Доклад на педсовете: "Классификация современных педагогических технологий"
материал на тему

Баканова Олеся Николаевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassifikatsiya_sovremennyh_pedagogicheskih_tehnologiy.docx19.77 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЕРХНЕТОЙДЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Доклад на педагогическом совете на тему:

«Классификация современных  

педагогических технологий»

Подготовила зам.директора по УВР

                                                                                                 Баканова Олеся Николаевна

С. Верхняя Тойда,2016

Основополагающие государственные документы последних лет, касающиеся школы, исследования о современной школе ключевой в идеологии новой школы называют идею развития, выделяя три важных постулата:

1.школа является важнейшим фактором развития личности;

2.школа должна превратиться в действенный перспективный фактор развития российского общества;

3.систему образования и школу необходимо постоянно развивать.

Развитие школы может осуществляться посредством инноваций. Под инновационной деятельностью понимается деятельность по разработке, поиску, освоению и использованию новшеств, осуществлению нововведений.

Из всего многообразия инновационных направлений в развитии современной дидактики можно выделить педагогические технологии (образовательные технологии).

«Педагогическая технология» - это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата.

Методическая система отвечает на вопросы: Чему учить? Зачем учить? Как учить?

Педагогическая технология отвечает на вопрос: Как учить результативно?

Можно выделить критерии, которые и составляют сущность педагогической технологии:

1.однозначное и строгое определение целей обучения (почему и для чего);

2.отбор и структура содержания (что);

3.оптимальная организация учебного процесса (как);

4.методы, приемы и средства обучения (с помощью чего);

5.а так же учет необходимого реального уровня квалификации учителя (кто);

6.и объективные методы оценки результатов обучения (так ли это).

Существенными признаками, присущими именно педагогической технологии являются:

1.гарантированное достижение целей и эффективности процесса обучения;

2.экономичность резерва учебного времени,

3.оптимизация труда учителя и достижение запланированных результатов обучения в сжатые промежутки времени;

4.применение различной аудиовизуальной и электронно-вычислительной техники, а также конструирования и применения разнообразных дидактических материалов и оригинальных наглядных пособий.

Педагогические технологии ориентированы:

1.на формирование положительной мотивации к учебному труду,

2.развитие личности, способной к учебной и исследовательской деятельности, дальнейшему продолжению образования, профессиональному выбору,

3.охрану здоровья учащихся.

Какова же классификация современных педагогических технологий?

В современной развивающейся школе на первое место выходит личность ребенка и его деятельность. Поэтому среди приоритетных технологий выделяют:

1.традиционные технологии: относя к традиционным технологиям различные виды учебных занятий, где может реализовываться любая система средств, обеспечивающих активность каждого ученика на основе разноуровневого подхода к содержанию, методам, формам организации учебно-познавательной деятельности, к уровню познавательной самостоятельности.

2.Классно-урочная технология обучения – обеспечение системного усвоения учебного материала и накопление знаний, умений и навыков

3.Интерактивные технологии или групповые технологии обучения (работа в парах, группах постоянного и сменного состава, фронтальная работа в кругу). Формирование личности коммуникабельной, толерантной, обладающей организаторскими навыками и умеющей работать в группе; повышение эффективности усвоения программного материала.

4.Игровая технология (дидактическая игра) Освоение новых знаний на основе применения знаний, умений и навыков на практике, в сотрудничестве.

 5.Технология проблемного и перспективно-опережающего обучения. Предусматривает обучение способам решения проблем, навыкам рассмотрения возможностей и использования знаний в конкретных ситуациях. Предоставление возможностей каждому ученику самостоятельно определять пути, способы, средства поиска истины (результата).

6.Технология мастерских и исследовательская технология: Создание условий, способствующих осмыслению учащимися целей своей жизни, осознанию самих себя и своего места в окружающем мире, самореализации в совместном (коллективном) поиске, творчестве, исследовательской деятельности (метод проектов, эксперимент, моделирование).

7.ЭОР (электронные образовательные ресурсы, включая Информационно Коммуникативные Технологии). Обучение работе с разными источниками информации, готовности к самообразованию.

8. Технология Педагогики сотрудничества. Предполагает реализацию гуманно-личностного подхода к ребенку .

9.Технология проведения коллективных творческих дел. Заключается в создании условий для самореализации учащихся в творчестве, исследовательской деятельности, коллективе учащихся. Вовлечение учащихся в обсуждение и анализ наиболее волнующих их проблем, самооценку различных негативных жизненных ситуаций. Формирование организаторских способностей учащихся.

Но чаще учителя пользуются традиционными технологиями. В чем же минусы?

Традиционные технологии – технологии, построенные на объяснительно-иллюстративном способе обучения. При использовании данной технологии учитель основное внимание в своей работе отводит трансляции готового учебного содержания. При подготовке к урокам учитель озабочен поиском наиболее эффективных вариантов изложения нового материала и сопровождающей рассказ наглядности. При этом преподнесение учащимся информации, определенной рамками программы, практически всегда происходит в форме монолога учителя. В связи с этим в учебном процессе возникает много проблем, главными из них являются низкий уровень навыков общения, невозможность получить развернутый ответ ученика с его собственной оценкой рассматриваемого вопроса, недостаточное включение слушающих ответ школьников в общее обсуждение. Корень этих проблем лежит не в настрое детей, не в их «пассивности», а в процедуре, которую задает применяемая технология. То есть учитель должен рассказать предусмотренный программой материал, заставить ученика его выучить и оценить степень усердия. Педагог идет в класс с готовым заданием, он пытается включить ученика в свою деятельность, подчинить своему режиму. Учащиеся же личностно в этот процесс чаще всего не включаются. Педагог дает информацию с помощью многократных повторений, обеспечивает внешнее принятие заданий за счет игровых форм и других приемов, стимулирует послушание и исполнительство. Многие учителя привыкают к нормам этих отношений и часто без тени сомнения считают, что у них сложился необходимый контакт в работе с учениками. Новые жизненные условия, в которые поставлены все мы, выдвигают свои требования к формированию молодых людей, вступающих в жизнь: они должны быть не только знающими и умелыми, но мыслящими, инициативными, самостоятельными. Усложняются программы, ученики ориентируются на максимально возможное усвоение содержания предметов без учета индивидуальности. В школах увеличивается количество обучающихся, у которых возникают нервно-психические отклонения, вызванные именно увеличением школьных нагрузок. В Институте физиологии категорично заявляют, что более 5 часов в день ребенок работать физически не может. Согласно данным здоровых детей среди сегодняшних первоклассников всего лишь 20%. У большей части школьников отсутствуют физические и интеллектуальные возможности выполнить весь объем задаваемых им домашних заданий. В этом случае возникает внутренняя защитная реакция, и часть учеников вообще перестает что-либо учить дома, понимая, что все необходимое к следующему учебному дню они выучить или сделать не смогут. Это порождает у школьника комплекс неполноценности к учению, полностью исключает положительную мотивацию учебного успеха; вызывает неприязнь к предмету и школе, а часто и фактический отказ от учения. Ориентация на максимум усвоения во всех областях знаний опасна и для сильного ученика. Стремление отлично учиться по всем предметам приводит школьника к перегрузке и мешает проявлению его способностей и дарований в какой-то одной области. Еще Д.И. Менделеев рекомендовал не забывать, что камин, доверху забитый дровами, не горит, а дымит. При традиционном варианте организации учебного процесса развитие личности, конечно же, происходит. Дети стихийно развиваются, даже если им не оказывают особого внимания и заботы. Но этот процесс можно многократно усилить, если сделать его основной целью работы учителя и разумно организовать. Сторонники развивающего обучения искали пути превращения учебного процесса в средство умственного развития личности. Новые технологии обучения не отбрасывают преподнесение информации ученикам. Просто меняется роль информации. Она необходима не только для запоминания и усвоения, сколько для того, чтобы ученики использовали ее в качестве условий или среды для создания собственного творческого продукта. Общеизвестно, что личность развивается только в процессе собственной деятельности. Научить человека плавать можно только в воде, а научить человека действовать (в том числе совершать умственные действия) можно только в процессе деятельности.

Необходимым условием целенаправленной работы по развитию интеллектуальных способностей личности является организация собственной учебно-познавательной деятельности школьников.

В основе деятельностного способа обучения лежит включение школьника в процесс, когда компоненты деятельности им самим направляются и контролируются.

В настоящее время все новшества, вводимые в школе, касаются в основном изменений содержания учебных дисциплин, частных форм и методов обучения, не выходящих за рамки привычных технологий. Задача состоит в изменении условий обучения так, чтобы большинство учащихся училось на уровне усиливающихся познавательных интересов. Поэтому важнейшей составляющей педагогического процесса должно стать личностно - ориентированное взаимодействие учителя с учениками, где бы обеспечивалось комфортное психологическое самочувствие обучающих и обучающихся, резкое снижение конфликтных ситуаций на уроках и во время воспитательной деятельности, где бы создавались благоприятные предпосылки для повышения уровня общекультурной подготовки; создавался благоприятный микроклимат в классе, школе. Мы с вами делаем погоду в классе. Так давайте делать ее разумно, качественно и, по возможности, солнечно. И давайте делать только хорошую погоду! Ведь изменчивый, неустойчивый характер погоды в классе плохо влияет на здоровье людей, постоянно в нем находящихся. Особенно плохо влияет на всех резко континентальный климат в классе, в школе.

Хочу закончить свой доклад пожеланиями:

1.Пусть учитель будет метеорологом, предвидящем погоду в классе.

2.Пусть изменчивый характер носит методика преподавания вашего предмета, но неизменными остаются Ваш профессионализм, преданность детям и делу, простая человеческая порядочность.

3.Пусть температура знаний в вашем классе будет всегда плюсовой и никогда не опускается до нуля и ниже.

4.Пусть ветер перемен никогда не превращается в ветер в голове.

5.Пусть ветер в вашем классе будет ласковым и свежим.

6.Пусть светит в вашем классе радуга открытий.

7.Пусть минует вас град «неудов» и «двоек», а «пятерки» и успехи льются рекой.

8.Пусть никогда «не грянет буря» в вашем классе.

9.Пусть ваш класс будет парником – парником любви, доброты, уважения и порядочности. В таком парнике вырастут дружные, зрелые, сильные всходы. И это будет – замечательный парниковый эффект.

10.Пусть геомагнитное поле класса всегда будет умеренно спокойным. Ведь учитель – магнит, притягивающий или отталкивающий учеников.

11.Пусть всегда в вашем классе будет много солнечного света. А источником этого света должен стать учитель.

И в заключении предлагаю послушать притчу «Четыре свечи»

Четыре свечи спокойно горели и потихоньку таяли... Было так тихо, что слышалось, как они разговаривают.

Первая сказала: Я – Спокойствие "К сожалению, люди не умеют меня хранить. Думаю, не остаётся ничего другого, как погаснуть!" И огонёк свечи погас.

Вторая сказала: Я – Вера. "К сожалению, я никому не нужна. Люди не хотят ничего слушать обо мне, поэтому нет смысла гореть дальше." Едва произнеся это, подул лёгкий ветерок и загасил свечу.

Очень опечалившись, третья свеча произнесла: Я - Любовь. "У меня нет сил гореть дальше. Люди не ценят меня и не понимают. Они ненавидят тех, которые любят их больше всего - своих близких." Долго не ждав, эта свеча угасла.

Вдруг в комнату зашёл ребёнок. И увидел три потухшие свечки. Испугавшись, он закричал: "Что вы делаете?! Вы должны гореть! Я боюсь темноты!!!" Произнеся это, он заплакал.

Взволнованная четвёртая свеча произнесла: "Не бойся и не плачь! Пока я горю, можно зажечь и другие три свечи. Я - НАДЕЖДА.

Давайте будем надеяться на то, что реализация требований новых стандартов образования позволит учащимся быть готовыми к учебе и жизни в современном информационном обществе. Главное! По каким бы стандартам ни учился ребенок, какие бы технологии мы ни применяли, любовь и внимание учителя необходимы ему, для того чтобы он был счастлив, успешен в учебе. Так давайте любить ребенка сегодня таким, какой он есть!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педсовете "Внедрение современных педагогических технологий в учебный процесс с целью формирования познавательного интереса обучающихся", 2008

Доклад на педсовете "Внедрение современных педагогических технологий в учебный процесс с целью формирования познавательного интереса обучающихся"...

Доклад на тему: "Использование современных педагогических технологий в преподавании русского языка и литературы"

В докладе сообщается об использовании новых образовательных технологий на уроках русского языка. Даётся объяснение «инновационному обучению» и раскрываются его особенности. ...

Доклад на тему«Возможности современных педагогических технологий для повышения качества образования в школе»

Доклад на тему "«Возможности современных педагогических технологий для повышения качества образования в школе»...

Доклад: «Изучение и внедрение современных педагогических технологий, направленных на здоровьесбережение.»

«Изучение  и  внедрение  современных  педагогических  технологий,направленных  на  здоровьесбережение.»...

Доклад на тему: «Внедрение современных педагогических технологий в учебный процесс на уроках истории и обществознания»

Доклад на тему:«Внедрение современных педагогических технологий в учебный процесс на уроках истории и обществознания»...

доклад на тему: "Применение современных педагогических технологий на уроках музыке"

Доклад на тему: "Применение современных технологий на уроках музыке"...