Эффективность урока - стимул к успеху учителя и ученика
статья на тему

Черных Людмила Александровна

Выступление на заседании педагогического совета

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл effektivnost_uroka-_stimul_k_uspehu_uchitelya_i_uchenika.docx29.14 КБ

Предварительный просмотр:

 Эффективность урока – стимул к успеху учителя и ученика.

 Урок как форма организации учебной работы существует с 17 века, т.е. уже более 350 лет. Это педагогическое изобретение оказалось столь жизнеспособным, что и в наши дни урок остаётся самой распространённой организационной формой учебно-воспитательного процесса в школе.

Современный урок – это не передача суммы сведений в той или иной учебной области, а воспитание личностных компетенций учащихся. Сегодня деятельность учителя направлена не на освоение учениками имеющейся информации, а на новую организацию сознания ребёнка, при которой идёт развитие коммуникативных способностей каждого, развитие мышления, умение высказать свою точку зрения, владея  техникой рефлексии.

Одной из задач образования на современном этапе является повышение эффективности урока как средства повышения качества образования. Вопрос качества, а значит, и эффективности урока волнует всех участников образовательного процесса: администрацию, учителя, учащихся и их родителей.

            Каждого педагога волнует вопрос, как организовать урок, чтобы он стал для школьников радостью познания мира и активизировал бы их желание учиться, какие методы и приёмы использовать для достижения эффективного урока.

Какой урок можно считать эффективным? От чего зависит эффективность урока?

                       Слово «эффективность» в переводе с латинского – «эфектос» - означает выполнение действий, результат, следствие каких – либо действий. В области педагогики под эффективностью подразумевают

конкретность поставленной цели и задач, умение её поставить и добиться на практике.

Цель – это первое с чего начинает учитель урок и подготовку к нему. Учитель для себя всегда ставит цель. Ученику эта цель может не сообщаться, но создаются условия, при которых ученик сам выводит цель урока. Цель зависит от содержания урока, подготовки учителя к уроку, от типа урока, от методов и форм работы, от уровня класса и возможностей учеников. Общая цель может дробиться на отдельные задачи. Большую роль играет интуиция, личность учителя, наличие у него психологических знаний.

Об эффективности  можно говорить, если чётко определены цели и конкретные задачи и виден конечный результат. Оценивая  эффективность урока, следует иметь в виду следующие параметры:

- понят ли учащимися теоретический материал,

- научились ли применять полученные знания на практике,

- сформировались ли умения и навыки по теме урока,

- проведена ли учителем коррекционная работа,

- проведена ли вытекающая из темы урока воспитательная работа.

Как добиться эффективности урока

  1. Тщательная и всесторонняя подготовка учителя. 

При подготовке к уроку учитель должен продумать когда, как, чем должны заниматься все учащиеся с учетом их индивидуальных способностей и возможностей.

2) Конкретность поставленной цели и задач.

            Если учащиеся понимают, зачем они пришли на урок, какова цель данного урока, то эффективность урока повышается.

            3) Выбор типа урока. 

            4) Продуманность форм и методов обучения. Обучение через открытие!

Учитель, прежде всего, должен пробудить в ребёнке желание познавать, искать и экспериментировать. Погружение в мир знаний должно происходить при активном участии ребёнка. Он должен искать, пробовать и ошибаться. Только тогда можно добиться положительного результата. 

5) Сотрудничество учителя и ученика.

В образовательном процессе учитель и ученик – равноправные партнёры, участники коллективного процесса познания. Ученик – участник учебного сотрудничества, учащийся, т.е. учащий себя посредством учителя. Учитель и ученик, взаимодействуя между собой в учебном процессе, строят своё взаимодействие на принципах: сотрудничества, партнёрства, сотворчества, сопереживания, совместной деятельности, диалога.

6) Использование разнообразных средств обучения (учебники и учебные пособия, наглядные средства, технические средства, средства Интернета).

 

7) Моторная плотность урока, использование всего времени урока с максимальной продуктивностью.

 Как известно, любое однообразное действие приводит к рассеиванию внимания учащихся, даже к сонливости. В результате дети занимаются посторонними видами деятельности, отвлекаются от хода урока, не воспринимают информацию учителя. Поэтому на каждом уроке, на каждом его этапе необходимо стремиться к разумному изменению видов деятельности учащихся. Учитель продумывает каждый этап урока, планирует деятельность каждого ученика на всех этапах урока.

Однако смена видов деятельности на уроке должна быть разумной, должна учитывать возрастные особенности учащихся, особенности данного класса и т. п. Не все дети и не всегда могут легко переключаться с одного вида деятельности на другой.

Темп, посильный для большинства учащихся класса.

Необходима рациональная организация учебного труда учащихся на уроке, формирование у них важнейшего умения - умения учиться. Поэтому сегодняшнему учителю необходимо научиться правильно и с наибольшей пользой использовать учебное время. 

8) Активная работа учащихся.

9) Творчество

10) Дифференцированная и индивидуальная работа.

При планировании и построении урока учитель обязательно должен учитывать уровень умственных способностей учащихся, психофизические особенности. Учитель должен создать благоприятные условия для развития способностей каждого учащегося. Важно использовать на уроке разноуровневые задания.

11) Эмоциональная атмосфера на уроке (положительный эмоциональный настрой в начале урока, эмоциональная подача материала).

12) Создание ситуации успеха.

Каждый урок должен отличаться ощутимостью положительных результатов. Каждый прошедший урок должен вызывать у учащихся и учителя чувство движения вперед, и, как следствие, чувство удовлетворения.

13) Использование разнообразных  методических приёмов:

            - приём новизны, приёмы создания проблемной ситуации, приём адаптации к жизненным ситуациям; игровые приёмы.

             С помощью умелого применения хорошо подобранных разнообразных методических приёмов учителю удаётся сосредоточить внимание всех учащихся на достижении поставленной цели, активизировать их деятельность. Следует избегать чрезмерного разнообразия работ на одном и том же уроке, т.к. частое переключение с одного вида работы на другой мешает детям сосредоточить своё внимание на изучаемом вопросе и достаточно глубоко усвоить его.

            14) Мастерство и профессионализм учителя (умение выбрать методы, формы обучения, подобрать средства, умение организовать, умение импровизировать, уверенность в своих знаниях, настойчивость, дисциплинированность, творческое начало личности и т.д.)

Выше перечислено 14 требований к современному уроку, но это не значит, что этот перечень нельзя продолжить. И нельзя, конечно, требовать, чтобы учитель на каждом уроке выполнял их все. Но знать их необходимо, поскольку это ведет к максимальной эффективности урока.

Пути и средства повышения эффективности урока:

            - использование личностно – ориентированного подхода в обучении и воспитании (развитие творческой активности и самостоятельности обучающихся);

            -использование новых образовательных технологий (проблемно – диалогическое обучение, технология оценивания образовательных достижений учащихся, технология формирования типа правильной читательской деятельности);

- чёткая организация урока: определение целей урока, вида урока, выбор методов и приёмов обучения в соответствии с поставленными целями и возможностями обучающихся, определение структуры урока;

            - учёт индивидуальных особенностей учащихся (работа с учащимися, имеющими высокий уровень учебно – познавательной деятельности, и с учащимися с низкой учебной мотивацией);

            - проведение мониторинга качества знаний;

            - постоянное повышение педагогического мастерства учителя (чтение педагогической литературы, посещение уроков коллег, занятия на курсах повышения квалификации и т.д.);

            - улучшение материальной базы учебного заведения, кабинетов.

            Какие факторы могут помешать эффективности урока?

            - Непродуманность организационных моментов, этапов урока;

            - неумелое распределение времени на уроке;

            - неумелое использование оборудования;

            - однообразие применяемых методов;

            - слабая материально – техническая база;

            - нарушение учащимися дисциплины;

            - конфликт между педагогом и учащимися;

            - разный темп работы учащихся;

            - разный уровень умственного развития учащихся;

            - недостаточное развитие общеучебных умений и навыков (умение работать с учебником и дополнительной литературой, умение выделять главное, сравнивать факты, явления, события, высказывать суждения, обобщать, умение слушать друг друга, умение правильно оформлять и вести тетрадь и др.);

            - загруженность учителя (как следствие, недостаток времени на подготовку к уроку);

            - человеческий фактор (ученик опоздал на урок, заболел, плохое настроение и т.д.)

Для успешности учебного процесса необходимо учитывать все вышеперечисленные причины снижения эффективности и качества урока и работать в первую очередь над устранением данных причин.

      Существует формула, по которой можно путём подсчётов баллов определить уровень эффективности проведённого урока.

Анкета для учителей (2- да, 0 - нет)  Деятельность учителя

Организаторская:

  1. Выполнение намеченного плана урока.
  2. Эффективность и целесообразность использования наглядности и ТСО.
  3. Реализация основных психологических и гигиенических требований.
  4.  Наличие эффективной обратной связи с учащимися.
  5. Уровень педагогического и методического мастерства.
  6. Уровень оформления документации к уроку(журнал, тетради, план урока).
  7. Качество речи (темп, дикция, образность, эмоциональность, выразительность, правильность).
  8. Рациональность использования времени урока.
  9. Педагогическая культура, такт, внешний вид учителя.

10.Соблюдение правил охраны труда.

Итого:

Обучающая:

  1. Реализация принципа научности.
  2. Чёткость осуществления принципа наглядности.
  3. Реализация принципа прочности.
  4. Соблюдение принципов проблемности, прочности, осознанности, посильности.
  5. Реализация принципа проблемности.
  6. Осуществление принципа связи теории с практикой.
  7. Правильность выбора методов и форм обучения.
  8. Оптимальность выбора и степень достижения главной цели.
  9. Контроль за ЗУН учащихся.

10.Оптимальность домашних заданий и эффективность доведения их до учащихся.

Итого:

Воспитательная:

  1. Нравственная и мировоззренческая направленность
  2. Формирование общеучебных навыков.
  3. Работа над культурой речевого поведения.
  4. Влияние урока на интеллектуальное развитие учеников.
  5. Соблюдение физических и гигиенических требований.
  6. Эффективность использования принципа связи обучения с жизнью.
  7. Эстетическое воздействие урока на учащихся.
  8. Использование воспитательных возможностей оценок.
  9. Стиль руководства учениками.

10.Воспитательное значение личности и его деятельности на уроке.

Итого:

Деятельность ученика:

  1. Уровень познавательной активности.
  2. Наличие интереса к уроку, предмету.
  3. Степень самостоятельности.
  4. Умение вычленять ведущие цели в учебном материале.
  5. Уровень аналитических умений и навыков.
  6. Развитие навыков коллективной работы.
  7. Развитие речевых, орфографический и иных навыков.
  8. Умение работать у доски, с доской.
  9. Организованность, дисциплинированность.

10.Внешний вид ученика.

Итого:

Итого по уроку.

ЭУ = Итого по уроку . 100% : 80 = ? %

(т.к. высшее число баллов - 80)

Если эффективность урока 75-80% - урок отличный

Если эффективность урока 65-76% - урока хороший

Если эффективность урока ниже 65% - урока удовлетворительный.

В заключение хочется сказать, чтобы эффективность урока была «отличной», надо создать увлекательный урок. Чтобы он приносил пользу, надо знать, в какой клеточке урока что уместно, а что – нет, как соединить привычное с непривычным. Необходимы  и многие другие умения: демонстрировать детям своё полное к ним доверие, помогать в формулировании и уточнении целей и задач, организовывать сообщение нового материала в форме увлекательного диалога  и  саморефлексию достигнутого, не нарушать логическую структуру урока, исходить из того, что у учащихся есть внутренняя мотивация к учению и многое другое. А создать такой урок может только творческий учитель.

Рекомендации учителю

·  Умей радоваться маленьким успехам своих учеников и сопереживать их неудачам.

·  Ты очень близкий человек для своего ученика. Постарайся, чтобы он был всегда открыт для тебя. Стань ему другом и наставником.

·  Не бойся признаться в своем незнании какого-нибудь вопроса. Будь вместе с ними в поиске.

·  Постарайся вселить в ученика веру в себя, в его успех. Тогда многие вершины для него станут преодолимыми.

·  Не требуй на уроке "идеальной дисциплины". Не будь авторитарным. Помни, урок - это частичка жизни ребенка. Он не должен быть скованным и зажатым. Формируй в нем личность открытую, увлеченную, раскованную, способную творить, всесторонне развитую.

·  Стремись к тому, чтобы твои уроки не стали шаблонными, проведенными "по трафарету". Пусть на уроках свершаются открытия, рождаются истины, покоряются вершины, продолжаются поиски.

·  Каждая встреча с учителем для родителей должна стать полезной и результативной. Каждое собрание - вооружить их новыми знаниями из области педагогики, психологии, процесса обучения.

·  Входи в класс с улыбкой. При встрече загляни каждому в глаза, узнай его настроение и поддержи, если ему грустно.

·  Неси детям добрую энергию и всегда помни, что "ученик - это не сосуд, который необходимо наполнить, а факел, который надобно зажечь".

·  Помни, двойка очень вредна и для формирования характера. Найди возможным не увлекаться этой отметкой. Будь в поиске возможности найти путь преодоления постигшей неудачи.

·  Помни, каждый твой урок должен быть пусть маленьким, но шагом вперед, к узнаванию нового, неведомого.

·  Ученик всегда в обучении должен преодолевать трудность. Ибо только в трудности развиваются способности, необходимые для их преодоления. Умей определить "планку" трудности. Она не должна быть завышенной или заниженной.

·  Учи своих учеников трудиться. Не ищи легкого пути в обучении. Но помни, как важно поддержать, ободрить, быть рядом в трудной ситуации. Чувствуй, где необходимы твое плечо, твои знания, твой опыт.

·  Если из двух баллов думаешь, какой выбрать, - не сомневайся, поставь высший. Поверь в ребенка. Дай ему крылья. Дай ему надежду.

·  Не скрывай от детей своих добрых чувств, но помни: среди них никогда не должно быть особого места для "любимчиков". Постарайся в каждом ребенке увидеть предначертанное ему, открой его ему самому и развей в нем то скрытое, о чем он и не подозревает.

·  Помни о том, что ребенку должно быть интересно на уроке. Только когда интересно, ребенок становится внимательным.

·  В общении с родителями своих учеников помни, что их дети - самое дорогое в жизни. Будь умен и тактичен. Находи нужные слова. Постарайся не обидеть и не унизить их достоинство.

·  Не бойся извиниться, если оказался неправ. Твой авторитет в глазах учеников только повысится. Будь терпелив и к их ошибкам.

·  Живи с детьми полной жизнью. Радуйся и огорчайся вместе с ними. Увлекайся и удивляйся. Шути и наставляй. Учи быть нетерпеливыми ко лжи и насилию. Учи справедливости, упорству, правдивости.

·  Не воспитывай слишком самонадеянных - их будут избегать; слишком скромных - их не будут уважать; слишком болтливых - на них не будут обращать внимания; слишком молчаливых - с ними не будут считаться; слишком суровых - от них отмахнутся; слишком добрых - их растопчут.

·  Будь всегда выдержан, терпелив, уравновешен.

Решение педсовета:

  1. Повышение педагогического мастерства учителя (чтение педагогической литературы, посещение уроков коллег, занятия на курсах повышения квалификации и т.д).
  2. Использование новых образовательных технологий в работе учителя.
  3. Использование личностно – ориентированного подхода в обучении и воспитании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективность урока – стимул к успеху учителя и ученика (статья)

Статья, в которой обозначены некоторые способы эффективности урока....

Эффективность урока – стимул к успеху учителя и ученика (статья)

Статья, в которой обозначены некоторые способы эффективности урока....

Эффективность урока-стимул к успеху учителя и ученика

Дааная работа является выступлением учителя русского языка на педагогическом совете школы. В ней  рассказывается о том, как важно правильно построить работу на уроке. чтобы была видна эффективнос...

"Эффективность урока -стимул к успеху учителя и ученика"- педсовет

Если нет охоты учиться - учение мучительно и бессмысленно. Только увлечение создает то напряжение духовных сил, которое ведет к развитию способностей. Меня давно волнует вопрос создания условий для пр...

"Эффективность урока – стимул к успеху учителя и ученика"

Подготовка учеников к жизни закладывается в школе. Школа должна не только сформировать определенный набор знаний у учащихся, но и пробудить их стремление к самообразованию, успеху, реализации своих сп...

«Эффективность урока – стимул к успеху учителя и ученика»

Цель: Осуществить осмысление «эффективность» и «эффективный урок».Задачи:Определить критерии эффективного урока.Выяснить формы организации эффективного урока.Выявить и сформули...

Выступление на педсовете на тему: «Эффективность урока – стимул к успеху учителя и ученика»

Выступление на педсовете: «Эффективность урока – стимул к успеху учителя  и ученика»...