Главные вкладки

    Статья по английскому языку на тему:
    Особенности организации урока английского языка при работе с гипер- и гипоактивными детьми в начальной школе

    Шумилова Татьяна Вольдемаровна

    Выступление на педсовете, содержащее теоретические и практические выкладки по теме.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Шумилова Т.В.

    Особенности организации урока английского языка при работе с гиперактивными детьми в начальной школе

    С каждым годом педагоги все чаще и чаще сталкиваются с присутствием в классе, в учебной группе одного-двух, а то и более учащихся, которые не в состоянии овладеть материалом школьной программы из-за неусидчивости, расторможенности, импульсивности, несобранности, нарушают и тормозят учебный процесс.

    Неуправляемый, на уроках – рассеянный, невнимательный, качается на стуле, роняет ручки и карандаши и постоянно их собирает, – вот далеко не полный перечень отзывов педагогов по поводу гиперактивных детей. У окружающих создается впечатление, что эти дети не воспитываются родителями, что они живут в атмосфере вседозволенности, хотя это чаще всего не так.

    1. Психофизиологические особенности гиперактивных детей

    Одной из специфичных черт является чрезмерная активность ребенка, излишняя подвижность, суетливость, невозможность длительного сосредоточения внимания на чем-либо. Неподвижность – неестественное состояние для гиперактивного школьника. Если он перестает двигаться, то он как бы впадает в ступор и теряет способность думать. Если учитель настаивает на том, чтобы он сидел прямо, не ерзал, поставил ноги под парту, ребенок просто «выпадает» из любой учебной деятельности.

    Сидеть за партой шесть уроков подряд по 40 минут – даже для здорового ребенка непосильная задача. Монотонность, отсутствие смены форм деятельности на уроке и в течение дня приводят к тому, что через 10-15 минут после начала урока гиперактивный ребенок уже не в состоянии спокойно сидеть за партой.

    Невозможность терпеть и ждать толкает гиперактивного ребенка вперед. Если ребенку не позволяют ответить сразу, то его интерес пропадает.

    Предъявление учебного материала – это чаще всего педагогический монолог, активно эксплуатирующий аудиальные системы и исполнительское поведение ребенка, тогда как гиперактивным детям нужны и другие опоры – визуальная, тактильная, двигательная.

    Многоканальное восприятие гиперактивного ребенка и недостаточный арсенал способов предъявления учебного материала приводят тому, что потенциал и возможности ребенка не реализуются, что особенно опасно для гиперактивных детей. Это приводит к появлению тревожности, неуверенности в собственных силах, с одной стороны, а с другой стороны, не явленный потенциал ребенка, в свою очередь, делает его неуспешным в глазах педагога и других детей.

    Гиперактивные дети демонстрируют сильную утомляемость и истощаемость организма (по сравнению со здоровыми сверстниками), что проявляется в снижении контроля, повышении подвижности, импульсивности, рассеянности. При неустойчивости внимания дети начинают допускать большое количество разнообразных, часто не системных ошибок в выполнении заданий, не успевают уложиться в отведенное время, и, как следствие, получают наибольшее количество замечаний и отрицательных оценок со стороны учителя. Гиперактивные дети показывают нестабильные результаты в выполнении самостоятельных заданий по предметам (то пять, то два), во многом результат на уроке зависит от того, каким по счету был урок, после какого урока по расписанию проходил, или как был организован. Неоднократно проводились эксперименты, когда обнаруживались, что из пяти заданий контрольной работы ребенок сделал только три и соответственно был оценен педагогом: детям предоставляли возможность доделать контрольную работу после урока, и оценивали, насколько удалось улучшить результат. В 90 % случаев дети улучшали результат и получали более высокую оценку. Ребята говорили, что не успевают так быстро выполнять все задания, они расстраивались, что не могут показать знания. Через какое-то время происходило привыкание к тому, что получить объективную оценку достижений не представляется возможным. Параметр скорости для педагога оказывается более важным в сравнении с качеством выполнения, но, сколько бы ни старался гиперактивный ребенок, соответствовать этим требованиям ему вряд ли удастся, остается привыкнуть к статусу «неуспешного» и смириться. Детей начинает преследовать боязнь получения отрицательной оценки, повышается уровень тревожности, снижается самооценка, появляется защитная реакция на внешние воздействия. Неудачливость может стать «жизненным кредо» гиперактивного ребенка: неудачлив в учебе, неудачлив в отношениях со сверстниками, учителями, неудачлив дома и т.п.

    2. Разновидность СДВГ номер два: Дефицит внимания

    Детям с дефицитом внимания трудно безотрывно думать о чем-то одном и скучно заниматься тем, что требует внимания больше, чем несколько минут подряд. Правда, если они увлекутся чем-то, что им по-настоящему интересно, то могут заниматься этим и более длительное время. К сожалению, в круг увлекательных занятий редко входят школьные предметы, чтение и вообще узнавание чего-то нового в систематическом виде. Особенно плохо им дается выполнение домашних заданий. Зачастую они забывают записать, что надо делать, а если запишут, то забудут дневник или перепутают учебник. Если уроки все-таки сделаны, в них полно ошибок и исправлений. Выполнение домашних заданий становится пыткой как для детей, так и для родителей.

    Тот же диагноз может давать совершенно противоположную картину. И тогда дети производят впечатление «спящих на ходу» и «отмороженных». Могут быть проблемы со скоростью и точностью обработки информации, из-за чего их нередко считают туповатыми. Особенно сложно им воспринимать задания на слух — они буквально пропускают мимо ушей то, что говорит учитель. При этом в классе они могут сидеть тихо и смирно и даже имитировать старательность. Кроме того, по сравнению с гиперактивными и импульсивными товарищами по несчастью, у таких ребятишек может быть меньше сложностей в общении с одноклассниками или сверстниками во дворе, поэтому их проблемы часто остаются незамеченными. Но они нуждаются в помощи не меньше, чем дети с другими формами СДВГ.

    3. Особенности работы учителя с гиперактивными детьми

    Морализаторство и уговоры не могут помочь гиперактивному ребенку справиться с собой. Постоянные одергивания действуют лишь раздражающе. Наказания, наложение «штрафов» не оказывают воспитательного воздействия, скорее – наоборот.

    Гиперактивным детям нравятся воспитатели, которые излучают авторитет, не будучи авторитарными, которые строги, но и понимают шутку, которые никого не разоблачают, но зато помогают в учебе, лучше всего в форме подсказок. Ребенку с нарушением внимания помогают такие педагогические приемы, как подача четких сигналов, спокойное обращение, постоянное стимулирование не столько достижения высоких результатов, сколько готовности прилагать усилия и быть прилежным. Об изменении учебной ситуации ребенок должен узнать своевременно, чтобы суметь приготовиться к этому.

    Учитель окажет помощь ребенку, если проследит за тем, чтобы тот переписал для себя с доски задание на дом.

    Для ученика надо выбирать такое место в классе, где меньше отвлекающих моментов. Лучше ему сидеть одному, но эта мера не должна иметь вид наказания. Не стоит также постоянно пересаживать учащегося с места на место. Чем четче правила, действующие на уроке, тем легче приходится ребенку с нарушенным вниманием.

    Особое значение следует придавать подготовке учебных пособий и материалов: чем понятнее, систематичнее, структурированнее учебные материалы, тем лучше сможет учиться гиперактивный ребенок.

    Организация учебного процесса с учетом психофизиологических особенностей учащихся:

    • смена видов деятельности в зависимости от утомляемости ребенка (каждые 10 минут);
    • реализация двигательной потребности ребенка (организованные паузы, рифмовки в движении, стихи с мячом, грамматические рифмовки; разбор домашнего задания, чтение текстов стоя);
    • многоступенчатость заданий (не один листик с десятью заданиями, а десять листиков с одним заданием в каждом);
    • понижение требований к аккуратности на первых этапах обучения;
    • выполнение упражнений на релаксацию и снятие мышечных зажимов (массаж кистей рук, пальчиковая гимнастика и другие);
    • чаще побуждать к диалогу, провоцировать на ответ;
    • инструкции учителя должны быть четкими и немногословными;
    • предупреждать об окончании каждого этапа работы ( например, «заканчиваем»);
    • избегание категорических запретов, плохих оценок, не допускать негативной реакции на работу;
    • поощрять ребенка сразу, не откладывая на будущее;
    • оставаться спокойным, искренним и заинтересованным в его успехе.
    • Развитие дефицитарных функций:
    • повышение уровня внимания (использование упражнений «Найди ошибку», «Проверь себя и соседа»);
    • снижение импульсивности (например, вызов к доске того, кто поднял руку последним, задание «Тихий ответ»);
    • снижение деструктивной двигательной активности (обучение навыкам самоконтроля: упражнение «Замри», «Волны» и др.).
    • Обучение учащегося конструктивным формам взаимодействия с педагогом и сверстниками на уроке:
    • отработка навыков выражения гнева в приемлемой форме;
    • обучение конструктивным способам разрешения конфликтов на уроке;
    • обучение приемам структурирования учебного времени;
    • отработка навыков самоконтроля;
    • обучение техникам самоуправления.

    С учетом особенностей психики младшего школьника, целесообразной можно считать следующую структуру занятия английским языком:

    • повторение знакомой детям песни;
    • введение нового материала;
    • закрепление нового материала в продуктивной деятельности (рисование или изготовление атрибутов-поделок);
    • разучивание песни, стихотворения или рифмовки с новым языковым материалом;
    • подвижная игра, уже известная детям, или задания на общее физическое реагирование;
    • повторение известной детям истории. [5]

    4. Особенности работы учителя с гипоактивными детьми

    С гиподинамическим ребенком нужно много разговаривать. Не отчаивайтесь по поводу того, что сам он в разговор практически не вступает, ограничиваясь короткими репликами. Как правило, он вас внимательно слушает и слышит (даже если вы уверены в противоположном — все равно пытайтесь!). Не следует очень ужадаптировать свою речь к его возрасту. Гиподинамическому ребенку (речь которого почти всегда бедна и немногословна) очень полезно слышать полноценную русскую Литературную речь. Многие родители гиподинамических детей обращали внимание на то, что эти дети часто любят слушать людей (по телевизору, в гостях и т. д.), которые хорошо и правильно говорят, даже если тема выступления для ребенка явно непонятна. Для гиподинамического ребенка речь такого человека — это акт искусства (так же, как для нас с вами — выступление сверх-ГИбкого гимнаста или человека, способного запоминать двадцатизначные числа и перемножать их в уме).

    В силу того что вербальный (выражаемый словами) интеллект у гиподинамических детей представлен не особенно положительно, в качестве компенсации у них часто развивается невербальный компонент интеллекта. Такие дети часто успешно решают ребусы и головоломки, собирают замысловатые конструкции, справляются с нестандартными графическими или пространственными задачами из различных развивающих книжек. Все это следует поощрять и развивать, так как в школьном обучении невербальный интеллект — наиболее доступный (и распространенный) ресурс гиподинамического ребенка.

    Необходимо помнить, что гипер- и гипоактивность – это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а психологическая особенность. Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и убеждениями.

    Исследуя возрастную динамику этого синдрома, можно говорить, что его проявления естественным образом уменьшаются с возрастом и к 13-15 годам почти исчезают. В поведении остается фрагментарно появляющаяся импульсивность, усиливающаяся в ситуациях утомления, по мере снижения адаптационных ресурсов ребенка Важно, чтобы условия, в которых существуют такой ребенок, были чувствительны к нему, учитывали

    5. Практические приемы организации работы с гиперактивными детьми на уроке английского языка

    Исходя из особенностей поведения детей младшего школьного возраста с признаками гиперактивности – их склонности к быстрой утомляемости и потере интереса – нужно соблюдать два основных правила при их обучении. Первое – не давать громоздких заданий и инструкций, раздробив сложные задачи на множество маленьких. И второе – каждые семь-десять минут прерываться для того, чтобы в движении, рифмовке или песне активизировать и закрепить пройденный материал.

    Например:

    Контроль уровня сформированности орфографических навыков также может проводиться нетрадиционно. Все дети выходят к доске, делятся на две-три группы, в зависимости от количества учащихся., Слабых учеников поставьте вперед, назначив их капитанами команд. Учитель диктует слово, дети начинают писать, если ошибаются, то следующий учащийся исправляет допущенные ошибки. Таким образом мы не только контролируем, но и одновременно формируем (у слабых учащихся),развиваем (у средних), и совершенствуем ( у сильных) орфографические навыки у младших школьников. Диктант у доски мотивирует, позволяет сменить вид деятельности и не отнимает много времени. Такая форма работы над орфографическими навыками позволяет значительно сократить количество ошибок в письменной речи.

    1. Задание «Тихий ответ» 

    ЦЕЛЬ: снижение уровня тревожности, формирование уверенного поведения учащихся.
    СОДЕРЖАНИЕ: учитель формулирует вопрос, на который все учащиеся должны дать краткий письменный ответ в тетради, затем он проходит по классу, наклоняясь к некоторым ученикам. Они тихо, шепотом сообщают учителю ответ. Процесс опроса продолжается столько, сколько требуется учителю.
    РЕКОМЕНДАЦИИ: выполнение задания позволяет учесть индивидуальные особенности некоторых учеников. Например, учитель может подойти в первую очередь к импульсивному ребенку (чтобы он реализовал потребность в вербальном взаимодействии), затем – к рефлексивному и т.д. Кроме того, подобный опрос способствует решению проблемы разнотемповости мыслительной деятельности учащихся, формируя доверительные отношения учащихся с учителем.

    1. Задание «Проверь себя и соседа» (А.К. Колеченко)
      ЦЕЛЬ: развитие навыков самоконтроля, выявление собственного способа нахождения орфограмм, повышение уверенности в себе.
      СОДЕРЖАНИЕ: учитель предлагает ученикам небольшое письменное задание, после выполнения которого они сначала проверяют свои работы (исправляя ошибки), а потом соседи по парте меняются тетрадями и проверяют друг друга (желательно отмечать ошибки другим цветом).
      После взаимопроверки учитель предлагает каждому ученику проанализировать: сколько ошибок и на какое правило он допустил при выполнении задания (и попытаться определить причины), сколько ошибок ему удалось обнаружить самостоятельно, какие ошибки он так и не нашел и почему, что надо было сделать еще, чтобы не пропустить допущенные ошибки, какие ошибки удалось обнаружить в тетради соседа, какие способы помогли в этом, что было проще: проверять свою работу или работу соседа и почему. Подобный анализ поможет учащимся выработать эффективную стратегию на будущее и сократит количество допускаемых ошибок за счет формирующегося чувства ответственности за собственное грамотное письмо.
    2. Игра «Запрет» (М.С. Рузина). Учитель показывает детям целый ряд пальцевых движений, одно из которых объявляется запретным. Задача учеников – повторить все движения ведущего, кроме названного.
    3. Игра «Обмани глаза» (М.С. Рузина). Дети повторяют только те движения, которые видят, не обращая внимания на слова ведущего, который иногда специально делает ошибку.
    4. Игра «Обмани ушки!» Дети повторяют только названные движения, не обращая внимания на ошибки в показе.

    Рекомендации для оптимизации общения между родителями и детьми, у которых выявлен синдром дефицита внимания с гиперактивным поведением 

    1. В своих отношениях с ребенком необходимо поддерживать позитивную установку. Хвалить его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивать успехи. Это помогает укрепить уверенность ребенка в собственных силах.

    2. Говорить сдержанно, спокойно. Не прибегать к физическому наказанию. Строить ваши отношения на доверии, а не на страхе. Совместно решать возникшие трудности.

    1. Следует помнить, что спокойствие – лучший пример для ребенка

    2. Избегать повторения слова «нет», «нельзя»

    3. Давать ребенку только одно задание на короткий промежуток времени, чтобы он мог его завершить.

    4. Поручить ему часть домашних дел, которые необходимо выполнять ежедневно и ни в коем случае не выполняйте их за него.

    5. 6.Для подкрепления устных инструкций использовать зрительную стимуляцию

    6. Поощрять ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (работа с кубиками, раскрашивание, мозаика и др.)

    7. Вести бальную или знаковую систему вознаграждений (можно каждый поступок отмечать звездочкой, а определенное их количество вознаграждать сладостями, игрушкой и пр.)

    8. Избегать повышенных или пониженных требований. Ставить перед ним задачи, соответствующие его способностям.

    9. Определить вместе с ребенком рамки поведения – что можно и чего нельзя.

    10. Соблюдение четкого распорядка дня

    11. Избегать большого скопления людей, шумных компаний

    12. Во время игр ограничивать ребенка лишь одним партнером.

    13. Оберегать ребенка от утомления, поскольку оно ведет к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

    14. Давать ребенку расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе – длительные прогулки, бег, спортивные занятия.

    Рекомендации для оптимизации общения между учителями и детьми, у которых выявлен синдром дефицита внимания с гиперактивным поведением 

    В работе с ребёнком, имеющим серьёзные нарушения внимания, обязательно нужно наличие у него положительной мотивации. Такая мотивация может возникнуть, если в классе хороший и понимающий учитель, если родители действительно заинтересованы в том, чтобы помочь своему ребёнку. Обязательно нужна совместная работа родителей и учителей, построенная на эмоциональной заинтересованности родителей.

    1. Целесообразно гиперактивного ребёнка обучать в классе с небольшим количеством учащихся. Но это не должен быть класс коррекции, в котором собраны все трудные. В большом классе у гиперактивных детей возникает перевозбуждение, переутомление, снижается самоконтроль.

    2. Оптимальный выбор места за партой – в центре класса напротив доски. Предоставлять ребёнку возможность быстро обращаться за помощью к учителю.

    3. Хладнокровие учителя – основа успеха. Взрослый должен в любой ситуации сохранять спокойствие.

    4. До минимума ограничивать отвлекающие факторы.

    5. Учебные занятия строить по чётко распланированному стереотипному распорядку, вводить ритуалы.

    6. По возможности игнорировать вызывающие поступки ребёнка и поощрять за его хорошее поведение. Хвалить сразу же. Поощрять чаще, например, каждые 15 – 20 минут, выдавать жетоны за хорошее поведение, которые можно обменять на «награды», право идти в первой паре, дежурить и т.д. наказывать следует очень осторожно, и проявлять при этом последовательность.

    7. Не загружать скучной работой. Больше динамики!

    8. Давать короткие, конкретные и понятные инструкции, не более 10 слов. Использовать работу по пооперационным картам.

    9. Использовать индивидуальный режим работы для этих учащихся: уменьшить рабочую нагрузку, вводить частые перерывы в работе; предусматривать возможность для двигательной «разрядки» (физкультминутки, психогимнастика); работать с ними активно, вызывать к доске в начале урока (дня).

    10.Основная задача учителя – научить ребёнка работать по речевой инструкции, последовательно выполнять определённые действия, контролировать и оценивать их выполнение.

    11.Не требовать одновременно аккуратности, внимательности и усидчивости. Это не под силу Гиперактивному ребёнку.

    12.Перед выполнением работы провести беседу с ребёнком, обговорить правила, заключив с ним своеобразный «договор» о тех или иных действиях.

    13.Избегать сравнений ребёнка с послушными и спокойными сверстниками. Это унижает его и снижает самооценку.

    14. В коллективную деятельность включать поэтапно: начать с индивидуальной работы, затем в малых группах и после этого перейти к коллективным видам деятельности.

    15.Задания, предъявляемые на уроке писать на доске.

    16.Обучать саморегуляции своего поведения, двигательной активности, приёмам избавления от мускульного напряжения.

    17.Учитель и родитель могут обмениваться карточками, в которых записываются даже незначительные достижения. Это повышает уверенность и самооценку ребёнка.

    18.Использовать на уроке элементы игры, соревнования.

    19.Большие задания разбивать на последовательные части, контролируя выполнение каждой из них.

    20.Создавать ситуации, в которых гиперактивный ребёнок может показать свои сильные стороны и стать экспертом в классе по некоторым областям знаний.

    21.Помнить, что с ребёнком необходимо договориться, а не стараться сломить его!

    22.Объяснять родителям и окружающим, что улучшение состояния ребёнка зависит не только от специального лечения и коррекции, но и от спокойного и последовательного отношения.

    23.Помнить, что прикосновение является сильным стимулятором для формирования поведения и развития навыков обучения.

    24. И самое главное, следует всегда помнить, что гиперактивность - это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз, который может быть поставлен по результатам специальной диагностики. Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и убеждениями. Гиперактивный ребёнок имеет нейрофизиологические проблемы, справиться с которыми самостоятельно не может. Дисциплинированные меры воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучшению поведения ребёнка, а, скорее, ухудшат его. Эффективные результаты коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности достигаются при оптимальном сочетании медикаментозных и немедикаментозных методов, к которым относятся психологические и нейропсихологические программы, игры и упражнения (приложение 4).

    Родители должны работать в тесном контакте с учителями, психологами и врачом.

    По материалам интернет-источников


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Особенности организации урока английского языка при работе с гиперактивными детьми в начальной школе

    Как учить ребенка, который не может усидеть на месте, удержать ручку и смотреть на доску?...

    Особенности организации урока английского языка при работе с гиперактивными детьми в начальной школе

    Особенности организации урока английского языка при работе с гиперактивными детьми в начальной школе...

    Технология сотрудничества на уроках английского языка при работе с текстом.

    Работа с текстом будет более эффективной, если её проводить в группах, что позволяет развивать взаимодействие и сотрудничество. Основная идея такой технологии- создание условий для активной совместной...

    Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности учащихся на уроках английского языка при работе с УМК «Английский в фокусе» (Spotlight-6)

    Данные методические рекомендации посвящены организации исследовательской деятельности учащихся на уроках английского языка при работе с УМК «Английский в фокусе» в 6 классе и предназначены для учителе...

    Статья «Особенности содержания дополнительных образовательных программ при работе с ОВЗ и одаренными детьми»

    Статья «Особенности содержания дополнительных образовательных программ при работе с ОВЗ и одаренными детьми»...

    «Внутришкольная модель работы с талантливыми и одарёнными детьми в начальной школе»

    Тема работы: Внутришкольная модель работы с талантливыми и одарёнными детьми начальной школы.Объект исследования: – образовательный процесс в начальной школе.Предмет исследования: – образо...