«Внутришкольная модель работы с талантливыми и одарёнными детьми в начальной школе»
проект

Евсеева Оксана Николаевна

Тема работы: Внутришкольная модель работы с талантливыми и одарёнными детьми начальной школы.

Объект исследования: – образовательный процесс в начальной школе.

Предмет исследования: – образовательная деятельность  талантливых и одарённых детей начальной школы.

Цель исследования: Разработка внутришкольной модели работы с талантливыми и одарёнными детьми начальной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл evseeva_o.n._model_raboty_s_odaryonnymi_detmi_korrekt.docx329.4 КБ

Предварительный просмотр:

                

ГБОУ ДПО «Институт развития образования» Краснодарского края

Итоговая аттестационная работа

«Внутришкольная модель работы с талантливыми и одарёнными детьми в начальной школе»

        

Автор:

Евсеева Оксана Николаевна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе МАОУ гимназии № 5  г. Новороссийска,

г. Краснодар, 2017 г.

Содержание

Введение.…………………………………………………. …………………..3

  1. Психолого-педагогические подходы к работе с одаренными и талантливыми детьми ………………………………………………...7
  1. Проблема развития одаренности ……………………………….7
  2. Сущность понятий «одарённость», «одарённый ребёнок»………………………………………………………….9
  1. Внутришкольная модель работы с талантливыми и одарёнными детьми в начальной школе…………………………………………….12

     2.1. Разработка модели работы с талантливыми и одарёнными детьми начальной школы…………………………………………………………12

2.2. Критерии и показатели эффективности разработанной модели ……………………………………………………………………….…21

2.3. Организация и функциональное обеспечение  модели…………24

Заключение…………………………………………………………………...27

Список использованных источников………………………………………29

Внутришкольная модель работы с талантливыми и одарёнными детьми в начальной школе

Введение        

          Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одаренных детей. Раскрытие и реализация их талантов важны не только для одаренного ребенка как для отдельной личности, но и для общества в целом. Система работы с одаренными детьми в общеобразовательной организации должна строиться на создании условий для развития творческих способностей, развитию и повышению мотивации ребенка. В основу такой работы должен быть положен синергетический подход как основа построения модели работы с одаренными детьми как открытой системы. Этот подход акцентирует внимание на согласованности взаимодействия частей при образовании системы как единого целого. Таким образом, система работы образовательной организации перерастает в построение модели работы с одаренными и талантливыми детьми. Поэтому основополагающей идеей при разработке модели работы с одаренными и мотивированными к обучению детьми является интеграция всех видов деятельности: учебной, внеклассной, внеурочной, внешкольной, воспитательной.    Такая деятельность предполагает переход от педагогики мероприятия к педагогике сотрудничества и сотворчества.

           В последние годы можно наблюдать расширение числа участников и победителей предметных олимпиад, участников  конкурсов и соревнований и, как следствие повышение образовательных достижений.

Улучшение работы учителей в данном направлении, привело к возникновению проблем выявления, поддержки и развития одаренных детей.  Их решение должна обеспечить программа, связанная с координацией деятельности всех педагогов школы, модель совместной деятельности по обучению, развитию, воспитанию одарённых детей. Программа должна предусмотреть создание равных стартовых условий для выявления, развития, социальной поддержки одаренных детей, реализации их потенциальных возможностей, обеспечения всестороннего развития и образования.

           Другая проблема – педагогические и психологические трудности, обусловленные разнообразием видов одаренности, включая возрастную и скрытую одаренность, множество противоречивых теоретических подходов и методов. Решение этой проблемы может быть связано с определением единых подходов к пониманию детской одаренности.

Кроме того, выделим кадровую проблему, связанную с недостаточной профессиональной и личностной готовностью педагогов к работе с одаренными детьми.

           И актуальной становится проблема новой траектории воспитательного  процесса,  качественного изменения содержания и объема внеурочной деятельности  в рамках реализации ФГОС НОО, который должен начинаться с самого ребенка, исходить из потребностей личности.

Тема работы: Внутришкольная модель работы с талантливыми и одарёнными детьми начальной школы. 

Объект исследования: – образовательный процесс в начальной школе.

Предмет исследования: – образовательная деятельность  талантливых и одарённых детей начальной школы.

Цель исследования: Разработка внутришкольной модели работы с талантливыми и одарёнными детьми начальной школы.

Основные задачи:

- изучить  проблему психолого-педагогического сопровождения одарённых и талантливых детей;

- изучить факторы целенаправленного психолого-педагогического сопровождения развития индивидуальности обучающихся;

- определить систему инновационных форм, методов, средств педагогического взаимодействия с одаренными детьми;

-  разработать и описать модель работы с талантливыми и одарёнными детьми в начальной школе МАОУ гимназии № 5 г. Новороссийска.

Гипотеза исследования:

Построение модели работы с талантливыми и одарёнными детьми в начальной школе будет эффективным, если:

- изучена  проблема психолого-педагогического сопровождения одарённых и талантливых детей в контексте современных теорий и концепций;

- определена система инновационных форм, методов, средств педагогического взаимодействия с одаренными детьми;

- разработана, экспериментально апробирована и внедрена в практику  модель педагогического сопровождения обучающихся через работу студий эстетического воспитания.

Методологической основой исследования стали работы ученых, в которых представлены ведущие идеи программно-целевого управления (Д. Ф. Ильясов, И. О. Котлярова, С. А. Репин и др. ), развития одаренности и творческих способностей учащихся в гуманистической психологии      (Э. Ландау, Н. С. Лейтес, А. М. Матюшкин и др. ) и педагогике                 (А. И. Доровский, А. И. Савенков, Дж. Рензулли, А. В. Усова и др.), креативного образования (Г. С. Альтшуллер, Д. Б. Богоявленская,                  И.М. Яковлева и др.), мотивации и педагогического стимулирования                     (Е. И. Винтер, В. Г. Пряникова, В. Н. Тарасюк и др. ), создания развивающей педагогической среды (Л. П. Буева, Ю. С. Мануйлов,             В. А. Ясвин и др. ), педагогического мониторинга и эксперимента                  (Д. Кэмпбелл, Д. Ш. Матрос, Н. Н. Тулькибаева, Е. В. Яковлев и др.

Методы исследования: анализ психолого-педагогических научных работ по теме исследования, обобщение полученных данных, педагогическое наблюдение, анализ  практической деятельности исследуемой организации.

Практическая значимость исследования  заключается во внедрении результатов исследования в практическую деятельность образовательной организации, показана возможность создания условий для полноценного развития творческих и интеллектуальных способностей младших школьников в стенах образовательного учреждения. Разработанный и внедрённый во внеурочную  деятельность  опыт работы студий эстетического воспитания  способствует  повышению эффективности воспитательного процесса  при  формировании знаний об истории, культуре и традициях кубанского казачества, России.  

Работа состоит из  двух разделов, пяти подразделов, включает два  рисунка, три таблицы. 

В первом разделе раскрываются психолого-педагогические подходы к работе с одаренными и талантливыми детьми, проблема развития одаренности и сущность понятий «одарённость», «одарённый ребёнок».

Во втором разделе  описывается внутришкольная модель работы с талантливыми и одарёнными детьми в начальной школе, критерии и показатели эффективности разработанной модели, организация и функциональное обеспечение  модели.

1. Психолого-педагогические подходы к работе с одаренными и талантливыми детьми

1.1. Проблема развития одаренности

Проблема развития одаренности волновала великих педагогов и психологов в различные времена. Так, например, Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо определяли творческую и познавательную активность как естественное стремление учащихся к познанию. Вклад в её изучение внесли: П. Я. Гальперин, Г. А. Цукерман, Л. А. Венгер, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и другие.

          Современному российскому обществу требуется человек, способный к развитию, творческому преобразованию действительности, мыслящий неординарно, умеющий оперативно реагировать на изменения и творчески подходить к решению стандартных задач.

           Творческая деятельность является необходимым компонентом здоровой и гармоничной жизни человека. Воспитание творческой личности у детей предполагает развитие у них направленности на гармоничное протекание творческой деятельности, на самоорганизацию гармоничной жизни в целом.

           По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую активность, искусство занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека.

         Согласно взглядам российских ученых Л. С. Выготского и В.В. Давыдова личность рассматривается как интегрированное образование. Развитие личности происходит на протяжении жизни человека и одним из важнейших критериев личности является творчество, поскольку в процессе человеческой жизни развивается воображение как внутренний механизм, обеспечивающий культурное самоопределение личности.

Современное  образование даёт возможность всем без исключения учащимся проявить свои таланты и весь творческий потенциал в реализации  своих  личных планов.

Методологическую основу требований ФГОС НОО составляет системно-деятельностный подход, усвоение и присвоение ребенком накопленного социального опыта, который  достигается в ходе активной самостоятельной деятельности при взаимодействии со взрослыми, и с ровесниками. В условиях реализации нового образовательного Стандарта большое внимание уделяется организации внеурочной деятельности. Она должна носить творческий, нестандартный характер.

              Работа с одаренными детьми — это гибкая и открытая система, способная обеспечить разносторонний подход к ребенку, индивидуализацию и одновременно развитие социального опыта в общении и взаимодействии с другими детьми, подростками и взрослыми. Строится на постоянном преодолении познавательных трудностей, достижении высокого общего развития, создания благоприятной воспитательной среды, которая способствует духовному развитию ребенка. Организация работы с одаренными детьми идет по линии подлинного органического единства обучения и воспитания, что заложено в самой сущности феномена одаренности. Моделирование системы работы с одаренными детьми — процесс технологический. «Этому процессу свойственна объективная логика, и его технология есть не что иное, как отражение упорядочения деятельности субъектов образовательного процесса в соответствии с этой логикой».

                Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие — один из важнейших аспектов деятельности общеобразовательной организации. Исходя из принципа, что все дети талантливы, мы ставим своей задачей выявление и поддержку не только одаренных детей, но и обучающихся с повышенным уровнем мотивации к обучению. Важность и актуальность решения проблемы выявления и развития одаренных и талантливых детей сегодня нельзя переоценить. При всех существующих трудностях в системе образования сегодня открываются новые возможности для развития личности ребенка в целом и одаренной личности в частности.

            Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.

1.2. Сущность понятий «одарённость», «одарённый ребёнок»

             Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

            Б.М. Теплов предлагает следующее определение одаренности: «…Одаренность понимается, как то качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности». При этом автор считает: «…нельзя говорить об одаренности вообще. Можно говорить об одаренности к чему-нибудь, к какой-нибудь деятельности». [17]

              Понимание термина «одаренный» претерпело значительные изменения на протяжении XX столетия. Сначала это понятие относилось только к взрослым, достижения которых считались выдающимися. Затем его стали применять к детям, имея в виду их интеллектуальное развитие, исключительные успехи в учении. В группу одаренных попадали дети, которые оказывались в числе нескольких процентов, имеющих высокие показатели по тестам интеллекта. Однако жизнь постоянно вносила поправки в прогнозы, составляемые на основе тестов: высокие показатели умственного развития не гарантируют ни очень успешную карьеру, ни выдающиеся творческие достижения. В то же время дети с более скромными показателями IQ попадают в число людей, влияющих на прогресс, меняющих жизнь общества. Подобные курьезы заставляли вновь и вновь обращаться к содержанию термина «одаренный» и, в частности, к вопросу, какие же виды одаренности выпали из поля зрения исследователей и практиков.

             Одаренность общая - уровень развития общих способностей, определяющий диапазон деятельностей, в которых человек может достичь больших успехов. [7]

              Одаренность интеллектуальная - такое состояние индивидуальных психологических ресурсов (в первую очередь умственных), которое обеспечивает возможность творческой интеллектуальной деятельности, т.е. деятельности, связанной с созданием субъективно и объективно новых идей, использования нестандартных подходов в разработке проблем, чувствительностью к ключевым, наиболее перспективным поискам решений в той или иной предметной области, открытостью любым инновациям и т.д. [18]

             Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Их отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умение ставить вопросы чаще всего привлекают внимание окружающих к одаренному ребенку. Маленькие «вундеркинды» с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.

Одаренного ребенка отличает и повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна. К этому нужно прибавить и степень погруженности в задачу.

Одаренные дети:

- имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;

- имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;

- испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.

В сфере психосоциального развития одаренным и талантливым детям свойственны следующие черты:

- Сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано. Личные системы ценностей у одаренных детей очень широки.

- Остро воспринимают общественную несправедливость. Устанавливают высокие требования к себе и к окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу.

- Не могут четко развести реальность и фантазию.

- Хорошо развито чувство юмора. Талантливые люди обожают несообразности, игру слов, «подковырки», часто видят юмор там, где сверстники его не обнаруживают. Юмор может быть спасительной благодатью и здоровым щитом для тонкой психики, нуждающейся в защите от болезненных ударов, наносимых менее восприимчивыми людьми.

- Одаренные дети постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока «не по зубам». С точки зрения их развития такие попытки полезны.

- Для одаренных детей, как правило – характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий.

- Чрезвычайно восприимчивы к неречевым проявлениям чувств окружающими и весьма подвержены молчаливому напряжению, возникшему вокруг них.

Условно можно выделить следующие категории одаренных детей:

а) Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.

б) Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.

в) Дети с высокими творческими (художественными) способностями.

г) Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.

д) Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью,  оригинальностью мышления и психического склада.

2. Внутришкольная модель работы с талантливыми и одарёнными детьми начальной школы

2.1. Разработка модели работы с талантливыми и одарёнными детьми начальной школы

Педагогическая деятельность в работе с одаренными детьми основывается на следующих принципах:

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
  • принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Цель  построения модели:

- выявление одаренных и талантливых детей и создание условий для их оптимального развития.

Задачи:

- реализация принципа личностно-ориентированного и системно-деятельностного подходов в обучении и воспитании учащихся;

- создание оптимальных условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей;

- знакомство педагогов с научными подходами к психологическим особенностям и методическими приемами работы с одаренными детьми;

- изучение факторов целенаправленного психолого-педагогического содействия процессам развития личности;

- совершенствование системы подготовки учителей к работе с одаренными детьми;

-  установление сотрудничества в работе с одаренными детьми с родителями обучающихся и  заинтересованными структурами;

- проведение различных конкурсов, олимпиад, интеллектуальных игр и других мероприятий, позволяющих учащимся проявить свои способности.

            Идея инновационной деятельности в МАОУ гимназии № 5                            г. Новороссийска – создание модели для творческого развития  учащихся младших классов и ее  реализации через организацию студий эстетического воспитания. Была создана инновационная программа «Студия эстетического воспитания – как эффективное средство развития  творческих и интеллектуальных способностей талантливых учащихся младших классов во внеурочной деятельности через театрализацию и организацию работы  в группе казачьей направленности», которая участвует в образовательном Форуме «Инновационный поиск 2017», авторы – учителя начальных классов Мкртычян Т. М., Кашкова С.В.

Рисунок 1 – Направления реализации программы

        Для реализации поставленных  целей   намечены следующие задачи:

Таблица 1

СЭВ «Маленькая страна»

СЭВ «ИСТОК»

  • Развивать и совершенствовать творческие способности детей, их речевую и сценическую культуру, внимание, фантазию, память, воображение, наблюдательность, находчивость, быстроту реакции, инициативность и выдержку.

Изучать  историю национальной культуры, историю кубанского  казачества и боевого искусства, основ религиозной культуры.

Формировать  личность,  культуру общения и поведения в социуме.

Овладеть навыками общения и коллективного творчества

Учиться работать в группах, проявляя коммуникативные умения

Познакомиться с театральной терминологией, видами театрального искусства;  воспитать  культуру поведения в театре

Формировать у учащихся общечеловеческие  нормы  морали и этики.

Развивать внутреннюю свободу, способность к объективной самооценке и регуляции в поведении, чувства собственного достоинства, самоуважения, лидерских качеств.

Воспитать трудолюбие как высокую ценность в жизни, развивать  потребность в творческом труде.

Инновационная программа строится на следующих подходах:

1. Деятельностный подход осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно- исследовательской, конструирования. Организованная образовательная деятельность строится как процесс организации различных видов деятельности.

2. Личностно-ориентированный подход – это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса обучения, т.е. опора на опыт ребенка, субъектно-субъектные отношения. Реализуется в любых видах деятельности детей.

3. Индивидуальный подход – это учет индивидуальных особенностей детей группы в образовательном процессе.

4. Дифференцированный подход – в образовательном процессе предусмотрена возможность объединения детей по особенностям развития, по интересам, по выбору.

В основу программы положена идея создания образовательной среды по развитию творческих и интеллектуальных способностей талантливых учащихся  на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка.  

Важнейшим факторам  в реализации инновационной программы  является создание таких условий, при которых  ребенок  чувствовал бы себя комфортно, чтобы ему было интересно, а  программы  студийных кружков  соответствовали бы возрастным особенностям младших школьников.

Для этого необходимо учитывать следующее:

-опора  на научно-педагогические принципы и подходы, лежащие в основе программы;

-развитие способностей школьников посредствам интеграции различных видов  деятельности;

-развитие навыков  самоорганизации детей;    

-приобщение учащихся  и их семей  к традиционным социокультурным ценностям.

Для реализации программы  необходимо:

-обеспечить эмоциональное благополучие детей и самоценность личности ученика;

-создать необходимые условия для развития  творческой и познавательной деятельности;

 - организовать работу с родителями на основе равенства и партнерства.

-учитывать индивидуальные особенности младшего школьника.

Успешность инновационной программы  определяется увлеченностью детей и их   способностью использовать приобретенные знания, умения и навыки, которые им пригодятся  в образовательной  и практической  деятельности.  Отдавая предпочтение тому или иному направлению  (изобразительное, декоративно-прикладное, музыкальное, театрализованное, хореографическое), дети самостоятельно определяют цель деятельности, планируют и реализуют намеченное, осуществляют самоконтроль и самооценку.

Механизмы реализации инновационной программы

1 этап. Подготовительный – (1 класс)- мотивационно-ориентировочный.  Направлен на создание условий, способствующих активизации интереса младших школьников к  творческой деятельности:

-изучение  психолого-педагогической и научно – методической литературы по проблеме создания условий для творческого и интеллектуального развития младших школьников на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;

-проектирование   развивающей среды для реализации программы;

- определение  уровня заинтересованности и готовности детей, родителей и педагогов дополнительного образования  к реализации программы.

-разработка  системы организации художественно-эстетического развития детей.

-разработка инструментария  оценки качества творческого и интеллектуального развития.

2 этап. Основной –(2-3 классы) – исполнительный. Направлен на создание условий, способствующих овладению навыками рисования, лепки,  хореографии, актерского мастерства, вокала, декоративно-прикладного искусства, конструирования и. т. Д.  Главная задача этих занятий – снять приобретенные зажимы, развить познавательный интерес, выработать навыки работы в группе и, самое основное, научить получать удовольствие от своей работы и работы товарищей.

     3 этап. Заключительный – (4 класс)– рефлексивно-оценочный. Он будет направлен на создание условий, которые будут способствовать развитию творческой самостоятельности и формированию базы рефлексивно-оценочных суждений младших школьников.                                                                                                            На заключительном этапе необходимо:                                                                                                   -провести мониторинг уровня творческого развития детей участвовавших в реализации программы;

-проанализировать полученные результаты.

Новизна программы заключается в разработке механизма системного подхода к развитию  творческой, интеллектуальной личности и создание условий ее самореализации  в различных  направлениях через игровую, познавательно – исследовательскую, театрализованную, изобразительную, музыкальную, двигательную деятельность.

В образовательном учреждении две студии эстетического воспитания. Направления студий разные, но все кружки в них  связаны общей развивающей  идеей:

Таблица 2

                                «

                                                        

                        

Учащийся  имеет возможность выбрать для занятий внеурочной деятельности от  одного  до  шести кружков студии, меняя их,  при желании, находясь в едином развивающем пространстве.

Работа всех студийных кружков осуществляется  только в стенах образовательной организации с привлечением педагогов дополнительного образования, что экономит время родителей, желающих всесторонне развивать своего ребенка.

       Предусмотрено ведение классным руководителем   «Базы данных индивидуальных достижений учащихся во внеурочной деятельности», для того, чтобы учащиеся видели свой рост, а родители ощутили продвижение в развитии ребенка. Мониторинг качества обучения помогает отслеживать все продвижения и достижения учащихся, видеть их слабые и сильные стороны, анализировать и оценить результативность.

Срок реализации – 4года. Занятия студийных кружков проводятся один  раз в неделю во второй половине дня после окончания учебных занятий по 35 минут в 1 классе, по 45 минут – во 2-4 классах. Количество учащихся в группах от 8 до 12 человек.  Наряду с групповой формой работы применяется коллективная и индивидуальная с учётом возрастных особенностей детей. Категории участников программы: учащиеся начальной школы, учителя начальных классов,  педагоги дополнительного образования, педагог-психолог образовательного учреждения, родители.

Программа  по развитию творческого и интеллектуального потенциала учащихся младших классов была апробирована в образовательном учреждении  с 2012 по 2016 годы. Положительная динамика охвата обучающихся  во внеурочной деятельности СЭВ «Маленькая страна» и СЭВ «ИСТОК»  - 100%.

Далее представлена модель работы с одаренными и талантливыми детьми в начальной школе МАОУ гимназии № 5 города Новороссийска.

Рисунок 2 - Внутришкольная модель работы с одаренными и талантливыми детьми в начальной школе

2.2.  Критерии и показатели эффективности разработанной модели

Целевые критерии и показатели (индикаторы)        эффективности  инновационной деятельности

Таблица 3

№ п/п

Показатели

Единицы измерения

1.

Изменение качества знаний обучающихся.

В процентах

2.

Формирование метапредметных  компетенций обучающихся и универсальных учебных действий.

Абсолютные величины

3.

Мониторинг состояния психофизического здоровья обучающихся.

В процентах

4.

Внедрения новых психолого-диагностических программ  в воспитательные отношения.

Абсолютные величины

5.

Количество выявленных одаренных детей.

Абсолютные величины и проценты

6.

Количество новых форм организации внеурочных занятий и дополнительного образования.

Абсолютные величины

7.

Статистические данные о количестве обучающихся, охваченных дополнительным образованием.

Абсолютные величины и проценты

8.

Количество обучающихся, задействованных в  творческих конкурсах и фестивалях.

Абсолютные величины и проценты

9.

Количество обучающихся, задействованных в  интеллектуальных олимпиадах и конкурсах.

Абсолютные величины и проценты

10.

Ведение индивидуальных «Карт Успеха»

Согласно ФГОС начального образования мы разработали содержательную сторону целевых ориентиров по творческому и интеллектуальному развитию детей младшего школьного возраста, которые  рассматриваем как долгосрочные, направленные на позитивные изменения в развитии личности, готовой к творчеству, саморазвитию и самореализации.

Предполагаемый результат реализации программы – развитие творческого потенциала ребёнка.

На этом пути выделяются три уровня:

1-й уровень (ознакомительный), срок реализации 1 год- учащиеся получают первоначальные технологические знания и навыки, изготавливают простые изделия декоративно-прикладного творчества народов Кубани. Значительное внимание на этом этапе уделяется развитию наглядно-образного, пространственного мышления, композиционного, а также творческих способностей, творческого воображения, самостоятельности, мелкой моторики рук. Развитие активизации интереса младших школьников к театрально – игровой деятельности. Формируется начальное  представление о кубанском казачестве.

2-й уровень (развивающий), срок реализации 2 года – углубляются полученные знания о культуре и истории кубанского казачества. Учащиеся фантазируют, экспериментируют, более свободно владеют технологиями, совершенствуют ранее полученные знания на занятиях кружков студий: «Театральная игра», «Мы – будущее Кубани», «Риторика»,

«Художественный труд», «Музыкальное творчество», «Планета книголюбов», «Танцевальный кружок», «Волшебная кисточка», что позволяет детям самовыражаться. Учащиеся овладевают начальными навыками актерского мастерства, хореографии, изобразительного и музыкального творчества.

3-й уровень (рефлексивно-оценочный), срок реализации 1 год – на этом этапе ребята научатся ставить перед собой цель при помощи решения намеченных задач,  осуществлять её выполнение. Учащиеся совершенствуют  исполнительские умения  в создании художественного образа с использованием игровых, песенных и танцевальных импровизаций.  Совершенствуют  интонационную выразительность речи, её диалогическую  и монологическую формы. У учащихся  появляется  устойчивый  интерес к таким видам искусства, как театр, музыка, хореография, декоративно-прикладное и изобразительное творчество. Формируются  базовые  психологические качества (самостоятельность, уверенность, толерантность), потребность в самопознании и саморазвитии, а также культура общения и поведения в социуме, ориентация в многообразии исторических и культурных традиций кубанского казачества, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся.

Формы и методы работы позволят достичь следующих результатов:

Личностные:

- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

- воспитание и развитие ценностных установок –внимательное и доброжелательное отношение к сверстникам, младшим и старшим, готовность прийти на помощь, заботливость, уверенность в себе, чуткость, доброжелательность, общительность,  самостоятельность, ответственность, уважительное отношение к культуре всех народов, толерантность, трудолюбие, желание трудиться, уважительное отношение к своему и чужому труду и результатам труда.

Метапредметные результаты:

Регулятивные универсальные учебные действия:

-предвосхищать результат.

- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.

-концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;

- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

-ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;

- предлагать помощь и сотрудничество;

- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

- формулировать собственное мнение и позицию;

- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Познавательные универсальные учебные действия:

- ставить и формулировать проблемы;

-  осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.

- установление причинно-следственных связей.

2.3. Организация и функциональное обеспечение  модели

  1. Функции директора:
  •       Планирование в годовом плане отдельного раздела по работе с одарёнными детьми и контроль его выполнения участниками образовательных отношений.
  •      Материальное стимулирование одарённых детей.
  •       Организация работы муниципальной инновационной площадки «Сопровождение родительской общественности в вопросах образовательной политики как фактор модернизации учебно-воспитательной работы в школе»

 2.Функции заместителей директора по УВР  и  ВР:

  •      Регулирование и коррекция образовательных процессов, связанных с реализацией программы «Одарённые дети». 
  •      Организация и проведение семинаров по проблемам работы с одарёнными детьми. 
  •      Координация действий учителей, работающих с одарёнными детьми. 
  •       Помощь в разработке индивидуальных образовательных программ для одарённых детей. 
  •       Сбор банка данных по одарённым детям.
  1. Функции учителей-предметников:
  •       Выявление одарённых и талантливых детей.
  •       Корректировка программ и тематических планов для работы с одарёнными детьми, включение заданий повышенной сложности, творческого, научно-исследовательского уровней.
  •       Организация индивидуальной работы с одарёнными и талантливыми детьми.
  •       Подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям школьного и районного уровня.
  •       Отбор и оформление в течение года достижений одарённых детей для предъявления на общешкольной ежегодной конференции.
  •       Оформление своего опыта работы с одарёнными детьми в виде творческого отчёта для предъявления на педсовете.
  •       Создание в учебных кабинетах картотеки материалов повышенного уровня сложности.
  •      Консультирование родителей одарённых детей по вопросам развития способностей их детей по предмету.
  1. Функции классных руководителей:
  • Выявление одарённых и талантливых детей.
  • Оформление в дневниках классных руководителей сводной таблицы по видам (областям) одарённостидетей, используя данные своих диагностик и наблюдений учителей-предметников, руководителей кружков, родителей.
  • Ведение индивидуальных карт достижений учащихся.
  • Планирование воспитательной работы в классе с учётом реализации одарёнными детьми класса своих способностей.
  1. Функции руководителей студии эстетического развития, педагогов дополнительного образования:
  • Выявление одарённых и талантливых детей.
  • Организация творческих отчётов детей.
  • Подготовка обучающихся к конкурсной деятельности, к участию в мероприятиях различных направленностей.

  6.Функции педагога-психолога:

  • Подготовка диагностических материалов.
  • Психолого-педагогическая диагностика.
  • Анкетирование родителей.
  • Организация и проведение развивающей работы с учащимися.
  1. Функции родителей:
  • Всесторонняя поддержка детей.
  • Совместное участие в мероприятиях различной направленности.
  • Координация действий с педагогическим коллективом.
  • Участие в общественно-педагогическом форуме «Личность. Семья. Школа».

Необходимо организовать деятельность всех участников образовательных отношений таким образом, чтобы ребёнок стал истинным центром общей педагогической заботы, направленной на его обучение, развитие и воспитание.

Заключение

            Изучение современного состояния и существующих тенденций в решении проблем психолого-педагогического сопровождения одарённых и талантливых детей, анализ нормативно-правовой базы и научной психолого-педагогической литературы, а также проведенное нами исследование и личный опыт управленческой деятельности показали, что

необходимость совершенствования внутришкольного управления развитием детской одаренности, построение модели работы с одарёнными и талантливыми детьми обусловлена модернизацией современного общества предполагающей его переход от индустриального к информационному, в котором процессы порождения и распространения знаний становятся ключевыми. В связи с этим возникает потребность в людях интеллектуально развитых, талантливых, способных выдвигать идеи, направленные на прогрессивные изменения в различных сферах деятельности человека.

            В ходе работы  была изучена  проблема психолого-педагогического сопровождения одарённых и талантливых детей, факторы целенаправленного психолого-педагогического сопровождения развития индивидуальности обучающихся, определена система инновационных форм, методов, средств педагогического взаимодействия с одаренными детьми и разработана и описана модель работы с талантливыми и одарёнными детьми в начальной школе МАОУ гимназии № 5                         г. Новороссийска.

          После проведённого теоретического анализа, а затем практического изучения проблемы мы делаем вывод, что практическая значимость  работы состоит в том, что в ней с использованием предложенной модели показана возможность создания условий для полноценного развития творческих и интеллектуальных способностей младших школьников в стенах образовательной организации. Разработанный и внедрённый во внеурочную  деятельность  опыт работы студий эстетического воспитания  способствует  повышению эффективности учебно-воспитательных отношений, особенно  при  формировании знаний об истории, культуре и традициях России и кубанского казачества.

          Данная модель работы с одарёнными и талантливыми детьми  по развитию творческого и интеллектуального потенциала учащихся младших классов была апробирована в образовательной организации - МАОУ гимназии № 5 г. Новороссийска с 2012 по 2016 годы. За данный период времени  увеличился процент участия учащихся в городских, краевых, всероссийских конкурсах, олимпиадах, викторинах и фестивалях,  где  дети  показали высокие результаты в урочной  и  во внеурочной деятельности. Повысились результаты по всем целевым критериям и показателям эффективности  деятельности, указанным в программе «Одарённые дети» и в инновационной программе «Студия эстетического воспитания – как эффективное средство развития  творческих и интеллектуальных способностей талантливых учащихся младших классов во внеурочной деятельности через театрализацию и организацию работы  в группе казачьей направленности».

 Создание предложенной модели работы с талантливыми и одарёнными детьми в начальной школе при совместной деятельности педагогического коллектива и родителей по обучению, воспитанию, развитию детей  способствует модернизации учебной и воспитательной работы в современной общеобразовательной школе.

 

  1. Список использованных источников.

  1. -  Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г., № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;
  2.   - Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 года N497 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020годы»;
  3. - Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы (Указ Президента Российской Федерации В.В. Путина от 01.06.2012 г. № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы);
  4. Государственная программа Краснодарского края "Развитие образования" с изменениями и дополнениями от:10 декабря 2015 г., 21 апреля, 8 июля 2016 , утверждённая Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.10.2015 г. № 939.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373(с изменениями и дополнениями, приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 г. № 1645 и от 31 декабря 2015 г. № 1578;
  6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 г. № 1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от6 октября 2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
  7. Большой психологический словарь / Сост. И общ. Ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко,-СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2003.-С. 347-348.
  8. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика М.: 2013 - №4.
  9. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1991.
  10. Дружинин В.Н. Диагностика общих способностей. – М., 1995.
  11. Куприна Н.Г. Традиции народной педагогики в музыкальном воспитании детей. – Екатеринбург, 2001.
  12. Левит М.В. Как сделать хорошую школу? Практико-ориентированное пособие по проектированию и управлению школой. М.: Центр "Педагогический поиск", 2002.
  13. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия / Н.С. Лейтес. М.: Изд-во Институт практической психологии; Воронеж: НПО "МОДЭК", 1997.
  14. Обучение детей с учетом психофизиологии. Практическое руководство для учителей и родителей.
  15. Петухова Г. В., Петухов С. Ю. Построение модели работы с одаренными и мотивированными к обучению детьми в общеобразовательной организации [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2015. — С. 31-34.
  16. Плахова Л.М. Курс молодого бойца или Азбука директора школы. Вып 3 Практ. пособие/Л.М. Плахова. – М.: Просвещение, 2007.
  17. Психология одаренности: от теории к практике/ Д. В. Ушакова. – М.: ИП РАН, 2000. – 96 с.
  18. Психолого-педагогический словарь/Сост. Рапацевич Е.С.-Минск: «Соврем.слово», 2006.- С. 532-535.
  19. Рензулли Дж. С., Рис С.М. Модель обогащенного школьного обучения: практическая программа стимулирования одаренных детей //Современные концепции одаренности и творчества /Под ред. Д.Б.Богоявленской. М., 1997.
  20. Сиротюк А. Л. Коррекция обучения и развития школьников. – М.: ТЦ Сфера, 2002.
  21. Усова О.В.« Развитие личности ребенка средствами хореографии. Театр танца»,  Екатеринбург, 2001г.
  22. Хеллер К. Диагностика и развитие одаренных детей и подростков // Современные концепции одаренности и творчества /Под ред. Д.Б.Богоявленской. М., 1997.
  23. Шадриков В.Д. Способности, одаренность, талант //Развитие и диагностика способностей. М., 1991. С. 7—21.
  24. https://www.livelib.ru/author/296850/latest-a-l-sirotyuk.
  25. http://www.minobrkuban.ru/obrazovanie/obsh-obrazov-shkoly/klassy-kazachey-napravlennosti/normativno-pravovye-dokumenty/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа учителя математики с одарёнными детьми в условиях общеобразовательной школы

Обобщён опыт работы классного руководителя 5 класса по выявления одарённых детей в процесе внеклассной работы. Работа математического кружка "Юный математик" помогает приобщить обучающихся к изучению ...

Педагогический проект "Модель работы с одаренными детьми в начальной школе"

Если школьник с первого класса подготовлен к тому,что он должен учиться создавать, придумывать,находить оригинальные решения,то формирование личности будет проходить на основе обогащения её инте...

Модель работы с одарёнными детьми в начальной школе

Модель работы с одарёнными детьми в начальной школе...

Модель работы учителя-предметника с одарёнными детьми.

Педагогический подход к одаренным детям в современных условиях:  выявление и сопровождение  одаренных детей....

Особенности организации урока английского языка при работе с гипер- и гипоактивными детьми в начальной школе

Выступление на педсовете, содержащее теоретические и практические выкладки по теме....

Доклад: "Система работы с талантливыми и одарёнными детьми"

В данном материале рассматривается система работы учителя с талантливыми и одаренными детьми, кроме цели, направления и форм работы с данными учащимися, я предлагаю познакомиться с  индивидуальны...