Реализация информационно-коммуникативной технологии на уроках географии как условие формирования коммуникативной компетентности.
статья на тему

Жилина Ирина Ивановна

Реализация  информационно-коммуникативной технологии на уроках географии как условие формирования коммуникативной компетентности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Жилина И.И.

Село Розенталь

Москаленский район.

МУО Розентальская ООШ

Реализация  информационно-коммуникативной технологии на уроках географии как условие формирования коммуникативной компетентности.

    Основной задачей современных школ становится не «заставить выучить», а «помочь развиться», сформировать способности учащихся к самостоятельному поиску, сбору, анализу и представлению информации.

    Новый учебный процесс предполагает внедрение новых форм работы и предусматривает новые роли: учителя, как консультанта, и ученика, как активного исследователя, творчески  и самостоятельно работающего над решением учебных задач, широко использующего информационные технологии и Интернет для получения необходимой информации.

   Под ИКТ - компетентностью понимается уверенное владение учащимися всеми  составляющими навыками ИКТ - грамотности для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности, при этом акцент делается на сформированность обобщенных, познавательных, этических и технических навыков.

   В своей деятельности я активно использую информационные технологии. На уроках они служат для внесения в работу необходимого разнообразия. Информацию для презентации беру из книг, Интернета. Зачастую, из Интернета можно получить такую информацию, которую из других источников получить очень сложно. Использование этой информации возможно по нескольким направлениям: статистика, таблицы, иллюстративный материал и т.д.

Зачем нужен Интернет на уроках географии?

     Он нужен как наиболее современное и доступное средство придания географическому материалу наглядности и пространственной конкретики. Он нужен в той же степени, как глобус, карта и другие средства моделирования и познания географических процессов. Попробуйте рассказать младшим ученикам о шарообразности Земли, не имея глобуса. Ваши воспитанники вас вряд ли поймут. А как нагляднее представить строение Солнечной системы без компьютерной модели в трех измерениях?

Не забудьте, что во время работы в режиме он - лайн возможны неожиданности: Интернет может временно отключиться, скорость соединения может понизиться, а нужный объект — поменять свое местоположение. Поэтому не сочтите за труд заранее (лучше вечером накануне урока) переписать все самые важные и громоздкие (большие) файлы на свой рабочий компьютер.

Легко ли пользоваться Интернетом?

     При желании и концентрации внимания (всегда есть искушение уйти «не на те» сайты) достаточно всего несколько дней для полного освоения этой немудреной науки. Интернет построен так же, как и грамотная библиотека: всё можно найти по имени автора, названию работы, используемым терминам и географическим названиям, почти везде имеются перекрестные ссылки на близкую или подобную информацию. Мы не будем вдаваться в техническую сторону дела, тем более что существует богатая литература для Интернет -пользователей разного уровня: от мэтра до новичка. Скажем только, что в деле повышения вашей компьютерной грамотности нелишними будут советы ваших же учеников, которые бывают не по годам «продвинуты» в этой сфере.

Какими должны быть географические ресурсы
Интернета для 6 класса?

       Для начального курса географии главным правилом должна быть умеренность и высокая образность «закачиваемой» информации. В 6-м классе легко можно неумелыми действиями вызвать у детей пожизненную ненависть к географии как неживому и скучному предмету, повествующему об абстракциях — о холме вообще, о море вообще, о реке вообще. Поэтому именно курс общего землеведения, как никакой другой, необходимо расцветить, разукрасить географическими реалиями — портретами конкретных далеких и близких местностей, которые благодаря компьютерным технологиям могут представать перед изумленными учащимися вполне живыми. Шестиклассникам противопоказано «перекармливание» картами, таблицами, диаграммами, статистическими выкладками. Они еще только начинают познавать мир, поэтому дайте им шанс увидеть не только тот вулкан, что изображен в учебнике как вулкан вообще, а познакомьте с Везувием, Этной, Геклой, Мауна-Лоа, Ключевской Сопкой. Чем больше характерных черт каждого вулкана запомнит ребенок, тем более комплексным и реалистичным будет для него это понятие.

Использование Интернета
при изучении географии материков и океанов

     Специфика изучения курса географии материков и океанов в 7-м классе заключается в значительных трудностях усвоения объемного и разнопланового материала. За один год предлагается изучить во всех подробностях шесть материков и четыре океана (а то и пять!), для каждого запомнить особенности рельефа, климата, природного зонирования, хозяйственного использования. География в 7-м классе, пожалуй, один из самых перегруженных курсов в школе. Нужно ли еще увеличивать учебную нагрузку дополнительной информацией из Интернета? Несомненно, нужно, но не бездумно и механистично. Главная проблема при закреплении курса географии материков и океанов — систематизация фактов. К сожалению, зачастую этот курс усваивается малосвязанными слоями: рельеф, климат, внутренние воды, почвы, природные зоны, каждый из которых в сознании ученика автономен и почти не зависит от других. Связующими нитями изучаемых элементов географической оболочки могут служить Интернет-ресурсы. Их использование приведет к комплексному взгляду на территорию, без искусственного членения на слои и сегменты.

Как можно наглядно показать климат местности?

     Узким местом в курсе географии материков и океанов всегда было изучение климата. В чем основные трудности усвоения?

 Во-первых, в большом наборе метеофакторов (средние температуры лета и зимы, амплитуда температур, годовое количество осадков, преобладающее направление ветра и др.).

Во-вторых, в том, что школьники не всегда улавливают климатические закономерности: в умеренном климатическом поясе больше осадков получают западные побережья и западные склоны гор, в тропическом — восточные; в субтропиках летом сухо, а зимой влажно и т.д. Многие дети, которым учитель поленился объяснить логику запоминания, зубрят климатические данные наизусть, полагаясь на свою память, но знания эти недолговечные и неглубокие.

В-третьих, в абстрактности и экзотичности для школьников большинства изучаемых типов климата. Для того чтобы на всю жизнь запомнить влажный экваториальный или сухой тропический климат, нужно хотя бы раз в жизни в нем побывать и ощутить, что называется, кожей. Конечно, компьютер пока не может реконструировать разнообразные типы климата, это не кондиционер. Однако весомую помощь в закреплении сложного материала он оказать в состоянии.

    К глубокому сожалению, сейчас климатограммы — нечастые гости в наших школьных учебных пособиях. Но на то нам и нужен Интернет, чтобы исправлять невольно и намеренно допущенные оплошности книго- и картоиздателей.

Изучение экономической географии России при помощи ресурсов сети Интернет

       Экономическую географию России изучают в 9-м классе средней школы. Этот курс нельзя назвать легким из-за ряда объективных трудностей. Во-первых, учащимся необходимо усвоить целый ряд абстрактных понятий, таких как «межотраслевой комплекс» или «территориальное сочетание природных ресурсов». Во-вторых, экономическая география — наиболее динамичная и подвижная область географической науки; имеющиеся в школе учебники, атласы и пособия зачастую не успевают за последними изменениями. Школьники вынужденно изучают своеобразную палеогеографию, не зная о прекращении добычи сланцев и бокситов в Ленинградской области или о закрытии вольфрамово-молибденовых рудников в кабардино-балкарском Тырныаузе. В-третьих, в базовом учебнике очень невелики возможности привлечения регионального компонента. Но ведь так важно увязывать экономическое развитие страны с развитием своей малой родины. Многие из отмеченных негативных моментов можно минимизировать, используя на уроках ресурсы Интернета.

Иллюстративный материал

   Помимо статистики, я беру из Интернета огромное количество иллюстративного материала. Это фотографии, схемы, карты, рисунки. Рисунки я использую для создания слайд-шоу. Интересно то, что в Интернет можно встретить не только простые, но и анимированные рисунки и схемы, которые очень наглядно показывают природные процессы. Ну и конечно, в Интернет огромное количество картинок и фотографий, показывающих различные уголки Земли. В Интернет можно найти и огромное количество карт по различным темам. Примером этому может быть использование демографических карт в 9 классе. Можно найти интересные карты по метеорологии. Все это делает процесс обучения детей более наглядным и дает им представление о мире и конкретных областях.

Проектные работы

   При работе с Интернет можно с успехом развивать проектную деятельность учащихся. Проекты можно осуществлять по двум направлениям. С одной стороны, можно давать ребятам задания сделать проект, результатом которого будет устное выступление на уроке. С другой стороны, можно усложнить задание и попросить создать слайд-шоу по данной теме с перспективой демонстрации результатов труда в классе на уроке. Использование Интернет увеличивает их познавательную активность, делает учебную деятельность необычной и интересной. Заодно, они понимают, что Интернет - это не только развлечение, но и источник знаний, вполне доступный для них.   

Библиографический список:

1. school.kolch.elcom.ru/archive/19.11.09/s_

2. www.ol-cbs.ru/pedagogam-all/pedagogam/67/166-…

3. www.openclass.ru/node/2448

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщениеи опыта работы учителя географии и биологии Фроловой Н.В.Интерактивные технологии обучения на уроках географии как средства формирования коммуникативной компетентности школьников.

Развивающемуся обществу  нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные...

Мастер-класс "Интерактивные технологии обучения на уроках географии как средства формирования коммуникативной компетентности школьников"

Цель класса: Продемонстрировать практическое использование интерактивных методов обучения в преподавании географии,...

Использование активных форм работы на уроках географии с целью формирования ключевых компетентностей

Использование активных форм работы на уроках географии с целью формирования ключевых компетентностей...

Диалоговые технологии на уроках географии как средство развития коммуникативной компетентности обучающихся

Данная разработка представляет собой адаптированную систему упражнений для развития коммуникативной компетенции обучающихся по разным разделам программы на уровнях основного общего образования и средн...

Статья "Реализация информационно-коммуникативной технологии на уроках географии как условие формирования коммуникативной компетентности"

  Новый учебный процесс предполагает внедрение новых форм работы и предусматривает новые роли: учителя, как консультанта, и ученика, как активного исследователя, творчески  и самостоя...

Использование ИКТ на уроках географии как средство формирования информационной компетентности учащихся

В понятие информационной компетентности вкладывается комплексное умение самостоятельно искать, отбирать нужную информацию, анализировать, организовывать, представлять, передавать ее; моделировать и пр...