Главные вкладки

    Учебно-методический материал:
    статья в журнал "Педагогический совет "Анализ урока с позиций ФГОС"

    Поздеева Ирина Владимировна

    Сценарий педагогического совета построен по принципу ФГОСовского урока...

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Поздеева Ирина Владимировна,

    зам.директора по УВР МАОУ Красногорской гимназии УР

    «Анализ урока с позиций ФГОС»

    (методическая разработка педагогического совета)

    «Если мы будем учить сегодня так,

    как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».        

                                                        Джон Дьюи

    Данный педагогический совет задумывался как осмысление готовности перехода педагогического коллектива к внедрению федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования.

     Для организации и проведения данного педагогического совета была образована комиссия, в которую вошли заместители директора и учителя начальных классов, первыми внедрявшими ФГОСы. Дело в том, что педагогический совет «Анализ урока с позиций ФГОС» планировался в форме  методической недели.

    Комиссия посещала уроки педагогов, работающих на  средней и старшей ступенях обучения. Все уроки были тщательно проанализированы, выявлены проблемы, даны рекомендации. Кроме этого, в период подготовки к педсовету администрацией гимназии проведена анкета по выявлению трудностей при подготовке и проведению уроков на основе системно-деятельностного подхода. По результатам анкетирования  самым сложным этапом оказался мотивационно-целевой и поисково-исследовательский. Сам педагогический совет также разработан по принципу системно-деятельностного подхода.

    Подготовительная работа.

    1. Заседание методического совета по планированию, организации и проведению педагогического совета.

    2. Анкетирование педагогов.

    Ход педагогического совета.

    В основном, работа педагогических советов организуется по группам. Принципы образования групп всегда разные. В данном случае избран такой способ, как формирование группы по выбору цвета (на столе у входа в кабинет разложены разноцветные листочки бумаги-жетоны, выбрав который участник педсовета определяет для себя группу участия).

    1 этап – мотивационно-целевой:

    На данном этапе использован методический прием «Нестандартный вход в урок»:

    Начинаем наш урок, соответствующий ФГОС,

    Мотивация – пора! Встали, подтянулись!

    Пожелали настроенья, друг другу улыбнулись!

    Актуализация – слово непростое!

    Подскажите мне, друзья, что это такое?

    Это – вспомнили, что знали, обобщить сумели

    И отправились скорей к достиженью цели.

    Построим путь решения,

    Составим карту, схему!

    Первичное воспроизведение

    Закрепит вашу тему.

    Проект – какое слово!

    Похожее на дом!

    Дети все, как архитекторы!

    Учитель – управдом?

    Почти попали в точку,

    Ведь цели есть везде,

    А план построить прочный

    Помогут УУДэ!

    Учитель, воспитатель – наставники в пути,

    На первых этапах подскажут лишь они!

    Учить будут по-иному!

    Теперь от личности идем,

    Урок, открытие, законы

    И метод деятельностный в нем!

    Далее использован прием «Ключевые характеристики». Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

    • Это бывает после урока;
    • Связано с осмыслением деятельности;
    • Бывает самостоятельный, но реже (в среднем, раз в 5 лет);
    • Бывает со стороны, но чаще;
    • Чаще его проводят заместители директора;
    • Обычно его оформляют в письменном виде;

    Так как звучит тема нашего педагогического совета?

    (ответы педагогов: например, как организовать и провести урок на основе системно-деятельностного подхода, как проанализировать урок с позиций ФГОС).

    (демонстрируется слайд с темой педагогического совета): «Анализ урока с позиций ФГОС».

    2 этап – ориентировочный:

    Вопрос к участникам педагогического совета: «Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем совете?»

    (ответы педагогов: что получилось, что не получилось, над чем нужно работать).

    3 этап – поисково - исследовательский этап (актуализация знаний): член комиссии по подготовке к педсовету (у нас это был учитель начальных классов) проанализировала посещенные уроки. При подготовке к педагогическому совету мы просили каждую предметную кафедру (их было 7) показать 1 урок в системно-деятельностном подходе. Анализируя урок, член комиссии отметила положительные стороны занятий, показала, что не получилось. Дала рекомендации. Пришла к выводу, что, на взгляд комиссии, самыми сложными оказались мотивационно-целевой и поисково-исследовательский этапы.

    Заместитель директора по УВР, курирующий методическую работу проанализировала итоги анкетирования педагогов.

    Анализ анкеты:

    Предложено проранжировать 5 этапов урока в системно-деятельностном подходе, исходя из личных затруднений в процессе подготовки урока (от наиболее сложного к наиболее простому): Этап мотивационно-целевой; Ориентировочный этап; Поисково-исследовательский; Практический; Рефлексивно-оценочный

    Мотивационно-целевой этап (проблематизация – создание учителем проблемной ситуации; актуализация знаний – мотивация на деятельность, осмысление мотивов своей деятельности;)

    Ориентировочный этап – формулирование учебной задачи, совместная постановка целей деятельности; совместное планирование своей деятельности, собственных действий; в случае необходимости учитель осуществляет корректировку целей.

    Поисково-исследовательский этап – организация учителем процесса самостоятельного постижения учащимися нового материала (недостающих знаний); совместное с учителем или самостоятельное конструирование нового знания

    Практический этап – первичное закрепление знаний, применение полученных знаний

    Рефлексивно-оценочный этап – анализ школьниками собственных действий, выявление успехов и недочетов в работе; самооценка степени достижения запланированного результата  

    Общий свод по итогам анкетирования:

    Кафедры

    Мотивационно-целевой

    Ориентировочный

    Поисково-исследовательский

    Практический

    Рефлексивно-оценочный

    Английского языка (4 чел.)

    4

    Русского языка и литературы (5 чел.)

    4

    ИТНК (инновационных технологий начальных классов) (7 из  8 чел.)

    3

    Обществознания (5 чел.)

    2

    Математики и информ. (5 чел.)

    4

    «Экология человека» (5 чел.)

    3

    ИЗО и творчества(4чел.)

    2

    ОБЩИЙ СВОД

    Таким образом, можно увидеть, что итоги анкетирования совпали с мнением комиссии: самыми сложными этапами при подготовке и проведении урока в соответствии с ФГОС, оказались мотивационно-целевой и поисково-исследовательский.

    4 этап – практический:  на данном этапе педагоги работали в группах. Каждой группе предложен один методический прием («Отсроченная отгадка», «Удивляй», «Да-нет», «Фантастическая добавка», «Нестандартный вход в урок»). Т.к. в группах оказались учителя, преподающие разные предметные дисциплины,  им было предложено «найти» примеры использования данных методических приемов на своих уроках.

    Выступления групп.

    Выступление заместителя директора; «Что мешает эффективному построению урока в СД?»: 

    1.Поверхностное знакомство с системно-деятельностной технологией.

    2. Недоверие к инновациям, как  эффективным способам обучения.

    3. Предпочтение стереотипных стратегий в своей деятельности.

    4. Недостаточная информированность в области новой дидактики, возрастной и  педагогической психологии.

     5.Уровень развития  у педагогов рефлексивных навыков (нет потребности к самоанализу своей деятельности – «отвел  уроки и все»).

    5 этап – рефлексивно-оценочный:

       Использован прием «Чужие мокасины» - на листочке пишем, выбрав один из предложенных тезисов:

    Моя соседка (мой сосед):

    • теперь знает, что…;
    • трудно ещё….;
    • удивилась тому,…;
    • еще раз…;
    • недовольна тем, что..

    Проект решения педагогического совета:

    1. Провести семинар о разработке рабочих программ учителями-предметниками 5-х классов в соответствии с требованиями ФГОС.
    2. Разработать схемы анализа урока в соответствии с требованиями ФГОС.
    3. Продолжить взаимопосещение уроков с целью преемственности при переходе от ФГОС НОО  к ФГОС ООО.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    2014-2015 учебный год МАОУ Красногорская гимназия директор: Жуйкова Таисия Васильевна 427650, Удмуртия, с.Красногорское , ул. Советская д. 2 тел .: 8 (341-64) 2-19-93 е -mail: krasn_gimnaz@mail.ru официальный сайт: http :// ciur . ru / krg / gkg _ krg Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Красногорская гимназия

    Слайд 2

    МАОУ Красногорская гимназия, http :// ciur . ru / krg / gkg _ krg Начинаем наш урок, соответствующий ФГОС , Мотивация – пора! Встали, подтянулись! Пожелали настроенья, друг другу улыбнулись! Актуализация – слово непростое! Подскажите мне, друзья, что это такое? Это – вспомнили, что знали, обобщить сумели И отправились скорей к достиженью цели .

    Слайд 3

    МАОУ Красногорская гимназия, http :// ciur . ru / krg / gkg _ krg Построим путь решения , Составим карту, схему! Первичное воспроизведение Закрепит вашу тему . Проект – какое слово! Похожее на дом! Дети все, как архитекторы! Учитель – управдом? Почти попали в точку, Ведь цели есть везде, А план построить прочный Помогут УУДэ !

    Слайд 4

    МАОУ Красногорская гимназия, http :// ciur . ru / krg / gkg _ krg Учитель, воспитатель – наставники в пути, На первых этапах подскажут лишь они! Учить будут по-иному! Теперь от личности идем, Урок, открытие, законы И метод деятельностный в нем!

    Слайд 5

    МАОУ Красногорская гимназия, http :// ciur . ru / krg / gkg _ krg Это бывает после урока; Связано с осмыслением деятельности; Бывает самостоятельный, но реже (в среднем, раз в 5 лет); Бывает со стороны, но чаще; Чаще его проводят заместители директора; Обычно его оформляют в письменном виде; Приём «Ключевые характеристики»

    Слайд 6

    МАОУ Красногорская гимназия, http :// ciur . ru / krg / gkg _ krg Тема нашего педагогического совета?

    Слайд 7

    МАОУ Красногорская гимназия, http :// ciur . ru / krg / gkg _ krg «Анализ урока с позиций ФГОС»

    Слайд 8

    МАОУ Красногорская гимназия, http :// ciur . ru / krg / gkg _ krg

    Слайд 9

    МАОУ Красногорская гимназия, http :// ciur . ru / krg / gkg _ krg «Если мы будем учить сегодня так , как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра ». Джон Дьюи

    Слайд 10

    МАОУ Красногорская гимназия, http :// ciur . ru / krg / gkg _ krg Теория деятельности

    Слайд 11

    МАОУ Красногорская гимназия, http :// ciur . ru / krg / gkg _ krg Потребность Мотив Цель Средства Действие Результат

    Слайд 12

    МАОУ Красногорская гимназия, http :// ciur . ru / krg / gkg _ krg Теория деятельности по Леонтьеву

    Слайд 13

    МАОУ Красногорская гимназия, http :// ciur . ru / krg / gkg _ krg Кулемина С.В.

    Слайд 14

    МАОУ Красногорская гимназия, http :// ciur . ru / krg / gkg _ krg

    Слайд 15

    МАОУ Красногорская гимназия, http :// ciur . ru / krg / gkg _ krg Анализ анкеты Предложено проранжировать 5 этапов урока в системно- деятельностном подходе, исходя из личных затруднений в процессе подготовки урока (от наиболее сложного к наиболее простому): Этап мотивационно-целевой Ориентировочный этап Поисково-исследовательский Практический Рефлексивно-оценочный

    Слайд 16

    МАОУ Красногорская гимназия, http :// ciur . ru / krg / gkg _ krg Мотивационно-целевой этап ( проблематизация – создание учителем проблемной ситуации; актуализация знаний – мотивация на деятельность, осмысление мотивов своей деятельности;)

    Слайд 17

    МАОУ Красногорская гимназия, http :// ciur . ru / krg / gkg _ krg Ориентировочный этап – формулирование учебной задачи, совместная постановка целей деятельности; совместное планирование своей деятельности, собственных действий; в случае необходимости учитель осуществляет корректировку целей

    Слайд 18

    МАОУ Красногорская гимназия, http :// ciur . ru / krg / gkg _ krg Поисково-исследовательский этап – организация учителем процесса самостоятельного постижения учащимися нового материала (недостающих знаний); совместное с учителем или самостоятельное конструирование нового знания

    Слайд 19

    МАОУ Красногорская гимназия, http :// ciur . ru / krg / gkg _ krg Практический этап – первичное закрепление знаний, применение полученных знаний

    Слайд 20

    МАОУ Красногорская гимназия, http :// ciur . ru / krg / gkg _ krg Рефлексивно-оценочный этап – анализ школьниками собственных действий, выявление успехов и недочетов в работе; самооценка степени достижения запланированного результата

    Слайд 21

    МАОУ Красногорская гимназия, http :// ciur . ru / krg / gkg _ krg КАФЕДРЫ МОТИВАЦИОННО-ЦЕЛЕВОЙ ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРАКТИЧЕСКИЙ РЕФЛЕКСИВНО-ОЦЕНОЧНЫЙ Английского языка (4 чел.) 4 Русского языка и литературы (5 чел.) 4 ИТНК (7 из 8 чел.) 3 Обществознания (5 чел.) 2 Математики и информ . (5 чел.) 4 «Экология человека» (5 чел.) 3 ИЗО и творчества(4чел.) 2

    Слайд 22

    МАОУ Красногорская гимназия, http :// ciur . ru / krg / gkg _ krg Общий свод

    Слайд 23

    МАОУ Красногорская гимназия, http :// ciur . ru / krg / gkg _ krg Работа в группах

    Слайд 24

    МАОУ Красногорская гимназия, http :// ciur . ru / krg / gkg _ krg

    Слайд 25

    МАОУ Красногорская гимназия, http :// ciur . ru / krg / gkg _ krg 1. Поверхностное знакомство с системно- деятельностной технологией. 2. Недоверие к инновациям, как эффективным способам обучения. 3. Предпочтение стереотипных стратегий в своей деятельности . 4 . Недостаточная информированность в области новой дидактики, возрастной и педагогической психологии. 5.Уровень развития у педагогов рефлексивных навыков (нет потребности к самоанализу своей деятельности –отвел уроки и все.). Что мешает эффективному построению урока в СДП:

    Слайд 26

    МАОУ Красногорская гимназия, http :// ciur . ru / krg / gkg _ krg «Чужие мокасины» Моя соседка (мой сосед): теперь знает, что…; трудно ещё….; удивилась тому,…; еще раз…; недовольна тем, что..

    Слайд 27

    2013-2014 учебный год МАОУ Красногорская гимназия директор: Жуйкова Таисия Васильевна 427650, Удмуртия, с.Красногорское , ул. Советская д. 2 тел .: 8 (341-64) 2-19-93 е -mail: krasn_gimnaz@mail.ru официальный сайт: http :// ciur . ru / krg / gkg _ krg Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Красногорская гимназия


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Анализ урока с позиций требований ФГОС.

    Анализ урока с позиций  требований ФГОС....

    Оптимизация ОО процесса с позиций ФГОС

    Качество естественнонаучной подготовки учащихся...

    Разработка урока "Имя прилагательное" с позиции ФГОС

    Урок разработан для учащихся 5 класса. Разработка урока содержит технологическую схему, отражающую деятельность учителя и ученика. Содержит описание УУД....

    Анализ урока с позиции ФГОС

    Представляю аналихз урока с позиции ФГОС, котороый использую при подготовке к своим урокам....

    анализ урока с позиций требований ФГОС

    Данный материал использую при подготовке учебного занятия...

    Урок русского языка с позиции ФГОС

    Презентация к педсовету...

    Статья" Проектирование урока с позиций требований ФГОС "

    Тема внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов последнее время, бесспорно, является одной из самых обсуждаемых в среде тех людей, которые имеют отношение к школе....