Доклад:"Эффективность учебного занятия-стимул к успеху педагога и обучающегося" Доклад:" Профессиональная компетенция педагога в дополнительном образовании"
методическая разработка

Бельницкая Анастасия Игоревна

Млтивация ребенка на освоение нового для себя и интересного вида деятельности.

Профессионально компетентным можно назвать педагога доп. образования, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в воспитании обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_1.docx28.7 КБ
Файл doklad_2.docx18.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Дом детского творчества

 г. Бирюсинск

Доклад

Тема: «Эффективность учебного занятия-стимул к успеху педагога и обучающегося»

Автор: педагог МБУ ДО ДДТ

                                                                  Бельницкая А.И

2021г.

«Обучение должно приносить радость познания, радость общения.

Любой ребёнок – личность, каждому нужно почувствовать радость успеха. А радость обязательно вызовет интерес к обучению».

     «Эффективность» в переводе с латинского – «эфектос» означает выполнение действий, результат, следствие каких-либо действий, т.е. полезность для развития каждого ребёнка.

      Одно из важнейших условий эффективности учебного процесса – воспитание познавательного интереса у обучающегося.

Учебный труд, как и всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен. Необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов.

   Яркость, эмоциональность учебного материала, взволнованность самого педагога с огромной силой воздействует на отношение обучающегося к предмету. Занимательность – необходимое средство возбуждать и поддерживать внимание и интерес к предмету.

   У каждого педагога свои методические подходы, приёмы, которые позволяют успешно проводить занятия. А при подготовке и планировании он осуществляет целый комплекс действий, решает психологические, дидактические, методические, организационные задачи.

Учитывается особенности группы:

- уровень успеваемости,

- отношение к творческой деятельности,

- темп работы,

- подготовленность обучающихся,

- индивидуальные особенности.

    Результат эффективности деятельности на занятии зависит от профессионализма педагога, а именно:

- знания своего дела.

- культуры общения.

- любви к детям.

Современный педагог сочетает в себе не только знание предмета и методики его преподавания, но и в какой-то мере социологии, психологии, педагогики. Не говоря о том, что хороший педагог должен обладать ещё и высокими актёрскими способностями. Работая по одной методике, невозможно добиться успеха, воспитать творческую личность. А положительная мотивация при изучении того или иного предмета – это залог успеха в его изучении.

    Учить творчеству может не всякий, лишь тот, кто сам увлечен творчеством. Творческий педагог необходим сейчас как никогда. Творческая активность - ценнейшее качество. Педагог должен уметь заранее продумать и спланировать свое воздействие на обучающихся, тщательно подбирать задания, учитывая возможные затруднения и ошибки, применять разнообразные методы обучения в комплексе, сочетать различные формы обучения, учитывать индивидуальные возможности и способности своей группы детей. А самое главное-педагог должен владеть в совершенстве теми видами декоративно-прикладного искусства, каким он хочет научить детей.

За время своей педагогической деятельности я заметила, что одна из составных трудностей обучения состоит в том, что дети приходят в творческое объединение с различной подготовкой, но с большим желанием заниматься и изучать новый вид деятельности. Очень скоро у незначительной части ребят это желание пропадает. Думаю, причина очевидна: современный мир гаджетов и цифровой техники сдвинул прикладное творчество, поэтому дети приходят с плохо развитой мелкой моторикой рук, неумение пользоваться инструментами, плохим запоминанием алгоритма. Но этого можно избежать, если с первых дней каждый ребёнок окажется в однородной среде, в которой он чувствует себя комфортно, а занятия сопровождаются помощью и вниманием педагога.

Как сказал русский и советский педагог Станислав Теофилович Шацкий

"...Начатки творческой силы существуют почти у всех...надо лишь создать для проявления ее подходящие условия".

Развитие творческой активности обеспечивает накопление системы знаний, умственных приемов: операции мышления (анализирующее наблюдение, сравнение, анализ и синтез, абстракция, обобщение и концентрация); приемы осмысленного запоминания (смысловая группировка, составление плана); общие способы учебной работы (умение слушать, наблюдать, планировать, контролировать); перенос усвоенных знаний, умений и навыков на решение новых задач.

Для эффективности и успешности занятий применяю такие действия, которые способствуют развитию творческой активности.

1. Мотивация ребенка на освоение нового для себя и интересного вида

деятельности. Экскурсии в музей, выставки работ.

Формирование желания заниматься понравившимся видом деятельности.

2. Педагогическая диагностика начального уровня знаний и умений

ребенка. Анкеты, игра, тесты, викторины, упражнения на креативность, на

владение рабочими инструментами, беседа с детьми о культуре своего региона.

Снятие страха перед предстоящей деятельностью, освобождение от

зажатости, вхождение ребенка в мир народной культуры.

3. Целеполагание и прогнозирование воспитательного процесса.

Демонстрация ребенку готовых изделий - образцов, их использование в быту.

Выстраивание перспективы деятельности ребенка, корректировка учебной

программы с учетом разновозрастного и разноуровнего состава

детей.

4. Определение содержания учебно-воспитательного процесса. Составление технологических карт изготовления изделий совместно с

ребенком. Создание ребенку ситуации успеха.

5. Планирование конкретной деятельности в учебно-воспитательном

процессе. Составление плана работы объединения, выбор форм.

Осознание ребенком себя как члена большой мастерской. Определение

перспективы самореализации в индивидуальной и совместной деятельности.

6. Выбор воспитательных форм и методов. Скрытая помощь ребенку

педагогом и детьми, одобрение, доверие.

Укрепление уверенности ребенка в себе, в своих силах и возможностях,

развитие умения сопереживания и сочувствовать другому.

7. Организация и проведение учебно-воспитательных

занятий. Педагогическая оценка деятельности ребенка: интонация, пластика,

мимика, совет, намек, условное требование в игровой форме. Постоянное

усложнение и повышение требовательности в ходе совместной деятельности.

Перенос внимания ребенка на социально значимый результат.

Создание психологической почвы и стимулирование самовоспитания

ребенка. Укрепление веры в успешное завершение дела, нацеливание

ребенка на желание творить. Развитие творческой активности, искать новое,

создавать необычные творческие работы, самовыражаться в них,

использовать новые изобразительные материалы и техники. Развитие

коммуникативных и организаторских способностей ребенка.

8. Организация и проведение общего дела. Ярмарка народных умельцев,

Город мастеров, выставки открытые занятия.

Самоопределение ребенка в выборе роли в общем деле, (генератор идей,

мастер, активный участник, активный зритель, демонстратор…) в

целях наивысшей самореализации в достижении успеха.

9.Анализ и оценка результатов воспитательной

деятельности. Подведение итогов с детьми, анкетирование, тестирование,

выдача сертификатов и наград, фотографирование авторов лучших работ,

благодарственные письма родителям.

Закрепление позитивных качеств ребенка, нацеленность на дальнейшее

занятие полюбившемся делом, обучение других.

10. Коррекция воспитательного процесса. Анализ педагогом собственной

деятельности, корректировка учебных программ.

 11. Использую современные информационные технологий на занятиях, что делает обучение ярким, запоминающимся, интересным для учащегося любого возраста, формирует эмоционально положительное отношение к предмету. Использование компьютера делает обучение более наглядным, понятным и запоминающимся.

12. В своей работе использую новую форму обучения. Это электронное или как говорят дистанционное обучение. Все это для нас ново, но от этого никуда не денешься. Вряд-ли, какие- либо учреждения дополнительного образования преследовали цели внедрения дистанционного обучения. Уверенна каждый педагог предпочёл бы очную деятельность дистанционной, но в связи с возникшими обстоятельствами (карантинные условия) мы вынуждены научиться применять формы дистанционного обучения в учреждениях дополнительного образования.

В своих занятиях я использовала один из самых популярных мессенджеров Viber (Вайбер). Это бесплатное приложение для переписки, в котором можно не только обмениваться текстовыми или голосовыми сообщениями с другими, но и создавать группы, чаты, совершать аудио и видео звонки, делиться фотографиями, видео и ссылками.

 Для реализации учебной программы, теоретический материал отбирался мной в интернете и обрабатывался. Отправляла обучающимся в виде картинок-презентаций, либо видеоматериалом или текстом. Практическую часть рассказывала, объясняла используя голосовое сообщение, онлайн-видео с группой, а также схемы по сборке изделия. Результаты от обучающихся получала в личное сообщение. Для подведения итогов, работы готовых изделий выставляются в группу в виде коллаж, мини-выставка.

  Результатами применения ИКТ, электронного обучения становятся всестороннее развитие обучающихся и педагогов, организация процесса обучения на более высоком методическом уровне, повышение эффективности и качества образования. Применение современных технических средств обучения позволяет добиться желаемого результата.

 Рост профессионального мастерства педагога.

Педагог должен создать такие условия, в которых ребенок испытывал бы

уверенность в себе и внутреннее удовлетворение; он должен помнить, что

ребенку необходимо помогать добиваться успеха в учебной деятельности. А для

этого нужно создавать ситуации успеха.

Использование ситуации успеха должно способствовать повышению рабочего

тонуса, увеличению производительности учебного труда, а также помочь

учащимся осознать себя полноценной личностью.

Успех – понятие неоднозначное, сложное, имеет разную трактовку. С

социально-психологической точки зрения – оптимальное соотношение между

ожиданиями окружающих, личности и результатами ее деятельности.

 Также на занятиях я применяю технологические операции для создания ситуаций успеха.

1. Снятие страха. Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах,

робость, боязнь самого дела и оценки окружающих.

«Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения».

«Работа довольно легкая, этот материал мы с вами

проходили».

2. Авансирование успешного результата. Помогает педагогу выразить свою

твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с

поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности.

«У вас обязательно получится...»

«Я даже не сомневаюсь в успешном результате».

3. Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения

деятельности. Помогает ребенку избежать поражения. Достигается путем

намека, пожелания.

«Возможно, лучше всего начать с…»

«Выполняя работу, не забудьте о…»

4. Мобилизация активности или педагогическое внушение. Побуждает к

выполнению конкретных действий.

«Нам уже не терпится начать работу…»

«Так хочется поскорее увидеть…»

     В своей работе я применяю личностно-деятельный подход.

Личностно-деятельный подход в обучении связан с рассмотрением процесса

декоративно-прикладного творчества с позиций категории деятельности,

субъективно значимой для воспитанников. В центре образовательного процесса

находится сам воспитанник - его потребности, мотивы, (направленности), цели,

индивидуальность. В процессе продуктивной деятельности его позиция меняется от прилежного исполнителя к активному творцу, отслеживающему свои интеллектуальные и практические действия, в том числе пробные и ошибочные при решении различных учебных задач.

Считаю, что ведущими мотивами в становлении направленности к творческой

деятельности является поисково-творческий интерес и понимание как высшей

ценности (значимости). Для формирования этого я применяю известные методы

обучения и воспитания: беседу, рассказ, объяснение, упражнение, учебные

дискуссии, метод примера и. т.д. Занятия провожу в различных формах: занятие-путешествие, занятие-сказка, творческая мастерская, и другие.

Обучаю ребят изготовлению различных поделок из природного материала,

знакомлю с различными техниками бумагопластики: «Аппликация», «Оригами», «Объемные игрушки», и т.д.

Продуманная организация работы на занятиях повышает творческий потенциал детей, позволяет сформировать у них устойчивый интерес к творческой деятельности, проявляя при этом выдумку, творческое вдохновение, а также способствует развитию устойчивой мотивации к декоративно-прикладному творчеству.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Дом детского творчества

 г. Бирюсинск

Доклад

Тема: «Профессиональная компетенция педагога в дополнительном образовании»

Автор: педагог МБУ ДО ДДТ

                                                                  Бельницкая А.И

2020г.

      Слово «компетентный» происходит от латинского сompetentis – «соответствующий, надлежащий, способный». Компетентность - это способность успешно действовать, решать задачи определенного рода деятельности на основе знаний, умений, навыков, опыта. Профессиональная компетентность — это характеристика степени соответствия требованиям профессии; выраженная способность применять свои знания и навыки, способность к постоянному профессиональному росту и повышению квалификации, реализация себя в профессиональном труде.

    Под профессиональной компетентностью педагога дополнительного образования понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Модель профессиональной компетентности педагога может быть представлена как единство его теоретической и практической готовности к профильной педагогической деятельности. Профессионально компетентным можно назвать педагога дополнительного образования, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в воспитании обучающихся.

    Профессиональная компетентность оценивается уровнем сформированности таких профессионально-педагогических умений как:

гностические умения - познавательные умения в области приобретения

профессиональных и психолого-педагогических знаний, предусматривающих получение новой информации, выделение в ней главного, существенного, обобщение и систематизация собственного педагогического опыта;

организационно-методические умения – умения реализации учебно- воспитательного процесса, формирования мотивации учения, организации учебно-профессиональной деятельности учащихся, установления педагогически оправданных взаимоотношений, формирования коллектива, организации самоуправления;

конструктивные умения – включают разработку учебной и технико-технологической документации, выполнение конструкторских работ, составление технологических карт, направляющих тестов;

проективные умения – обеспечат практическую применимость сформированных компетенций, видение перспектив собственного профессионального роста, динамику уровня профессиональной компетентности, проектирования деятельности по ее совершенствованию;

специальные умения педагога – это умения петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах, выразительно рассказывать, читать стихи, шить, вязать, выращивать растения, мастерить игрушки из так называемого бросового материала, показывать кукольный театр и др.

Каждый педагог системы дополнительного образования должен обладать следующими специальными компетентностями:

- компетентность в создании условий для индивидуального развития личности ребенка;

- компетентность в организации развивающих видов деятельности с опорой на интересы, личностные и возрастные особенности детей, применение широкого спектра форм, активных и интерактивных методов и технологий организации учебно-воспитательного процесса;

- компетентность в способах удовлетворения творческих и познавательных потребностей обучающихся, содействии в выборе их индивидуальной образовательной траектории, создании каждому ребёнку ситуации успеха;

- компетентность в планировании и прогнозировании результатов учебно-воспитательного процесса;

- компетентность в организации обучающей и воспитательной деятельности разновозрастных групп, организации совместных творческих инициатив детей, педагогов и родителей;

- компетентность в выявлении и развитии творческих способностей детей и подростков, наблюдение положительных изменений каждого в сравнении с самим собой.

Повышение квалификации педагога способствует развитию личности педагога, повышению качества образовательного процесса, преобразованию профессиональной деятельности и, как следствие, повышению профессиональной компетентности педагога: мотивационной, технологической, когнитивной, информационной, социальной, коммуникационной, нравственной.

Повышению квалификации педагога способствует:

- курсы повышения квалификации;

- деятельность методических объединений;

- школа педагогического мастерства; школа молодого специалиста;

- семинары – практикумы;

- мастер-классы;

- педагогические гостиные;

- педагогические тренинги;

- педагогические мастерские;

- лаборатории по отдельным направлениям деятельности;

- «круглые столы» по обмену опытом и мнениями;

- конкурсы профессионального мастерства;

- спецкурсы по решению актуальных проблем коллектива;

- выставки творческих достижений педагогов.

Данная модель повышения квалификации позволяет научить педагога использовать свои личностные и профессиональные резервы, строить индивидуальную систему целостной педагогической деятельности.

В становлении личности важнейшее значение имеет образование. Оно обеспечивает не только познание мира, но и развитие индивидуальности человека, его самобытности.

Педагогическое мастерство, компетентность имеет огромное значение для становления специалиста, формирования его коммуникативных и управленческих умений и навыков. Роль педагога в дополнительном образовании заключается в организации естественных видов деятельности детей и умении педагогически грамотно управлять системой взаимоотношений в этой деятельности.

      Таким образом, компетентность педагога — это синтез профессионализма (специальная, методическая, психолого-педагогическая подготовка), творчества (творчество отношений, самого процесса обучения, оптимальное использование средств, приёмов, методов обучения) и искусства (актёрство и ораторство). И на сегодняшний день становиться очевидным, что из простой суммы знаний «сложить» компетентного профессионала невозможно. Современный педагог дополнительного образования, обучая нынешнее поколение, должен обладать огромным чувством ответственности.

Деятельность педагога дополнительного образования направлена как на развитие познавательной мотивации детей, так и на решение образовательных задач, непосредственно отвечающих жизненным потребностям детей, что позволит им в будущем прогнозировать в различных жизненных ситуациях возможности применения знаний и навыков, получаемых в системе дополнительного образования. Именно педагоги дополнительного образования призваны интегрировать усилия по физическому, интеллектуальному, нравственному развитию личности. Педагог дополнительного образования должен обладать следующими личностными качествами:

-быть чутким и доброжелательным;

-Понимать потребности и интересы детей;

- иметь высокий уровень интеллектуального развития;

- обладать широким кругом интересов и умений;

- быть готовым к выполнению самых разных обязанностей, связанных с обучением и воспитанием детей;

- быть активным;

- обладать чувством юмора;

- располагать творческим потенциалом;

- проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию.

      Среди наиболее важных факторов, которые влияют на развитие личности детей в системе дополнительного образования, важнейшим является профессионализм педагога. Только рядом с мастером может вырасти другой мастер, воспитать личность может только другая личность, лишь у мастера можно научиться мастерству. Профессионализм является основой для формирования и развития личности ребенка.

Под профессиональной компетентностью педагога дополнительного образования понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.

    В настоящее время образованность человека определяется не столько предметными знаниями, сколько его разносторонним развитием, широтой кругозора, способностью к активной социальной адаптации и самостоятельному жизненному выбору, его стремлением к самообразованию и самосовершенствованию.

Список литературы

1. Березина В. А. Развитие дополнительного образования детей в системе российского образования. М.: Диалог культур, 2007.

2. Дополнительное образование детей / Под. ред. О. Е. Лебедева. М., 2000.

3. Профессиональная компетентность педагога системы дополнительного образования художественно – эстетической направленности. /Современные проблемы науки и образования. №6. 2014.

4. Развитие профессионально-личностной компетенции педагога дополнительного образования как условие повышения качества образовательного процесса. Сединкина Н.С. / Педагогическое образование в России. В.№2. 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитическая справка педагога-психолога дополнительного образования Васильевой Светланы Германовны за 2011-2012 учебный год

   Психолого-педагогическое сопровождение в УДОД - это система деятельности педагога-психолога, направленная на создание благоприятных социально-психологических условий, обеспеч...

"Эффективность учебного занятия – стимул к успеху педагога и воспитанника"

Самым главным в работе педагога дополнительного образования является занятие. Самый главный критерий занятия - зто его эффективность. В данном материале рассматриваются планируемые действия педагога Д...

«ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННО- ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ»

Формирование эстетической культуры - это процесс целенаправленного развития способности  личности к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности. ...

Ресурс Школы тьютора и Школы современного педагога для развития профессиональных компетенций педагогов дополнительного образования

Обеспечение, выявление, поддержку и профессиональное продвижение как можно большего количества педагогов дополнительного образования....

СЕТЕВОЕ СООБЩЕСТВО ПЕДАГОГОВ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ГБУ ДО ДД(Ю)Т МОСКОВСКОГО РАЙОНА И ОТДЕЛЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МОСКОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

СЕТЕВОЕ СООБЩЕСТВО ПЕДАГОГОВ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ГБУ ДО ДД(Ю)Т МОСКОВСКОГО РАЙОНА И ОТДЕЛЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МОСКОВСКОГО РАЙОНА С...

Доклад. Тема: «Эффективность коррекционно-развивающего занятия - стимул к успеху педагога и ученика».

Назначение моих внеклассных занятий сводится к взаимодействию воспитателя и обучающихся, в результате которого происходит усвоение  знаний ,умений ,развитие  способностей детей....