САМООПРЕДЕЛЕНИЕ КАК ОСНОВНОЕ СРЕДСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
статья на тему

Симченко Оксана Викторовна

В данном материале представлены теоритические аспекты эффективной учебной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

САМООПРЕДЕЛЕНИЕ КАК ОСНОВНОЕ СРЕДСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Симченко О.В.

учитель английского языка

МБОУ «СОШ №2» г. Ивантеевка

        На практических занятиях по иностранному языку преподаватель часто сталкивается с низкой активностью учащихся на уроке, отсутствием культуры выполнения домашнего задания, с неуспеваемостью по предмету, с большим количеством пропусков.

Каковы же причины этого? Можно много говорить о профессионализме преподавателя, об отсутствии положительной познавательной мотивации у учащихся, но не стоит забывать, что учение - это, прежде всего, деятельность. А залог успешной деятельности - это осознанность ее смысла.

Смысл - личная значимость тех или иных явлений, сообщений или действий, их отношение к интересам, потребностям и жизненному контексту в целом конкретного субъекта.

От смысла, который имеет для человека данное действие, зависит понимание этого действия. Интеллектуальные процессы напрямую зависят от мотивов деятельности. Лишь при условии возникновения познавательных мотивов возможно действительное, а не формальное овладение материалом.

Конкретные мотивы, побуждающие ребенка учиться, определяют то, чем становятся для ребенка полученные знания и как они усваиваются.

Во многих психологических работах выдвигается идея зависимости усвоения материала от отношения учащихся к данному материалу. Писатель и педагог Л.Н. Толстой писал, что «образование есть потребность всякого человека. Поэтому образование может быть только в форме удовлетворения потребности. Вернейший признак действительности и верности пути образования - есть удовлетворение, с которым оно воспринимается».

Требование, вытекающее из принципа сознательного обучения, включает в себя ясное понимание ребенком того, почему, зачем это надо учить, т.е. понимание смысла, который изучаемое имеет для ребенка.

Смысл, осознаваемый учеником, характеризует сознательность усвоения им знаний. Недостаточно, чтобы ребенок усвоил значение данного предмета, нужно, чтобы он соответственно отнесся к изучаемому, нужно воспитать у него требуемое отношение. Только при этом условии приобретаемые им знания будут для него живыми, определят его отношение к миру.

Таким образом, пассивное поведение на уроке, отсутствие интереса к происходящему на уроке, низкий уровень усвоения знаний свидетельствуют о неосознанности смысла учебной деятельности в целом и отдельных действий на уроке в частности.

Ученик должен «отнестись» к изучаемому. Лишь в этом случае получаемые знания будут для него «живыми». Поэтому так важно самоопределение учащегося к предмету, к деятельности на уроке.

        Способность «относиться», сознательно выявлять и утверждать собственную позицию в проблемной ситуации, самоопределяться, не врожденная. Педагог должен, по словам Я.А. Коменского, «думать о том, чтобы сначала сделать ученика пригодным для восприятия образования. Учитель, прежде чем образовывать ученика своими наставлениями, сначала должен пробуждать в ученике стремление к образованию, делать ученика, по крайней мере, годным к образованию...». И таким ключевым психолого-педагогическим средством в руках учителя является самоопределение.

Каждый человек, по мнению Дж. Дьюи, «прежде всего, пытается установить свое положение среди окружающего, найти в каждом предмете свойства, касающиеся его самого». Эта способность человека к налаживанию соотношения «внутреннего» и «внешнего» миров обеспечивается определенным психическим «механизмом» - самоопределением. Оно регулирует способность человека совершенствоваться, перестраивать свой внутренний Мир (потребности, мотивы, цели) и внешний мир (социальные нормы, способы деятельности), исходя из ценностей культуры.

Самоопределение личности - сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях.

Оказываясь в той или иной ситуации, человек строит для себя определенные игреки о том, что происходит вокруг. Когда построена определенная версия, на ее основе идет выбор «модели» поведения человека в данной ситуации. Поведение, в свою очередь, зависит от потребностей человека.

Самоопределение может быть организовано «управленцем» - человеком, управляющим определенной деятельностью. В этом случае самоопределение получает еще и искусственный компонент. Управленец включает будущего деятеля в деятельность, сообщает определенные нормы и требования будущей деятельности. Деятель, в свою очередь, должен их осознать, и соотнести со своими актуализированными потребностями и принять решение о «вхождении» в деятельность, взяв тем самым на себя обязанность подчиняться ее требованиям.

Самоопределение учащихся может быть организовано как к деятельности на уроке и целом, так и к определенным «отрезкам» урока, т.е. к определенным действиям, к содержанию урока.

В данной работе мы построим улучшенную норму будущей профессиональной деятельности: самоопределение учащихся к теме, целям, способам деятельности на уроке. Этому полагается отвести 5-6 минут в начале урока, так как эффективность нанятая зависит от того, как преподаватель его начнет. Основная задача организационного этапа - психологически подготовить учащихся к работе

Для примера возьмем урок английского языка в X классе "The World of English" цикл 1, раздел , "Could You Tell Me ..., Please?").

Цели и задачи урока: знакомство с формальным, неформальным и нейтральным стилями речи; развитие способности к выбору выражении, адекватных ситуациям общения; развитие коммуникабельности; развитие таких общеучебных умений и навыков, как действие по образцу, анализ, синтез, сравнение.

Наиболее важным нам представляется выделение в целеполагании следующего аспекта:

Психолого-педагогический аспект - развитие способности самоопределяться; развитие самооценки и самоконтроля учащихся, умения приспосабливаться, адаптироваться к различным ситуациям.

Речевой материал урока: asking for information.

Neutral: Can (Could) you tell me please...?

Formal: I wonder if you could tell me ...I should be interested to know ...

Informal: Do you happen to know?

Got any idea...?

В начальный момент урока необходимо организовать самоопределение учащихся к деятельности. Это достигается следующим образом.

Учитель сообщает ученикам определенные рамки цели, темы, способов деятельности. Учащиеся осознают их и соотносят со своими актуализированными потребностями. Учитель уточняет правильность понимания установленных рамок и определяет их значимость для учащихся. Если потребности ученика больше, чем данные учителем рамки, то их надо расширить так, чтобы они соответствовали потребностям ученика. Если же, наоборот, ученик не заинтересован в овладении этим материалом, он должен подвести свои потребности под минимальные рамки цели, темы и способов деятельности, которые для него уменьшит учитель.

Таким образом, одно из основных требований для учителя - сделать рамки цели, темы и способов деятельности гибкими.

Практически осуществляем самоопределение учащихся к цели, теме и способам деятельности следующим образом.

- Постановка учителем темы и цели урока. При этом цель занятия должна сообщаться в терминах умений, а не в терминах языкового материала, которым предстоит «овладеть». Для любого возраста значимой целью является лишь то, что они могут ощущать как задачу общения и в реальном общении на родном языке. Today we will learn how to ask for information in different situations. / This lesson will help you to learn asking for information in different situations. Сегодня мы научимся, как надо правильно задавать вопросы с целью получить какую-либо информацию в различных ситуациях общения.

- Ознакомление учащихся со способами достижения цели. То achieve our aim we will analyze some situations, try to classify them as formal and informal and then define what speech-models can be used in every type of situation. Чтобы достичь поставленную цель, мы с вами проанализируем различные ситуации, попытаемся квалифицировать их как formal или informal и затем определим, какие речевые высказывания используются в каждом типе ситуации.

- Проверка понимания учащимися темы занятия, цели, способов ее достижения. Это особенно важно, если занятие посвящено формированию интеллектуального речевого умения - классифицировать, обобщать, выявлять неупомянутый объект. So, what is the aim of our lesson? What steps will we do to achieve it? Как вы поняли цель сегодняшнего урока? Как мы будем ее достигать?

- Интересно ли это для учащихся, важно, значимо? Да/нет. Почему? /5 our aim interesting for you, important? Why? Это для вас интересно, важно, значимо? Почему? Если не следует ответа от учащихся, необходимо дать варианты ответа как культурные образцы.

- Согласны ли учащиеся терпеть все «тяготы» работы, чтобы достичь поставленную цель? Are you ready to work profound to achieve this aim, and then be able to ask for information in any situation? Вы готовы, согласны начать нелегкую работу?

Вопросы самоопределения желательно формулировать на иностранном языке. Иноязычная постановка данных вопросов одновременно служит и аудитивной «речевой зарядкой».

        Таким образом, учащиеся осознали тему, цель и способы деятельности, соотнесли их со своими способностями и выразили согласие начать познавательную деятельность. В этом случае ученик сможет понять, какую пользу принесет ему каждый новый тип заданий, чем помогут подготовительные упражнения в решении основной задачи урока, почему задания нельзя поменять местами. Более того, в условиях сотрудничества у учащихся будет возможность выбрать свой способ решения задачи из ряда предложенных, а иногда и отказаться от выполнения задания, если этот отказ мотивирован. (Так, например, задание может показаться учащемуся непосильным или слишком легким, или, с его точки зрения, все уже сказано по этой проблеме.) Учащийся сможет объективно оценивать результаты своей деятельности на уроке не по полученной отметке, а в терминах «чему научился». И тогда сам процесс обучения окажется для ученика не менее интересным, чем его результат.

        Итак, процесс овладения иностранным языком «становится экономнее и эффективнее, если учащийся понимает, чему, зачем и как он учится, и осознает коммуникативную ценность каждой изучаемой языковой единицы»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по дисциплине «Иностранный язык» на тему: «Возрастные особенности учебной деятельности на уроках иностранного языка»

План Введение Возрастное своеобразие юности Умственное развитие старшего возраста Развитие самосознания Трудности и конфликты старшего школьного возраста Развитие социально активной позиции ли...

Музыка как средство формирования универсальных учебных действий на уроках иностранного языка

Сегодня каждое цивилизованное общество, налаживая межкультурные связи, осуществляя интеграцию, нуждается в высокообразованной, развитой личности.    В настоящее время существует большое коли...

Проектная методика как эффективное средство организации творческой и учебной деятельности на уроке иностранного языка

Существует множество разнообразных форм, позволяющих сделать учебную деятельность максимально эффективной. Одной из них является проектная работа....

Проект как эффективное средство активизации учебной деятельности на уроках иностранного языка

Использование метода проекта на уроках иностранного языка в средней школе...

ПРОЕКТНАЯ МЕТОДИКА - ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ И УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Не возникает никаких сомнений в том, что для каждого учителя важным является повышение эффективности обучения. И этот вопрос требует постоянного поиска решений, которые могли бы оптимизировать учебный...

Музыка как средство формирования универсальных учебных действий на уроках иностранного языка.

Одним из продуктивных способов усвоения иностранных языков является использование музыки на уроках иностранного языка....

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В НЕЯЗЫКОВОМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ СПО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В НЕЯЗЫКОВОМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ СПО...