Доклад: «Изучение и внедрение современных педагогических технологий, направленных на здоровьесбережение.»
статья на тему

Киселева Ирина Валентиновна

 

«Изучение  и  внедрение  современных  педагогических  технологий,

направленных  на  здоровьесбережение.»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izuchenie_ivnedrenie_sovremennykh_obr.tekh_.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар учителей физической культуры и ОБЖ

Торбеевского района Республики Мордовия

Доклад:

«Изучение  и  внедрение  современных  педагогических  технологий,

направленных  на  здоровьесбережение.»

                                                     

                                                        Подготовил:

учитель 1 категории  МБОУ                                                                                                        «Никольская ООШ»

                                                                                                       Киселева И.В.

Торбеево ,август 2014г

Изучение  и  внедрение  современных  педагогических  технологий,

направленных  на  здоровьесбережение.

«Здоровье – не все, но все без здоровья – ничто», - говорил древнегреческий философ Сократ в далеком прошлом, но его слова очень актуальны и в XXI веке.

          В современном мире мы добились новых достижений в науке и технике, начавшийся технологический переворот ведет нас к новой, научно-технологической цивилизации. Но, помимо положительных результатов, такая революция приводит и к отрицательным явлениям.

 Повсеместно наблюдается ослабление здоровья человека. И, конечно, самыми уязвимыми, становятся дети. В настоящее время средства массовой информации открыто освещают эту проблему. Уровень общей заболеваемости российских детей увеличивается. Растет потребление наркотиков и психотропных веществ, причем наиболее значительный рост наблюдается среди детей из групп социального риска. Эпидемическим становится распространение ВИЧ-инфекции и вирусных гепатитов, болезней опорно-двигательной, эндокринной, сердечно-сосудистой системы. Выявлено нарушение осанки, различные по степени сколиозы, деформации грудной клетки, снижение мышечного тонуса. Значительное количество детей имеют выраженные нарушения психического и психологического статуса. Это выражается в нарушении поведения: реакции ухода, тревога, агрессия, правонарушения. У детей раннего возраста наблюдается социально-педагогическая запущенность, умственная отсталость, неврозоподобные и психопатические расстройства. Очень высок травматизм в быту и на дорогах.

Учитывая сложившуюся ситуацию, одной из приоритетных задач учебно-воспитательного процесса является сбережение и укрепление здоровья учащихся.

Работая в школе учителем физкультуры и  учителем, преподающей уроки физической культуры в начальных классах, мы совместно с учителями начальных классов определили, что цель современной школы – подготовка детей к жизни, чтобы каждый школьник получил за время учебы, начиная с начальных классов, знания, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни. Данная цель в современной школе может быть достигнута, по нашему мнению, с помощью  современных технологий здоровьесберегающей педагогики.  Владея современными педагогическими знаниями, в тесном взаимодействии с учащимися и их родителями, с медицинскими работниками, с коллегами – планируем свою работу с учетом приоритетов сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса. Нет какой-то одной единственной и уникальной технологии сохранения здоровья. Здоровьесбережение является одной из задач образовательного процесса как медико-гигиенической направленности (осуществляемые при тесном контакте «педагог – медицинский работник – ученик»), так и физкультурно-оздоровительной (отдается приоритет занятиям физкультурной направленности). Только благодаря комплексному подходу к обучению школьников могут быть решены задачи формирования и укрепления здоровья учащихся. Основной показатель, отличающий все современные здоровьесберегающие образовательные технологии, – регулярная диагностика состояния учащихся и отслеживание основных параметров развития организма в динамике (в начале и конце учебного года), что позволяет сделать соответствующие выводы о состоянии здоровья учащихся. Для достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения я  применяю на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности следующие группы средств: средства двигательной направленности; оздоровительные силы природы; гигиенические факторы.

Комплексное применение этих средств позволяет решить задачи педагогики оздоровления.

К средствам двигательной направленности относятся такие двигательные действия, которые направлены на реализацию задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения. Это – движение; физические упражнения; физкультминутки и подвижные игры, перемены; эмоциональные разрядки и «минутки покоя», гимнастика (оздоровительная, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости); лечебная физкультура, подвижные игры; специально организованная двигательная активность ребенка (занятия оздоровительной физкультурой, своевременное развитие основ двигательных навыков); массаж, самомассаж;  тренинги и др.

Использование оздоровительных сил природы оказывает существенное влияние на достижение целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения. Проведение занятий на свежем воздухе способствует активизации биологических процессов, вызываемых процессом обучения, повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления. Данная  технология как раз наиболее развита в нашей школе, так как нет соответствующего спортивного  зала, большая часть уроков проходит на свежем воздухе.

К гигиеническим средствам достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения, содействующим укреплению здоровья и стимулирующим развитие адаптивных свойств организма, относятся: выполнение санитарно-гигиенических требований, регламентированных  СанПиНами; личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т. д.); проветривание и влажная уборка помещений; соблюдение общего режима двигательной активности, режима питания и сна; привитие детям элементарных навыков при мытье рук, использовании носового платка при чихании и кашле и т. д., ( данная работа ведется с начальных классов на уроках ознакомления с окружающим миром и во внеурочной деятельности); обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (ЗОЖ),  простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах( данная работа ведется на уроках ОБЖ и  на внеклассных мероприятиях) ограничение предельного уровня учебной нагрузки во избежание переутомления.

Одним из главных требований к использованию перечисленных выше средств является их системное и комплексное применение в виде занятий с использованием профилактических методик; с применением музыки;  с чередованием занятий с высокой и низкой двигательной активностью;  через массовые оздоровительные мероприятия, спортивно-оздоровительные праздники здоровья; выход на природу, экскурсии.

Применяю методы здоровьесберегающих образовательных технологий обучения, позволяющие решать задачи педагогики оздоровления: специфические (рассказ) и общепедагогические (упражнения, практический метод, игровой метод, соревновательный метод, познавательная игра, активные методы обучения). Ни одним из методов не ограничиваемся в методике педагогики оздоровления как наилучшим. Считаю, что только оптимальное сочетание специфических и общепедагогических методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения.

В структуре метода выделяем  приемы как составную часть, отдельный шаг в реализации метода: защитно-профилактические (личная гигиена и гигиена обучения);компенсаторно-нейтрализующие (физкультминутки, оздоровительная, дыхательная и др. гимнастика, лечебная физкультура; массаж; самомассаж;  психогимнастика, тренинг, позволяющие частично нейтрализовать стрессовые ситуации); стимулирующие (элементы закаливания, физические нагрузки, приемы психотерапии, фитотерапии и др.).

 Весь процесс обучения в условиях современной здоровьесберегающей педагогики  выстраивается, придерживаясь следующих этапов:

1. Этап начального ознакомления с основными понятиями и представлениями. Цель – сформировать у ученика основы здорового образа жизни и добиться выполнения элементарных правил здоровьесбережения. Представления об элементарных правилах здоровьесбережения формируется в результате объяснения, восприятия учащимися показываемых движений комплексов физкультминуток, просмотра наглядных пособий, анализа собственных мышечных и других ощущений, возникающих при первых попытках выполнения комплексов, наблюдений за действиями других учащихся. Все это создает ориентировочную основу, без которой невозможно освоение правил здоровьесбережения.

2.  Этап углубленного изучения. Цель – сформировать полноценное понимание основ здорового образа жизни. Эффективность обучения на этом этапе во многом зависит от правильного и оптимального подбора методов, приемов и средств обучения. Используя методы активного обучения, в комплексе с ним широко применяется наглядность, направленную на создание ощущений здорового образа жизни. Метод словесного воздействия меняет свои формы, ведущими становятся анализ и разбор правил здоровьесбережения, беседа, дискуссия. На этом этапе широко используем комплекс разнообразных средств (средства двигательной направленности; оздоровительные силы природы; гигиенические факторы).

3. Этап закрепления знаний, умений и навыков по здоровьесбережению и дальнейшего их совершенствования. Цель – умение перевести в навык, обладающий возможностью его целевого использования. На этом этапе увеличивается количество повторений использования основных понятий и представлений о здоровом образе жизни в обычных и новых, непривычных условиях, что позволяет вырабатывать гибкий навык применения имеющихся знаний в различных условиях. Выбираеются средства в соответствии с конкретными условиями работы. Это могут быть элементарные движения во время занятия; физические упражнения; физкультминутки и подвижные перемены; «минутки покоя», различные виды гимнастики (оздоровительная, пальчиковая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости); лечебная физкультура; подвижные игры; специально организованная двигательная активность ребенка (занятия оздоровительной физкультурой, своевременное развитие основ двигательных навыков); массаж; самомассаж; психогимнастика, оздоровительные тренинги для педагогов и учащихся,   массовые оздоровительные мероприятия, спортивно-оздоровительные праздники, тематические праздники здоровья и др.

Упражнения, игры, задания по физкультуре  могут доставлять детям удовольствие, служить средством разумного отдыха, содействовать развитию физических  способностей, силы и быстроты, выносливости, способствовать формированию физических качеств и навыков. Надо только умело подбирать  физические упражнения и задания, чтобы они вызывали интерес у школьников, а возбудить интерес к занятиям физкультурой и спортом – это главная цель, к которой мы стремимся в связи с задачей повышения уровня обучения физической культуре. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад:"Эффективность учебного занятия-стимул к успеху педагога и обучающегося" Доклад:" Профессиональная компетенция педагога в дополнительном образовании"

Млтивация ребенка на освоение нового для себя и интересного вида деятельности.Профессионально компетентным можно назвать педагога доп. образования, который на достаточно высоком уровне осуществляет пе...

Доклад к педсовету от 27 марта 2013 г. Тема доклада: «Формирование продуктивных компетенций через участие учащихся в кружковой деятельности».

Развитие творческих способностей  детей является неотъемлемой частью образовательного процесса, который включает в себя не...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.

Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.

Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.

Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...