Методическая разработка «Новые формы организации внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности как условие создания открытой образовательной среды гимназии» (из опыта работы ГБОУ гимназии №155)
методическая разработка по физкультуре

Евдокимова Любовь Борисовна

Данная методическая разработка легла в основу работы по интеграции урочной и внеурочной деятельности и созданию открытой образовательной среды гимназии, в ходе которых появилась триада новых спортивных праздников, востребованных не только среди учащихся, но и родителей, выпускников разных лет: шахматный турнир «Шахматное рандеву», «Военно-патриотическая полоса препятствий», «Апрельская теннисная ракетка». Учителя физической культуры реализуют основной замысел: объединения и сплочения всех участников образовательного процесса с целью раскрытия и поддержания способностей и талантов обучающихся; совершенствования коммуникативных компетенций; формирования ценностного отношения к жизни, здоровью, семье; формированию научного мировоззрения на основе знаний смежных дисциплин.

Актуальность разработки заключается в необходимости реализации интегративного подхода к организации урочной и внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности, поиске новых форм взаимодействия всех участников образовательного процесса, позволяющих формировать и всесторонне развивать у обучающихся физические качества и двигательные способности, совершенствовать все виды физкультурной и спортивной деятельности, формировать культуру ЗОЖ, национально – культурные ценности, обеспечивая мотивацию к занятиям физической культурой.

Цель данной работы: разработка и внедрение новых форм организации внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности, реализуемых при взаимодействии с родителями, являющихся условием создания открытой образовательной среды гимназии.

Задачи работы:

  1. установление интеграции тем и разделов программ урочной и внеурочной деятельности;
  2. разработка и описание новых форм организации деятельности разновозрастных групп обучающихся;
  3. описание технологии педагогического взаимодействия с родителями;
  4. привлечение родителей к совместному участию в мероприятиях;
  5. анализ результативности внедрения новых форм организации деятельности обучающихся, реализуемых на основе интеграции спортивных урочных и внеурочных занятий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_1.docx52.67 КБ
Файл prilozhenie_2.docx17.14 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия №155 Центрального района Санкт-Петербурга

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«Новые формы организации внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности как условие создания открытой образовательной среды гимназии»

(из опыта работы ГБОУ гимназии №155)

Авторы:

Евдокимова Любовь Борисовна,

учитель физической культуры высшей категории

Житкова Инна Юрьевна,

учитель физической культуры высшей категории

Лебедева Ирина Александровна.

Заместитель директора по УВР ,

учитель биологии высшей категории

Санкт-Петербург

2018 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1

Введение

3

2

Основная часть

6

3

Заключение

4

Список литературы

5

Приложения

ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе развития общества приоритетной целью образования становится воспитание физически и всесторонне гармонично развитой, социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей, исторических и национально-культурных традиций народов РФ, обладающей нравственными морально-волевыми качествами, адаптированной к сложным жизненным ситуациям.

Основными целями Федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения становятся:

- формирование навыков здорового образа жизни;

- освоение всеми обучающимися базовых навыков, компетенций;

- личностное развитие: гражданское, патриотическое, духовно –нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое, ценность научного познания;

- развитие личностных качеств для адекватной ориентации в окружающем мире;

- направленность на коллективную работу, личностно значимую деятельность.

Данные цели находят свое отражение в содержании образовательных программ всех уровней обучения, рабочих программ по предметам, программ внеурочной деятельности и дополнительного образования, направленных на повышение общего уровня здоровья обучающихся, формирование ценностей здорового образа жизни, сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения.

Целью гимназического образования является повышение качества образования на основе реализации новых стандартов образования путем интеграции учебной и внеурочной деятельности, основного и дополнительного образования.

Востребованными становятся новые формы, методы и технологии, ориентированные на совершенствование механизмов управления образованием, активизацию познавательного интереса и мотивации учащихся, обучение в деятельности, создание условий для физического развития, формирования умения учиться и эффективно взаимодействовать с социумом. Наиболее качественно усваиваются те знания, умения и навыки, которые интересны обучающимся и будут использованы в реальной жизни.

Важнейшим условием развития личности, ее социализации и самоопределения в обществе становится создание эффективной образовательной среды гимназии в общем, и образовательной среды уроков и внеурочных занятий по физической культуре, в частности.

В широком смысле под развивающей образовательной средой понимается любое социокультурное пространство, в котором происходит развитие личности.

Выготский Л.С., Давыдов В.В., Эльконин Д.Б. считали, что развивающей средой является упорядоченное определенным образом пространство осуществления развивающего обучения [8]. По мнению Хуторского А.В. развивающая среда - это искусственно или естественно созданное социальное или культурное окружение, в которое входят обеспечивающие продуктивную деятельность человека разные содержания и средства образования [12,13].

Отечественные педагоги-психологи Андреев В.И., Богоявленская Д.Б., Карпова О.И. и др., авторы концепции развития одаренного ребенка, понимают под образовательной средой «целостную систему условий формирования личности, а также возможностей ближнего и дальнего социального окружения, содействующую ее развитию и самоопределению».

Образовательная среда урочных и внеурочных занятий по физической культуре основана на принципах системности и систематичности, преемственности и интеграции, личностно-ориентированного обучения, сотрудничества, здоровье сбережения.

Современный учитель находится в постоянном поиске нового содержания, педагогических технологий, методов, форм и средств обучения, воспитания и оздоровления детей. В настоящее время, учителям предоставлено право выбора учебных образовательных программ, которые могут быть реализованы на базе образовательного учреждения, учитывая направление образовательной деятельности школы, социальные запросы обучающихся и их родителей (законных представителей).

Актуальность данной методической разработки заключается в необходимости реализации интегративного подхода к организации урочной и внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности, поиске новых форм взаимодействия всех участников образовательного процесса, позволяющих формировать и всесторонне развивать у обучающихся физические качества и двигательные способности, совершенствовать все виды физкультурной и спортивной деятельности, формировать культуру здорового и безопасного образа жизни, формировать национально – культурные ценности и традиции, обеспечивая мотивацию и потребность к занятиям физической культурой.

Цель данной работы: разработка и внедрение новых форм организации внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности, реализуемых при взаимодействии с родителями, являющихся условием создания открытой образовательной среды гимназии.

Задачи работы:

  1. установление интеграции тем и разделов программ урочной и внеурочной деятельности;
  2. разработка и описание новых форм организации деятельности разновозрастных групп обучающихся;
  3. описание технологии педагогического взаимодействия с родителями;
  4. привлечение родителей к совместному участию в мероприятиях спортивно-оздоровительной направленности;
  5. анализ результативности внедрения новых форм организации деятельности обучающихся, реализуемых на основе интеграции урочных и внеурочных занятий спортивно-оздоровительной направленности.

Новизна работы заключается в описании алгоритма внедрения технологии педагогического взаимодействия с родителями (из опыта работы гимназии №155), разработке и описании новых форм организации деятельности обучающихся и родителей («Шахматное рандеву», «Военно-патриотическая полоса препятствий», «Апрельская ракетка»)

Целевая аудитория: учителя физической культуры, педагоги внеурочной деятельности и дополнительного образования, методисты.

Возраст обучающихся: разновозрастные группы обучающихся, в том числе смешанного состава (1-11 класс).

Условия реализации работы:

  • Интеграция содержания занятий урочной и внеурочной деятельности, способствующая раскрытию личностного потенциала гимназистов;
  • использование разнообразных форм организации деятельности, направленных на взаимодействие всех субъектов образовательного процесса, способствующих всестороннему развитию гимназистов и повышению качества образовательного процесса;
  • применение эффективных современных образовательных технологий, методов, приемов и средств обучения (технологии педагогического взаимодействия с родителями, игровые технологии и др.);
  • мотивированность педагогов к осуществлению совместной деятельности с родителями;
  • заинтересованность обучающихся в предлагаемых формах взаимодействия;
  • наличие необходимого ресурсного обеспечения спортивных залов;
  • инициативность родительской общественности в реализации образовательных проектов и программ спортивно-оздоровительной направленности.

Перечень оборудования и материалов: два спортивных зала, гимнастические маты, баскетбольные и волейбольные мячи, теннисные мячи и ракетки, теннисные столы, фитбольные мячи, скакалки, волейбольная сетка, стойки для прыжков, станок для отжимания, гимнастический конь, гимнастические скамейки, шведская стенка, татами.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Спортивно-оздоровительная деятельность является одним из основных видов внеурочной работы в гимназии. Сочетание урочных и внеурочных занятий способствует совершенствованию двигательных умений и навыков учащихся.

Интеграция урочной и внеурочной деятельности дает положительные результаты в вопросах формирования гражданских качеств личности и в целом здоровья школьников, а также способствует развитию и восполнению двигательной активности учащихся, повышенного интереса к занятиям физической культурой, спортом, социализации личности в современных условиях, развитию творческих способностей.

Сегодня большая часть детей активно участвуют в спортивных событиях гимназии; дети с ослабленным здоровьем тоже являются участниками спортивных событий: для них предусмотрены отдельные задания и роли. Главным преимуществом внеурочной деятельности является предоставление учащимся большого спектра занятий для их развития.

Модель внеурочной деятельности гимназии определяет состав и структуру физкультурно-спортивного и спортивно-оздоровительного направлений, а также форму их организации, объёму внеурочной деятельности на ступенях начального и основного общего образования с учетом интересов обучающихся и возможностей школы.

Внеурочная деятельность:

  • является логическим продолжением урока, имеет наиболее ярко выраженные воспитательные функции;
  • строится с учетом интересов детей, возможностей учителя и учебного заведения;
  • привлекательна для обучающихся тем, что они становятся участниками моделируемых событий.

Основные принципы организации внеурочной деятельности в гимназии:

  • соответствие возрастным особенностям учащихся;
  • опора на положительный опыт организации внеурочной деятельности школы;
  • опора на ценности воспитательной системы школы;
  • свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка

В рамках внеурочной деятельности по физической культуре обучающиеся посещают по выбору такие секции, как «Шахматы», «Настольный теннис», «Подвижные игры», «Волейбол» и др.

В Таблице 1. представлено содержание модуля «Волейбол» из рабочей программы по физической культуре 7 класс) и содержание программы внеурочной деятельности «Волейбол».

Таблица 1.

Интеграция содержания модуля рабочей программы по физической культуре и программы внеурочной деятельности «Волейбол»

Урочная деятельность

модуль «Волейбол» (7 класс)

Внеурочная деятельность

(7 класс)

Стойки и передвижения игрока

Передвижение в стойке. Перемещение в стойке, выход под мяч в среднюю стойку

Передача мяча сверху двумя руками в парах через сетку

Передача мяча двумя руками сверху, снизу во встречных колоннах. Передача мяча двумя руками сверху из зоны 3 в зону 2;4. Передача мяча двумя руками сверху через голову (назад).

 Нижняя прямая подача мяча.

Верхняя прямая подача. Прямая верхняя подача мяча на точность попадания в зоны 1, 6, 5.

Прием мяча снизу двумя руками после подачи

Прием мяча снизу двумя руками после перемещения из зоны 5 в зону1. Прием мяча снизу двумя руками после выполнения нижней прямой подачи.

Игра по упрощенным правилам

Учебная игра

Нападающий удар после подбрасывания партнером

Нападающий удар на точность попадания в зоны.

Из Таблицы 1 видно, что содержание программы внеурочной деятельности углубляет и дополняет учебный модуль Волейбол» основной программы обучения в 7 классе и нацелен на развитие у учащихся таких качеств, как быстрота, ловкость, координация, зрительное внимание, пространственное мышление.

Таким образом, реализуется принцип системности и интеграции в обучении.

В течение ряда лет кафедра физической культуры и спорта в гимназии работает над тем, чтобы «исчезла» категория зрителей на скамейках в спортивных залах – чтобы все дети участвовали в спортивных мероприятиях в соответствии со своими возможностями. Такой подход рождает всеобщую заинтересованность, радость от солидарности и сотрудничества. Поэтому перед каждым учителем физической культуры возникает ряд задач: работать не только с крепкими, здоровыми детьми, но со всеми, какие есть в данный момент в гимназии. И высший успех – когда дети ослабленные, физически не развитые, увлекаются спортом, посещают с удовольствием уроки физической культуры, занимаются в секциях – и за счет этого крепнут, приобретают уверенность, улучшают свое здоровье и даже участвуют в соревнованиях.

Образовательная среда уроков и внеурочных занятий по физической культуре выстраивается с позиции единства традиций и инноваций, ориентированных на повышение качества образовательной деятельности.

Традиции – это фундаментальная основа гимназического образования, позволяющая давать качественные и современные академические знания по всем дисциплинам.  

Традиционные формы организации деятельности спортивно-оздоровительной направленности:

  • уроки физической культуры и занятия внеурочной деятельности на основе внутри предметной и межпредметной интеграции физической культуры с биологией и физикой;
  • проект «Встречи на Греческом» с известными личностями в области культуры и спорта;
  • устные журналы, посвященные выдающимся выпускникам гимназии №155 Ю. Тюкалову, А. Белову, М. Рахлину;
  • образовательное путешествие «Ученик в образовательной системе Санкт-Петербурга» (по результатам которого обучающиеся презентуют итоги своего путешествия перед сверстниками);
  • выполнение исследовательских работ учащимися в рамках деятельности «Школьной Академии Наук» (представление итогов на гимназической научно-практической конференции «Открывая будущее» и различных интеллектуальных конкурсах);
  • семейные соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья»;
  • Баскетбольный турнир на кубок Белова-Кандрашина;
  • Традиционная предметная неделя физической культуры и спорта

Отметим, что проведение традиционных и новых форм организации деятельности не обходится без участия родительской общественности. Родители (семьи) являются полноправными участниками образовательного процесса в гимназии. С 2018 года в ГБОУ гимназии №155 реализуется методическая тема «Семья как участник учебно-воспитательного процесса в гимназии», в ходе внедрения которой появились новые формы взаимодействия с родителями спортивно-оздоровительной направленности. В основе лежит технология педагогического взаимодействия с родителями обучающихся.

Опираясь на научные работы В.А. Сластенина, Г.К. Селевко [8,9], под «образовательной технологией» мы понимаем алгоритм, имеющий совокупность целей, методов, средств, приемов, содержания и ожидаемых результатов.

Технология педагогического взаимодействия с родителями обучающихся основана на принципах педагогики сотрудничества и направлена на стимулирование позитивных факторов семейного и школьного обучения и воспитания, организации их взаимодополнения и взаимовлияния, способствующих формированию мотивации и интереса к учебе, раскрытию потенциала личности, сплоченности школьного коллектива; созданию продукта взаимодействия, личностным изменениям участников взаимодействия [6].

Взаимодействие субъектов образовательного процесса выстраивается на основе гуманистических принципов: сотрудничество, такт, взаимодействие, взаимоуважение, взаимопомощь и поддержка, терпение и терпимость, созидательная деятельность, партнерские отношения, взаимный интерес.

Мы предлагаем следующий алгоритм технологии педагогического взаимодействия с родителями, который может быть использован при подготовке и проведении общешкольных проектов (мероприятий) с участием родителей разной направленности. В том числе и спортивно-оздоровительной (см. Таблицу 2.):

Таблица 2.

Алгоритм технологии педагогического взаимодействия с родителями

Этап

Содержание

Методы

1. Подготовительный (психолого-диагностический) этап

- анкетирование родителей и детей с целью определения возникающих трудностей в процессе детско-родительского взаимодействия, а также сотрудничества семьи и школы,

- психолого-педагогическая поддержка, консультирование, просвещение родителей с целью формирования педагогической культуры родителей в области обучения и воспитания детей

Диагностические методы

опросы

Консультирование

Педагогическое наблюдение

Анализ результатов деятельности

Лекция Тренинг

Беседа

2. Организационный этап

- информирование обучающихся и их родителей о предстоящем проекте (планируемом мероприятии),

- осуществление заявочной кампании,

- совместное обсуждение и создание банка идей (учёт пожеланий всех семей, проявивших желание участвовать в проекте) и на их основе планирование организационных форм взаимодействия субъектов образовательного процесса,

- составление плана мероприятий по реализации проекта.

Требования

Разъяснение личной и общественной значимости дела

Консультации

Планирование

3. Основной этап (реализация проекта)

 обсуждение с каждой семьей представления проекта, подбор необходимых средств сопровождения; проведение серии репетиционных занятий (по необходимости), помощь в организации проведения мероприятий; организация генеральной репетиции; проведение творческих конкурсов и фестивалей, образовательных проектов, состязаний, интеллектуальных игр

Создание ситуаций успеха

Пробуждение эмоциональных нравственных переживаний

Игровые методы

Дискуссии

4. Заключительный этап (рефлексия деятельности):

- подведение итогов проекта;

- награждение (поощрение) социально активных семей,

- опубликование новостей в сети Интернет и печатных изданиях (газетах, журналах),

- педагогическое наблюдение за интеллектуально-творческой активностью обучающихся

Поощрения

Педагогическое наблюдение

Самоанализ

Самооценка

рефлексия

В ходе совместной работы с родителями гимназистов появилась триада новых спортивных праздников, которые стали востребованными не только среди учащихся, но и среди родителей, выпускников разных лет, которые принимают активное участие в спортивных мероприятиях и праздниках: шахматный турнир «Шахматное рандеву», «Военно-патриотическая полоса препятствия», «Апрельская теннисная ракетка».

Шахматный турнир «Шахматное рандеву»

Шахматы - наглядная соревновательная форма двух личностей. Шахматы являются способом самовыражения творческой активности человека.

Цель турнира: популяризация и развитие шахмат, создание условий для интеллектуального развития учащихся различного возраста и создания эмоционально-благоприятной среды в гимназии.

Задачи проведения турнира:

  • Активизировать мыслительную деятельность, тренировать логическое мышление и память, наблюдательность, находчивость, смекалку;
  • Развивать чувство ответственности и умение разрешать проблемные ситуации;
  • Воспитывать спокойствие и уверенность в своих силах, настойчивость, умение достойно выигрывать и проигрывать.

Участие в турнире предваряет жеребьевка. Турнир проходит по всем правилам в атмосфере торжественности, значимости данной игры. В честном бою на шахматных досках сражаются ученики 1-11 классов, родители и выпускники разных лет. В интеллектуальной борьбе со своими соперниками учащиеся демонстрируют умение логически мыслить, планировать и прогнозировать действия.

По итогам турнира победители награждаются медалью, а участники поощрительными призами и грамотами.

Турнир по шахматам проводится в актовом зале и включает следующее оборудование и средства: шахматные доски, часы, столы, стулья, протоколы судейства.

Динамика участия гимназистов, родителей, выпускников и семейных команд представлена в Таблице 3.

Таблица 3.

Турнир «Шахматное рандеву»

Год участия

Количество участников всего

Количество учащихся

Количество родителей

Количество выпускников

Всего семейных команд

2019

16

12

3

1

3

2020

19

12

6

1

4

2021

25

18

3

4

3

2022

42

26

10

6

8

Данные таблицы показывают наличие положительной динамики по всем количественным показателям, что характеризует рост заинтересованных детей и их родителей.

Результаты участия гимназистов в районном этапе Всероссийских спортивных соревнованиях по шахматам показывают, что имеются победители и призовые места.

2019-2020 г. – 1 победитель, 1 призер

2021-2022 году - 2 победителя, 2 призера

Военно-патриотическая полоса препятствий

Военно-патриотическая полоса препятствий рассчитана на людей с хорошим состоянием здоровья, средней физической подготовкой и не требует каких-либо специальных знаний и умений. 

Участие в военно-патриотической полосе препятствия воспитывает находчивость, мужество, умение преодолевать трудности в сложных ситуациях, самостоятельность, честность, ответственность за порученное дело, требовательность к себе и товарищам, а также способствует приобретению расширенных знаний об истории, музыки и прикладным умениям, и навыкам.

Цель мероприятия: создание условий для популяризации физической культуры, патриотического воспитания и здорового образа жизни.

Задачи проведения мероприятия:

  • Формирование ценностного отношения к жизни и здоровью;
  • Систематизация знаний по физической культуре, истории. ОБЖ, биологии, музыке;
  • Развитие воображения и нестандартного мышления обучающихся (способность находить нестандартные решения);
  • Развитие навыков эффективной коммуникации детей и родителей;

Участники мероприятия: в соревнованиях принимают участие учащиеся гимназии и их родители.

Участники делятся на 4 команды по жеребьевке.

Соревнования: командные.

Место проведения: спортзал, аудитории.

Оборудование: маты, скамейки, мячи набивные, «козел», рукоход, шведская стенка, автомат, бинты, шины, йод, зеленка, перекись водорода, вата, бумага, ручка, жгут, косынка и т.д.

Ход мероприятия:

В полосу препятствия включены 4 станции:

  • физкультурная (полоса препятствия), включает разнообразные по форме и содержанию двигательные действия по рациональному преодолению значительных расстояний и полосы препятствий, выполняемые в естественных условиях коллективными усилиями. (перелезание, преодоление высоты, отжимание, прыжки);
  • медицинская - проверка знания типов и видов кровотечения, их признаков и способов оказания первой помощи при травмах разного характера;
  • историко-музыкальная - угадать песню на основе просмотра видеосюжетов военных фильмов, а также составление исторических карт в виде пазлов;
  •  прикладная (разборка и сборка автомата, стрельба в мишень капитанов команд).

На каждой станции команда получает очки, после прохождения всех станций, суммируются баллы. Команда, набравшая больше всех баллов, является победителем.

Динамика участия гимназистов, родителей, выпускников и семейных команд в военно-патриотической полосе препятствий представлена в Таблице 4.

Таблица 4.

Военно-патриотическая полоса препятствия

Год участия

Количество участников всего

Количество учащихся

Количество родителей

Количество выпускников

Всего семей

2020

31

15

16

0

7

2021

39

23

13

3

9

2022

44

24

17

3

10

Данные таблицы позволяют утверждать о стойком увеличении числа участников в лице гимназистов и их родителей, а также выпускников гимназии данного мероприятия за последние три года.

Командный семейный турнир по настольному теннису 

«Апрельская ракетка»

Настольный теннис - эффективное средство развития скорости двигательной реакции, частоты движений, скорости отдельных движений, координационных способностей, скоростно-силовых способностей, гибкости и общей выносливости. Настольный теннис совершенствует не только быстроту движений, но и быстроту реакции, реакции прогнозирования, развивает оперативное мышление, а также умение концентрировать и переключать внимание. Настольный теннис позволяет использовать вид сопряжённого воздействия, когда значительный упражнений одновременно развивает физические качества и формирует двигательные умения и навыки.

1. Цели и задачи:

- популяризация настольного тенниса;

- повышение уровня спортивного мастерства;

- укрепление спортивных связей между учащимися и их родителями;

- пропаганда активного и здорового образа жизни среди подростков.

2. Участники соревнований

В командных соревнованиях принимают участие гимназисты и их родители. Состав команды 2 человека: ребенок и один из родителей (или родственник ребенка).

Команды делятся на 2 подгруппы. В подгруппах идет игра по круговой системе. Встреча проводится из 3 партий до 2-х побед. В подгруппах играют и дети, и взрослые (ребенок-ребенок, родитель-родитель, ребенок-родитель). Место каждой семьи определяется суммой занятых мест ребенка и родителя в подгруппе. При наличии одинакового количества очков у двух команд, победитель определяется по личной встрече ребенка.

Турнир по настольному теннису проводятся в зале и включает следующий инвентарь: теннисные столы, сетки, теннисные ракетки, теннисные мячи.

Динамика участия гимназистов, родителей, выпускников и семейных команд в соревнованиях «Апрельской ракетки» представлена в Таблице 5.

Таблица 5.

«Апрельская ракетка»

Год участия

Количество участников всего

Количество учащихся

Количество родителей

Количество выпускников

Всего семей

2021

22

11

5

6

3

2022

24

12

8

4

5

Данные таблицы демонстрируют заинтересованность всех категорий участников в проведении данного мероприятия, что безусловно, отражается на результатах участия гимназистов в районных соревнованиях, совершенствовании коммуникации участников взаимодействия.

Результаты участия гимназистов в районном этапе Всероссийских спортивных соревнованиях по настольному теннису показывают, что имеются победители и призовые места.

2019-2020 г. – 1 призер

2021-2022 году - 1 победитель, 2 призера

Внедрение новых форм организации внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности позволило достичь следующих результатов в учебно-воспитательном процессе:

  • 90% обучающихся имеют положительную динамику индивидуальных образовательных достижений;
  • доля учащихся, охваченных программой физкультурно-оздоровительной направленности, составляет 90%;
  • доля родителей, вовлеченных в совместные спортивно-массовые мероприятия, составляет – 60 %,
  • наблюдается положительная динамика роста обучающихся, вовлеченных в творческую деятельность (80%);

2. Взаимодействие с социумом:

  • возможность использования ресурсов учреждений для удовлетворения образовательных потребностей обучающихся;
  • родительская общественность включена в спортивно-оздоровительные мероприятия гимназии №155;

3.Жизненное пространство гимназии:

  • разработаны новые формы взаимодействия обучающихся, педагогов, родительской общественности;
  • в системе внеурочной деятельности и дополнительного образования задействовано 90 % обучающихся;
  • поддерживается эмоционально-положительный психологический климат в совместных мероприятиях родителей и детей.

Заключение

Затронутые вопросы организации спортивно-оздоровительной работы в школе свидетельствуют о многогранности форм и методов данной работы. Стоит отметить, что массовость является основным показателем результативности, разработанной системы спортивно-оздоровительной работы в школе. При проведении занятий необходимо учитывать занятость учащихся, чтобы максимально привлечь их к активному участию во всех запланированных видах программ.

Безусловно, данная работа требует большого труда педагогического коллектива школы, особенно учителей физической культуры, биологии, ОБЖ, истории.

Таким образом, главным направлением в проведении любых спортивно-оздоровительных и других мероприятий должно быть живое, заинтересованное взаимодействие всех участников образовательного процесса.

Для успешного развития личности учащихся необходимо соблюдать следующие условия:

  • доступность занятий и разнообразие форм, обеспечивающих включение в физкультурно-спортивную деятельность широкого контингента учащихся;
  • преемственность принципов и методов всей системы внеклассной образовательно-воспитательной работы при широком участии ученического актива;
  • четкое руководство со стороны администрации

Чтобы добиться массового охвата учащихся в занятиях спортивно-оздоровительного направления, нами используются самые различные формы организации и проведения занятий с детьми с учетом их возраста, состояния здоровья и физической подготовленности.

Данная методическая разработка носит универсальный характер и может быть использована в практике работы других образовательных учреждений города, региона и страны.

Литература:

  1. Конвенция о правах ребенка (принята Генеральной ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года, ратифицирована постановлением Верховного Совета СССР от 13.06.1990).
  2. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов // Утверждена Президентом РФ 3.04.2012 14. Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года // Постановление Правительства РФ от 4.10.2000 №751
  3. Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации // Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р
  4. О государственной программе Санкт-Петербурга "Развитие образования в Санкт-Петербурге" на 2015-2020 годы // Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 04.06.2014 №453
  5. О программе "Развитие образования в Санкт-Петербурге на 2013- 2020 годы" // Распоряжение Правительства Санкт-Петербурга от 10.09.2013 №66-рп
  6. Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы // Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 №295
  7. Об образовании в Санкт-Петербурге //Закон Санкт-Петербурга от 17.07.2013 года №461-83
  8. Об утверждении СанПин 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательной организации дополнительного образования детей" // Постановление Главного санитарного врача РФ от 04.07.2014 №41
  9. Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам // Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 г. №1008
  10. Постановление от 4 июня 2014 г. N 453 О Государственной программе Санкт-Петербурга "Развитие образования в Санкт-Петербурге" на 2015-2020 годы (в ред. Постановления Правительства Санкт- Петербурга от 24.03.2015 N 296)
  11. Развитие социального партнерства в сфере дополнительного образования детей: Методические рекомендации //В. А. Степихова, к.п.н., доцент кафедры социально-педагогического образования СПб АППО, СПб., 2015.
  12. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. – М.: НИИ школьных технологий, 2006.
  13. Федеральный закон Российской Федерации №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012
  14. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 256 с.
  15.  Хуторской А.В. Модель образовательной среды в дистанционном эвристическом обучении//Эйдос: интернет-журнал, 2005



Предварительный просмотр:

ОТЗЫВ

на методическую разработку

«Новые формы организации внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности как условие создания открытой образовательной среды гимназии»

 (из опыта работы ГБОУ гимназии №155)

Данная методическая разработка учителей физической культуры представляет большой интерес для профессионального сообщества педагогов, работающих в сфере физической культуры и спорта, а также педагогов внеурочной деятельности и дополнительного образования. Ее актуальность заключается в необходимости реализации интегративного подхода к организации урочной и внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности, поиске новых форм взаимодействия всех участников образовательного процесса, позволяющих формировать и всесторонне развивать у обучающихся физические качества и двигательные способности, совершенствовать все виды физкультурной и спортивной деятельности, формировать культуру здорового и безопасного образа жизни,  национально – культурные ценности и традиции, обеспечивая мотивацию и потребность к занятиям физической культурой.

Создание единой образовательной среды уроков и внеурочных занятий имеет важное значение для выявления и раскрытия личностного потенциала обучающихся.

Целью данной работы является разработка и внедрение новых форм организации внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности, реализуемых при взаимодействии с родителями, являющихся условием создания открытой образовательной среды гимназии.

Образовательная среда уроков и внеурочных занятий по физической культуре выстраивается с позиции единства традиций и инноваций, ориентированных на повышение качества образовательной деятельности. Традиционными формами организации деятельности спортивно-оздоровительной направленности являются: уроки физической культуры и занятия внеурочной деятельности на основе внутри предметной и межпредметной интеграции; проект «Встречи на Греческом», устные журналы, посвященные выдающимся выпускникам гимназии; образовательное путешествие «Ученик в образовательной системе Санкт-Петербурга»; выполнение исследовательских работ учащимися в рамках деятельности «Школьной Академии Наук»; семейные соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья»; Баскетбольный турнир на кубок Белова-Кандрашина, традиционная предметная неделя физической культуры и спорта.

Вместе с тем, в работе представлена триада новых форм организации внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности (спортивные праздники).

Новизна работы, прежде всего, обусловлена тем, что в работе раскрыт интегративный подход к содержанию образования путем взаимосвязи и пересечения тем модульных разделов программ урочной и внеурочной деятельности (на примере модуля «Волейбол»), что позволяет наглядно продемонстрировать роль занятий внеурочной деятельности для углубления и расширения знаний обучающихся, развития особых личностных качеств, необходимых при занятиях спортом.

Кроме того, значительное внимание уделено привлечению к образовательной деятельности родителей. В разработке представлен пошаговый алгоритм технологии педагогического взаимодействия с родителями, который носит универсальный характер и может быть использован в практике работы любого образовательного учреждения.

Особый интерес вызывает описание новых форм организации деятельности («Шахматное рандеву», «Военно-патриотическая полоса препятствий», «Апрельская теннисная ракетка»), в которых активными участниками являются не только обучающихся, но и их родители, а также выпускники гимназии прошлых лет обучения. Полученные статистические данные свидетельствуют о наличии положительной динамики и высокой степени заинтересованности родителей и детей к участию в подобных мероприятиях соревновательного типа

Внедрение новых форм организации внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности в практику работы образовательного учреждения позволило достичь высоких результатов в учебно-воспитательном процессе: 90% обучающихся имеют положительную динамику индивидуальных образовательных достижений и стойкую заинтересованность к участию в занятиях разыми видами спорта; достаточно высока доля родителей, вовлеченных в совместные спортивно-массовые мероприятия и составляет – 60 %, наблюдается положительная динамика роста обучающихся, вовлеченных в творческую деятельность (80%).

Разработка носит универсальный характер и может быть использована в практике работы образовательных учреждений города, региона, страны.

15.02.2022 г.

Национальный инструктор

Российского футбольного союза                                                             Лапочкин С.К.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности реализации процесса духовно-нравственного развития и воспитания во внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления

Внеурочная деятельность является благотворительной почвой формирования духовно-нравственных качеств личности школьника......

Программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности "Игротека" для 2 класса

Программа "Игротека" направлена на реализацию Федерального Государственного Стандарта. В основу структуры вариативной части рабочей программы положена программа, автором которой является доктор педаго...

Образовательная программа внеурочной деятельности. Спортивно-оздоровительного направления по подвижным играм.

   Физическое воспитание и здоровье детей, организация тренировочного процесса в большей степени зависят от правильно выбранного подхода к обучению детей на начальном этапе обучения....

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности «Оздоровительная аэробика» (10-11 класс)

Настоящая программа[М1]  внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению представляет собой расширенный, углубленный вариант раздела «Гимнастика» базового учебного предмета физи...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Спортивные игры»

Цель внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления  — формирование физической культуры личности школьника посред­ством освоения основ содержания физкультурной де­ятельности с общ...

Методическая разработка: «Как организовать курс внеурочной деятельности ГБОУ СОШ на примере курса внеурочной деятельности по математике в 5-х классах ГБОУ СОШ №4 Кусто»

В настоящей методической разработке я представлю методы организации внеурочной деятельности по математике в пятых классах....

Рабочая программа внеурочной деятельности спортивно – оздоровительной направленности «Общая физическая подготовка с элементами подвижных и спортивных игр» для начального общего образования(3-4 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности спортивно - оздоровительной направленности  "Общая физическая подготовка с элементами подвижных и спортивных игр" для начального общего образов...