Применение проектной технологии в разновозрастных группах на занятиях внеурочной деятельности
статья по технологии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Гомзякова Евгения Павловна

Учебный  проект - интегративное средство развития, обучения и воспитания. На  всех ступенях обучения проект обладают мощным ресурсом в формировании универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gomzyakova_e.p.docx26.43 КБ

Предварительный просмотр:

Применение проектной технологии в разновозрастных группах

 на занятиях внеурочной деятельности

Гомзякова Е.П.  учитель технологии

МБОУ «СОШ № 8» г.Братска

evgenya.gomzyakova@yandex.ru

Учебный  проект - интегративное средство развития, обучения и воспитания. На  всех ступенях обучения проект обладают мощным ресурсом в формировании универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).

Формирование культуры проектирования - главная задача общекультурного направления внеурочной деятельности при выполнении творческих работ.

Проектная технология применяется мной на занятиях внеурочной деятельности по программе «Художественное творчество». Особое место занимает организация проектной деятельности в разновозрасных группах на совместных занятиях.

Существенное влияние на построение образовательного процесса оказывает знание особенностей этой работы. Здесь имеют место быть идеи, которые, могут стать руководящими для педагога при организации учебной деятельности:

-   идея расширения связей детей с окружающим миром;

- идея взаимодействия детей разного возраста, которая выполняет множество социально-педагогических функций, предусматривает организацию совместной деятельности и общение учащихся разных классов на учебных занятиях;

-  идея педагогизации социального окружения школы, означающая использование воспитательного потенциала людей, природы, культурного наследия, взаимодействие;

- идея сотворчества, предусматривающая совместную творческую деятельность педагогов, учащихся и их родителей, совместное обсуждение и решение проблем, учет интересов и потребностей всех участников педагогического процесса, например, при определении тематики и назначении технологических проектов, их разработке и реализации.

Идеи организации учебного процесса находят отражение в содержании и методике обучения учащихся в разновозрастных группах. Здесь складываются благоприятные условия для интеграции средств учебной внеурочной работы, что позволяет разнообразить способности учащихся, снять излишнюю напряженность и заорганизованность в школьной жизни ребенка.

Что дает такое обучение ребенку? Каковы функции разновозрастного обучения?

Во-первых, оно выполняет функцию психологической защиты ребенка. Объединение учащихся разных возрастных групп обеспечивает расширение контактов, способствует взаимному обогащению детей, повышает эмоциональность общения, позволяет снять психологическое напряжение, избежать монотонности при организации учебного процесса. У школьника возникают дополнительные возможности утвердить себя, получить признание, особенно, если ученик оказывается в позиции старшего, выполняет некоторые педагогические функции.

Во-вторых, разновозрастное обучение выполняет функцию социальной поддержки: помощь старших младшим в организации учебной деятельности; поддержка тех учащихся, которые не могут реализовать себя по различным причинам в группе сверстников или на обычном уроке, а в этой ситуации осознают свою полезность, востребованность в качестве помощников педагога при организации работы. На разновозрастном занятии разнообразнее и динамичнее связи между учащимися, что требует от ребенка постоянного изменения своего ролевого участия, большей гибкости во взаимоотношениях, способствует обогащению его коммуникативного и в целом социального опыта.

В-третьих, разновозрастное обучение выполняет компенсаторную функцию. Старшим предоставляется возможность выполнять роль взрослых, брать на себя ответственность. Особенно важно включать школьников в систему отношений, где они приобретают опыт поведения взрослого человека, принимающего самостоятельные и ответственные решения. В среде сверстников лишь некоторые способны пробиться в организаторы, лидеры. На разновозрастном занятии старшим предоставляются дополнительные возможности выступить в этом качестве, выполнить роль консультанта, помощника педагога, руководителя группы.

Планируемые результаты проектного обучения в разновозрастных группах

Личностные результаты: уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим; уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира; потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании; позитивная моральная самооценка; умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности; умение строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий; устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;

Метапредметные результаты: планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме; распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы; использовать такие методы и приёмы, как абстракция и идеализация, доказательство, доказательство от противного, доказательство по аналогии, опровержение, индуктивные и дедуктивные рассуждения, построение и исполнение алгоритма; использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «гипотезы», эксперимент, моделирование, теоретическое обоснование; использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов; ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме; отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания; видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания.

Метод проектов предоставляет учителю широчайшие возможности для изменения традиционных подходов к содержанию, формам и методам учебной деятельности, выводя на качественный уровень всю систему организации процесса обучения.

Применение проектной технологии в разновозрастных группах имеет свою специфику. Требования к проектированию, в общем, самые простые, и главное из них - исходи из ребенка.  Все темы, предлагаемые в качестве проектных, должны быть посильны пониманию каждому участнику группы. Ученик должен отчетливо представлять не только задачи, стоящие перед ним, но и, задачи  работы группы в  целом.

Библиографический список

  1. Гаврилин, А. Организация работы по проектам // Школьная педагогика. – 2004. – № 3.
  2. Меняева, И. Н. О методике проектов // Педагогическая мастерская. –2004. – № 4
  3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. / Под ред. Е.С. Полат. - М., 2000 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Применение информационных технологий на уроках физики и во внеурочной деятельности как средство реализации продуктивных методов обучения"

Использование телекоммуникационных технологий на уроках физики и во внеурочной деятельности является средством реализации продуктивных методов обучения, что активизирует  познавательную, исследов...

проектные технологии на уроках биологии и во внеурочной деятельности

Проектная деятельность  основа системно-деятельностного подхода....

Проектная технология на уроках обществознания и во внеурочной деятельности по предмету как способ формирования ключевых компетенций

Проектная технология на уроках обществознания и во внеурочной деятельности по предмету как способ формирования ключевых компетенций...

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках ИЗО и во внеурочной деятельности. Формирование УУД в художественном обрвзовании, во внеурочной деятельности духовно-нравственной и направленности. Используемые педагогические методики.

Представление опыта рабботы на уроках изобразительного искусства. Доклад включает в себя примеры практического применения современных педагогических технологий на уроках и во внеурочной деятельности. ...

Применение проектной технологии на уроках биологии и во внеурочной деятельности

Презентация на тему  "Применение проектной технологии на уроках биологии и во внеурочной деятельности"...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...