Реализация системы разновозрастного обучения в рамках внеурочной деятельности
материал ( класс) на тему

Демкин Михаил Иванович

Выступление "Методический семинар" на муниципальном конкурсе "Учительгода - 2016"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл demkin_m.i._vystuplenie.docx23.83 КБ

Предварительный просмотр:

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»

Составитель: Демкин М.И.

МБОУ «Инсарская СОШ №1»

Инсарского муниципального района

Методическая тема: «Реализация системы разновозрастного обучения в рамках внеурочной деятельности как средство достижения новых образовательных результатов».

Одной из задач системы образования на современном этапе является создание условий для приобщения обучающихся к ценностям здорового образа жизни через учебную и внеучебную физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.

Я работаю в школе почти 20 лет. И, ни для кого не является секретом, что состояние здоровья современных школьников вызывает серьезную тревогу. Здоровье школьников ухудшается, двигательная активность становится ниже, спорт и физическая культура перестали быть значимыми для большинства молодого поколения, и как следствие у подростков наблюдается снижение мотивации к обучению, снижение успеваемости, напряженность в межличностных отношениях, конфликтность.

Чем заинтересовать ребят, как показать красоту занятий спортом, как привлечь их к систематическим занятиям физической культурой? Ответом стала организация школьной разновозрастной секции «Самбо» в далеком 2000 году.

Отмечу, тогда это конечно было моё смелое начинание, сегодня Министерством образования и науки РФ в целях более широкого использования потенциала самбо в деле физического, патриотического, нравственного воспитания подрастающего поколения, а также подготовки будущих защитников отечества  утверждена дорожная карта по реализации проекта «Самбо в школу».  Элементы самозащиты самбо включены в комплекс ГТО Приказом Минспорта России, так как самбо — не только вид спортивного единоборства, но и система воспитания, способствующая развитию морально-волевых качеств, патриотизма и гражданственности. Самбо формирует людей, способных постоять за себя, за свою семью, за Родину.

Мой проект соответствует таким приоритетным направлениям модернизации образования, как работа с одаренными детьми, здоровьесберегающая деятельность, переход на федеральные стандарты, профилактика аддитивного  поведения школьников.

Обучение мной выстроено как концентрированное, разработана авторская программа физического воспитания учащихся разновозрастных групп на основе комплексной программы Алексеева Романа Владимировича. В рамках внеурочной деятельности сформированы разновозрастные группы, состоящие из учащихся 1-6 и 7-11 классов. Основой для образовательного взаимодействия стал ведущий вид деятельности подростков – личностное  общение.

Идея разновозрастного сотрудничества  не нова, но большинство работ и исследований, проводимых при реализации этого вида обучения, касается, в основном, сельских малокомплектных школ. Это вызвано, скорее, необходимостью, чем использованием высокого потенциала данной технологии. Я же осуществляю свою профессиональную деятельность в полнокомплектной школе, и мой выбор как раз обусловлен второй причиной (потенциалом).

Цель работы определяю как достижение обучающимися высоких результатов в условиях реализации ФГОС через использование широкого спектра возможностей этого вида образовательного сотрудничества на внеурочных занятиях. 

В спортивные секции самбо я изначально набирал учащихся разного возраста.

Освоение предметного содержания учениками здесь происходит по  индивидуальным образовательным траекториям, когда каждый подросток  выбирает и решает ту задачу, которая посильна для него, и решает её до полного исчерпания. Решает сам или вместе с другими.

Учебный процесс строю так, что каждый ученик регулярно занимает одну из трёх позиций, необходимых для достижения метапредметных и личностных результатов: ученик, учитель, организатор (названия условные), реализуя себя через разные формы работы на основе принципов коллективных учебных занятий.

Такая организация занятий позволяет добиваться формирования любых само-действий. 

Процесс взаимодействия старших и младших подростков становится взаимовыгодным для всех участников. Общаясь друг с другом, помогая и принимая помощь, дети получают навыки совместной деятельности, приобретают умение организовать работу как свою, так и своего младшего или старшего товарища.

Только при организации совместной учебной деятельности в разновозрастных учебных группах можно говорить о подлинном взаимообучении.

На занятиях самбо я выстраиваю следующие ситуации:  

-старший опекает младшего;

-старший учит младшего (младший хочет быть похожим на старшего);

-младший учит старшего (старшему не к лицу, если младший в чем-то начинает его превосходить);

-старший и младший обучаются на равных (младшему очень престижно учиться на уровне старшего).

Если внимательно осмыслить ситуации, на которых базируется взаимообучение, то возникает очень много возможностей для организации парной и групповой деятельности, где взаимодействуют ученики не только разного уровня подготовленности, но и разного возраста.

Приведу примеры реальной практики. Ученик 7 класса, имеющий высокий уровень подготовленности, с легкостью осваивает программу. Что с ним происходит в классном коллективе? – Он может выполнять индивидуальные задания, может консультировать товарищей по классу, но у него нет условий для конкуренции - а соревновательность в этом возрасте очень хорошо стимулирует подростков к развитию. Зато, когда он оказывается в разновозрастной среде, с восьмиклассниками и девятиклассниками, где есть ребята более высокого уровня подготовки (даже за счёт опыта), появляется «здоровая» конкуренция, и, как следствие, повышенный уровень мотивации этого семиклассника.

Или другой пример. Ученик 9 класса, с трудом осваивающий программный материал, ощущает себя неуспешным. Он привыкает к постоянным подсказкам учителя, более того, каждый одноклассник также пытается его чему-то научить или что-то подсказать. А оказываясь в разновозрастном коллективе, он обнаруживает рядом с собой тех, с кем может выполнять упражнения на равных и даже получает возможность сам выступить в роли учителя (в силу своего опыта). И опять мы имеем результатом повышение мотивации этого ребёнка.

Таким образом, применение разновозрастного обучения даже без специальных приёмов и техник обладает большой эффективностью.

Главное, я заметил, что в результате занятий разновозрастных группах уменьшилось количество конфликтов и в классах, где учатся эти ребята, подростки охотнее стали заниматься в секциях, участвовать в общественной жизни класса и школы.

 В сотрудничестве с психологом нашей школы был проведен анализ уровня усвоения коммуникативных, личностных, познавательных и регулятивных навыков учащихся, который показал различия в  контрольной и разновозрастной группах. Улучшение присутствует в  таких показателях, как самостоятельность, инициативность, размывание границ между «сильными» и «слабыми» ребятами, дружелюбие, психологическое здоровье.

Таким образом, используя в своей деятельности разновозрастное обучение, я убедился, что это одно из средств достижения новых образовательных результатов.

Достижениями своих учащихся я могу по праву гордиться. Мои ученики неоднократные победители и призеры Республиканских турниров по дзюдо и самбо, победители и призеры Первенства Республики Мордовия по «Универсальному бою»,  победители и призеры Спартакиады учащихся России по борьбе «САМБО».

В заключении хочу пожелать всем своим коллегам:

  • Вдохновляйте своих учеников на добрые поступки!
  • Пробуждайте у них желание учиться!
  • Дайте им возможность гордиться собой!
  • Сотрудничайте с детьми!

Ибо сотрудничая, мы открываем ребенку новый  мир, помогаем сделать первый шаг к самостоятельной жизни, даем не только знания, но и незаменимый жизненный опыт,  недаром девизом нашего конкурса являются слова  «Обновление мира начинается в школе».  

Желаю всем новых открытий и побед!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация системно-деятельностного подхода в рамках внеурочной деятельности

Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности, указывает и помогает отследить ценностные ориентиры, которые встраиваются в новое поколение станд...

ОБУЧЕНИЕ ПЕРВОКЛАССНИКОВ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫМ НАВЫКАМ ЧТЕНИЯ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ В РАМКАХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОГЛАСНО ФГОС НОО

Одной из проблем современного образования, требующей незамедлительного решения, является то, что чрезвычайно востребованное в современных условиях обучение младших школьников иностранному языку, преду...

Специфика и реализации программы «Вокруг меня – мир!» - в рамках внеурочной деятельности.

Специфика и  реализации программы «Вокруг меня – мир!» - в рамках внеурочной деятельности. Автор Ларина Т.В.- учитель МБОУ СОШ№13 Тимашевский район...

Работа с одарёнными детьми в условиях реализации ФГОС в рамках внеурочной деятельности. Из опыта работы.

Статья " Работа с одарёнными детьми в условиях реализации ФГОС в рамках внеурочной деятельности. Из опыта работы" напечатана в сб. "Профессионализм и гражданственность - важнейшие приоритеты росс...

РЕАЛИЗАЦИЯ МУЗЕЙНОГО ПРОЕКТА «ВДОХНОВЛЯЮЩИЙ ЭРМИТАЖ» В РАМКАХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ИЗ ОПЫТА РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО)

В статье приводится опыт реализации проекта по прсвещению учащихся  5-8 классов в области искусства...

Применение проектной технологии в разновозрастных группах на занятиях внеурочной деятельности

Учебный  проект - интегративное средство развития, обучения и воспитания. На  всех ступенях обучения проект обладают мощным ресурсом в формировании универсальных учебных действий (личностных...