Создание условий для образования детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном учреждении
статья на тему

Гребнева Ирина Леонидовна
В статье рассказывается об опыте создания условий для образования детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном учрежденииВ школе успешно реализуются проекты, направленные на успешную социализацию больных детей: «Организация дистанционного обучения для удовлетворения образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья», «Виртуальный класс», «Организация инклюзивного образования в массовой общеобразовательной школе».
Статья предназначена читателям, заинтересованным в развитии образовательных услуг для детей с ограниченными возможностями здоровья: руководителям органов образования, образовательных учреждений, педагогам, родителям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Создание условий для образования детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном учреждении

Константинова Ольга Павловна

заместитель директора по УВР высшей квалификационной категории

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением иностранных языков»

г. Ноябрьск

Гребнева Ирина Леонидовна

директор высшей квалификационной категории

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением иностранных языков»

г. Ноябрьск

Аннотация: в статье рассказывается об опыте создания условий для образования детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном учрежденииВ школе успешно реализуются проекты, направленные на успешную социализацию больных детей: «Организация дистанционного обучения для удовлетворения образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья», «Виртуальный класс», «Организация инклюзивного образования в массовой общеобразовательной школе».

Статья предназначена читателям, заинтересованным в развитии образовательных услуг для детей с ограниченными возможностями здоровья: руководителям органов образования, образовательных учреждений, педагогам, родителям.

 

 

Сохранение здоровья школьников – это особая проблема, которая давно вышла из ряда только медицинских и обрела педагогическое и социальное значение. Общеизвестно, что Закон РФ «Об образовании» гласит: «Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся»1. Сохранение и укрепление здоровья обучающихся, приобщение к здоровому образу жизни  является неотъемлемым принципом основной образовательной программы нашего учреждения.

В любой общеобразовательной школе  функционирует 4 взаимосвязанных процесса: обучение; воспитание; социализация; оздоровление.

Среднюю общеобразовательную школу №2 с углубленным изучением иностранных языков еще называют «Школой здоровья». Это название прочно закрепилось с 2005 года, когда в школе были созданы условия обучения и оздоровления детей в связи с окончанием строительства  нового здания, в котором разместились школа первой ступени и Оздоровительный центр для лечения и реабилитации детей с нарушениями зрения и опорно-двигательного аппарата. 

          Здоровьесберегающее образование стало ведущей инновационной сферой нашей школы, фактором социальной стабильности и развития. В школе создан коллектив единомышленников, для которых целью работы стало формирование человека, адаптированного к условиям проживания на Севере, физически здорового, умеющего ориентироваться в многообразном меняющемся мире, способного к самореализации соответственно его индивидуальным и психологическим особенностям, уровню интеллектуального развития.

Из Национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", утвержденной Д.А.Медведевым: «Новая школа - это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации»3.   

В качестве эффективного средства организации образования детей с ограниченными возможностями здоровья, особенно детей, имеющих трудности в передвижении, рассматривается дистанционная форма их обучения с использованием современных информационно-коммуникационных технологий. 

  C сентября 2008 года в МАОУСОШ № 2 УИИЯ образовательные услуги в форме дистанционного обучения с применением компьютерных технологий получают дети с ограниченными возможностями здоровья, так как  в школе реализуется проект «Организация дистанционного обучения для удовлетворения образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья».

Согласно приказу департамента образования ЯНАО № 424 от 24 апреля 2008 года «О присвоении статуса окружной экспериментальной площадки муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением иностранных языков» муниципального образования город Ноябрьск» школа является экспериментальной площадкой окружного уровня по теме «Организация дистанционного обучения для удовлетворения образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья». На базе школы создан Центр дистанционного обучения, обеспечивающий особую телекоммуникационную компьютерную образовательную среду развивающего типа, нацеленную на то, чтобы каждый ребенок с ограниченными возможностями здоровья нашел оптимальный для себя способ успешно адаптироваться в жизни.

В 2012/13 учебном году в МАОУ СОШ № 2 УИИЯ обучается 37 детей с ограниченными возможностями, из них 3 человека находятся на индивидуальном обучении, 17 детей ходят в школу. 20 учеников обучаются дистанционно, из них 7 учащихся в школе 1 ступени, 8 учеников в школе 2 ступени, 5 учеников на ступени среднего (полного) общего образования.

Педагоги школы прошли повышение квалификации по теме «Обучение детей с ограниченными возможностями с использованием Интернет – технологий». В школу поставлено необходимое для дистанционного обучения оборудование и программное обеспечение. Оборудованы рабочие места педагогов в классе дистанционного обучения. Учащимся передано оборудование на основании договора с родителями, оплачиваются 100% услуги Интернет.

Чтобы обеспечить полноценное дистанционное обучение в школе реализуется проект «Виртуальный класс». В кабинетах математики, русского языка и физики установлено оборудование, позволяющее детям - инвалидам виртуально присутствовать на уроках вместе с одноклассниками.

Специфика работы нашей школы, прежде всего, заключается в её комплексности: психолого-педагогической и медико-социальной. Охрана здоровья учащихся осуществляется в тесном взаимодействии 130 педагогических работников, 2 психологов, 3 логопедов, 4 социальных педагогов и 13 медицинских работников, из которых пять врачей - специалистов.

Оздоровительная работа в нашей школе представлена в виде следующих взаимосвязанных блоков: 

  • Создание здоровьесберегающей инфраструктуры.
  • Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся.
  • Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы.
  • Реализация дополнительных образовательных программ.
  • Просветительская работа с родителями (законными представителями) и обучающимися.
  • Медицинское и психологическое сопровождение образовательной деятельности.

Комплектование классов происходит с учетом состояния здоровья и развития детей. В школах I и II ступени создаются специальные (коррекционные) классы IV вида («охраны зрения»).

Классы «охраны зрения» комплектуются по направлениям городской ПМПК.  С каждым годом количество таких классов увеличивается. Кроме того, школа является  преемником реабилитации детей с пониженным зрением после специализированного детского дошкольного образовательного учреждения «Ручеёк».

В 2012 – 2013 учебном году в школе функционирует 12 специальных (коррекционных) классов, в которых обучается 147 учащихся.

В учебный план школы вводятся предметы, направленные на формирование у учащихся потребности в здоровом образе жизни:

- «Здоровье», в целях формирования у учащихся потребности в здоровом образе жизни, так как учит детей понимать здоровье человека с позиции «само» - самосознание, самопознание, самооздоровление, самосовершенствование (во 2-11 классах).

«Ритмика», с целью повышения работоспособности организма, укрепления и сохранения здоровья, коррекции двигательных нарушений и недостатков физического развития.

- «Лечебная физическая культура», с целью предупреждения нарушений в физическом развитии и двигательной подготовленности слабовидящих детей. Коррекционные занятия ЛФК включают развитие пространственно-временных компонентов, моторных действий, координации, точности, ловкости движения.

- коррекционные курсы: охрана и развитие слабого зрения, коррекция недостатков развития (мелкой моторики рук, осязания, мимики и пантомимики), социально-бытовая и пространственная ориентировка.

          Коррекционная работа в классах СКК проводится тифлопедагогом. Занятия носят общеразвивающий характер: повышают уровень общего, сенсорного и интеллектуального развития, корригируют зрительно-моторные и оптико-пространственные нарушения общей и мелкой моторики.

С обучающимися классов «охраны зрения», наряду с лечением, врачи-офтальмологи проводят большую работу по профилактике патологии зрения. Врачами-офтальмологами для учителей, работающих в данных классах, составляются офтальмологические карты. В них  содержится следующая  информация: зрительная нагрузка (в минутах), расстояние до книги, рекомендуемая парта и ряд;  ведется  учет осмотров ребенка офтальмологом, динамика лечения.     

Наполняемость классов  «охраны зрения» не превышает 16 человек, что позволяет более полно осуществлять индивидуальный подход к обучению и комплексное лечение в Оздоровительном центре школы, где учащимся школы оказываются все виды имеющихся услуг. Это:

  • Физиотерапевтические процедуры (электрофорез, гальванизация, ультразвук, УВЧ, дарсонвализация, магнитотерапия, ингаляции, КУФ, общее УФО, диадинамерия, массаж);
  • Водолечение (душ Шарко, шотландский душ,  циркулярный душ, восходящий душ, подводный душ-массаж);
  • Лечебная физкультура;
  • Светолечение;
  • Теплолечение;
  • Ароматерапия;
  • Биологическая обратная связь (офтольмологическая,  опорно-двигательная, психологическая, логотерапевтическая, кабинет БОС «Здоровье»);
  • Стоматологическая помощь.

Особое место в решении поставленных задач занимает Оздоровительный центр, укомплектованный высокопрофессиональными медицинскими кадрами, имеющий специальные помещения и все необходимое оборудование, что позволяет проводить оздоровительные процедуры по плану и своевременно, а также вести профилактическую работу по укреплению иммунитета учащихся.

Медицинская деятельность осуществляется на основании лицензии выданной департаментом здравоохранения ЯНАО.        

С целью снижения общей заболеваемости, повышения общей сопротивляемости организма в школе проводятся следующие реабилитационные мероприятия:

  • в октябре-ноябре - массовая вакцинация против гриппа;
  • на пищеблоке - «С» витаминизация третьего блюда;
  • физиотерапевтическим кабинетом - лечебно-профилактические мероприятия:

- фототерапия учащихся начальных классов с февраля по март;

- лечение острых респираторных заболеваний с использованием фитоингаляций, ингаляций с минеральной водой, УВЧ терапии, ультразвука, электрофореза с различными лекарственными препаратами;

- массаж как для лечения острых заболеваний, так и для коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата, для коррекции патологии зрения, неврологических заболеваний, а также для повышения неспецифической сопротивляемости организма.

- ванный и душевой залы осуществляют три вида подводного массажа, душ Шарко, шотландский и циркулярный души.

Дети с ограниченными возможностями в Оздоровительном центре получают не менее трёх-четырёх оздоровительных процедур в год.

          В нашей школе имеется хорошая материальная база для проведения мероприятий по оздоровлению и сохранению здоровья обучающихся: 3 спортивных зала, медицинские кабинеты, кабинет ЛФК, хореографический зал, тренажерный зал, каток с искусственным льдом, кабинет психологической разгрузки, кабинет БОС. Во многих учебных кабинетах поставлены увлажнители воздуха, собственные фильтры для очистки воды и соблюдения питьевого режима.

В школе создан Центр дополнительного образования, основным аспектом деятельности которого является пропаганда здорового образа жизни. В рамках воспитательной технологии ЗОЖ в школе действуют театральные студии «Перекрёсток» и «Пилигрим», творческие объединения «Мастерская праздника», «Художественная роспись ткани», «Скоморошина» (народное пение), Диапазон» (эстрадный вокал), «Ритмика и танцы» и многие другие.

В целях интеграции основного и дополнительного образования, в рамках реализации проекта «Создание условий для реализации права детей-инвалидов на получение образования, социальную реабилитацию и интеграцию в общество» приобретено оборудование для мини – типографии, педагогами дополнительного образования разработаны рабочие программы «Рисование в ArtRage» для работы с детьми-инвалидами в дистанционном режиме.

         Известно, что количество детей с ослабленным здоровьем, в том числе детей с ограниченными возможностями психического и / или физического здоровья с каждым годом растет. За несколько последних десятилетий их число выросло в 13 раз.

        В основном такие дети получают образование на дому, в дистанционной форме. Такое образование не соответствует требованиям современного качества образования по причинам сокращенного объема учебной нагрузки, отсутствия некоторых учебных предметов, недостаточности демонстративно-наглядных материалов, преобладания традиционных методов обучения. В основном ученики-инвалиды общаются со сверстниками на праздниках, в различных досуговых программах; если же они и включены в классы массовой школы, то, прежде всего для того, чтобы расширить возможности социальных контактов, а не для достижения образовательных целей.

Для обеспечения гарантированного качественного образования этой категории обучающихся вводится инклюзивное образование.  Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления его к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. Такое образование предполагает повышение качества жизни особого ребенка и его семьи, не ухудшая, в то же время, качества жизни других участников образовательного процесса.  Кроме того, объединение в едином социальном и образовательном пространстве обычных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья позволяет выстраивать отношения всех участников образовательного процесса на основе уважения их прав и особенностей. Все это обеспечивает и дальнейшую гуманизацию образования, и формирование профессионального педагогического сообщества нового типа.

     С сентября 2012 года в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением иностранных языков» муниципального образования город Ноябрьск реализуется инновационный проект «Организация инклюзивного образования в массовой общеобразовательной школе». С 01 сентября 2012 года  по заявлению родителей один ребёнок с ограниченными возможностями переведён на инклюзивное образование. Это ученица 5 класса, инвалид-колясочница, которая с 1 по 4 класс обучалась на дистанционной форме обучения.  

Цель проекта: обеспечение равного доступа к получению образования и создание необходимых условий для адаптации образовательного пространства школы нуждам и запросам каждого участника образовательного процесса через создание модели инклюзивного образования.    

Данный проект созвучен Стратегии социальной интеграции инвалидов в Ямало-Ненецком автономном округе до 2020 года, целью которой является обеспечение инвалидам равного с другими гражданами доступа ко всем сферам социальной жизни, к объектам социальной инфраструктуры, услугам и информации.

          В связи с введением в образовательный процесс МАОУ СОШ № 2 УИИЯ инклюзивного обучения детей ограниченными возможностями у общеобразовательного учреждения появилась возможность создания вариативных условий для реализации права на образование всех категорий школьников с учетом их психофизических особенностей, чтобы дети могли обучаться среди сверстников в обычной общеобразовательной школе и с раннего возраста не чувствовали себя изолированными от общества.

          Наряду с учебными занятиями в классе, ученица посещает группу продленного дня, для неё организовано двухразовое горячее питание (завтрак и обед). Кроме основных образовательных программ, девочка осваивает дополнительные образовательные программы художественно-эстетической направленности: «История и культура города», «Юный художник». Этот ребенок включен в образовательную и социальную жизнь школы, что дало ей возможность жить наиболее полноценной социальной жизнью, постоянное общение с нормально развивающимися сверстниками, активное участие в коллективе.

Для организации инклюзивного образования ученицы введено тьюторское сопровождение.

Интеграция детей с ограниченными возможностями в массовое общеобразовательное учреждение предусматривает специализированную коррекционную помощь и психологическую поддержку, задачами которых являются контроль за развитием ребенка, успешностью его обучения, оказание помощи в решении проблем адаптации в среде здоровых сверстников. С этой целью разработана программа коррекционной работы, которая направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении образовательной программы.

       Главная задача школы на сегодня – это создание безбарьерной среды. Для этого имеются начальные условия: пандусы для детей – инвалидов, лифт – подъемник, подъемные устройства на более высокие этажи, оборудованы  санитарные комнаты для детей - инвалидов.

Мудрец сказал: «Если люди не научатся помогать друг другу, то род человеческий исчезнет с лица земли». Образование часто называют социальным лифтом, подчёркивая роль качественного образования в жизненном успехе человека. В случае детей с ограниченными возможностями здоровья МАОУ СОШ № 2 УИИЯ – это социальный лифт, который обеспечивает адекватные условия обучения и развития, оздоровления, реабилитации и социальной адаптации.

Список литературы.

 

  1. Закон РФ «Об образовании». Статья 51. Охрана здоровья обучающихся, воспитанников. [Электронный документ]. (http://1sentyabrya.ru/zknd/obra/obra_3740.html).
  2. Конвенция ООН «О правах инвалидов». Статья 24. Пункт 1. [Электронный документ]. (http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability.shtml).
  3. Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа". [Электронный документ]. (http://mon.gov.ru/dok/akt/6591/).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по созданию специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях

В 2012 году в нашей стране произошло событие уникальное по своей значимости - в Федеральном законе «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.12 впервые были закреплены положения об инклюзивном, то есть ...

Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы. Уроки технологии в условиях инклюзивного образования.

Инклюзивное образование детейс ограниченными возможностями здоровья     в условиях общеобразовательной школы.Уроки технологии в условиях инклюзивного образования....

Создание специальных условий получения образования детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья

Создание специальных условий для получения образования всеми детьми с учетом их психофизических особенностей  - основная задача в области реализации права на образование детей с ограниченными воз...

Создание здоровьесберегающих условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы)

Сохранение и укрепление здоровья школьников – вопрос очень актуальный на сегодняшний день, особенно в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В данной статье я поделилась о...

Доклад на тему:"Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном учреждении"

Статус ребенок с ОВЗ, нормативно-правовая база, инклюзивное образование, аттестация обучающихся с ОВЗ....

Психолого- педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном учреждении.

Аннотация: статья посвящена психолого- педагогическому сопровождению  обучающихся с ОВЗ в МКОУ Устьянцевской СОШ, которое является неотъемлемой частью образовательного процесса и выступает как...