Статья "Наша сила - в дружбе"
статья на тему

Селезнева Людмила Александровна

В статье автор рассуждает о необходимости с детских лет воспитывать толерантность к представителям других национальностей. Она рассказывает о своём положительном опыте по формированию толерангтности среди учащихся  школы города Чебоксары. Все школы в городе Чебоксары многонациональны, но автор показывает, как можно успешно, с пользой для себя , познавать культуру и традиции того или иного народа, приучая к этому детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nasha_sila_-_v_druzhbe.docx14.8 КБ

Предварительный просмотр:

                             Наша сила – в дружбе

В последнее время формированию толерантности придаётся огромное значение в школе. Вокруг нас находятся люди, совсем не похожие в силу своего физического развития или болезни на здорового человека. Или, в связи с большой миграцией появляются дети других национальностей в коллективе класса. Как научить детей, не оскорбляя, находиться вместе?

          Мне кажется, что большую роль в формировании толерантности должны играть учителя и классные руководители. Если в семье позволяют рассказывать анекдоты на национальную тему или высказываться отрицательно по отношению к другим национальностям, то в школу уже приходит ребёнок со сформированными стереотипами националистического характера. В таком случае нам приходится создавать атмосферу значимости каждой нации, каждого народа внутри многонационального единства.

          Как это сделать? Мне посчастливилось долгое время работать директором школы в г. Чебоксары Чувашской Республики. К вопросу формирования толерантности мы относились очень серьёзно, ведь в наших классах были дети разных национальностей.

           Прежде всего, считали мы, необходимо в учебном плане отвести особое место для регионального компонента учебного плана, в который будут введены сведения по биологии, географии, экологии того региона, где находится школа. Не менее важны также и сведения об историческом прошлом малой родины. Учащиеся европейского северо-запада и севера успешно изучают историю своего региона, учащиеся Поволжья глубже знакомятся с событиями, связанными с присоединением их народов к России. Историческое прошлое оказало влияние на современный этнический состав населения, культурные и бытовые традиции, религию. Их своеобразие должно быть отражено в содержании предметов гуманитарного цикла.

          Учебный материал, знакомящий учащихся с окружающей их местностью, а также с географией своей области, края, республики, входит составной частью в региональный компонент содержания образования. И это первый уровень. На втором уровне мы видим необходимость введения таких предметов, как «Родной язык», «Культура родного края», «Родная литература». Учителя разрабатывают календарно-тематические планы, программы с учётом национально-регионального компонента.

          Мне удалось разработать программу по русской литературе с учётом национального- регионального компонента в 5 классе. Цель её – прикоснуться к сокровищнице чувашской литературы, найти точки соприкосновения чувашской литературы с великой русской литературой, обогатить знания учащихся, показать глубину, мастерство и самобытность чувашских писателей.

          В нашей школе успешно внедрялись такие программы, как «Медицинские народные традиции – часть человеческой культуры», проводились научно-практические конференции, посвященные творчеству академика Г Н. Волкова, на которых выступали учителя и учащиеся школы.

          Научно –практическая конференция, посвященная юбилею И. Я. Яковлева объединила исследования творчества Яковлева и исследования по отраслям знаний. Так, например, прозвучал доклад на тему «Идеи просветительства Ж.Ж. Руссо и И.Я. Яковлева » (сравнительный анализ деятельности). Обсуждались проблемы «Экологические и эколого-экономические проблемы Чувашии», «Экология Чебоксарского водохранилища», «Национальный костюм», «И.Я. Яковлев в моей жизни» и др.

          Сегодня школа – это центр творческой и созидательной жизни. Дети не только получают обязательные знания, но и реализуют себя в различных кружках, направленных на углубление знаний о своей национальной принадлежности. Так, в школе работали кружки: «Чувашский фольклор», «Таван ен», «Истоки». В них ведётся поисковая и краеведческая работа, дети знакомятся с народным эпосом, танцами и песнями.

          Большая работа проводилась по увековечению памяти погибших земляков во время Великой Отечественной войны.

          Таким образом, работа по формированию толерантности в школе огромна, так как кладезь народной мудрости глубок и, беря из него воду, можно только освежиться, но не напиться досыта. Задача учителей: уменьшить зло, увеличить количество доброты, воспитывать чувство собственного и национального достоинства, изучать этнопедагогику. У нас это получалось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по чувашскому языку по теме "Туслăх вăйĕ" ("Сила дружбы")

Туслăх, юлташлăх, тус тата юлташ ăнлавсем ансат пек туйăнаççĕ пулсан та, тепĕр чухне хамăр хутшăнура пулса иртекен пулăмсене хамăр та ăнланмастпăр. Хамăр хушăри ырă хутшăнусене сыхласа хăварасси хамăр...

В дружбе сила!

Классный час о дружбе, межличностных отношениях между учащимися. Дифференциация понятий "друг", "приятель". Рисование в "пальчиковой" технике....

Классный час в 5 классе по теме:" В дружбе- сила!"

Данный классный час проводился в 5 "б" классе. Основными целями являются:1. определение основных ценностей жизнедеятельности класса;2. содействие формированию дружного классного коллектива;3. воспитан...

В дружбе сила

Воспитательное занятие формирующее нравственные качества учащихся, умение аргументировать свою точку зрения....

Спасительная сила любви и дружбы в стихотворении А. С. Пушкина «Во глубине сибирских руд…»

Урок посвящён истории создания стихотворения, знакомству с исторической эпохой, лингвистическому анализу поэтического текста, сопоставительному анализу пушкинского текста с первоначальным вариан...

Сила в дружбе

·         Воспитывать у учащихся умение дружить по-настоящему....