Управленческий аспект реализации компетентностного подхода в образовательной деятельности гимназии
статья на тему

Качество результатов образования – понятие весьма сложное в своем междисциплинарном научном объяснении и очень простое в обыденном понимании. Его можно свести к пяти простым позициям: 1) Человек самостоятелен и ответственен; 2) Человек может что-то делать; 3) Человек желает делать то, что может; 4) Экономикой данного периода жизни человека востребовано то, что он может и желает делать; 5) Человек готов самосовершенствоваться, понимая, что завтра экономикой будет востребована иная деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon upravlencheskiy_aspekt.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Управленческий аспект

реализации  компетентностного подхода

в образовательной деятельности гимназии

Качество результатов образования – понятие весьма сложное  в своем междисциплинарном научном объяснении и очень простое в обыденном понимании. Его можно свести к пяти простым позициям:

  1. Человек самостоятелен и ответственен;
  2. Человек может что-то делать;
  3. Человек желает делать то, что может;
  4. Экономикой данного периода жизни человека востребовано то, что он может и желает делать;
  5. Человек готов самосовершенствоваться, понимая, что завтра экономикой будет востребована иная деятельность.

В современных условиях развития российского общества не приемлемы решения вчерашнего дня. Сегодня нужны ясные, земные цели, совпадающие с реальными, обыденными устремлениями развивающегося человека.

Во многих странах уже изменилось отношение общества к вложениям в человека. В них научились видеть инвестиции, обеспечивающие производственный, долговременный по своему характеру, эффект.

Все эти идеи в педагогической науке легли в основу принципиально нового подхода – компетентностного.

Компетентностный подход часто путают с практико-ориентированной трудовой подготовкой, сводящейся к обучению выполнению тех или иных трудовых, чаще всего простых, операций. Компетентностный подход много шире, его реализация невозможна без получения глубоких знаний, так как важнейшим признаком компетентностного подхода является способность обучающегося к самообучению в дальнейшем.

Нередко мы сталкиваемся со следующими фактами:

- хорошо успевающий ученик (ученица), окончив школу оказывается в жизни неуспешным человеком;

- в критический момент выясняется, что полученные в школе знания и умения не подходят к жизненной ситуации, которую нужно срочно разрешить;

- подавляющее большинство знаний и умений, полученных в школе, оказываются вообще не востребованными в жизни.

Компетентностный же подход позволяет согласовать цели обучения, поставленные педагогами, с собственными целями обучающихся.

Компетентностный стандарт – это стандарт результатов образования. В нем будет прописано, что завершивший обучение человек может делать. Не привычные «должен знать», «должен уметь», а может. Разные вещи владеть умениями и применять их на практике.

Проектным компонентом инновационной деятельности педагогического коллектива нашей гимназии является продуманный, с нашей точки зрения, механизм мониторинговых исследований, как всего коллектива, так и отдельного педагога. Мы  рассматриваем мониторинг  как инструмент управления профессиональной деятельностью учителя. Это действительно непрерывные контролирующие и диагностические действия, позволяющие наблюдать и контролировать по мере необходимости продвижение учителя к профессиональному мастерству. Нашей целью является непрерывное отслеживание уровня квалификации и профессионального роста педагогических кадров, их подготовленность к решению инновационных задач и рефлексии собственной деятельности. Мы ставили перед собой следующие задачи:- организовать наблюдения и измерения, получить достоверную и объективную информацию; систематизировать информацию, повысить ее оперативность и доступность, разработать и использовать диагностические методики, создать механизм мониторинговых исследований, своевременно выявлять изменения и развившие их факторы.

Научному консультанту нашей гимназии Заслуженному учителю РТ Улескмй О.К. было поручено разработать пакет документов по мониторингу, который впоследствии  был рассмотрен  научно-методическим Советом гимназии и утвержден  педагогическим советом и директором гимназии.

 Перед проведением данных исследований с учителями русского языка, английского языка, изобразительного искусства, музыки гимназии была проведена учеба, на которой зам.директора познакомил с Положением о мониторинге инновационной деятельности педагогов гимназии; с механизмом проведения мониторинговых исследований ; с персонифицированным мониторингом инновационной деятельности и мониторингом реализации компетенностного подхода в учебно-воспитательном процессе. На занятии и индивидуально было разъяснено, как необходимо заполнять мониторинговые таблицы.

Интегральная оценка деятельности осуществляется на основе персонифицированного мониторинга, осуществляемого самим педагогом, и мониторинга реализации компетентностного подхода в учебно-воспитательном процессе, осуществляемого заместителем директора гимназии или руководителем методического объединения.

Учителям предстояло самостоятельно оценить свою работу по следующим параметрам (эти же параметры и являлись критериями парциальных оценок персонифицированного мониторинга) (Я покажу Вам результаты такого мониторинга учителя русского языка и литературы Нуретдиновой Р.Н, Ее собственное оценивание и максимальное количество баллов, которое мог получить учитель. Итак :

- актуальность педагогического опыта (По этому критерию учитель может оценить свою деятельность наибольшим количеством баллов – 17., если он работает по собственной авторской программе  -5баллов, либо в экспериментальном режиме -4, либо по новым технологиям - 3, а также если применяет интерактивные технологии -3 или работает по экспериментальным учебникам – 2 балла); Наш учитель оценил свою деятельность в 8 баллов

- участие в программах повышенного уровня (10 баллов – максимальный показатель по этому критерию. На уровне России -4  балла, республики -3; города – 2, района – соответственно 1 балл). У Нуретдиновой Р.Н. 4 балла

- участие в педагогических конференциях различного уровня (11 баллов максимально) – у учителя – 6 баллов;

- работа по общегимназической  авторской программе «Мы россияне» (14 максимальных баллов. Если учитель участвовал в подготовке к Форуму талантов, которым завершается год работы над программой, он может получить 4 балла; если подготовил учащихся к участию в научно-исследовательских конференциях школьников (на базе нашей гимназии НИК им. К.Д. Ушинского и др.) – 4 балла; реализует авторскую программу через уроки и внеурочную деятельность по 3 балла. У Раисы Николаевны – все 14 баллов).

- внешние и локальные публикации (Это может быть  авторская программа – 4 балла, методическое пособие – 3 балла, статья – 2 балла, разработка урока – 1 балл -  максимум 10 баллов. У учителя 1 балл.

- участие в профессиональных конкурсах;

- распространение собственного инновационного опыта (на разных уровнях. Максимальное количество -10 баллов. У учителя – 3 балла;

- проведение мастер-классов; (на разных уровнях. Максимальное количество -15 баллов. У учителя – 1 балл;

- проведение открытых уроков и мероприятий; (на разных уровнях. Максимальное количество -15 баллов. У учителя – 1 балл;

- подготовка победителей и призеров ученических олимпиад; (разного уровня. Максимальное количество -15 баллов. У учителя –3 балл;

- подготовка победителей и призеров школьных научно-практических и научно-исследовательских конференций; (на разных уровнях. Максимальное количество -15 баллов. У учителя – 3 балла;

- подготовка победителей и призеров ученических конкурсов; (разного уровня. Максимальное количество -15 баллов. У учителя – 0баллов;

- участие в работе экспертных комиссий; (на разных уровнях. Максимальное количество -10 баллов. У учителя – 0 балл;

- наличие портфолио.( Максимальное количество -10 баллов. На электронном носителе – 4балла, на бумажном – 3 балла, презентация опыта – 3 балла. У учителя – 3 балла).

После этого учитель высчитывает коэффициент №1, равный сумме баллов х 100 : 181, где 181 это максимальное количество баллов по всем критериям. У учителя этот коэффициент инновационной деятельности равен 25 (максимальное значение 100)

Анализ результатов данного мониторинга позволил нам сделать вывод о том, что у учителя занижена самооценка. Учитель мог бы успешно участвовать в мероприятиях на только гимназического и районного уровней, но и республиканского и российского. После беседы с Р.Н. стало понятно, что педагог решил завершать педагогическую деятельность, поэтому ограничился участием в мероприятиях «местного» уровня.

Второй мониторинг осуществляет зам. директора либо руководитель методического объединения. Критериями парциальных оценок мониторинга компетентностного подхода являются следующие параметры:

- владение педагогом ключевых компетенций;

- формирование ключевых компетенций у обучающихся.

В нашей гимназии были проведены мероприятия по сопровождению педагогов в реализации компетентностного подхода в школьном образовательном процессе:

- обучающий семинар  "Компетентностный подход в работе учителя и классного руководителя», с приглашением представителей педагогической науки. На этом семинаре рассматривались вопросы:

- Кто заказчики компетентностного подхода

- Обучение компетентностное и некомпетентностное;

-Что дает компетентностный подход учителю и ученику;

- Деятельностное содержание образования;

Как устроен компетентностный стандарт образования;

- Что должен уметь педагог

- заседания методических объединений по утверждению индивидуальных методических тем педагогов, методических тем объединений  и планов работы по единой методической теме;

- выступления педагогов в методических объединениях по индивидуальным методическим темам

- запланирован  методический совет по обобщению опыта «Компетентностный подход в образовательном процессе гимназии»

Все это позволило провести мониторинг реализации компетентностного подхода в учебно-воспитательном процессе гимназии. Мы замерили в баллах умения педагога по формированию у учащихся ключевых компетенций. В таблице представлены фактические баллы и минимально-максимальные. (наблюдение, посещение уроков, результативность участия в различных мероприятиях). Затем оценены умения учащихся, которые были сформированы учителями у них с помощью методов, которые также представлены в правой части таблицы

Итак,

  1. Информационная компетенция.  Чтобы сформировать ее, учитель должен уметь сам

- анализировать полученную информацию,

- аргументировать выводы,

-  представлять  информацию на различных носителях.

Баллы нашего учителя на слайде.

Для формирования данной компетенции у обучающихся педагог применяет следующие методы:

- поиск информации в литературе, в Интернете;

- отделение значимой информации от «шума»;

- отработка информации путем составления вопросов, диаграмм;

- презентации к учебному материалу;

- защита рефератов;

- выпуск ученических СМИ – печатных, электронных

2. Коммуникативная компетенция.

Учитель

- моделирует эффективные формы диалогового взаимодействия;

-владеет такими качествами, как толерантность, эмпатия, корректность.

Методы, которые использует учитель для формирования коммуникативной компетенции у обучающихся:

- формы учебного диалога;

- ролевые игры;

- доклады, сообщения, исследовательская работа, презентации;

- телекоммуникативные проекты (составление текстов для размещения на Интернет-форуме);

- рецензирование

3. Проблемная компетенция.

Учитель

- выявляет проблемы в ситуациях избыточной информации;

- ищет альтернативные пути;

- оценивает масштабность привлечения внешних ресурсов;

- прогнозирует возможности вторичных проблем

- оценивает оптимальность действия;

- проводит рефлексию.

Методы формирования проблемной компетенции у обучающихся:

- коллективное целеполагание решения проблемы;

- коллективная рефлексия;

- проблемно-ориентированная дискуссия;

- создание ситуации альтернативного решения проблемы;

 - учебные задачи с избыточными условиями;

 - учебные задачи с недостаточными условиями, требующие поиска дополнительной информации.

4. Кооперативная компетенция. Учитель

- распределяет задачи и роли между участниками группы;

- анализирует и решает противоречия, препятствующие эффективности работы команды;

- осуществляет коллективную рефлексию, коллективную презентацию проекта.

Учитель применяет методы для формирования кооперативной компетенции у обучающихся:

-работа в парах и группах;

- групповые мини-проекты;

- практико-ориентированные проекты, нацеленные на решение социальных проблем;

- деловые игры.

Теперь мы имеем возможность просчитать К 2(коэффициент №2) – показатель умений педагога по формуле – сумма баллов х 100 : 68.

У учителя получился показатель, равный 94,12.

К 3 – показатель умений учащихся считаем по формуле К3 = Сумма баллов х 100 : 77. У учителя данный показатель равен 81,81. Отсюда К инновационной деятельности = (К1+К2+К3) : 3 . У учителя он получился равным 63.43.

Данные замеры производим ежегодно. Имеется возможность проследить профессиональный рост учителя

Из этих ключевых компетенций в сочетании с определенными знаниями и специальными умениями складываются и комплексные компетенции, среди которых и гражданская компетенция – готовность адекватно исполнять социальную роль гражданина своего государства.

Формирование гражданской компетенции в совокупности с ключевыми в нашей гимназии осуществляется через реализацию авторской программы «Мы россияне».

 Программа включает в себя осмысление проблем современной цивилизации на основе изучения и анализа национальной культуры, т.к. «Культура, в которой мы обитаем, влияет на наше восприятие событий в мире», «Культура есть культ предков, связь отцов с сынами». (Бердяев).

Стержневыми проектами программы являются «Родина», «Семья», «Язык».

Проект «Родина предполагает воспитание патриотизма, формирование толерантности, исторического мышления, гражданской позиции.

Проект «Семья» восстанавливает связь времен, преемственность поколений, не допускает забвения семейных традиций и обычаев, вырабатывает убеждение, что основа всего – родительский дом.

Проект «Язык» рассматривает язык с позиции существования нации.

Программа основана на следующих концептуальных идеях:

- осуществление поликультурного подхода в формировании ценностных ориентиров;

- создание целостности, системности и глубины учебно-воспитательного процесса, т.к. реализация программы предполагает многоуровневый исследовательский и аналитический подход.

Управленческий аспект деятельности по реализации общегимназической программы. Директор Гаврилина М.А. осуществляет общее руководство и контроль. Консультант Улескина О.К. проводит консультации, оказывает методическую поддержку, разрабатывает лекторий «Педагогическая мысль России», ведет занятия с одаренными детьми. Заместители директора возглавляют деятельность каждого возрастного блока, курируют работу научного общества учащихся, учителей предметников, классных руководителей. Психолог ведет мониторинговые исследования развития учащихся.

Ежегодно в начале учебного года на общешкольных линейках гимназисты получают стартовые задания. Затем проходят заседания креативных групп по конкретизации плана работы (таким образом формируется кооперативная компетенция). В течение года стартовые задания реализуются через урочную деятельность:

- презентации уроков,

- работа над проблемой обучения разным видам  чтения на уроках (формируем все ключевые компетенции). В журнале «Русский язык в школе» Л.М. Рыбченковой, В.П. Капинос и.П. Цыбулько записано: «К общим  учебным умениям, навыкам и способам деятельности, которыми должны овладеть выпускники, относится информационно-коммуникативная деятельность – находить нужную информацию по заданной теме в источниках различного типа; извлекать необходимую информацию из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма и др), отделять основную информацию от  второстепенной, критически оценивать достоверность полученной информации, передавать содержание информации адекватно цели (сжато, полно, выборочно); осмысливать чтение, выбирая вид чтения в соответствии с учебной целью; свободно ориентироваться и воспринимать тексты художественного, публицистического и официально-делового стилей; понимать и адекватно оценивать язык средств массовой информации. Обладают ли данными умениями  выпускники? Умеют ли современные школьники читать? Результаты ЕГЭ по русскому языку показывают, что более половины школьников не владеют навыками чтения, интерпретации содержания текста, не умеют адекватно воспринимать информацию, как концептуальную, так и фактологическую». На наш взгляд, основной причиной этого можно считать несформированность умений по работе с текстом, поэтому  перед учителями русского языка и встает проблема обучения разным видам чтения. Отсюда и возникла идея эксперимента реализовать новые подходы к обучению русскому языку, которые в том числе выражаются в проведении систематической работы на уроках по обучению школьников различным видам чтения.   Нами был приглашен в качестве руководителя эксперимента доцент кафедры русского языка, литературы и методики преподавания Института педагогики и психологии ТГГПУ И.В. Хаирова.Объектом исследования является процесс формирования навыков чтения у учащихся 5-8 классов в процессе обучения русскому языку. Предмет исследования – система заданий и упражнений, направленных на формирование и развитие навыков гибкого чтения (просмотрового, ознакомительного, изучающего). Цель – разработать систему заданий и упражнений по обучению разным видам чтения. Задачи – разработать критерии уровня сформированности у обучающихся навыков гибкого чтения, выявить затруднения при освоении разных видов чтения, разработать и опробировать систему заданий, разработать уроки и методические рекомендации по обучению обучающихся разным  видам чтения на уроках русского языка. Учителями гимназии проведена определенная работа:

- разработана серия уроков «Энциклопедия одного слова», в которую вошли слова «изба», «конь», «береза»(изучающее чтение);

- разработаны задания на понимание текста и готовность трансформации прочитанного (изучающее чтение);

- задания, направленные на отбор необходимой информации и отделение его от «шума»;

- на уроках используется технология критического мышления.

В гимназии мы провели обучение по использованию образовательной технологии развития критического мышления средствами чтения и письма по следующему плану. Провел это обучение научный консультант гимназии Улескина О.К.

1 занятие Основы образовательной технологии развития критического мышления средствами чтения и письма.

2 занятие Мотивирующая функция образовательной технологии развития критического мышления средствами чтения и письма.

Техника вопросов. Учебная стратегия «Условные значки»

3 занятие Как научиться вести диалог с текстом? Техники рефлексивного чтения. Учебная стратегия «Таблица-синтез» Стратегии оценкидостижений учащихся. Портфолио.

4 занятие Стратегии обучения умению решать проблемы.

5 занятие Ученик – исследователь. Учебная стратегия «Бортовой журнал». Учебная стратегия»Знаю – хочу знать – узнал», «До и после». Использование графических и визуальных форм представления информации.

6 занятие Групповые и парные формы работы. Стратегия «Зигзаг»

7 занятие Развитие критического мышления посредством дискуссионных форм работы. Стратегия «Уголки»

 8 занятие Учебные стратегии развития письменной речи.

Аттестующиеся учителя прошли аттестационные курсы по проблеме критического мышления на базе ИРО РТ.

После данных занятий и курсов учителя гимназии апробировали технологию. Однако не все учителя русского языка смогли использовать стратегии данной технологии Только два учителя из девяти систематически используют эту технологию как на уроках русского языка, так и на уроках литературы, остальные периодически. Опыт учителей был представлен на открытых уроках во время республиканского семинара учителей русского языка и литературы по проблеме «Моделирование и организация учебного процесса по формированию конкурентоспособных знаний по русскому языку и литературе», во время конкурса «Учитель года», в статье «Исследовательская деятельность учителей русского языка гимназии» в сборнике «Взаимодействие школы и вуза в реализации приоритетных направлений развития школьного образования: опыт, проблемы, перспективы»(Итоги городской научно-методической конференции учителей в г. Казани)

Работа по эксперименту находится на стадии поиска наиболее эффективных приемов и методов обучения школьников разным видам чтения. Она будет продолжена. Ведь владение разными видами чтения, умение переключаться с одного вида чтения на другой помогает обучающимся выполнять исследовательские работы.

 и внеурочную:

- сопровождение исследовательской работы учащихся;

- организация и проведение ежегодной городской научно-исследовательской конференции школьников им. К.Д. Ушинского на базе нашей гимназии (формируем ключевые компетенции и гражданскую компетенцию);

- работа школьного этнографического музея «Наследие времен» (ключевые компетенции).

Учителями гимназии проводятся внеклассные мероприятия по теме «Мы россияне». Так с учащимися 7 классов было проведено мероприятие «Мы россияне. Я, Родина, семья, язык», которое строилось на концепте «Память». Учащиеся по крупицам собирали материал – сказка «Марья-искусница», песни и стихотворения русских и татарских писателей о памяти, легенда о памяти из произведения Ч.Айтматова «И дольше века длится день…», татарские и русские пословицы, фразеологизмы о памяти и т.д. Эта работа нашла свое продолжение в исследовательской работе «Концепт памяти». На научно-исследовательской конференции школьников им. К.Д. Ушинского эта работа была отмечена дипломом. После доработки на республиканской научно-практической конференции школьников им. Л.Н. Толстого – дипломом 2 степени.

Я в этом учебном году курирую деятельность 9 классов. Основными понятийными приоритетами являются «Язык как средство существования нации», «Эмпатия», «Соборность». На уроках русского языка, литературы, истории, ИЗО изучается тема «Славянский мир»:

- Славяне в современном мире; «Десять заповедей

- тюркские элементы в славянских языках;

- иконопись;

- развитие образования, учебных заведений на Руси.

Учителя истории  сопровождают  проектную деятельность «Десять заповедей и современные нормы права».

Учителя истории и литературы организуют работу с обучающимися по изучению «Истории русской книги», «Истории казанского университета».

Учителя татарского и русского языка ведут работу по теме «Казанские писатели моей юности» (Творчество М. Юнусова, И. Юзеева, Р. Файзуллина).

 Учителя музыки совместно с обучающимися создают музыкальную композицию «Дорогие мои старики».

По разделу «Ретро Казань: люди и судьбы. Казанский период жизни Бодуэна де Куртене. Василий и  Кузьма Романовы, меценаты.

Завершится блок представлением материала в гимназическую газету в рубрику «Славянский мир».

Для того чтобы благополучно завершить блок, необходимо постоянно сопровождать всех учителей – предметников через заседания творческих групп, методического объединения,  методического совета, координировать работу учителей всей гимназии. Вся  деятельность в конечном итоге направлена на реализацию нашей общегимназической методической темы «Создание интеллектуально-нравственной образовательной среды для формирования конкурентоспособной личности ученика». Спасибо за внимание.