педагогического мастерства педагогов

Проводится по результатам анализа уроков.

Проводится по результатам анализа урока и уровням  компетентности педагога

  1. Характер коррекционной работы

Индивидуальный

Индивидуально-групповой

Таблица 1б

  1. Накопление передового педагогического опыта

Выявление фрагментов имеющегося  опыта, не связанного с темой работы МОБУ «Барабановская СОШ»

Создание  опыта в области новых технологий, реализующих основные цели и задачи работы ОУ.

  1. Наработка передового педагогического опыта

Индивидуальная, самостоятельная, неуправляемая

Коллективно-групповая, управляемая целями и задачами ОУ

  1. Ознакомление с педагогической литературой, новыми достижениями педагогической науки

Индивидуальное, фрагментарное, не совпадающее с темой работы в МОБУ «Барабановская СОШ» ( в основном знакомство с литературой по предмету).

Системное, коллективно-групповое, совпадающее с темой работы МОБУ «Барабановская СОШ» и методических объединений. Организуется по заданной программе

  1. Направленность семинаров и практикумов

Проработка основных положений выбранной темы

Поиск способов реализации этих положений на практике

  1. Работа методических групп

По предметному принципу

В составе инициативных творческих групп

Контроль и руководство над выполнением образовательных программ

Организация многоуровневой консультационной, диагностической, координационной и аналитической работы

Таблица 1в

Содержание управления

  1. Анализ занятий с целью контроля за ходом и результатами образовательной подготовки

Контроль и руководство выполнением образовательных программ

Анализ хода и результатов  образовательного процесса

Коррекция ошибок в педагогической технике

Коррекция исходных замыслов, совершенствование методик

Отработка традиционной педагогической техники по устоявшимся методикам

Отработка традиционной педагогической техники на основе инновационных идей

МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА

(Требования к уровню профессиональной компетентности педагога МОБУ «Барабановская СОШ»)

Общие требования к образованности

Педагог:

  • понимает сущность и социальную значимость своей профессии, обладает устойчивым интересом к профессии, чувством профессиональной ответственности за результаты своего труда;
  • обладает гражданской зрелостью, педагогической этикой, высоким нравственным сознанием, чувством профессионального достоинства и социальной ответственностью за качество и результаты педагогического труда, вниманием и заботливым отношением к детям;
  • осознает самоценность детского возраста как фундамента формирования личности и развития жизнеспособности человека;
  • осознает здоровье как ценность; владеет знаниями и умениями по охране здоровья, физическому самосовершенствованию, безопасности жизнедеятельности;
  • готов при реализации профессиональных функций решать поставленные задачи, требующие анализа ситуации и выбора решения;
  • умеет рационально организовывать свой труд, в том числе планировать работу, анализировать ее результаты, организовывать рабочее место;
  • готов к сотрудничеству с коллегами по работе;
  • психологически готов к изменению вида и характера профессиональной деятельности, осознает необходимость повышения квалификации, способен к самостоятельному овладению знаниями в области профессиональной деятельности;
  • владеет умениями и навыками самостоятельного умственного труда, готов к самостоятельной работе с нормативной и методической литературой в области профессиональной деятельности.

Требования к уровню подготовленности к профессиональной деятельности

Педагог владеет знаниями:

  • о ребенке как субъекте образовательного процесса, его возрастных, индивидуальных особенностях, социальных факторах влияния на развитие;
  • о личностно-ориентированном подходе в педагогическом процессе;
  • о возрастной периодизации и основных ступенях развития;
  • о закономерностях психического развития;
  • о психологических особенностях основных видов деятельности;
  • о формировании и развитии культурной личности;
  • об основах психологии общения, видах и уровнях общения, основных закономерностях;
  • о психологических основах педагогической деятельности: структуре, технике, путях овладения педагогическим мастерством, о стилях педагогического руководства, о педагогических способностях, профессионально значимых личных качествах педагога;
  • о закономерностях педагогического процесса, о цели образования, задачах, содержании, формах, методах и средствах воспитательно-образовательной деятельности;
  • о вариативных образовательных программах;
  • об инновационных технологиях обучения;
  • о задачах, содержании, формах и методах работы с родителями;
  • о системе управления образовательными учреждениями;

Педагог  владеет умениями:

  • анализировать и оценивать уровень обученности, воспитанности, развития детей;
  • анализировать педагогические ситуации, педагогические явления, собственную педагогическую деятельность и деятельность других педагогов, стоящие перед ним в соответствии с образовательными программами педагогические задачи;
  • планировать подготовку и проведение воспитательно-образовательных мероприятий (занятий и др.), отбирать и перестраивать учебный материал в доступной для детей форме;
  • анализировать достигнутые в результате осуществления педагогического процесса достижения, выявлять причины затруднений и ошибок в педагогической деятельности;
  • создавать развивающую воспитательно-образовательную среду;
  • планировать и организовывать работу с родителями.

Педагог владеет специальными знаниями:

  • об особенностях организации педагогического процесса в образовании;
  • о сущности и особенностях организации детских коллективов и закономерностях социального развития ребенка в них;
  • об условиях развития и саморазвития индивидуальности;
  • о специфике развития способностей, познавательных интересов и творческих потребностей обучающихся;

Педагог  владеет специальными умениями:

  • создавать условия, обеспечивающие охрану жизни, здоровья и развития детей;
  • формировать у детей целостное представление об окружающем мире, общечеловеческих нравственных ценностях, природных явлениях и общественных процессах;
  • осуществлять личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию детей;
  • создавать предметно-пространственную среду, обеспечивающую условия для разностороннего развития ребенка;
  • оказывать консультативную помощь родителям (лицам их заменяющим), а также педагогическим работникам, в пределах своей компетентности;
  • участвовать в деятельности методических объединений и других формах методической работы.

Педагог владеет практическими умениями:

  • определять конкретные учебно-воспитательные задачи с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
  • осуществлять текущее и перспективное планирование учебно-воспитательного процесса, разрабатывать и оценивать рабочие программы;
  • методически грамотно строить образовательную деятельность, используя разнообразные формы, методы, средства, приемы воспитания и обучения в соответствии с поставленными конкретными задачами;
  • осуществлять сотрудничество с родителями по вопросам образования детей, проведение в необходимых случаях просветительно-педагогической работы с родителями;
  • повышать уровень квалификации и совершенствовать педагогическое мастерство.

Ожидаемый результат проекта

-    увеличение доли инновационных направлений деятельности в школе,   увеличение числа педагогов новаторов;

- рост профессионального мастерства педагогических кадров школы;

- создание условий для непрерывного образования педагогов;

- обеспечение соответствия уровня профессионализма, современных  компетентностей педагогов требованиям социального запроса;

- повышение мотивации  труда педагогов;

- обеспечение условий создания системы современного методического сопровождения обучения и развития, воспитания учащихся в образовательных учреждениях всех уровней и типов.


Список использованной литературы

  1. Бабкина, Т. А. Возможно ли воспроизведение образцов педагогической деятельности? [Текст] /  Т. А. Бабкина // Педагогика, 2000.- №5.- С. 23-27.
  2. Бирюкова, Н. А. Организация профессионального развития учителя: опыт США [Текст] / Н. А. Бирюкова // Методист, 2005.-№5.- С. 5-8.
  3. Белановский С. А. Метод фокус-групп [Текст] / С. А. Белановский.- М.: Магистр, 1996.- 272 с.
  4. Василевская, Е. В. Сетевая организация методической работы на муниципальном уровне [Текст]: Методическое пособие / Е. В. Василевская. – М.: АПКиППРО, 2005.
  5. Гильманов, О. С. Творческая индивидуальность педагога [Текст] / О. С. Гильманов // Народное образование.- М., 1998.
  6. Горский, В. А. Методологическое обоснование содержания, форм и методов деятельности педагога дополнительного образования [Текст] / В. А. Горский // Дополнительное образование.- 2003.- №3
  7. Евладова, Е. Б. Дополнительное образование детей [Текст]: Учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Е. Б. Евладова, Л. Г. Логинова, Н. Н. Михайлова. - М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 352 с.
  8. Кульневич, С. В. Организация и содержание методической работы [Текст] / С.В. Кульневич, В. И. Гончарова, Т. П. Лакоценина.- Ростов н/Д.:  Изд-во  «Учитель», 2004.
  9. Макарова, Т.Н. Планирование и организация методической работы в школе [Текст]/ Т.Н. Макарова.- М.: «Педагогический поиск» .-2001.
  10. Морозова, Т. В. Педсовет: идеи, методики, формы [Текст] / Т. В. Морозова.- М.: «Педагогический поиск»,1998.
  11. Профессиональные объединения педагогов [Текст]: Методические рекомендации для руководителей общеобразовательных учреждений и учителей  /  Под науч. ред. М. М. Поташника.- М., 1997.- 246с.
  12. Пахомова, Е. М. Проблемы выявления, изучения, обобщения и распространения педагогического опыта в работе учреждений методической службы [Текст] / Е. М. Пахомова // Методист, 2009.- №1.- С. 28-32.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательный проект "Педагог глазами детей"

    Педагог – одна из самых ответственных, сложных и благородных профессий. Это профессия, которая позволяет способностям оптимально раскрыться и реализоваться. Ведь чтобы добить...

Творческий проект педагога

"Использование информационно- коммуникационных технологий в художественно - творческом развитии одаренных детей"...

проект "Педагог-исследователь"

  Исследовательская деятельность- это процесс получения новых сведений с помощью научных методов: наблюдения, эксперимента, сравнительного метода, метода моделирования и др. Структура иссл...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ПЕДАГОГ – ПЕДАГОГУ» на 2018 учебный год

Образовательный Проект «Педагог-педагогу» реализуется на базе муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Районный центр творчества детей и молодежи «Спек...

Проект педагога

Проект "Модель педагогического сопровождения обучающихся в предпрофильной и профильной школе, как условие успешной социализации личности воспитанников".Авторы: Денещик Т.Б., Бессонова С.А....

Творческий проект педагога с детьми «Моя синяя птица» самостоятельная творческая работа детей (подготовительной группы), выполненная под руководством педагога

Аннотация.  В творческом проекте «Моя синяя птица» представлена самостоятельная работа детей, выполненная под руководством педагога.  Работа направлена на формирование у воспитан...

Творческий проект педагога с детьми «Любимые герои сказки Воробей Воробеич, Ерш Ершович» самостоятельная творческая работа детей (подготовительной группы), выполненная под руководством педагога

Аннотация.  В творческом проекте «Любимые герои сказки Воробей Воробеич, Ерш Ершович» представлена самостоятельная работа детей из подготовительных групп, выполненная под руководством...