Основные принципы обеспечения эффективности качества образования
статья

Лопатина Татьяна Владимировна

В статье описаны основные принципы проведения оценочной процедуры ВПР и механизмы использования результатов данной процедуры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ot_otsenki_kachestva_-_k_kachestvu_rezultata.docx34.58 КБ

Предварительный просмотр:

Основные принципы обеспечения эффективного качества образования от результатов оценки к достижению необходимого качества

Т.В. Лопатина, tv.lopatina2013@mail.ru, директор МКОУ «Тальменская СОШ №3»

Т.В. Пивнева, t.pivneva2012@mail.ru, заместитель директора по УВР МКОУ «Тальменская СОШ №3»

В статье описаны основные принципы проведения оценочной процедуры (ВПР) и механизмы использования результатов данной процедуры на школьном уровне с целью обеспечения и управления качеством образования. Описаны основные способы использования результатов учителем, школьным методическим объединением, администрацией школы в зависимости от полученного результата.

Ключевые слова: качество образования, внешняя и внутренняя оценка качества образования, управленческие решения, нормативные документы школы, где фиксируются управленческие решения.

Формирование системы оценки качества образования является одним из ключевых приоритетов развития образования в Российской Федерации.

Все более широкое признание получает тот факт, что измерение учебных достижений учащихся необходимо не только для целей мониторинга, но и для повышения качества образования. Данные о достижениях учащихся нами используются для принятия решений, обеспечивающих выработку разнообразных образовательных стратегий, направленных на обеспечение равных возможностей обучения всем учащимся.

Основным принципом системы оценки, форм и порядка оценивания качества образования обучающихся школы является сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования. Результаты внешней и внутренней оценок должны совпадать.

Процедуры оценки обеспечивают повышение качества образования, если их результаты используются для принятия адресных решений, помогают учителям улучшить их педагогическую практику и информируют родителей о том, насколько хорошо учатся их дети.

Цель эффективного использования результатов оценки – это достижения максимального влияния полученных результатов на повышение качества обучения.

Всероссийские проверочные работы - предлагаемая Рособрнадзором независимая оценочная процедура для объективного оценивания качества преподавания учебных предметов в образовательной организации.

Основная цель ВПР - диагностика качества образования.

Мы понимаем, что качественный анализ ВПР – залог успеха на ЕГЭ и ОГЭ, поэтому считаем главным принципом проведения процедуры ВПР объективность проведения процедуры и объективность проверки. Нам нужны честные результаты, для размышления, анализа и планирования дальнейших действий по достижению эффективного качества образования в школе.

Результаты ВПР мы используем для решения задач основной образовательной программы школы, а также в целях повышения эффективности деятельности всего коллектива.

Общая схема оценки деятельности представляет собой цикл следующих последовательных действий:

1. Проведение оценочной процедуры.

2. Анализ результатов. Подготовку школьного отчёта по итогам проведения оценки качества образования в соответствии с государственными образовательными стандартами проводит учитель (Приложение 1), общий отчет формирует заместитель директора по УВР (Приложение 2).

Результаты проверочных работ нужны в первую очередь самим школьникам и их родителям. Они смогут оценить, насколько школа даёт хорошие знания. Стоит ли продолжать обучение в нашей школе или лучше поискать другую.

Результаты интересны педагогам. Они получают оценку качества своей работы в сравнении с уровнем всей страны. И могут понять, какие предметы у них получается преподавать хорошо, а над какими нужно ещё поработать, возможно, придумать какие-то иные подходы и методы преподнесения знаний своим подопечным. С этой точки зрения итоговый отчёт учителя является наиболее важным и полезным из всех информационных материалов, которые могут быть созданы на основе данных процедур оценки и содержит следующую информацию:

- описание целей, которые были достигнуты за счёт оценки;

- описание содержания оценки (что измерялось) и обоснование, почему важно то, что было измерено;

- краткая характеристика инструментария оценки;

- объяснение, как результаты достижений учащихся были сгруппированы и обобщены;

- представление полного распределения результатов достижений учащихся и того, как достижения варьируются среди различных групп учащихся;

- описание факторов, которые оказывают влияние на результаты достижений учащихся;

- определение, где это возможно, тенденций и закономерностей в результатах достижений учащихся;

- формулирование сбалансированных выводов о возможных последствиях для образовательной политики и рекомендаций по повышению результатов обучения;

- предоставление подробных статистических таблиц для проведения вторичного анализа.

- фиксацию основных проблем и обнаруженные тенденции.

В итоговом (годовом) анализе школы отслеживается результаты промежуточной аттестации и государственной итоговой аттестации, что позволяет выявить положительные тенденции и систему работы отдельных учителей, показывающих стабильные высокие результаты обучения.

3. Выявление учащихся, классов, демонстрирующих низкие результаты. Определение пробелов в знаниях по предмету. На основе школьного отчёта по итогам процедуры оценивания Школьные методические объединения учителей, учитель-предметник:

● проводят поэлементный анализ результатов выполнения учащимися заданий оценки

● выявляют пробелы в знаниях и умениях каждого учащегося

● формируют предложения по индивидуальной поддержке учащихся.

Результаты проведённого анализа заставляют ещё раз указать на необходимость дифференцированного подхода в процессе обучения:

учителю необходимо иметь реальные представления об уровне подготовки каждого обучающегося и ставить перед ним ту цель, которую он может реализовать. В создании индивидуальных траекторий обучения результаты ВПР могут оказать неоценимую помощь.

4. Выработка и реализация мер поддержки, которые в результате должны привести к повышению качества знаний учащихся.

Результаты оценочных процедур служат основанием для совершенствования преподавания учебных предметов; для повышения информированности, развития моделей родительского оценивания, принятия обоснованных решений о выборе образовательной траектории ребенка.

Причина

Управленческие решения

Основные документы, где зафиксируются управленческие решения

Результаты ниже текущего качества знаний

Предметная компетенция учителя (недостаточное владение содержанием предмета)

Методическая помощь, курсы ПК, шефство-наставничество

План методической работы школы, ШМО, план (программа) профессионального развития учителя

Методика преподавания, технологии обучения

Необъективность оценивания текущих результатов учащихся (завышение, занижение)

ВШК

План ВШК

Содержание ВПР

Выбор УМК, корректировка ООП

Перечень УМК, учебный план

Результаты соответствуют текущему качеству знаний

Предметная компетенция учителя (достаточное владение содержанием предмета)

Участие в конкурсах по распространению опыта, моральные и материальные стимулы, подтверждение или повышение категории

Портфолио учителя

Заявление на аттестацию

Лист оценки профессиональной деятельности учителя

Приказы директора

Технологии обучения

Методика преподавания

Качественное выполнение должностных обязанностей

Моральные и материальные стимулы

Результаты ВПР направляют нас на выявление причинно-следственной связи несоответствий в школе образовательного процесса либо низкого качества преподавания учебных предметов, для принятий управленческих решений по корректировке образовательной деятельности в комплексе по всем направлениям, в том числе по профессиональной компетентности руководителя и педагогических работников.

И если в школе с объективностью оценивания учебных достижений обучающихся и качеством преподавания предметов все в порядке, то это показатель того, что в системе в установленном порядке проводится в школе внутренний мониторинг качества образования и самообследование, участие в независимой оценке качества образования – это дополнительное доказательство того, что мы выбрали верный путь в обучении детей, не боимся выявить свои слабые позиции и своевременно принять меры к их устранению, направив все имеющиеся ресурсы на повышение качества образования.

А впереди у обучающихся государственная итоговая аттестация, и от того какие знания мы им заложим и как научим преодолевать самостоятельно экзаменационные испытания, зависит их успешное прохождение государственной итоговой аттестации и получение документа об образовании.

Ситуацию объективного оценивания надо начинать с 4 класса, не бояться, что учащиеся не сдадут экзамен. Доводить до сведения родительской общественности, чтобы на выходе после окончания 9-го класса не было разочарований от результатов ГИА, так как при проведении ГИА выявятся истинные результаты. Или наоборот, большое количество «2» - проявление безграмотности, невыполнения даже базы по предмету.

Современные подходы к оценке качества образования пугают родителей, у них возникает много вопросов, их беспокоит то, как помочь собственному ребенку в период подготовки к ответственному испытанию. В связи с этим, как никогда необходима многоаспектность сотрудничества семьи и школы.

В нашей школе с целью вовлечения родителей в образовательный процесс проводятся дни открытых дверей, принимают участие в ГИА, ВПР в качестве общественных наблюдателей, в качестве общественных экспертов при проведении мероприятий оценки метапредметных результатов учащихся. Вопросы мониторинговых исследований различного уровня постоянно рассматриваются на заседаниях родительских комитетов, Управляющего Совета Школы. Ежегодно проводятся репетиционные экзамены с использованием видеонаблюдения. Постоянно проводится информирование родителей через информационный стенд и официальный сайт о предстоящих мониторинговых исследованиях, работает телефон «горячей» линии по вопросам ГИА.

Администрация школы на основе поэлементного анализа результатов:

- корректирует план методической работы и план повышения квалификации учителей;

- определяет возможные направления ресурсных вложений для поддержки качества обучения;

-учитывает полученные данные при проведении самооценки (самоанализа) и в обобщённом виде представляет данные в отчет по самообследованию.

- корректирует план внутришкольного контроля для отслеживания результативности работы учителя по ликвидации выявленных проблем.

Социально-психологическая служба совместно с классным руководителем проводит обследование учащихся, оказывает содействие в решении проблем детям и подросткам, имеющим трудности в обучении, держит на контроле выполнение домашних заданий, посещаемость занятий, не реже одного раза в неделю осуществляет взаимодействие с родителями.

Учитель знакомит родителей обучающихся с проведённым поэлементным анализом результатов выполнения заданий оценки и выявленными пробелами в знаниях и умениях; и они совместно определяют, какую поддержку может оказать семья для восполнения выявленных пробелов и успешного обучения в школе.

Учитель планирует индивидуальную работы с учащимися, которая проводится в виде:

● индивидуальных дополнительных занятий;

● корректировки рабочей программы (в случае необходимости);

● выдачи дифференцированных домашних заданий, в том числе с использованием открытого банка заданий ГИА;

● проведения проверочных мероприятий по ликвидации проблемных моментов.

На сегодняшний день выявилась такая проблема. Количество внешних процедур ОКО ежегодно увеличивается, что позволяет провести качественный анализ состояния системы образования в школе. Поэтому необходимо говорить о корректировке планов оценочных процедур на школьном уровне.

Система работы нашей школы позволяет нам повышать качество знаний учащихся и стремиться к высоким результатам.

Основные риски и противоречия:

- неосознанная позиция определенной части родителей к образованию;

- недостаточная мотивация обучающихся к учебной деятельности;

- неправильное использование и интерпретация результатов проведения оценочных процедур;

- частота, объем оценочных процедур должны быть оптимальными, исследования не должны дублировать друг друга;

- мониторинговые исследования могут быть не востребованы и не системны.


Приложение 1

Анализ результатов ВПР по _______________ ___________(предмет)

Дата проведения____________ Класс(ы) __________________             ФИО учителя ______________________

Цель анализа ___________________________________________________

Текущая успеваемость по предмету (за последний предыдущий период обучения четверть или полугодие) - ______ %

Качество знаний по предмету (за последний предыдущий период обучения четверть или полугодие) - _____ %

Кол-во учащихся по списку, чел.

Количество учащихся, выполнявших ВПР, чел.

Кол-во учащихся, получивших «2», чел.

Кол-во учащихся, получивших «3», чел.

Кол-во учащихся, получивших «4», чел.

Кол-во учащихся, получивших «5», чел.

Качество знаний, %

Успеваемость, %

Количество учащихся повысивших оценку по результатам ВПР, чел.

Количество учащихся понизивших оценку по результатам ВПР, чел.

Количество учащихся подтвердивших оценку по результатам ВПР, чел.

Количество учащихся не подтвердивших оценку по результатам ВПР, чел.

На 1 балл

На 2 балла

На 3 балла

На 1 балл

На 2 балла

На 3 балла

Сравнительный анализ текущей и промежуточной успеваемости учащихся _____ классов по предмету_____________

за предыдущий период обучения

ФИ учащегося

Результат ВПР

Средняя оценка за 1 четверть 2017-2018 уч. год

Средняя оценка за 2 четверть 2017-2018 уч. год

Средняя оценка за 3 четверть 2017-2018 уч. год

Оценки по письменным работам                              (1,2,3 четверть)

2017-2018 уч. год/

 средняя оценка по письменным работам

Вывод после проведенного анализа:

Подтвердил/

Повысил/

Понизил

Причины несоответствия результатов ВПР текущим оценкам по мнению учителя

После проведения сравнительного анализа показателей учащихся за предыдущий период обучения было выявлено

  1. ФИ учащегося, ФИ учащегося, ФИ учащегося………… оценка ВПР соответствует результатам проверочных работ за первое полугодие 2017-2018 уч. года
  2. Понизили результаты: ФИ учащегося, ФИ учащегося, ФИ учащегося……………..
  3. Вывод: 

-…. % учащихся 6-х классов подтвердили свои результаты;

-…. % учащихся 6-х классов понизили свои результаты;

Основные проблемы:

  1. ……
  2. ……
  3. ……

Способы решения выявленных проблем:

  1. ……
  2. ……
  3. ……

ФИО, учителя подготовившего анализ ФИО_____________подпись /______________/ Дата____________________

Приложение 2

Сводный анализ результатов ВПР по учебным предметам за 2017-2018 учебный год в МКОУ «Тальменская СОШ №3»

Предмет

ФИО учителя

Класс(ы)

Доля учащихся, выполнявших ВПР от всего количества учащихся в классе, %

Качество знаний, %

Успеваемость, %

Доля учащихся, подтвердивших оценку по результатам ВПР, %

Доля учащихся не подтвердивших оценку по результатам ВПР, %

Отметка о наличии рисков, сделанная обрнадзором

Текущее

По результатам ВПР

Вывод

Текущая

По результатам ВПР

Вывод

Х

Х

Х

89

74

51,5

-22,5

100

88

-12

58

42

Х

Х

Х

79

49

53

+4

100

87

-13

73

27

Пояснения

 Допустимое значение

Значение ниже допустимого

Значение не допустимое

Разрыв не выше 5%

Разрыв от 6 до 15%

Разрыв более 16%

Разрыв 0%

Разрыв от 1% до 10%

Разрыв более 11%

Не более 10%

От 11% до 20%

Более 21%

                                   

Статистика результатов ВПР по оценкам за 2017-2018 учебный год в МКОУ «Тальменская СОШ №3»

Предмет

ФИО учителя

Класс(ы)

Качество знаний, %

Успеваемость, %

Вся выборка

Алтайский край

Тальменский район

«Тальменская СОШ №3»

Вся выборка

Алтайский край

Тальменский район

«Тальменская СОШ №3»

Х

Х

Х

79

80

78

86

99

99,5

99,5

100

Х

Х

Х

70

65

58

59

95

95

94

100

Выше всей выборки

Равное значение со всей выборкой

Ниже всей выборки

Выше всей выборки

Равное значение со всей выборкой

Ниже всей выборки