Главные вкладки

    Внедрение системы нелинейных курсов для реализации внеурочной деятельности в 5-8 классах
    проект (5, 6, 7, 8 класс) на тему

    Прокофьева Елена Александровна

    Внеурочная деятельность - это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

    Внеурочная деятельность - понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

    В соответствии с ФГОС цель внеурочной деятельности - создание условий для проявления и развития ребёнком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций; создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за её пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, интереса к внеклассной деятельности на всех возрастных этапах.

     

    Реализация внеурочной деятельности позволяет решить ряд очень важных задач:

    1. выявление интересов, склонностей, способностей учащихся к различным видам деятельности;
    2. оказание помощи в «поисках себя»;
    3. создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
    4. формирование компетентности в избранном направлении деятельности;
    5. развитие творческих способностей, наращивание опыта творческой деятельности.
    6. создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
    7. развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;

     

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Организация внеурочной деятельности в 5-8 классах через реализацию нелинейных курсов

    Внеурочная деятельность - это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

    Внеурочная деятельность  - понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

    В соответствии с ФГОС цель внеурочной деятельности - создание условий для проявления и развития ребёнком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций; создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за её пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, интереса к внеклассной деятельности на всех возрастных этапах.

    Реализация внеурочной деятельности позволяет решить ряд очень важных задач:

    • выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей учащихся к различным видам деятельности;
    • оказание помощи в поисках «себя»;
    • создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
    • формирование компетентности в избранном направлении деятельности;
    • развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;
    • создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
    • развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
    • расширение рамок общения с социумом

            Воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде внеурочной деятельности.

     

    Внеурочная деятельность формируется в соответствии с

    • Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
    • Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее - ФГОС основного общего образования);
    • распоряжением Комитета по образованию от 21.03.2018 № 810-р «О формировании календарного учебного графика государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2018/2019 учебном году»;
    • распоряжением Комитета по образованию от 21.03.2018 № 811-р «О формировании учебных планов государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2018/2019 учебный год».
    • Методическими рекомендациями по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности от 18.08.2017г
    • ООП ООО одобренной Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, Протокол заседания от 8 апреля 2015г. №1015 (с изменениями, приказ № 1576 от 31.12.2015г)
    • Уставом ГБОУ средней общеобразовательной школы №48 Приморского района
    • ООП ООО ГБОУ средней общеобразовательной школы №48 Приморского района, в редакции 2018г, утверждённой 23.04.2018г.  приказ №68, протокол №10 от 17.04.2018  (скорректированной в соответствии с ООП ООО, одобренной Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, Протокол заседания от 8 апреля 2015г. №1015; изменениями, приказ № 1576 от 31.12.2015г)
    • Положением об организации внеурочной деятельности, утверждённым 30.08.2016г приказ №245
    • Инструктивно-методическим письмом Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 21.05.2015г.№03-20-2057/15-0-0 «Об организации внеурочной деятельности при реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования в образовательных организациях Санкт-Петербурга»
    • «Методическими рекомендациями по уточнению по понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности» от 18.08.2017г №09-1672
    • Письмом Комитета по образованию №03-12-663/17-0-1 от 05.09.2017 «О направлении письма Минобрнауки «О направлении методических рекомендаций»

    Внеурочная деятельность направлена на реализацию индивидуальных потребностей обучающихся образовательной организации и их родителей (законных представителей) путем предоставления выбора широкого спектра видов и форм, направленных на развитие детей, формирование универсальных учебных действий.

    Реализация внеурочной деятельности осуществляется без бального оценивания результатов освоения курса.

    При организации внеурочной деятельности используются программы линейных курсов внеурочной деятельности (на их изучение установлено определенное количество часов в неделю в соответствии с рабочей программой учителя) и программы нелинейных (модульных) курсов внеурочной деятельности (на их изучение установлено определенное количество часов в год в соответствии с рабочей программой учителя)

    Внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям развития личности:

    - духовно- нравственное;

    - общеинтеллектуальное;

    - общекультурное;

    - социальное;

    - спортивно-оздоровительное.

            Духовно- нравственное направление реализуется в соответствии с программой духовно- нравственного воспитания учащихся основной школы и направлено на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

            Общеинтеллектуальное направление означает организацию познавательной деятельности обучающихся, направленной на самостоятельное открытие нового - знания или алгоритм их приобретения (творческая самостоятельная деятельность учеников). Цель - формирование целостного отношения к знаниям, процессу познания.

            Общекультурное направление предполагает развитие эмоционально-образного и художественно-творческого мышления во внеурочной деятельности, что позволяет учащимся ощущать свою принадлежность к национальной культуре, повышает чувство личной самодостаточности. Цель - формирование ценностного отношения к прекрасному, представлений об эстетических идеалах и ценностях.

            Социальное направление - создание условий для перевода обучающегося в позицию активного члена гражданского общества, способного самоопределяться на основе ценностей, вырабатывать собственное понимание и цели, разрабатывать проекты преобразования общества, реализовывать данные проекты.

            Спортивно-оздоровительная деятельность строится с опорой на Программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся.

            Внеурочная деятельность организуется в таких формах как художественные, культурологические, филологические, хоровые студии, сетевые сообщества, школьные спортивные клубы и секции, конференции, олимпиады, военно-патриотические объединения, экскурсии, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и другие формы на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений.

            Традиционные формы организации деятельности: кружки, факультативы, научное общество учащихся, экскурсии, походы, познавательные игры и беседы, исследовательские проекты, конкурсы рисунков, рассказов, сочинений, внешкольные акции познавательной направленности (олимпиады, конференции, интеллектуальные марафоны).

    Виды внеурочной деятельности: игровая, познавательная, досугово - развлекательная деятельность (досуговое общение), проблемно-ценностное общение; художественное творчество, социальное творчество (социальная преобразующая добровольческая деятельность), техническое творчество, трудовая (производственная) деятельность, спортивно- оздоровительная деятельность, туристско-краеведческая деятельность;

    Ожидаемые результаты при организации внеурочной деятельности при реализации

    основной образовательной программы ООО: 

     развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе самоопределения в системе внеурочной деятельности;  

     приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни;  

     формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;  

     воспитание уважительного отношения к своему городу, школе; 

     получение школьником опыта самостоятельного социального действия;  

     формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников;  

     формирования у детей социокультурной идентичности: страной (российской), этнической, культурной и др.  

     увеличение числа детей, охваченных организованным досугом;  

     воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни;  

     формирование чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению;

     Реализация основной цели программы – достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей. 

     

    Одним из положительных результатов внедрения в образовательное учреждение внеурочной деятельности должно являться снижение учебной нагрузки обучающихся, но возникает парадокс: увеличение времени пребывания детей в школе приводит к ещё большим нагрузкам со всеми вытекающими последствиями. Переутомление - это очень важный фактор психологического и физического здоровья детей. Чтобы свести к минимуму перегрузку детей необходимо так организовать внеурочную деятельность, чтобы она была интересной, способствовала решению каких-либо учебных задач, развитию УУД, более активному восприятию материала на уроке, что приведет к уменьшению времени на подготовку к урокам и, как следствие, снижению учебной нагрузки. Это в полной мере обеспечивается программами нелинейных курсов внеурочной деятельности, которые разрабатываются из расчёта общего количества часов в год, определённого на их изучение планом внеурочной деятельности.

    Образовательная нагрузка программ нелинейных(тематических) курсов может распределяться в рамках недели, четверти (полугодия), года, переноситься на каникулярное время

    Нелинейный подход к организации внеурочных курсов предусматривает:

    • сохранение содержания учебных курсов
    • формирование метапредметных результатов образования
    • экономию учебного времени, недопущение перегрузок обучающихся
    • различные формы работы
    • деятельностный подход и современные педагогические технологии

    Ожидаемые результаты:

    • досуг учащихся
    • командная работа
    • положительные поведенческие стратегии
    • интеграция учащихся группы риска в образовательное пространство школы
    • отвлечение от девиантной деятельности
    • развитие индивидуализации образовательного процесса
    • развитие критического мышления

    Образовательные эффекты:

    • обучающиеся и педагоги имеют возможность организовать целенаправленную самостоятельную деятельность школьников
    • возможность презентовать результаты проектной работы
    • развивается индивидуализация обучающихся
    • развивается умение самостоятельно планировать свою учебную, самостоятельную деятельность
    • развивает умение здраво оценивать результаты своей работы
    • формируется положительное эмоциональное отношение к процессу познания, повышается мотивация к обучению и качество усвоения знаний по изучаемой проблеме

    Миссия: эффективная система внеурочной деятельности для обучающихся общеобразовательных школ

    Идея: эффективно внедрить нелинейные курсы во внеурочную деятельность общеобразовательного учреждения

    Цель: разработать алгоритм внедрения нелинейных курсов  внеурочной деятельности

    Задачи:

    1. Изучить ФГОС по внеурочной деятельности

    2. Определить, по каким направлениям возможно проведение нелинейных курсов

    3. Изыскать возможности для реализации нелинейных курсов (педагогические кадры, методическое обеспечение, материально- техническое обеспечение, ресурсы городской среды)

    4. Реализовать проведение нелинейных курсов

    5. Исследовать результаты работы

    6. Оценить результаты исследования (оценка эффективности результатов проекта)

    Виды работ

    Анализ профессиональной подготовки педагогических  кадров, методического обеспечения, материально- технического обеспечения, ресурсов городской среды

    Создание алгоритма внедрения нелинейных курсов  внеурочной деятельности

    Внедрение нелинейных курсов  внеурочной деятельности

    Исследование результатов работы педагогов по нелинейным курсам

    Оценка эффективности результатов работы педагогов

    Основные результаты:

    1. Эффективная система работы в рамках внеурочной деятельности
    2. Количественные изменения в посещаемости обучающихся
    3. Качественные изменения в знаниях обучающихся и развитие их УУД

    Сильные стороны:

    Удобная и эффективная система работы внеурочной деятельности в общеобразовательном учреждении

    Повышение качества знаний обучающихся, вовлечённых во внеурочную деятельность

    Повышение качества проведения занятий по внеурочной деятельности

    Повышение интереса учащихся к внеурочной деятельности, в том числе, нелинейным курсам

    Слабые стороны: задействованность многих учащихся в кружках и секциях учреждений дополнительного образования, работающих строго по внутреннему расписанию и как следствие, невозможность систематического посещения занятий внеурочной деятельности

    Участники:

    Аксельрод Ася Львовна

    Стригунова Анна Анатольевна

    Руководители проекта

    Прокофьева Елена Александровна

    Этапы реализации

    1)Подготовительный

    Анализ ФГОС

    Подготовка нормативной базы для организации опытно-экспериментальной работы

    Анализ программ по внеурочной деятельности

    2)Внедренческий

    Организация внеурочной деятельности с упором на нелинейный вид внеурочной деятельности

    3)Аналитико-обобщающий

    Анализ посещаемости обучающихся

    Анализ качества знаний по отдельным предметам

    Элементы риска


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Организация внеурочной деятельности: модель организации работы школы по реализации внеурочной деятельности в 5-х классах»

    В рамках перехода на новые образовательные стандарты актуальным является вопрос  формирования модели построения внеурочной деятельности, ее специфики, основанной на   взаимосвязи внутре...

    Образец нелинейного расписания уроков и внеурочной деятельности учащихся 5-х классов ГБОУ «Школа 2084» на неделю.

    Пояснительная записка к нелинейному,  динамическому  расписанию уроковдля  5-х классов, обучающихся по ФГОС....

    Повышение уровня физической подготовки обучающихся через внедрение комплекса ГТО в урочной и внеурочной деятельности.

    Повышение уровня физической подготовки обучающихся через внедрение комплекса ГТО в урочной и внеурочной деятельности....

    Реализация системы разновозрастного обучения в рамках внеурочной деятельности

    Выступление "Методический семинар" на муниципальном конкурсе "Учительгода - 2016"...

    Система подготовки к ГИА через реализацию внеурочной деятельности

    Мастер - класс в панораме педагооического опыта на фестивале педагогических инноваций...

    Система подготовки к ГИА через реализацию внеурочной деятельности презентация

    Система подготовки к ГИА через реализацию внеурочной деятельности презентация дл выступления...