Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.
материал на тему

Курлыкина Татьяна Ивановна

 

Аннотация:

В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы.

«Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эта фраза имеет отношение к каждому человеку, так как его жизнь меняется ежесекундно. Но в наибольшей степени данное высказывание относится к школе и к тем, кто однажды решил стать в ней учителем. В учительской профессии, при всей ее внешней привлекательности, есть много сложностей. Одна из них – необходимость постоянного самосовершенствования, стремление идти в ногу со временем, сколько бы тебе ни было лет, каково бы ни было состояние твоего здоровья. Учитель должен идти впереди, потому что от этого зависит, пойдут за ним дети или не пойдут, захотят они его слушать или не захотят, и, в конце концов, – состоится он как учитель или нет.

            На портале «Сеть творческих учителей», созданном для педагогов, которые интересуются возможностями улучшения качества обучения с помощью применения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), был проведен опрос: «Что, на ваш взгляд, станет основным средством обучения в нашей стране к 2020 году?» Результаты опроса:  дааграмма мнений. (См. Приложение). Как видно, мнения разделились…

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_b-tr_1.doc600 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ       КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА.

Курлыкина Татьяна Ивановна, МБОУ «Красноалександровская  основная общеобразовательная школа, Шебекинского района Белгородской области», село Александровка, rafina@mail.ru.

Аннотация:

В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы.

«Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эта фраза имеет отношение к каждому человеку, так как его жизнь меняется ежесекундно. Но в наибольшей степени данное высказывание относится к школе и к тем, кто однажды решил стать в ней учителем. В учительской профессии, при всей ее внешней привлекательности, есть много сложностей. Одна из них – необходимость постоянного самосовершенствования, стремление идти в ногу со временем, сколько бы тебе ни было лет, каково бы ни было состояние твоего здоровья. Учитель должен идти впереди, потому что от этого зависит, пойдут за ним дети или не пойдут, захотят они его слушать или не захотят, и, в конце концов, – состоится он как учитель или нет.

            На портале «Сеть творческих учителей», созданном для педагогов, которые интересуются возможностями улучшения качества обучения с помощью применения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), был проведен опрос: «Что, на ваш взгляд, станет основным средством обучения в нашей стране к 2020 году?» Результаты опроса:  дааграмма мнений. (См. Приложение). Как видно, мнения разделились…

             Информатизация общества - сложный социотехнический процесс подготовки человека к жизнедеятельности в информационном обществе и формирования его информационной культуры как информационной компоненты человеческой культуры в целом, объективно характеризующей уровень всех осуществляемых в обществе информационных процессов и существующих информационных отношений.                  Необходимость активного внедрения и использования ИКТ в школе – тенденция современного общества, ориентированная на повышение качества обучения, формирование ИКТ-компетентности и информационной грамотности всех субъектов образовательного процесса и воспитание умения адаптироваться в быстро меняющемся информационном мире. Существуют следующие уровни готовности учителей к использованию средств ИКТ в учебном процессе:

  1. Компьютерная осведомленность – владение элементарными навыками работы на компьютере. Низшая ступень сведений о существовании компьютерной техники. Учитель знает об особенности работы с информацией с помощью компьютера. Формулирует запрос в общем, например, научиться делать презентации, связать с педагогической целесообразностью ее использования затрудняется. Готовит к уроку дидактические материалы с помощью ИКТ.
  2. ИКТ-грамотность, характеризующаяся направленностью на поиск, знакомство с новыми видами использования ИКТ в образовательном процессе. Учитель использует ИКТ на уровне демонстрации (презентации) распечатанных документов, готовых ЦОР. Формулирует запрос в привязке к конкретной теме предстоящего занятия, например, открытого урока. Для этого уровня характерно также проектирование учителем заданий для учащихся, предусматривающих использование ИКТ, например, домашних заданий, связанных с поиском и отбором информации в Интернет.
  3. ИКТ-компетентность, характеризующаяся активным внедрением педагогических образцов использования средств ИКТ. Педагоги используют ИКТ для организации мониторинга знаний учащихся, например, тесты в электронном виде, проводят интегрированные уроки в компьютерном классе. Умеют добывать информацию из Интернет, публикуют свои разработки, участвуют в сетевых сообществах, самостоятельно изучают программное обеспечение ЦОР. Также для учителей этого уровня характерно использование ИКТ во внеурочной деятельности.
  4. Информационная культура, характеризующаяся направленностью на собственные разработки образовательных инноваций в области использования ИКТ. Это проведение консультаций, дополнительных занятий, выкладка домашних заданий посредством электронной почты, школьного сайта, форума. Учителя на этом этапе разрабатывают свои электронные учебники, дистанционные курсы, ведут цифровое портфолио свое, класса.

         Получившее широкое распространение понятие "информационная культура" связано с двумя фундаментальными понятиями - информация и культура. В рамках информологического подхода к трактовке понятия "информационная культура" большинство принадлежащих исследователям определений включает совокупность знаний, умений и навыков поиска, отбора и анализа информации, то есть всего того, что включается в информационную деятельность, направленную на удовлетворение информационных потребностей. При использовании культурологического подхода к трактовке понятия "информационная культура" его содержание расширяется и рассматривается как способ жизнедеятельности человека в информационном обществе, как составляющая процесса формирования культуры человека (способы и результаты информационной деятельности). Под информационно–коммуникационной культурой педагога будем понимать эффективное использование различных информационных инструментов в педагогической деятельности. Основными компонентами информационной культуры личности являются:

информационное мировоззрение,

информационная грамотность и

информационная компетентность.

Поэтому к индикаторам информационной культуры педагога следует отнести:

  • владение традиционными и электронными способами поиска, обработки, представления, управления и хранения информации;
  • умение работать с большим объемом сведений, основными типами документов, видами изданий в области образования;
  • знание методов аналитико-синтетической обработки документов и использование их в работе;
  • умение осмыслить и сохранить полученную и переработанную информацию, а при необходимости передать ее для коллективного использования;
  • навыки работы на персональном компьютере;
  • знание основных принципов обмена информацией (на конференциях, семинарах, «круглых столах» и пр.) и применение их в профессиональной коммуникации и информационном обмене;
  • умение формировать у ученика необходимый уровень информированности в изучаемой области;
  • способность планировать свою педагогическую деятельность, профессионально перестраиваться и реализовывать свою образовательную траекторию развития.

Эффективная организация информационного образования возможна лишь при соблюдении принципов культурологического, системного, деятельностного и технологического подходов. (Приложение Таблица: «Соотношение основных ИКТ-компетенций с задачами, входящими в педагогическую деятельность учителя-предметника»)

   Анализируя опыт педагогов школы по освоению ИКТ в образовательном процессе, я увидела, что совершенствование процесса обучения за счет новых средств ИКТ влечет за собой повышение уровня информационной культуры, прежде всего самого учителя, так как кардинально изменяются условия деятельности самих педагогов. (Тест «Определение уровня информационно–коммуникационной культуры»). Повышение квалификации педагогов в области ИКТ в нашей школе. (См. приложение). Около 50% (5/10) учителей нашей школы прошли обучение на курсах «Интернет – технологии для учителя - предметника», «Использование новых ИКТ в методике преподавания», а значит, приобрели необходимые знания и навыки, но, не имея возможности применять полученные знания на практике, в скором времени педагоги потеряют то, что имеют.

Поэтому на данном этапе учителю необходимо внедрять на уроках готовые цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) и создавать свои материалы к урокам в виде презентаций. И в этом случае учитель уже формирует собственную методическую базу, которая будет пополняться и совершенствоваться с каждым годом работы.

Но для этого учителю-предметнику необходимо уметь пользоваться ресурсами Интернета: поиск необходимой информации к уроку или внеурочному мероприятию; создание электронного почтового ящика, что необходимо для участия в семинарах, дистанционных курсах, форумах, для регистрации на полезных для себя сайтах. Всё это, безусловно, является новым этапом формирования его информационно-коммуникационной культуры.

             На мой взгляд, одной из самых актуальных и определяющих проблем в информатизации образования и формирования информационно-коммуникационной культуры педагога является проблема развития мотивации педагога к использованию ИКТ в обучении и воспитании. Однако в настоящее время в условиях введения новой системы оплаты труда у администрации школы появляется действенный механизм стимулирования педагогов, применяющих ИКТ  в педагогической деятельности. ( Приложение Анкета «ИКТ- активность педагога»). Таким образом, результаты работы каждого педагога становятся легко представимыми в количественном выражении, измеримыми, сравнимыми, и их можно использовать для стимулирования педагогов, активно повышающих уровень ИК культуры. Для достижения необходимого уровня знаний и владения педагогами средств и приемов ИКТ, в нашей школе ведется планомерная и содержательная работа по повышению квалификации учителей в данном направлении. Наблюдается устойчивый рост количества учителей, повышающих свою ИКТ культуру. В течение последних трех лет среди педагогов нашей школы проводится анкетирование в рамках муниципального эксперимента «Апробация многовекторной системы повышения квалификации педагогов с учетом функционирования сети» (2010-2013гг.)  (Приложение Таблица «Оценка ИКТ-компитентности педагога»). Из 10 педагогов нашей школы 60 % обладают базовой, 20 % - педагогической, 20 % - предметно-ориентированной ИКТ - компетентностью. (См приложение «Диаграмма компитентностей»). Рост использования компьютеров в профессиональной деятельности учителей обеспечивается ростом компьютерного парка школы, но сдерживается отсутствием компьютеров на рабочих местах учителей. При большой загрузке компьютерного класса затруднительно использовать его для проведения уроков учителей-предметников. Наличие ноутбука в школе значительно увеличило уровень возможностей использования ИКТ как в урочной деятельности, так и для проведения внеклассных мероприятий и родительских собраний. Надо отметить, что педагоги, указавшие в анкетах, что они умеют пользоваться компьютером, значительно различаются по уровню пользовательских навыков. Для выявления уровня минимальных пользовательских навыков использовались: опрос, наблюдение за работой педагогов в компьютерном классе, анализ качества электронной документации учителей. Были выбраны следующие навыки: общие (работа с файловой системой), работа с текстовым процессором, работа с электронными таблицами, создание презентаций, поиск и Интернете, владение электронной почтой. Как оказалось, в своей работе учителя используют  из имеющихся возможностей программ самые простые: (См диаграмму «Навыки работы с компьютером»). Внедрение профильного обучения и открытость образовательной деятельности ОУ для общественности - диктуют необходимость овладения ИКТ углубленным, предметно-ориентированным уровнем. Для повышения ИК культуры и использование компьютерных технологий учителю можно:

  • участвовать в семинарах различного уровня по применению ИКТ в учебной практике;
  • участвовать в профессиональных конкурсах, сетевых образовательных сообществах;
  • использовать при подготовке к урокам, на факультативах, в проектной деятельности широкого спектра цифровых технологий и инструментов: текстовых редакторов, программ обработки изображений, программ подготовки презентаций, табличных процессоров;
  • обеспечить использование коллекции ЦОР и ресурсов Интернет;
  • формировать банк учебных заданий, выполняемых с активным использованием ИКТ;
  • разрабатывать собственные  проекты по использованию ИКТ.

              При постоянном росте технического прогресса в области информационных технологий, именно школа, являясь первым, наиболее ответственным элементом системы образования, призвана осуществлять качественную подготовку к грамотному и эффективному использованию новых информационных технологии, чтобы не быть "слабым" звеном в системе и способствовать повышению уровня общественного развития.

              Таким образом, перед школой стоят следующие основные задачи: улучшение материально-технической базы школы, создание условий для использования в образовательном процессе новых информационных технологий, использование информационных технологий посредством Интернета, методическое сопровождение внедрения дистанционного обучения, внедрение информационных технологий в другие образовательные области, которые невыполнимы без повышения ИК культуры педагога. Процесс формирования которой включает в себя следующие этапы:

1) Адаптационный период: освоение клавиатуры и мыши. Простейшие навыки работы на ПК.

2) Повышение квалификации в области ИКТ через курсы.

3) Внедрение ИКТ на уроках: использование готового материала.

4) Создание собственного электронного материала к уроку;

формирование собственной методической базы.

5) Освоение ресурсов Интернета.

6) Разработка новых необходимых электронных материалов для систематизации своей деятельности, обмена опытом (Журналы, сайты, программы и т.п.)

Список литературы:

1. Авдеева С.М. Возможности и проблемы развития интернет-образования. Электронный ресурс. URL: http://www.ito.Su/2001/ito/P/P-0-5.html

2 . Горячев А.В. Формирование информационной грамотности в образовательной системе «Школа 2100». Электронный ресурс. URL: www.school2100.ru.

3. Прокудин Д.Е. Информатизация отечественного образования: итоги и перспективы. Электронный ресурс. URL: http://anthropology.ru /ги/texts/ pro-kudin/art inf edu.html.

4. Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)». Электронный ресурс. URL: http://www.programs-gov.ru/ext/129/content.htm.

5. Интернет – ресурсы : http://www.info-alt.ru ; http://festival.1september.ru ; http://ito.edu.ru ; http://2011.ит-образование.рф

ПРИЛОЖЕНИЯ:

Диаграмма мнений.

Повышение квалификации педагогов в области ИКТ в нашей школе.

 

Диаграмма компитентностей.

Диаграмма: частота использования навыка работы на компьютере.

Таблица 1. Соотношение основных ИКТ-компетенций с задачами, входящими в педагогическую деятельность учителя-предметника

Уровень

педагогической

ИКТ-

компетентности

Основные

педагогические

ИКТ-компетенции

Задачи, входящие

в педагогическую

деятельность

Требования к ИКТ-компетентности

учителя-предметника т. е. к информационно-коммуникационной культуре педагога

Вид

деятельности

1 уровень (базовый)  компьютерная осведомленность 

Подготовка и

оформление учебно-

методических,

наглядных,

отчетных и других

материалов

средствами ИКТ

Подготовка к урокам;

Работа в кабинете

(средства

наглядности);

Разработка программ

подготовка отчетных

документов.

  • знать перечень основных существующих электронных (цифровых) пособий по предмету (на дисках и в Интернете): электронные учебники, атласы, коллекции цифровых образовательных ресурсов в Интернете и т.д.
  • уметь находить и демонстрировать информацию из электронных источников (например, использовать материалы электронных учебников и других пособий) в соответствии с поставленными учебными задачами;
  • оценивать, отбирать информацию из электронных источников.

организация

 обучения учащихся

2 уровень

(предметно-

ориентированный)  ИКТ-грамотность

Проведение

учебных занятий

с применением

ИКТ, электронных

образовательных

ресурсов и

интернет-ресурсов

Проведение уроков;

Внеклассная работа

по предмету;

Индивидуальная

работа с учащимися;

Проведение кружков,

факультативов;

Внеклассная

педагогическая

работа.

  • извлекать и компилировать информацию из разных источников в соответствии с учебными задачами;
  • уметь преобразовывать и представлять информацию, составлять собственный учебный материал из имеющихся источников, обобщая, сравнивая, противопоставляя, преобразовывая различные данные. При этом надо уметь выбирать инструменты (текстовый и табличный редакторы, программы для составления презентаций, буклетов, сайтов) для оптимального представления собственных учебных материалов. Представлять информацию в эффективном для решения учебных задач виде.
  • осуществлять поиск источников информации на дисках и в Интернете
  •  знать основные особенности и уметь применять специфические программные продукты и сервисы.

организация обучения учащихся

3 уровень

(профессиональный)

ИКТ-компетентность

Использование

ИКТ в целях

самообразования

Научная,

экспериментальная,

исследовательская

работа;

Повышение

квалификации.

  • эффективно применять инструменты организации учебной деятельности учащегося (программы тестирования, электронные рабочие тетради, системы организации учебной деятельности учащегося (например, 1С «Школа 4.0») и т.д.);
  • учебных ресурсов и инструментов, сформировать цифровое портфолио учащегося, собственное портфолио учителя;

совершенствование учебного

процесса

4 уровень (узко-

профессиональный)  информационная культура

Применение

интернет-

технологий для

профессионального

роста, работа

со средствами

коммуникации

Активное или

пассивное участие

в педагогических

форумах (собрания,

совещания);

Работа с родителями.

  • уметь организовать работу учащихся на уроке с использованием полного спектра имеющихся учебных ресурсов и инструментов, сформировать цифровое портфолио учащегося, собственное портфолио учителя;
  •  уметь оптимальным образом передавать информацию в ИКТ-среде: направлять электронную информацию определенной аудитории (учащимся, родителям, коллегам, администрации школы) с учетом возможностей и потребностей. Необходимо грамотно выбирать форму распространения информации: электронную почту, сайт (раздел сайта), лист рассылки, форум, wiki-среду (Интернет-среда для коллективного редактирования документов), блог (личный дневник), rss-поток (новостная рассылка), подкаст (новостная рассылка с аудио- или видео-содержанием);
  • организовывать работу учащихся в рамках сетевых коммуникационных проектов (олимпиады, конкурсы, викторины…), дистанционно поддерживать работу учащихся

совершенствование учебного

процесса

Таблица 2. оценка ИКТ компетентности педагога.

ФИО ____________________________________________________________________________

 

 

Не использую

Использую редко

Использую часто

Использование ИКТ в повседневной практике учителя

Текстовый редактор.

 

 

 

Электронные базы данных

 

 

 

Электронные таблицы

 

 

 

Программы для создания презентаций

 

 

 

Распечатка дополнительных материалов и упражнений

 

 

 

Программы для работы с видео, звуком и графикой

 

 

 

Электронная почта

 

 

 

Поиск информации в Интернет

 

 

 

Интернет-форум

 

 

 

Электронные тесты

 

 

 

Сбор данных с помощью компьютерных лабораторий (стационарных или мобильных)

 

 

 

Компьютерное моделирование

 

 

 

Обучающие программы

 

 

 

Цифровые энциклопедии и словари

 

 

 

Обучающие игры

 

 

 

Геоинформационные системы

 

 

 

Интерактивные доски

 

 

 

Работа в системе управления учебным процессом (Хронограф)

 

 

 

Реализация профессиональных задач педагога

Делаю поурочное планирование с использованием ИКТ   

 

 

 

Готовлю уроки с использованием ИКТ учениками

 

 

 

Подбираю программное обеспечение для учебных целей

 

 

 

Ищу учебные материалы в Интернет

 

 

 

Использую ИКТ для мониторинга развития учеников

 

 

 

Эффективно использую ИКТ для объяснений на уроке

 

 

 

Использую ИКТ для взаимодействия с коллегами или родителями

 

 

 

Использую Интернет-технологии (например, электронную почту, форумы и т.п.) для организации помощи ученикам

 

 

 

Могу оценить пригодность web-сайта для его использования в преподавании и делаю это

 

 

 

Использую учебные задания следующих типов:

Работа над сочинением (докладом, выспулением) с помощью текстового редактора.

 

 

 

Компьютерная презентация доклада на уроке.

 

 

 

Учебные задания, для выполнения которых  используются мультимедийные технологий, например, видеофильмы, анимации и т.п.

 

 

 

Учебные задания, для выполнения которых используются сетевые средства организации совместной работы школьников. Например, для обсуждения проблемы применяется  Интернет-форумы.

 

 

 

Учебные задания, для представления результатов которых школьники создают Интернет-сайты.

 

 

 

Учебные задания, для выполнения которых используются виртуальные лаборатории.

 

 

 

Учебные задания, для выполнения которых используются компьютерные лаборатории.

 

 

 

Учебные задания с использованием электронных учебников.

 

 

 

Тестирование с помощью специальных программных средств.

 

 

 

Учебные задания, для выполнения которых используется графические редакторы.

 

 

 

Учебные задания, для выполнения которых используются электронные таблицы

 

 

 

Учебные задания, для выполнения которых используются геоинформационные системы.

 

 

 

Работа с цифровыми тренажерами.

 

 

 

Работа с цифровыми инструментами (сканерами, цифровыми фото- и видеокамерами, микроскопами, музыкальными клавиатурами и т.п.)

 

 

 

Работа над долгосрочным (более 2-х недель) учебным проектом.

 

 

 

Работа над  краткосрочным учебным проектом.

 

 

 

Итого

 

 

 

Сумма

 

 

 

Анкета «ИКТ- активности педагога»

 

 

Заполняется учителем

Заполняется учителем информатики

Общая ИКТ-компетентность педагога

Анкета по материалам Приложения (Баллы: 0 – не использую, 1 – использую иногда, использую постоянно).

Сумма баллов, анализ

Информатизация управления

 

 

Заполнение шаблонов мониторинга

 

0 – нет, 1 – нерегулярно, 2 – регулярно, материал неполный, 3 – материал полный, без замечаний

Регулярная поддержка базы данных;

 

Работа с личной папкой;

 

Курсовая подготовка учителей-предметников на базе НМЦ;

Сроки, название, документ

 

Краткосрочные курсы «ИКТ в учебном процессе» на базе школы;

 

Результат освоения (0 – 3 балла)

Использование ИКТ в реализации проектов

Тема проекта, результативность

Оценка использования ИКТ (0 – не использованы, 1 – частично, 2 – использованы в необходимом объеме), дополнительные баллы – за участие в конкурсах проектов в зависимости от результата (1-4 балла)

Проведение учителями-предметниками уроков с применением ИКТ, ЦОР и Интернет

Дата, тема, отчет в электронном виде, материалы урока в электронном виде

Оценка использования ИКТ по отношению к общему уровню

(1 – слабо, 2 – средне, 3 – выше среднего). Уровень оценивается по широте диапазона применяемых средств (см. приложения)

Использование интеграции предметов, проведение интегрированных уроков;

Оценка по частоте проведения:

0 – не проводились,  1 – однократно, 2 – 2-3 раза, 3 - регулярно

Заполнение электронных папок педагогов;

Названия материалов, источники,

Оценка по активности работы:

0 – не работал, 1 – работал иногда, 2 – регулярная работа

Разработка ЦОР учителями-предметниками и учениками, создание школьного банка ЦОР, публикация ЦОР на сайте школы и других Интернет-ресурсах, участие в конкурсах ЦОР;

собственные материалы

Оценка по качеству ЦОР:

0 – нет, 1 –объем небольшой, собственные материалы низкого качество, 2 – достаточный объем и качество, 3 – публикация, 4 – победитель колнкурсов

Создание веб-страниц педагогов;

 

0 – материалов не предоставлено, 1 – материалы предоставлены, 2 – самостоятельная работа по заполнению страницы, 3 – самостоятельный сайт

Использование аудио- и видеооборудования для проведения уроков

Когда и что использовалось. ФИО ученика, название работы

0 – не использовали. 1 – использовали иногда, 2 – регулярно, +1 балл – загружено на сайт

Проведение внеклассных мероприятий с применением ИКТ

Когда и что проводилось, план проведения, материалы в электронном виде, источники

0 – не использовали. 1 – использовали иногда, 2 – регулярно, +1 балл – загружено на сайт

Создание условий для взаимодействия семьи и школы через единое информационное пространство

 

 

Внедрение электронных журналов

 

0 – родители не охвачены, данные предоставляются нерегулярно, 1 –  частичный охват, данные регулярные, 2 – наиболее полный охват, данные регулярные (с коэфф. применимости)

Проведение родительских собраний с применением ИКТ.

Когда и что проводилось, план проведения, материалы в электронном виде, источники

0 – не проводилось, 1 – 1 мероприятие, 2 – более чем 1 мероприятие, +1 балл – материалы размещены на сайте

 

Тест «Определение уровня информационно–коммуникационной культуры»

В тесте Вам предлагается ответить на 33 вопроса. За каждый положительный ответ 1 балл, за каждый отрицательный - 0 баллов.

Вопрос

Ответ

Баллы

Задания 1 группы. Первичные знания о ПК.

1. Умеете ли Вы включать компьютер?

2. Умеете ли Вы правильно выключать компьютер?

3. Знаете ли Вы, что такое Рабочий стол и что на нем расположено?

4. Умеете ли Вы создавать папки на Рабочем столе?

5. Умеете ли Вы удалять файлы из компьютера?

Задания 2 группы. «Мой компьютер» и съемные носители.

6. Знаете ли Вы, что относится к съемным носителям?

7. Умеете ли Вы открывать съемные носители?

8. Умеете ли Вы копировать документы на съемные носители?

9. Умеете ли Вы копировать информацию со съемных носителей?

Задания 3 группы. Простейшие программы. Основные навыки работы.

10. Умеете ли Вы просматривать изображения на компьютере?

11. Умеете ли Вы воспроизводить музыку на компьютере?

12. Умеете ли Вы работать в программе Paint (графический редактор)?

13. Умеете ли Вы работать в программе Microsoft Word?

14. Умеете ли Вы создавать презентации в программе Microsoft PowerPoint?

15. Умеете ли Вы работать с программой Microsoft Excel?

Задания 4 группы. Работа с текстовым редактором.

16. Хорошо ли Вы знаете клавиатуру?

17. Знаете ли Вы как добавлять таблицу в текстовом редакторе?

18. Знаете ли Вы как менять размер, начертание шрифта в текстовом редакторе?

19. Знаете ли Вы как добавлять изображения в текстовом редакторе?

20. Знаете ли Вы как сделать текст жирным, курсивом или подчеркнутым в текстовом редакторе?

Задания 5 группы. Знакомство с Интернетом.

21. Знаете ли Вы что такое браузер?

22. Знаете ли Вы, через какие программы можно зайти в Интернет?

23. Умеете ли Вы пользоваться поисковыми системами в интернете?

24. Умеете ли Вы скачивать информацию с Интернета?

Задания 6 группы. Почтовый ящик и социальные сети.

25. Есть ли у Вас свой почтовый электронный адрес?

26. Сами ли Вы регистрировали свой почтовый ящик?

27. Умеете ли Вы регистрироваться на сайтах?

28. Зарегистрированы ли Вы в каких-либо социальных сетях (Вконтакте, Одноклассники, Facebook, Twitter и др.)?

Задания 7 группы. Сложные программы. Программирование.

29. Умеете ли Вы работать в программе Photoshop?

30. Умеете ли Вы работать в программах обработки видиозаписей?

31. Умеете ли Вы составлять программы?

32. Умеете ли Вы создавать сайты, блоги в Интернете?

33. Знаете ли Вы что такое электронный дневник?

Подсчитайте количество баллов в каждой группе.

№ группы

Количество баллов

Выводы

1

0 – 3

Вы не владеете компьютером даже на простейшем уровне. Стоит задуматься над сложившейся ситуацией и начать изучение ПК.

4 – 5

Вы умеете выполнять простейшие операции. Можно продолжить знакомство с компьютером.

2

0 – 2

С папкой «Мой компьютер» Вы на «ВЫ». Постарайтесь более внимательно изучить «Мой компьютер». Это важная составляющая ПК для осуществления работы.

3 – 4

С папкой «Мой компьютер» и ее составляющими Вы хорошо знакомы. Вы идете в правильном направлении.

3

0 – 3

С основными программами на компьютере стоит поработать. Иначе Вас ждут трудности в дальнейшем при работе за ПК.

4 – 6

С простейшими программами Вы работать умеете. Этого уровня владения ПК уже достаточно. Не останавливайтесь на достигнутом.

4

0 – 3

Работа с текстовым редактором будет даваться Вам трудно с таким уровнем познания. Следует изучить текстовый редактор и его устройство.

4 – 5

Вы владеете важным навыком работы в текстовом редакторе. Значит, вы сможете создать необходимый документ и отредактировать его.

5

0-2

С Интернетом в нынешний информационно-технологический век нужно быть более ознакомленным. Этого уровня недостаточно.

3 – 4

Эти знания Интернета помогут Вам сделать первые шаги во Всемирную Паутину. Продолжайте!

6

0 – 2

Если Вы можете пользоваться Интернетом, такие задания должны быть для Вас 3-секундным делом. К сожалению пока этих знаний и умений недостаточно.

3 – 4

Вы не заблудитесь во Всемирной Паутине и сможете пользоваться Интернетом для достижения цели беспрепятственно и без особых проблем

7

0 – 2

Редактирование и создание данных на компьютере Вами не освоено. Стоит воспользоваться умением поиска данных в Интернете и заполнить пробелы в знаниях.

3 – 5

Обработка и редактирование данных для Вас не просто слова. У Вас достаточно знаний для выполнения заданий, а помочь может Интернет.

Всего

0 – 22

Вы владеете первичными знаниями в компьютерной сфере. Если вы хотите добиться успеха, стоит уделить больше внимания ПК.

Всего

23 – 33

Ваши знания о компьютере помогут Вам выполнить практически любую задачу. Но есть к чему стремиться. Так что успехов Вам!

Уважаемые коллеги!

26 февраля на базе МБОУ "Большетроицкая СОШ" было проведено заседание рабочей группы по проверке методических докладов. По итогам проверки  докладов вашего образовательного учреждения лучшим был признан конкурсный доклад Курлыкиной Т.И. но необходидо внести следующие изменения согласно предложенным критериям : -показать примеры из педагогической практики, подтверждающие основы дидактики; -точность примеров, яркость образов, грамотность и ясность изложения; -опыт и наблюдения свои;-отражение методологического подхода в содержании доклада.А также оформить согласно положению и сократить объем, все графики можно внести в раздел Приложения.

Пожалуйста пересмотрите свой доклад с точки зрения заявленных критериев, в связи с тем что ваш доклад будет направлен для участия в районной конференции.

5 марта в 13.00 будет работать 2 рабочая группа по проверке докладов. Необходимо предоставить исправленную работу в электронном виде в МБОУ "Большетроицкая СОШ".


Для текстового формата: Microsoft Word (.doc), страница А 4, поля 2х2х3х3, книжная ориентация, шрифт Times New Roman, 12 кегль. Печать односторонняя. Нумерация страниц обязательна. Доклад должен состоять из обязательных частей: название доклада, автор(ы), аннотация (не более 500 знаков), основная часть. Привести в конце список литературы и ссылок на Интернет-ресурсы. При необходимости в доклад могут быть включены таблицы, иллюстрации, схемы.

  1. НАЗВАНИЕ ДОКЛАДА ПРОПИСНЫМИ БУКВАМИ В ОДИН АБЗАЦ ВЫРАВНИВАНИЕ ВЛЕВО (как в образце)

Фамилия Имя Отчество, МОУ СОШ №2010, г.Москва (email@domen.ru).

Фамилия Имя Отчество, организация, город, (электронный адрес).

Фамилия Имя Отчество, организация, город, (электронный адрес).

  1. Аннотация

Текст аннотации. Текст аннотации. Текст аннотации. Текст аннотации. Текст аннотации. Текст аннотации. Текст аннотации. Текст аннотации. Текст аннотации. Текст аннотации. Текст аннотации. Текст аннотации. Текст аннотации. Текст аннотации. Текст аннотации. Текст аннотации. Текст аннотации. Текст аннотации. Текст аннотации. Текст аннотации. Текст аннотации. Текст аннотации. Текст аннотации. Текст аннотации. Текст аннотации. Текст аннотации. Текст аннотации. Текст аннотации. Текст аннотации. Текст.

Текст доклада. Текст доклада. Текст доклада. Текст доклада. Текст доклада. Текст доклада. Текст доклада. Текст доклада. Текст доклада. Текст доклада. Текст доклада. Текст доклада.

ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ       КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА.

Курлыкина Татьяна Ивановна,МБОУ «Красноалександровская  основная общеобразовательная школа, Шебекинского района Белгородской области», село Александровка, rafina@mail.ru.

Аннотация:

В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы.

«Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эта фраза имеет отношение к каждому человеку, так как его жизнь меняется ежесекундно. Но в наибольшей степени данное высказывание относится к школе и к тем, кто однажды решил стать в ней учителем. В учительской профессии, при всей ее внешней привлекательности, есть много сложностей. Одна из них – необходимость постоянного самосовершенствования, стремление идти в ногу со временем, сколько бы тебе ни было лет, каково бы ни было состояние твоего здоровья. Учитель должен идти впереди, потому что от этого зависит, пойдут за ним дети или не пойдут, захотят они его слушать или не захотят, и, в конце концов, – состоится он как учитель или нет.

            На портале «Сеть творческих учителей», созданном для педагогов, которые интересуются возможностями улучшения качества обучения с помощью применения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), был проведен опрос: «Что, на ваш взгляд, станет основным средством обучения в нашей стране к 2020 году?» Результаты опроса  дааграммаимнений.

Как видно, мнения разделились…

             Информатизация общества - сложный социотехнический процесс подготовки человека к жизнедеятельности в информационном обществе и формирования его информационной культуры как информационной компоненты человеческой культуры в целом, объективно характеризующей уровень всех осуществляемых в обществе информационных процессов и существующих информационных отношений.         Необходимость активного внедрения и использования ИКТ в школе – тенденция современного общества, ориентированная на повышение качества обучения, формирование ИКТ-компетентности и информационной грамотности всех субъектов образовательного процесса и воспитание умения адаптироваться в быстро меняющемся информационном мире. Существуют следующие уровни готовности учителей к использованию средств ИКТ в учебном процессе:

  1. Компьютерная осведомленность – владение элементарными навыками работы на компьютере. Низшая ступень сведений о существовании компьютерной техники. Учитель знает об особенности работы с информацией с помощью компьютера. Формулирует запрос в общем, например, научиться делать презентации, связать с педагогической целесообразностью ее использования затрудняется. Готовит к уроку дидактические материалы с помощью ИКТ.
  2. ИКТ-грамотность, характеризующаяся направленностью на поиск, знакомство с новыми видами использования ИКТ в образовательном процессе. Учитель использует ИКТ на уровне демонстрации (презентации) распечатанных документов, готовых ЦОР. Формулирует запрос в привязке к конкретной теме предстоящего занятия, например, открытого урока. Для этого уровня характерно также проектирование учителем заданий для учащихся, предусматривающих использование ИКТ, например, домашних заданий, связанных с поиском и отбором информации в Интернет.
  3. ИКТ-компетентность, характеризующаяся активным внедрением педагогических образцов использования средств ИКТ. Педагоги используют ИКТ для организации мониторинга знаний учащихся, например, тесты в электронном виде, проводят интегрированные уроки в компьютерном классе. Умеют добывать информацию из Интернет, публикуют свои разработки, участвуют в сетевых сообществах, самостоятельно изучают программное обеспечение ЦОР. Также для учителей этого уровня характерно использование ИКТ во внеурочной деятельности.
  4. Информационная культура, характеризующаяся направленностью на собственные разработки образовательных инноваций в области использования ИКТ. Это проведение консультаций, дополнительных занятий, выкладка домашних заданий посредством электронной почты, школьного сайта, форума. Учителя на этом этапе разрабатывают свои электронные учебники, дистанционные курсы, ведут цифровое портфолио свое, класса.

         Получившее широкое распространение понятие "информационная культура" связано с двумя фундаментальными понятиями - информация и культура. В рамках информологического подхода к трактовке понятия "информационная культура" большинство принадлежащих исследователям определений включает совокупность знаний, умений и навыков поиска, отбора и анализа информации, то есть всего того, что включается в информационную деятельность, направленную на удовлетворение информационных потребностей. При использовании культурологического подхода к трактовке понятия "информационная культура" его содержание расширяется и рассматривается как способ жизнедеятельности человека в информационном обществе, как составляющая процесса формирования культуры человека (способы и результаты информационной деятельности). Под информационно–коммуникационной культурой педагога будем понимать эффективное использование различных информационных инструментов в педагогической деятельности.

Информационная культура личности – одна из составляющих общей культуры человека; совокупность информационного мировоззрения, системы знаний и умений, обеспечивающих целее направленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий.

Основными компонентами информационной культуры личности являются:

информационное мировоззрение,

информационная грамотность и

информационная компетентность.

Поэтому к индикаторам информационной культуры педагога следует отнести:

  • владение традиционными и электронными способами поиска, обработки, представления, управления и хранения информации;
  • умение работать с большим объемом сведений, основными типами документов, видами изданий в области образования;
  • знание методов аналитико-синтетической обработки документов и использование их в работе;
  • умение осмыслить и сохранить полученную и переработанную информацию, а при необходимости передать ее для коллективного использования;
  • навыки работы на персональном компьютере;
  • знание основных принципов обмена информацией (на конференциях, семинарах, «круглых столах» и пр.) и применение их в профессиональной коммуникации и информационном обмене;
  • умение формировать у ученика необходимый уровень информированности в изучаемой области;
  • способность планировать свою педагогическую деятельность, профессионально перестраиваться и реализовывать свою образовательную траекторию развития.

Эффективная организация информационного образования возможна лишь при соблюдении принципов культурологического, системного, деятельностного и технологического подходов. (Приложение 1. Таблица 1. «Соотношение основных ИКТ-компетенций с задачами, входящими в педагогическую деятельность учителя-предметника»)

Анализируя опыт педагогов школы по освоению ИКТ в образовательном процессе, я увидела, что совершенствование процесса обучения за счет новых средств ИКТ влечет за собой повышение уровня информационной культуры, прежде всего самого учителя, так как кардинально изменяются условия деятельности самих педагогов. (Тест «Определение уровня информационно–коммуникационной культуры»

Повышение квалификации педагогов в области ИКТ в нашей школе.

 Около 50% (5/10) учителей нашей школы прошли обучение на курсах «Интернет – технологии для учителя - предметника», «Использование новых ИКТ в методике преподавания», а значит, приобрели необходимые знания и навыки, но, не имея возможности применять полученные знания на практике, в скором времени педагоги потеряют то, что имеют.

Поэтому на данном этапе учителю необходимо внедрять на уроках готовые цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) и создавать свои материалы к урокам в виде презентаций. И в этом случае учитель уже формирует собственную методическую базу, которая будет пополняться и совершенствоваться с каждым годом работы.

Но для этого учителю-предметнику необходимо уметь пользоваться ресурсами Интернета: поиск необходимой информации к уроку или внеурочному мероприятию; создание электронного почтового ящика, что необходимо для участия в семинарах, дистанционных курсах, форумах, для регистрации на полезных для себя сайтах. Всё это, безусловно, является новым этапом формирования его информационно-коммуникационной культуры.

 На мой взгляд, одной из самых актуальных и определяющих проблем в информатизации образования и формирования информационно-коммуникационной культуры педагога является проблема развития мотивации педагога к использованию ИКТ в обучении и воспитании. Однако в настоящее время в условиях введения новой системы оплаты труда у администрации школы появляется действенный механизм стимулирования педагогов, применяющих ИКТ в своей педагогической деятельности. ( Приложение Анкета «ИКТ- активность педагога»)

            Таким образом, результаты работы каждого педагога становятся легко представимыми в количественном выражении, измеримыми, сравнимыми, и их можно использовать для стимулирования педагогов, активно повышающих уровень ИК культуру. Для достижения необходимого уровня знаний и владения педагогами средств и приемов ИКТ, в нашей школе ведется планомерная и содержательная работа по повышению квалификации учителей в данном направлении. Наблюдается устойчивый рост количества учителей, повышающих свою ИКТ культуру. В течение последних трех лет среди педагогов нашей школы проводится анкетирование в рамках муниципального эксперимента «Апробация многовекторной системы повышения квалификации педагогов с учетом функционирования сети» (2010-2013гг.)  (Приложение Таблица № 2.   Оценка ИКТ-компитентности педагога). Из них 60 % обладают базовой, 20 % - педагогической, 20 % - предметно-ориентированной ИКТ - компетентностью.

Рост использования компьютеров в профессиональной деятельности учителей обеспечивается ростом компьютерного парка школы, но сдерживается отсутствием компьютеров на рабочих местах учителей. При большой загрузке компьютерного класса затруднительно использовать его для проведения уроков учителей-предметников. Наличие ноутбука в школе значительно увеличило уровень возможностей использования ИКТ как в урочной деятельности, так и для проведения внеклассных мероприятий и родительских собраний. Надо отметить, что педагоги, указавшие в анкетах, что они умеют пользоваться компьютером, значительно различаются по уровню пользовательских навыков. Для выявления уровня минимальных пользовательских навыков использовались: опрос, наблюдение за работой педагогов в компьютерном классе, анализ качества электронной документации учителей. Были выбраны следующие навыки: общие (работа с файловой системой), работа с текстовым процессором, работа с электронными таблицами, создание презентаций, поиск и Интернете, владение электронной почтой. Как оказалось, в своей работе учителя используют  из имеющихся возможностей программ самые простые:

               Внедрение профильного обучения и открытость образовательной деятельности ОУ для общественности - диктуют необходимость овладения ИКТ углубленным, предметно-ориентированным уровнем.

Для повышения ИК культуры и использование компьютерных технологий учителю можно:

  • участвовать в семинарах различного уровня по применению ИКТ в учебной практике;
  • участвовать в профессиональных конкурсах, сетевых образовательных сообществах;
  • использовать при подготовке к урокам, на факультативах, в проектной деятельности широкого спектра цифровых технологий и инструментов: текстовых редакторов, программ обработки изображений, программ подготовки презентаций, табличных процессоров;
  • обеспечить использование коллекции ЦОР и ресурсов Интернет;
  • формировать банк учебных заданий, выполняемых с активным использованием ИКТ;
  • разрабатывать собственные  проекты по использованию ИКТ.

              При постоянном росте технического прогресса в области информационных технологий, именно школа, являясь первым, наиболее ответственным элементом системы образования, призвана осуществлять качественную подготовку к грамотному и эффективному использованию новых информационных технологии, чтобы не быть "слабым" звеном в системе и способствовать повышению уровня общественного развития.

              Таким образом, перед школой стоят следующие основные задачи: улучшение материально-технической базы школы, создание условий для использования в образовательном процессе новых информационных технологий, использование информационных технологий посредством Интернета, методическое сопровождение внедрения дистанционного обучения, внедрение информационных технологий в другие образовательные области, которые невыполнимы без повышения ИК культуры педагога. Процесс формирования которой включает в себя следующие этапы:

1) Адаптационный период: освоение клавиатуры и мыши. Простейшие навыки работы на ПК.

2) Повышение квалификации в области ИКТ через курсы.

3) Внедрение ИКТ на уроках: использование готового материала.

4) Создание собственного электронного материала к уроку;

формирование собственной методической базы.

5) Освоение ресурсов Интернета.

6) Разработка новых необходимых электронных материалов для систематизации своей деятельности, обмена опытом (Журналы, сайты, программы и т.п.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад заместителя директора по воспитательной работе Рябовой М.В. «Использование информационно-коммуникативных технологий в воспитательном процессе».

Доклад заместителя директора по воспитательной работе на семинаре заместителей директоров по воспитательной работе по теме "Использование информационно-куммуникативных технологий в воспитательном проц...

Доклад "Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках географии"

Компьютеры и информационные технологии  – удобный инструмент, который при разумном использовании способен привнести в школьный урок элемент новизны, повысить интерес учащихся к приобретению знани...

Доклад "Информационно- коммуникативная технология как метод активации познавательной деятельности на современном уроке биологии»

На современном этапе развития школьного образования проблема активизации познавательной деятельности учащихся приобретает особо важное значение в связи с потребностью общества в образованных и э...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.

Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.

Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...

Информационно-коммуникативная компетентность педагогов. Презентация к выступлению.

Материал содержит презентацию к выступлению по теме "Информационно-коммуникативная компетентность педагогов" на педагогическом совете школы  «Школа в условиях введения ФГОС: ресур...

Презентация "Информационно-коммуникативное развитие педагога"

Презентация в помощь педагогом для образца по передачи своего опыта коллегам....