Образовательные практики в МБОУ СОШ №3
материал

Реализация проекта «Современное содержание  школьного образования: грамотность, воспитание и универсальные навыки для всех», целью которого является обновление содержания и методов образования, включает в себя разработку и внедрение образовательных практик, ориентированных на развитие метапредметных навыков и на повышение самостоятельности и мотивации в рамках действующих образовательных стандартов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnye_praktiki.docx20.87 КБ

Предварительный просмотр:

Внедрение образовательных практик, ориентированных на развитие метапредметных навыков и на повышение самостоятельности и мотивации в рамках действующих образовательных стандартов.

Высшая школа экономики и Центр стратегических разработок, которым руководит бывший министр финансов Алексей Кудрин, выпустили доклад «12 решений для нового образования». В нём подробно расписано, что нужно изменить в системе российского образования. По сути, этот доклад — проект реформы образования России.

Реализация проекта «Современное содержание  школьного образования: грамотность, воспитание и универсальные навыки для всех», целью которого является обновление содержания и методов образования, включает в себя разработку и внедрение образовательных практик, ориентированных на развитие метапредметных навыков и на повышение самостоятельности и мотивации в рамках действующих образовательных стандартов.

Все инновационные образовательные практики направлены на совершенствование классно-урочной системы, приведение ее в соответствие современным реалиям, отражающим мощное влияние на процесс обучения информационного пространства, необходимость учета особенностей «цифрового поколения», а также глобальных процессов, происходящих в современном мире.

Наиболее используемые инновационные образовательные практики в отечественном образовании: «Школа диалога культур» (В. С. Библер, С. Ю. Курганов), «Мыследеятельностная педагогика» (Ю. В. Громыко), «Коммуникативная дидактика» (Ю. Л. Троицкий), «Драмогерменевтика» - науки о толковании и понимании текста (В. М. Букатов),  «Проектная и исследовательская деятельность» и др., а также зарубежные образовательные практики, реализующиеся в российском образовании (развитие критического мышления через чтение и письмо, технология фреймов, ментальных карт, смешанное обучение).

Великий русский педагог К.Д.Ушинский писал: «Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знаний, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, но в ящиках пусто». Сам того не подозревая в 19 веке он обращает внимание на проблему, которая стала очень актуальной в настоящее время. Чтобы понимать наш современный мир, зачастую недостаточно знаний, полученных в школе. А все потому, что мы в течение многих лет изучаем разрозненные дисциплины, не выделяя никакой связи между ними. Сегодня есть надежда, что ситуация кардинально изменится. Одна из проблем, с которой сталкивается современный ученик, является отсутствие понимания прикладной стороны предмета, т.е. неумение использовать приобретённые знания, например, на  уроках английского языка, для подготовки к урокам литературы (творчество У.Шекспира).

В нашей школе систематически проводится фестиваль методических идей. На фестивале были показаны  уроки с применением тех или иных образовательных практик.

  • Так на уроке «Читаем пословицы как текст» был продемонстрирован  интегрированный урок английского языка и литературы. Как показал опыт проведения таких уроков, дети активно участвуют в поиске и подборе пословиц, объединенных одной тематикой («одежда», «времена года», «человек», «цифры», «дни недели»). Подбор пословиц по одной тематике призван расширить навыки поискового чтения, закрепить и расширить лексическо-семантические связи во английском и русском языках.
  • На уроках английского языка предпочтение отдается смешанному обучению.

Смешанное обучение  ориентируется на активизацию деятельности обучающихся в информационно-образовательной среде, дает возможность оптимального использования возможностей информационных и коммуникационных технологий для достижения поставленных задач на том или ином этапе изучения предмета, включая непосредственную он–лайн коммуникацию с носителями языка, работа с он-лайн словарями, виртуальный просмотр достопримечательностей.

  • На уроке математики в 6 классе по теме «Рисуем по координатам» учителя показали как у учащихся формируются навыки образного мышления, самостоятельности и интереса к предмету.

В каждом ученике живет страсть к открытиям и исследованиям. Даже плохо успевающий ученик обнаруживает интерес к предмету, когда ему удается что-нибудь «открыть»: установить закон, исследовать зависимость, определить важную физическую или математическую величину, обнаружить новое в изученном явлении. В зависимости от урочных и внеурочных занятий учебно-исследовательская деятельность приобретает разные формы: урок-исследование, урок – лаборатория, урок – творческий отчет, учебный эксперимент.

Командой учеников и учителей географии МБОУ СОШ No3, создан и успешно реализуется образовательный проект «ГеоФан». Он представляет собой публичную страницу на платформе социальной сети «ВКонтакте» и направлен на популяризацию географии, как школьного предмета. Данный проект способствует повышению мотивации к самостоятельной и творческой деятельности у учащихся школы. Участники проекта размещают географическую информацию в доступной, интересной и понятной для них форме. Можно выделить следующие преимущества работы над образовательным проектом «GEOFAN»: привычная среда для учащихся, возможность совместной командной работы, формирование площадки для проведения различных мини-проектов, викторин, квестов и др. А так же, проект способствует повышению качества знаний, географической эрудиции и успехов в олимпиадном движении.

Хотелось бы остановится на реализации инновационного проекта МБОУ СОШ №3  «Лабораториум «Инвента» - центр развития исследовательских компетенций школьников».

Это проект нашей школы, он вошел в число победителей конкурса, объявленного в январе 2018года Министерством образования и науки РФ. Всего для участия в конкурсе было направлено 615 заявок из различных общеобразовательных учреждений России. Мы завились в мероприятии «Субсидии на поддержку проектов, связанных с инновациями в образовании» основного мероприятия «Содействие развитию общего образования», в номинации «Инновации в школьном естественно-научном и инженерно-математическом образовании».

Актуальность разработки данного проекта возникла в связи с тем, что в атласе новых профессий, в основном, в требованиях к специалисту заявлены такие надпрофессиональные навыки и умения: системное мышление, управление проектами, программирование/ робототехника/ искусственный интеллект, межотраслевая коммуникация. Приобретение этих умений и навыков возможно в результате развития исследовательских компетенций. К тому же, многие профессии, которые появятся к 2020 году, требуют глубокой предметной подготовки в области естественных наук.

Ключевая идея проекта заключается в создании лабораториума «Инвента» (inventa-открытие лат.) в качестве центра развития исследовательских компетенций школьников путем реализации программ естественнонаучного цикла, математики и информатики, технологии и междисциплинарных программ. В ходе проекта планируется создание методической сети с образовательными организациями города, учреждениями Ямало-Ненецкого автономного округа и другими субъектами Российской Федерации.

Цель инновационного проекта: развитие исследовательских компетенций учащихся посредством создания эффективной и устойчивой модели школьного естественнонаучного и инженерно-математического образования.

Одной из основных задач реализации поставленной цели является оптимизация совместной деятельности сетевого сообщества по теме «Развитие исследовательских компетенций учащихся: проблемы и перспективы».

Цель создания данной сети: устранение профессиональных дефицитов у педагогов в вопросах развитие исследовательских компетенций учащихся посредством создания эффективной и устойчивой модели школьного естественнонаучного и инженерно-математического образования.

  • Между школой и региональным парком информационных технологий (г. Омск) налажено сетевое взаимодействие в рамках реализации проекта «32 ступени к успеху». Сотрудничество со стороны парка реализуется в предоставлении комплекса обучающих материалов, в соответствии с программой, которую ученики 9, 10, 11-х классов осваивают вместе со своими педагогами, также осуществляется полное методическое сопровождение, обучение и консультирование педагогов. Три года шло сотрудничество в реализации программы по математике, в прошлом учебном году присоединились учителя русского языка. В планах ввести в перечень реализуемых курсов программы по обществознанию, химии, физике.
  • Томский Открытый молодежный университет (ОМУ) – на данный момент осуществляется сотрудничество по образовательной программе «Школьный  университет», планируется так же совместная реализация программы «Программирование и моделирование» – программа внеурочной деятельности и дополнительного образования для обучающихся с 5 по 11 класс, направленная на развитие конструкторского мышления, позволяющего проектировать модели новых технологических устройств. Освоение инструментария для моделирования, программирования и прототипирования.

Планируя такую большую работу, которая намечена в рамках нашего проекта, мы отдаем себе отчет, что достижение желаемых результатов возможно только в рамках тесного сетевого взаимодействия. Уверены, что работа сети продолжится и за рамками проекта: и за временными и за содержательными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого- педагогическая практика в МБОУ-СОШ № 5 Краснодарского края г. Армавира

На втором курсе я проходила психолого- педагогическую практику в 11 классе в одной из школ нашего города. Я вместе с одногрупниками проводила методики, результаты которых представлены в данной презент...

Образовательная программа инновационной образовательной практики

Формирование регулятивных универсальных учебных действий во внеурочной деятельности на примере проектной мастерской  «Архитектор»...

Сертификат участника вебинара «Международный форум «Евразийский образовательный диалог». Развитие профессионального мастерства педагогических работников как условие формирования новых образовательных практик»

Сертификат участника вебинара «Международный форум «Евразийский образовательный диалог». Развитие профессионального мастерства педагогических работников как условие формирования новы...

Практика продвинутого уровня: «Индивидуальный проект как инструмент оценивания сформированности метапредметных результатов». Региональный атлас образовательных практик Красноярского края

Региональный атлас образовательных практик Красноярского края Практика продвинутого уровня: «Индивидуальный проект как инструмент оценивания сформированности метапредметных результатов»...

Формирование социальной активности обучающихся с использованием воспитательного потенциала информационного-образовательного пространства сети Интернет в образовательной практике объединения юных журналистов «Школяр» МБУДО ДДТ г.Донецка"

Творческий педагогический проект для зачета курсовой подготовки ГБУ ДПО РО "Ростовсrий институт повышения квалификации и переподготовки работников образования" по специальност...