Разработка урока "Имя прилагательное" с позиции ФГОС
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) на тему

Урок разработан для учащихся 5 класса. Разработка урока содержит технологическую схему, отражающую деятельность учителя и ученика. Содержит описание УУД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_3.docx19.09 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Тема: Имя прилагательное как часть речи

Ход урока:

Тип урока: открытие нового знания

Цели урока: - сформировать представление об имени прилагательном как о части речи;

- сформировать способность определять имя прилагательное ;

- развивать умение отличать прилагательное от других частей речи

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

- Добрый день, ребята! На столах у вас по три  квадрата, выберите тот, который соответствует вашему настроению. Синий –хорошее, красный отличное, чёрный- плохое.

- Как много улыбок засветилось. Спасибо!

- А это моё настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!

Выбирают квадрат ,который соответствует настроению

Самоопределение, смыслообразование (Л)

Целеполагание (П)

Планирование учебного сотрудничества (К)

II. Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. 

(Чтение учителем текста с пропуском слов, текст на экране с пропуском слов)

        

Живёт у нас в лесу птица. Это (чёрная) птица с (белыми) пестринками, а на затылке у неё (яркие, красные) пёрышки. У птицы (прямой) клюв.

- О какой птице идёт речь? Можете вы это определить?

Какие средства языка помогут нам узнать птицу? (дети отвечают, на экране появляются прилагательные).  К какой части речи относятся слова, с помощью которых дано точное и выразительное описание птицы? Чем мы будем сегодня заниматься?

Индивидуальное участие в работе с текстом

Сравнивают тексты, делают выводы

Формулируют тему урока (Имя  прилагательное как часть речи)

Формулируют цель урока ( ч

Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)

Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

III. Проблемное объяснение нового знания

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися, что такое имя прилагательное и алгоритм его определения

- С чего же начать «открытие нового знания»?

 Прослушайте стихотворение :

      Определяю я предметы.

    Они со мной всегда приметны.

    Я украшаю вашу речь,

    Меня вам надо знать, беречь!

- Что значит «определяю» я предметы? ( обозначает признак предмета) Что такое «признак» предмета?

- Имя прилагательное обозначает признак предмета по:

                                     1. цвету;

                                     2. форме;

                                     3. вкусу;

                                     4. запаху;

                                     5. размеру;

                                     6. материалу, из которого сделан предмет;

                                     7. скорости;

                                     8. принадлежности кому-либо, чему-либо;

                                     9. характерным особенностям личности человека,    

                                         животного, растения.

- К каким словам, к какой части речи «прилагаются», присоединяются имена прилагательные?

 Сформулируйте определение прилагательного.

2) Морфологические признаки

  Как изменяются прилагательные?  

Просклонять устно прилагательное

3) Синтаксическая роль прилагательного.  

Слушают, высказывают своё мнение

Сами формулируют определение прилагательного, проверяют по учебнику.

Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)

IV. Первичное закрепление

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию

1. Составьте и запишите три  словосочетания, используя любые из признаков по схеме:

прилагательное + существительное

2.Взаимопроверка работ

3. - Давайте подберем к данным существительным подходящие по смыслу прилагательные.

Запись в тетрадях.

Небо – голубое, безоблачное (светлое, красивое, темное, звездное).

Дорога – ровная (извилистая, дальняя).

Сказка – интересная (волшебная, поучительная).

4. - Работа с учебником. Упражнение 567

Задание: прочесть, найти эпитеты, подобрать синонимы, выполнить частичный морфологический разбор.

- Прочитать выразительно стихотворение.

- Какие прилагательные помогают поэту образно нарисовать берёзку? Как называется такое средство выразительности речи?

- Разберите по составу слово грустная.

Подберите к нему синонимы (безрадостная, тоскливая, печальная), а затем антонимы (весёлая, радостная).

- Выпишите три словосочетания «прил.+ сущ.». Определите род, число, падеж прилагательных. От чего они зависят?

Определить, каким членом предложения являются прилагательные

4. А сейчас вашему вниманию предлагается игра. Условия: один ученик становится лицом к классу, другой записывает на доске имя существительное. Класс видит это слово, называет как можно больше прилагательных, по которым вышедший ученик должен догадаться, какое существительное записано у него за спиной.

Запись домашнего задания. Упр . 568, выучить определение прилагательного

Составляют  словосочетания,

взаимопроверка  ( работа в парах), оценивание  работ

Подбирают  подходящие по смыслу прилагательные (работа в группах)

Индивидуальная работа

коллективная устная и индивидуальная письменная работа

Оценивают свою работу.

Анализируют работу на уроке через самооценку

Записывают домашнее задание

Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П)

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

Оценивание усваемого содержания (Л)

Контроль, коррекция, оценка (Р)

Итог урока (рефлексия)

Блиц - опрос:

-Понравился ли урок?

-Что понравилось на уроке?

-Что не понравилось?

-Почему?

-как оцениваете свою работу? Работу товарищей?

Отвечают на вопросы, оценивают свою работу и работу товарищей на уроке

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок 5 класс Площадь.Площадь прямоугольника. Методическая разработка в соответствии с ФГОС.

презентация к уроку Площадь. Площадь прямоугольника. 5 класс. Виленкин....

Оптимизация ОО процесса с позиций ФГОС

Качество естественнонаучной подготовки учащихся...

Анализ урока с позиции ФГОС

Представляю аналихз урока с позиции ФГОС, котороый использую при подготовке к своим урокам....

Реализация научно-исторического подхода при изучении темы. Северный морской путь: с позиции ФГОС

Материал может быть использован при изучении Северного Ледовитого океана в 7,8,9  классах и на внеклассных занятиях....

Урок русского языка с позиции ФГОС

Презентация к педсовету...

статья в журнал "Педагогический совет "Анализ урока с позиций ФГОС"

Сценарий педагогического совета построен по принципу ФГОСовского урока......

«Образовательный потенциал урока иностранного языка позиции ФГОС» Сценарий урока в 6 классе.

Цель: Обобщение и систематизация знаний по теме «Школа».Повторение лексики по теме и составление рассказов о классе и о школе.Учебные задачи, направленные на достижение личностных рез...