статья в журнал "Педагогический совет "Анализ урока с позиций ФГОС"
учебно-методический материал

Поздеева Ирина Владимировна

Сценарий педагогического совета построен по принципу ФГОСовского урока...

Скачать:


Предварительный просмотр:

Поздеева Ирина Владимировна,

зам.директора по УВР МАОУ Красногорской гимназии УР

«Анализ урока с позиций ФГОС»

(методическая разработка педагогического совета)

«Если мы будем учить сегодня так,

как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».        

                                                    Джон Дьюи

Данный педагогический совет задумывался как осмысление готовности перехода педагогического коллектива к внедрению федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования.

 Для организации и проведения данного педагогического совета была образована комиссия, в которую вошли заместители директора и учителя начальных классов, первыми внедрявшими ФГОСы. Дело в том, что педагогический совет «Анализ урока с позиций ФГОС» планировался в форме  методической недели.

Комиссия посещала уроки педагогов, работающих на  средней и старшей ступенях обучения. Все уроки были тщательно проанализированы, выявлены проблемы, даны рекомендации. Кроме этого, в период подготовки к педсовету администрацией гимназии проведена анкета по выявлению трудностей при подготовке и проведению уроков на основе системно-деятельностного подхода. По результатам анкетирования  самым сложным этапом оказался мотивационно-целевой и поисково-исследовательский. Сам педагогический совет также разработан по принципу системно-деятельностного подхода.

Подготовительная работа.

1. Заседание методического совета по планированию, организации и проведению педагогического совета.

2. Анкетирование педагогов.

Ход педагогического совета.

В основном, работа педагогических советов организуется по группам. Принципы образования групп всегда разные. В данном случае избран такой способ, как формирование группы по выбору цвета (на столе у входа в кабинет разложены разноцветные листочки бумаги-жетоны, выбрав который участник педсовета определяет для себя группу участия).

1 этап – мотивационно-целевой:

На данном этапе использован методический прием «Нестандартный вход в урок»:

Начинаем наш урок, соответствующий ФГОС,

Мотивация – пора! Встали, подтянулись!

Пожелали настроенья, друг другу улыбнулись!

Актуализация – слово непростое!

Подскажите мне, друзья, что это такое?

Это – вспомнили, что знали, обобщить сумели

И отправились скорей к достиженью цели.

Построим путь решения,

Составим карту, схему!

Первичное воспроизведение

Закрепит вашу тему.

Проект – какое слово!

Похожее на дом!

Дети все, как архитекторы!

Учитель – управдом?

Почти попали в точку,

Ведь цели есть везде,

А план построить прочный

Помогут УУДэ!

Учитель, воспитатель – наставники в пути,

На первых этапах подскажут лишь они!

Учить будут по-иному!

Теперь от личности идем,

Урок, открытие, законы

И метод деятельностный в нем!

Далее использован прием «Ключевые характеристики». Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

  • Это бывает после урока;
  • Связано с осмыслением деятельности;
  • Бывает самостоятельный, но реже (в среднем, раз в 5 лет);
  • Бывает со стороны, но чаще;
  • Чаще его проводят заместители директора;
  • Обычно его оформляют в письменном виде;

Так как звучит тема нашего педагогического совета?

(ответы педагогов: например, как организовать и провести урок на основе системно-деятельностного подхода, как проанализировать урок с позиций ФГОС).

(демонстрируется слайд с темой педагогического совета): «Анализ урока с позиций ФГОС».

2 этап – ориентировочный:

Вопрос к участникам педагогического совета: «Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем совете?»

(ответы педагогов: что получилось, что не получилось, над чем нужно работать).

3 этап – поисково - исследовательский этап (актуализация знаний): член комиссии по подготовке к педсовету (у нас это был учитель начальных классов) проанализировала посещенные уроки. При подготовке к педагогическому совету мы просили каждую предметную кафедру (их было 7) показать 1 урок в системно-деятельностном подходе. Анализируя урок, член комиссии отметила положительные стороны занятий, показала, что не получилось. Дала рекомендации. Пришла к выводу, что, на взгляд комиссии, самыми сложными оказались мотивационно-целевой и поисково-исследовательский этапы.

Заместитель директора по УВР, курирующий методическую работу проанализировала итоги анкетирования педагогов.

Анализ анкеты:

Предложено проранжировать 5 этапов урока в системно-деятельностном подходе, исходя из личных затруднений в процессе подготовки урока (от наиболее сложного к наиболее простому): Этап мотивационно-целевой; Ориентировочный этап; Поисково-исследовательский; Практический; Рефлексивно-оценочный

Мотивационно-целевой этап (проблематизация – создание учителем проблемной ситуации; актуализация знаний – мотивация на деятельность, осмысление мотивов своей деятельности;)

Ориентировочный этап – формулирование учебной задачи, совместная постановка целей деятельности; совместное планирование своей деятельности, собственных действий; в случае необходимости учитель осуществляет корректировку целей.

Поисково-исследовательский этап – организация учителем процесса самостоятельного постижения учащимися нового материала (недостающих знаний); совместное с учителем или самостоятельное конструирование нового знания

Практический этап – первичное закрепление знаний, применение полученных знаний

Рефлексивно-оценочный этап – анализ школьниками собственных действий, выявление успехов и недочетов в работе; самооценка степени достижения запланированного результата  

Общий свод по итогам анкетирования:

Кафедры

Мотивационно-целевой

Ориентировочный

Поисково-исследовательский

Практический

Рефлексивно-оценочный

Английского языка (4 чел.)

4

Русского языка и литературы (5 чел.)

4

ИТНК (инновационных технологий начальных классов) (7 из  8 чел.)

3

Обществознания (5 чел.)

2

Математики и информ. (5 чел.)

4

«Экология человека» (5 чел.)

3

ИЗО и творчества(4чел.)

2

ОБЩИЙ СВОД

Таким образом, можно увидеть, что итоги анкетирования совпали с мнением комиссии: самыми сложными этапами при подготовке и проведении урока в соответствии с ФГОС, оказались мотивационно-целевой и поисково-исследовательский.

4 этап – практический:  на данном этапе педагоги работали в группах. Каждой группе предложен один методический прием («Отсроченная отгадка», «Удивляй», «Да-нет», «Фантастическая добавка», «Нестандартный вход в урок»). Т.к. в группах оказались учителя, преподающие разные предметные дисциплины,  им было предложено «найти» примеры использования данных методических приемов на своих уроках.

Выступления групп.

Выступление заместителя директора; «Что мешает эффективному построению урока в СД?»: 

1.Поверхностное знакомство с системно-деятельностной технологией.

2. Недоверие к инновациям, как  эффективным способам обучения.

3. Предпочтение стереотипных стратегий в своей деятельности.

4. Недостаточная информированность в области новой дидактики, возрастной и  педагогической психологии.

 5.Уровень развития  у педагогов рефлексивных навыков (нет потребности к самоанализу своей деятельности – «отвел  уроки и все»).

5 этап – рефлексивно-оценочный:

   Использован прием «Чужие мокасины» - на листочке пишем, выбрав один из предложенных тезисов:

Моя соседка (мой сосед):

  • теперь знает, что…;
  • трудно ещё….;
  • удивилась тому,…;
  • еще раз…;
  • недовольна тем, что..

Проект решения педагогического совета:

  1. Провести семинар о разработке рабочих программ учителями-предметниками 5-х классов в соответствии с требованиями ФГОС.
  2. Разработать схемы анализа урока в соответствии с требованиями ФГОС.
  3. Продолжить взаимопосещение уроков с целью преемственности при переходе от ФГОС НОО  к ФГОС ООО.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

2014-2015 учебный год МАОУ Красногорская гимназия директор: Жуйкова Таисия Васильевна 427650, Удмуртия, с.Красногорское , ул. Советская д. 2 тел .: 8 (341-64) 2-19-93 е -mail: krasn_gimnaz@mail.ru официальный сайт: http :// ciur . ru / krg / gkg _ krg Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Красногорская гимназия

Слайд 2

МАОУ Красногорская гимназия, http :// ciur . ru / krg / gkg _ krg Начинаем наш урок, соответствующий ФГОС , Мотивация – пора! Встали, подтянулись! Пожелали настроенья, друг другу улыбнулись! Актуализация – слово непростое! Подскажите мне, друзья, что это такое? Это – вспомнили, что знали, обобщить сумели И отправились скорей к достиженью цели .

Слайд 3

МАОУ Красногорская гимназия, http :// ciur . ru / krg / gkg _ krg Построим путь решения , Составим карту, схему! Первичное воспроизведение Закрепит вашу тему . Проект – какое слово! Похожее на дом! Дети все, как архитекторы! Учитель – управдом? Почти попали в точку, Ведь цели есть везде, А план построить прочный Помогут УУДэ !

Слайд 4

МАОУ Красногорская гимназия, http :// ciur . ru / krg / gkg _ krg Учитель, воспитатель – наставники в пути, На первых этапах подскажут лишь они! Учить будут по-иному! Теперь от личности идем, Урок, открытие, законы И метод деятельностный в нем!

Слайд 5

МАОУ Красногорская гимназия, http :// ciur . ru / krg / gkg _ krg Это бывает после урока; Связано с осмыслением деятельности; Бывает самостоятельный, но реже (в среднем, раз в 5 лет); Бывает со стороны, но чаще; Чаще его проводят заместители директора; Обычно его оформляют в письменном виде; Приём «Ключевые характеристики»

Слайд 6

МАОУ Красногорская гимназия, http :// ciur . ru / krg / gkg _ krg Тема нашего педагогического совета?

Слайд 7

МАОУ Красногорская гимназия, http :// ciur . ru / krg / gkg _ krg «Анализ урока с позиций ФГОС»

Слайд 8

МАОУ Красногорская гимназия, http :// ciur . ru / krg / gkg _ krg

Слайд 9

МАОУ Красногорская гимназия, http :// ciur . ru / krg / gkg _ krg «Если мы будем учить сегодня так , как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра ». Джон Дьюи

Слайд 10

МАОУ Красногорская гимназия, http :// ciur . ru / krg / gkg _ krg Теория деятельности

Слайд 11

МАОУ Красногорская гимназия, http :// ciur . ru / krg / gkg _ krg Потребность Мотив Цель Средства Действие Результат

Слайд 12

МАОУ Красногорская гимназия, http :// ciur . ru / krg / gkg _ krg Теория деятельности по Леонтьеву

Слайд 13

МАОУ Красногорская гимназия, http :// ciur . ru / krg / gkg _ krg Кулемина С.В.

Слайд 14

МАОУ Красногорская гимназия, http :// ciur . ru / krg / gkg _ krg

Слайд 15

МАОУ Красногорская гимназия, http :// ciur . ru / krg / gkg _ krg Анализ анкеты Предложено проранжировать 5 этапов урока в системно- деятельностном подходе, исходя из личных затруднений в процессе подготовки урока (от наиболее сложного к наиболее простому): Этап мотивационно-целевой Ориентировочный этап Поисково-исследовательский Практический Рефлексивно-оценочный

Слайд 16

МАОУ Красногорская гимназия, http :// ciur . ru / krg / gkg _ krg Мотивационно-целевой этап ( проблематизация – создание учителем проблемной ситуации; актуализация знаний – мотивация на деятельность, осмысление мотивов своей деятельности;)

Слайд 17

МАОУ Красногорская гимназия, http :// ciur . ru / krg / gkg _ krg Ориентировочный этап – формулирование учебной задачи, совместная постановка целей деятельности; совместное планирование своей деятельности, собственных действий; в случае необходимости учитель осуществляет корректировку целей

Слайд 18

МАОУ Красногорская гимназия, http :// ciur . ru / krg / gkg _ krg Поисково-исследовательский этап – организация учителем процесса самостоятельного постижения учащимися нового материала (недостающих знаний); совместное с учителем или самостоятельное конструирование нового знания

Слайд 19

МАОУ Красногорская гимназия, http :// ciur . ru / krg / gkg _ krg Практический этап – первичное закрепление знаний, применение полученных знаний

Слайд 20

МАОУ Красногорская гимназия, http :// ciur . ru / krg / gkg _ krg Рефлексивно-оценочный этап – анализ школьниками собственных действий, выявление успехов и недочетов в работе; самооценка степени достижения запланированного результата

Слайд 21

МАОУ Красногорская гимназия, http :// ciur . ru / krg / gkg _ krg КАФЕДРЫ МОТИВАЦИОННО-ЦЕЛЕВОЙ ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРАКТИЧЕСКИЙ РЕФЛЕКСИВНО-ОЦЕНОЧНЫЙ Английского языка (4 чел.) 4 Русского языка и литературы (5 чел.) 4 ИТНК (7 из 8 чел.) 3 Обществознания (5 чел.) 2 Математики и информ . (5 чел.) 4 «Экология человека» (5 чел.) 3 ИЗО и творчества(4чел.) 2

Слайд 22

МАОУ Красногорская гимназия, http :// ciur . ru / krg / gkg _ krg Общий свод

Слайд 23

МАОУ Красногорская гимназия, http :// ciur . ru / krg / gkg _ krg Работа в группах

Слайд 24

МАОУ Красногорская гимназия, http :// ciur . ru / krg / gkg _ krg

Слайд 25

МАОУ Красногорская гимназия, http :// ciur . ru / krg / gkg _ krg 1. Поверхностное знакомство с системно- деятельностной технологией. 2. Недоверие к инновациям, как эффективным способам обучения. 3. Предпочтение стереотипных стратегий в своей деятельности . 4 . Недостаточная информированность в области новой дидактики, возрастной и педагогической психологии. 5.Уровень развития у педагогов рефлексивных навыков (нет потребности к самоанализу своей деятельности –отвел уроки и все.). Что мешает эффективному построению урока в СДП:

Слайд 26

МАОУ Красногорская гимназия, http :// ciur . ru / krg / gkg _ krg «Чужие мокасины» Моя соседка (мой сосед): теперь знает, что…; трудно ещё….; удивилась тому,…; еще раз…; недовольна тем, что..

Слайд 27

2013-2014 учебный год МАОУ Красногорская гимназия директор: Жуйкова Таисия Васильевна 427650, Удмуртия, с.Красногорское , ул. Советская д. 2 тел .: 8 (341-64) 2-19-93 е -mail: krasn_gimnaz@mail.ru официальный сайт: http :// ciur . ru / krg / gkg _ krg Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Красногорская гимназия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ урока с позиций требований ФГОС.

Анализ урока с позиций  требований ФГОС....

Разработка урока "Имя прилагательное" с позиции ФГОС

Урок разработан для учащихся 5 класса. Разработка урока содержит технологическую схему, отражающую деятельность учителя и ученика. Содержит описание УУД....

Анализ урока с позиции ФГОС

Представляю аналихз урока с позиции ФГОС, котороый использую при подготовке к своим урокам....

Статья" Проектирование урока с позиций требований ФГОС "

Тема внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов последнее время, бесспорно, является одной из самых обсуждаемых в среде тех людей, которые имеют отношение к школе....

Методическая статья на тему : "Современный урок математики с позиций требований ФГОС"

Современный урок математики с позиций требований ФГОСАналитическая статья...

«Образовательный потенциал урока иностранного языка позиции ФГОС» Сценарий урока в 6 классе.

Цель: Обобщение и систематизация знаний по теме «Школа».Повторение лексики по теме и составление рассказов о классе и о школе.Учебные задачи, направленные на достижение личностных рез...

СТАТЬЯ Рациональная организация урока с позиции здоровьесбережения

СТАТЬЯ Рациональная организация урока с позиции здоровьесбережения...