Главные вкладки

    Доклад "Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках географии"
    статья (география) по теме

    Компьютеры и информационные технологии  – удобный инструмент, который при разумном использовании способен привнести в школьный урок элемент новизны, повысить интерес учащихся к приобретению знаний, создать особую увлекательную среду учебного познания. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon doklad_ispolzovanie_ikt.doc102 КБ

    Предварительный просмотр:

                                             Управление образования

                         администрации Александровского района

            Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

                       Средняя общеобразовательная школа № 14

                            Районная конференция

     «Актуальные вопросы повышения качества учебно-воспитательного процесса в условиях модернизации      

                        Российского образования»


    Инновационный педагогический опыт: использование информационно-коммуникативных технологий на уроках географии.

                                                                            Соболева Ольга Юрьевна

                                                                            учитель географии

                                                                            Высшая кв. категория

                                              Адрес учреждения:

                                  601650, Владимирская область,

                             г.Александров, ул.Перфильева, д.3А,

                                                 тел. 2-50-66

                                                    2011 год

    Инновационный педагогический опыт:

    Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках географии.

                                                                                    Скажи мне - и я забуду,

                                                                                    Покажи мне -  и я запомню,

                                                                                    Вовлеки меня - и я научусь.

                                                                                              Китайская пословица

            В современном мире, в котором информационный поток, обрушивающийся на человека, настолько велик,  людям волей не волей приходится прибегать к помощи разнообразной техники. Сейчас трудно представить человека, не  пользующегося телевизором, мобильным телефоном, компьютером. Вся наша жизнь зависит от созданных нами вещей. Мы являемся свидетелями того, как компьютеры, уже занявшие прочные позиции во многих областях современной жизни, быстро проникают в дома и школы. В современную эпоху стремительных перемен приходится отказываться от привычных представлений о том деле, которым ты занимаешься.

         Меняется общество, в котором мы живём, меняются приоритеты, а  вместе с ними и цели географического образования. Наступивший 21 век требует от преподавателя географии  не сколько «наполнения» головы школьника разнообразной информацией, сколько обучения тому, как самостоятельно получать важные географические материалы, систематизировать и анализировать их.

    В начале 20 века немецкий педагог Альфред  Дистервейг  сказал, что обучать надо соответственно уровню развития культуры. В средние века обучение велось с помощью лектора, стоящего за кафедрой, в наши дни для обучения этого далеко не достаточно. Нельзя не учитывать современных возможностей обучения: компьютеры, средства мультимедиа и в целом уровень культуры, в том числе и экономической. От нас требуется подготовка такой личности, которой придётся работать в условиях рыночной экономики с её современной формулой: знать, уметь, хотеть, успевать.

         В стратегии модернизации Российского образования подчёркивается необходимость изменения методов и технологий обучения, повышение веса тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения, стимулируют самостоятельную работу учащихся, формируют опыт ответственного выбора и ответственной деятельности.   В наши дни на смену традиционным средствам обучения приходят новые, создаваемые на основе новейших технологий. Использование современных образовательных технологий является необходимым условием достижения нового качества образования. Именно поэтому возникает  новая модель образования, построенная на основе современных информационных технологий, реализующая принципы личностно-ориентированного обучения. Использование информационных технологий достаточно успешно позволяет формировать у школьников ключевые компетенции.

    Используя ИКТ на уроках, мы готовим новое поколение к жизни в информационном мире. Задача учителя несколько изменилась, сейчас выигрывает  тот учитель, который не только может дать базовые знания учащимся, но и  может направить их действия на самостоятельную работу. Не просто определённый объём знаний должен выносить ученик из школы, а умение учиться. Знания, добытые самостоятельно, намного более ценны и значимы для ученика, нежели усвоенные пассивно, поэтому использование ИКТ позволяет достаточно эффективно решать многие учебные и воспитательные задачи, такие как:

    • Обучение восприятию и переработке информации, развитие коммуникативных способностей;
    • Развитие критического мышления;
    • Формирование умений находить, готовить, передавать и принимать информацию с использованием компьютера, модема, сканера, принтера, мультимедиасредств и др.
    • Формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.

    Именно поэтому, использование информационно-коммуникативных технологий в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования.

         Применение компьютерной техники, мультимедийных средств, интерактивных обучающих программ даёт положительный эффект при изучении географии. Учитель, применяющий новые технологии, может сделать урок исключительно интересным, процесс учения увлекательным, наглядным, динамичным. Информационно-коммуникативные технологии направлены не только на формирование знаний и умений, но и на вырабтку опыта самостоятельной творческой работы школьников.  В преподавании географии можно выделить несколько основных направлений использования новых информационных технологий.

    Демонстрация учебных материалов.

     

          Как правило, главными  наглядными пособиями  на уроках географии являются настенные демонстрационные плакаты, схемы, географические карты. Эти средства обучения не могут  в полной мере удовлетворить требований к современному уроку, и при обучении географии в школе преподаватель сталкивается с некоторыми трудностями:

    • Учащиеся не могут представить некоторых явлений, например явлений микромира или мира с астрономическими размерами;
    • При изучении явления в школе не может использоваться какое-либо оборудование, по причине дороговизны, больших размеров или небезопасности;
    • Некоторые процессы вообще нельзя наблюдать (например, движение литосферных плит, образование складчатости и др.)

    Подобные вещи изучаются на низком научном уровне, либо объясняются «на пальцах», либо не изучаются вовсе, и это сказывается на уровне подготовки учеников.

          С помощью же мультимедиасредств можно легко демонстрировать материалы, взятые из новых российских и зарубежных атласов, научных публикаций, Интернета. Компьютерная сеть помогает получить  информацию в виде текста, звука, изображения или динамичной модели. Мультимедиа даёт возможность использовать фотографии, слайды, видеоматериалы, музыкальные фрагменты, дикторский текст, компьютерную анимацию, что  помогает направить внимание ребят на важнейшие объекты и явления. Ещё до появления информационных технологий Дэвид Трейклер констатировал «Люди запоминают 10% того, что они слышат, 30% того, что они видят, и 50% того, что они слышат и видят одновременно». Современные школьники выросли на телевизионных передачах и компьютерных играх, и приучены воспринимать зрительные образы, поэтому, материал, сопровождаемый красочными иллюстрациями и видеорядом,  вызывает больший интерес и лучше усваивается.

         В своей работе каждый учитель, владеющий ИКТ широко использует цифровые образовательные ресурсы (ЦОР), найти их можно на следующих сайтах:

     - Информационная система «ЕДИНОЕ ОКНО ДОСТУПА К

       ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ РЕСУРСАМ»;

     - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

       (http://school-collection.edu.ru);

     - Открытый класс «сетевые образовательные сообщества

       (http://www.openclass.ru);

     - Всероссийский Интернет – педсовет (http://pedsovet.org );

     - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов;

     - Российский общеобразовательный портал;

     - Федеральный портал «Российское образование»; и др.

    Проверка знаний обучаемых

    Для этого возможны различные подходы с применением информационных технологий:

    • Использование собственных тестов с выводом на принтер;
    • Использование контролирующих компьютерных программ (тесты, индивидуальные задания) предназначенных для автоматизированной проверки знаний и умений;
    • Использование специализированных образовательных серверов в Российском сегменте Интернета, которые содержат разнообразные интерактивные тесты.

    Удобны в использовании интерактивные проверочные материалы серии «Готовимся к ЕГЭ», выпущенные издательством «Просвещение-МЕДИА». Специальные тренажёры, входящие в состав данных информационных продуктов позволяют развивать у детей навыки подготовки к экзаменам в тестовой форме. Информационно-коммуникативные технологии играют важную роль в подготовке учащихся к независимому тестированию. Формат тестовых компьютерных программ даёт возможность проверить знания,  навыки и умения учащихся с помощью различного вида заданий, тестов, схем, диаграмм, графиков, карт.

    Контролирующие программы предоставляют ученику возможность построения своего алгоритма действия, благодаря этому ученик начинает систематизировать и применять имеющиеся у него знания к реальным условиям.

         Самостоятельная работа школьников

    Метод проектов составляет основу технологии проектного обучения, смысл которого заключается в самостоятельном освоении ребятами учебного географического материала и создании конкретного продукта, что позволяет школьникам пережить ситуацию успеха, самореализации. Внедрение учебных проектов в образовательный процесс способствует решению проблем развития у детей самостоятельности, творческого отношения к делу, привычки учиться на протяжении всей жизни.

         Ученикам предлагается самим выбрать тему и идею проекта по наиболее актуальным и интересным вопросам изучаемых разделов географии. Для защиты проекта дети создают презентации с использованием программы «MS Power Point».

    Работа над созданием презентаций – длительный процесс, где используются не только сведения из учебника.  Это своеобразный синтез с другими науками, то есть происходит непосредственная предметная интеграция. Привлечение детей к созданию презентаций – это реализация творческих способностей и возможностей учеников. Защищая презентацию, ученик приобретает опыт публичного выступления, что важно для современного человека. Работы учащихся используются в дальнейшем для проведения уроков и внеклассной работы. Наиболее удачные проекты ребята защищают на научно практических конференциях в школе и в районе.

      Обобщение и систематизация знаний

         Анализируя возможности использования ИКТ для обобщения и систематизации знаний можно выделить три возможных направления их использования в изучении географии: 

    • Компьютер как моделирующая среда в деловых играх.  Например, во время проведения уроков-игр, уроков дискуссий, уроков-путешествий используются различные электронные справочники, энциклопедии, а также тренажерные программы. Так, например, на уроках географии в средней школе можно широко использовать интерактивные обучающие и развивающие программы с игровым сценарием (игровые тренажеры), ориентированные на  школьников 6 – 9 классов. Под тренажерной программой понимается такая компьютерная программа, которая предназначена для формирования практических навыков. С помощью тренажерной программы организуется и предъявление учебного материала, и его систематизация, и его обобщение. Обучающая стратегия игрового тренажера – это облечение учебной задачи в игровую ситуацию. Для активизации работы ученика здесь привлекаются элементы состязательности. Сюжетные мотивы, составляющие основу игровых тренажеров, весьма разнообразны. Они удачно сочетают в себе увлекательную игру и географическую энциклопедию. Так, например, при изучении темы «Африка» можно  использовать одноимённую программу. На первых  занятиях учащиеся  знакомятся с основным содержанием программы, куда входят сведения о географическом положении, рельефе и тектонике, климате, природных особенностях животного и растительного мира, а также практические задания, которые предлагается выполнить после просмотра тем. Всё это сопровождается словами диктора и красочными, яркими рисунками и фотографиями. Выполняя задания, дети получают не только теоретические знания, но и развивают фантазию, пространственное воображение, память, мышление, слух, получают дополнительные навыки (работа с компьютером – ключ к компьютерной грамотности).
    • Компьютер, как инструмент для обработки статистической информации.  Для решения задач по экономической географии, для статистической обработки и систематизации данных, ученики используют возможности программы «MS Excel».
    • Компьютер, как источник  информации, средство для выхода в Интернет. Во внеурочное время учащиеся используют компьютер для получения информации через Интернет при подготовке докладов, сообщений, рефератов и учебных проектов, могут участвовать в дистанционных олимпиадах (ДООГ).

         Перспективным направлением в использовании информационных технологий  можно считать использование на уроках географии и во внеурочной деятельности информационных источников сложной структуры (ИИСС), созданных в рамках проекта ИСО. Эти разработки придают процессу обучения новое качество.

         ИИСС, в отличие от наборов ЦОР могут быть охарактеризованы как вполне самостоятельные, но локальные разработки, которые не претендуют на охват всего предмета, задают определённый набор видов учебной деятельности. ИИСС весьма разнообразны и делятся на три категории.

          К  ИИСС 1 типа относят цифровые ресурсы, предназначенные для поддержания деятельности ученика и учителя по одной или нескольким конкретным темам,  и содержат все необходимые для организации учебного процесса элементы, включая средства контроля  усвоения материала в процессе обучения или самостоятельного изучения. Их внутренняя структура основана на  учебных программах и планах. Примерами таких ИИСС могут служить:

    • «УМК электронно-картографических материалов для преподавания и изучения курса «Физическая география»;
    • «УМК электронно-картографических материалов для преподавания и изучения курса  «Социально-экономическая география мира»;
    • «Школьная урбанистика»

        ИИСС 2 типа включают в себя справочные издания. Это электронные энциклопедии, атласы, определители, хронологические таблицы и другие формы представления справочной информации. Они направлены на обеспечение эффективного поиска информации. Ресурсы в них размещаются по алфавитному или хронологическому принципу или на основе классификации, принятой в географии. Эти ресурсы удобны для поиска, извлечения и сохранения информации. Они служат информационной  основой не только  для сопровождения уроков, но и для развития проектной деятельности. Возможность  работы со справочными изданиями такого типа  способствует формированию новых компетенций у учащихся. Например:

    • «Картографическая лаборатория»;
    • Прикладная информационная система «Геоэкономика. Геополитика. Геокультура».

       ИИСС 3 типа это компьютерные инструменты или среды, в которых поддерживается широкий спектр активности  учащихся. В основе их лежат специально разработанные учебные модели и тренажёры. Они рассчитаны как на педагогов, так и на учеников. С их помощью можно объяснить сложные явления и процессы. Вне учебного класса эти программные продукты могут использоваться для поддержания исследовательской деятельности учащихся. К таким ИИСС можно отнести:

    • «Конструктор интерактивных карт с проверяемыми заданиями»
    • «Учебный электронный конструктор по географии».

    Наличие программных разработок такого типа позволяет активизировать и сделать более разнообразным и эффективным использование средств ИКТ, которыми располагает сегодняшняя школа.

         Подводя итог, следует отметить, что компьютеры и информационные технологии вообще – удобный инструмент, который при разумном использовании способен привнести в школьный урок элемент новизны, повысить интерес учащихся к приобретению знаний, создать особую увлекательную среду учебного познания. Наверное, поэтому к учителю, использующему на уроках информационные технологии, наблюдается больший интерес школьников. Такой учитель идёт в ногу не только со временем, но и с ребятами. Безусловно,  такое движение даёт  

    плоды, которые благоприятно сказываются на результатах обучения.

               ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

         

    1. Апатова Н.В. « Информационные технологии в школьном образовании.»,   Москва, Школа-пресс, 2004.

    1. Гоц Н.А. «Применение информационных технологий на уроках.  Материалы конференции». Школа и компьютер, Москва, 2004.

    1. Гузеев В.В. «Образовательная технология ХХI века: деятельность, ценности, успех», Москва,  Центр «Педагогический поиск», 2005.

    1. «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования», Под ред. Е.С. Полат. М.: Академия, 2000.

    1. Роберт И.В. « Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы и перспективы», С-Петербург,

    Школа, 2000.

    1. Леванина Н.Н. «В новый век -  с новыми технологиями», Информатизация учебного процесса, 2007, №7.

    1. Баранов А.С., Суслов В.С., Шейнин А.И. «Компьютерные технологии в школьной  географии», Москва, издательский дом «Генжер»,2004

    1. Панкова Т.М.  «Разработка обучающих ресурсов в среде мультимедиа»,

    Материалы 2-ой и 3-ей конференции по ДО, Москва, 1997

    1. Таможняя Е.А. «Компьютерные технологии: возможности использования», География в школе, №4, 2004.

    ИКТ

    Демонстрация учебных материалов

    Самостоя-тельная работа обучаемых

    Обобщение и систематиза-

    ция знаний

    Проверка знаний учеников


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках географии и во внеклассной работе с неслышащими детьми.

    На современном этапе развития образования, основной принцип педагогической деятельности должен заключаться в том, чтобы научить ребенка учиться. Чтобы он не привыкал получать знания в готовом виде, а ...

    Формирование информационно-коммуникативной компетентности учащихся на уроках истории, обществознания и права через использование технологии критического мышления.

    Если мы хотим способствовать развитию личности ученика, то мы должны относиться к нему как к личности, уважать его способность мыслить, а мыслить - значит сомневаться. Критичность мышления является од...

    "Информационно-коммуникативные технологии на уроках географии"

    доклад на педагогическом совете «Информационно-коммуникативные технологии в процессе обучения и воспитания: механизмы реализации и результативность»,  25.03.13 г....

    Реализация информационно-коммуникативной технологии на уроках географии как условие формирования коммуникативной компетентности.

    Реализация  информационно-коммуникативной технологии на уроках географии как условие формирования коммуникативной компетентности....

    Обобщение педагогического опыта работы. Тема: «Формирование и развитие информационно – коммуникативных компетенций обучающихся на уроках физики»

    Актуальность и перспективность опыта связана с одним из приоритетных направлений модернизации образования, с необходимостью перехода на профильное обучение и предоставлением возможности учащимся зани...