Методические рекомендации по составлению программы индивидуальной работы с воспитанниками интерната общеобразовательной школы
материал

Андрущак Татьяна Петровна

Одно из направлений педагогической деятельности воспитателя в интернате при общеобразовательной школе-повышение уровня учебных достижений воспитанников. Особый индивидуальный подход необходим к воспитанникам, испытывающим затруднения в освоении образовательных программ. Занятия по программе индивидуальной работы предполагают комплексный подход в развитии образовательной траектории ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации по составлению программы индивидуальной работы воспитателя интерната МОУ Школа с.Белоярск  с неуспевающими воспитанниками.

Структура программы индивидуальной работы  со слабоуспевающим воспитанником.

1.Поснительная записка: актуальность, цели, задачи.

2.Календарно-тематическое планирование (разделить  на блоки: собеседование с учителем воспитанника, наблюдение деятельности на уроке, диагностика психолога, занятия по развитию когнитивных процессов, занятия по учебной программе)

3.Литература.

Общие положения.

  Программа индивидуальной работы с неуспевающими обучающимися (воспитанниками) составляется на основании рекомендаций учителя ( учителей),  педагога-психолога, логопеда. Программа не должна дублировать образовательную программу по учебным предметам. Занятия должны быть направлены на оказание помощи воспитанникам в освоении образовательной программы начального (1-4 кл), основного (5-9 кл) общего образования. Занятия с воспитанником не должны превышать 30 минут. Для проведения занятий можно использовать тетради с печатной основой, задания для занятий можно найти на сайте eduniko.ru (НИКО-Национальные Исследования Качества Образования). Логические игры и загадки можно найти на  сайтах Интернета. Рекомендуется «переделка» игр с целью использования национально-регионального компонента ( по аналогии с предложенными играми, но на основе традиций культуры и быта ненецкого народа ).  Для занятий по развитию речи желательно использовать тексты ненецких поэтов и писателей, устное народное творчество ненецкого народа. Рекомендуется  вводить  в активную словарную лексику воспитанников современные слова с разъяснением их смысла.

Таким образом, рекомендуется планировать и проводить комплексные занятия, включающие блоки:

- ликвидация пробелов в освоении образовательной программы по русскому языку, математике ( на основании рекомендаций учителя);

-игровые занятия, направленные на развитие познавательных процессов.

Алгоритм составления программы:

1.Консультация учителя (учителей).

А) Выяснить, какие общие проблемы существуют  в обучении ребенка и тип неуспеваемости.

Традиционно выделяют  три типа неуспевающих школьников:

  • Неуспевающие обучающиеся, для которых характерно низкое качество мыслительной деятельности при положительном отношении к учению и сохранении позиции школьника.
  • Обучающиеся с относительно высоким уровнем развития мыслительно деятельности при отрицательном отношении к учению и частичной или полной утрате позиции школьника.
  •  Неуспевающие, для которых характерно низкое качество мыслительной деятельности при отрицательном отношении к учению и полной утрате позиции школьника, проявляющееся в стремлении оставить школу.

Б) Выяснить, какие задания рекомендует учитель на основании анализа ВПР (всероссийских проверочных работ) и других мониторингов уровня обученности.

2.Консультация педагога-психолога.

  Выяснить:

- какие виды исследований проводились с воспитанником;

- на развитие каких познавательных процессов обратить внимание в процессе составления программы занятий.

 Определить какой тип мышления преобладает у воспитанника (левополушарный или правополушарный). У   тундровых детей, по мнению ученых, преобладает правополушарный тип мышления (образно-интуитивное мышление). Поэтому у них меньше развито левое полушарие, отвечающее за развитие вербально-логического мышления. Современное  обучение требует хорошо развитой познавательной сферы, включающей развитие памяти, воображения, речи, мышления (особенно логического: анализ сочинения, текста, задачи и пр.). Поэтому, работая со слабоуспевающими воспитанниками, необходимо обратить внимание на включение в план занятий  по развитию познавательных (когнитивных) процессов личности воспитанника, выполнять упражнения на регуляцию деятельности правого и левого полушарий мозга.

3.Консультация логопеда.

-выяснить находится ли воспитанник в зоне внимания логопеда, и по какой причине;

-совместно определить типы необходимых заданий и включить их в план занятий с воспитанником.

Приложение  1.

(Для примера)

Пояснительная записка

  Программа индивидуальной работы с воспитанницей ___ семьи разработана с целью  оказания помощи учителю в преодолении неуспеваемости по основным предметам учебного плана. Воспитанница не посещала дошкольное учреждение, в связи с этим не прошла курс предшкольной подготовки (могут быть другие причины).

    Отсутствие предшкольной подготовки повлекло за собой пробелы в развитии основных когнитивных процессов, а также, что не менее важно нарушения в эмоциональной сфере.

   Одной из важнейших задач современного образования в соответствии с введенными  Федеральными государственными стандартами начального общего образования является обеспечение условий для индивидуального развития  всех обучающихся, и, в особенности тех, кто испытывает трудности  освоения учебной программы.

 

   В жизни ребёнку нужны не только базовые навыки, такие как, умение

читать, писать, решать, слушать и говорить, но и умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, умение дать адекватную самооценку, уметь творить и сотрудничать и т.д. Хорошее внимание, память, - важнейшее условие успешного школьного обучения. Ведь в школе ребёнок должен сосредоточиться на объяснениях учителя и выполнении заданий, удерживать свое внимание в течение длительного времени, запоминать

много важной информации. Недостаточная сформированность познавательных процессов создает проблемы в обучении младшего школьника.

  Актуальность данной программы заключается и в том, что в современное время дети учатся по развивающим технологиям, где логическое мышление является основой. С начала обучения мышление выдвигается в центр психического развития (Л.С.Выготский) и становится определяющим в системе других психических функций. Многочисленные наблюдения педагогов, исследования психологов убедительно показали, что ребенок, не научившийся учиться, не овладевший приёмами мыслительной деятельности в начальных классах школы, в средних классах обычно переходит в разряд неуспевающих. Особенность ситуации заключается в том, что воспитанница является тундровым ребенком. Как доказывают ученые, исследовавшие развитие познавательных процессов у кочевых детей Севера, имеются существенные различия  в формировании и протекании когнитивных процессов детей, представителей кочевых культур.

   Программа индивидуальных занятий  с воспитанницей ( для 2 –го класса, для другого возраста могут быть другие  рекомендации) учитывает:

- рекомендации учителя девочки: выучить прямой и обратный счет в пределах 20-ти; выделять первый звук в слове; пространственное ориентирование (лево-право, верх-низ); понятие «больше-меньше» и пр.

- наблюдение деятельности на уроке: часто отвлекается, темп работы низкий, быстро утомляется; и др.

- рекомендации педагога-психолога по данным диагностики: повышенный уровень тревожности, и др.

- (при необходимости) рекомендации учителя-логопеда: перед занятием выполнять артикуляционную гимнастику, и пр.

   Исходя из вышеуказанного, программа индивидуальных занятий  с воспитанницей включает блоки: собеседование с учителем девочки, наблюдение деятельности на уроке, диагностика психолога, занятия по развитию когнитивных процессов, дополнительные занятия по учебной программе.

Цель и задачи программы

Цель программы –  диагностика, развитие и коррекция познавательных процессов воспитанницы интерната с целью улучшения восприятия, переработки и усвоения программного материала, повышение уровня обученности.

Задачи программы.

Обучающие:

- формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);

- углубление и расширение  знаний.

Развивающие:

- формирование  и развитие логического мышления;

- развитие внимания (устойчивость, концентрация, расширение объёма, переключение и т.д.);

- развитие памяти (формирование навыков запоминания, устойчивости, развитие смысловой памяти);

- развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации;

- развитие психологических предпосылок овладения учебной деятельностью (умение копировать образец, умение слушать и слышать учителя, т.е. умение подчиняться словесным указаниям учителя; умение  учитывать в своей работе заданную систему требований);

- развитие речи и словарного запаса ;

- развитие быстроты реакции.

Воспитательные:

- формирование положительной мотивации к учению;

- формирование адекватной самооценки, объективного отношения ребёнка к себе и своим качествам;

- формирование умения работать в группе.

Приложение 2.

                              Памятка "Психотерапия неуспеваемости"

1. "Не бить лежачего".

Оценку своих знаний обучающийся уже получил и ждет спокойной помощи, а не новых упреков.

2. Не более одного недостатка в минуту.

Избавляя человека от недостатков, знайте меру. Иначе человек станет нечувствительным к вашим оценкам. По возможности выберите из множества недостатков тот, который особенно непереносим, который хотите ликвидировать в первую очередь, и помогайте бороться с ним.

3. "За двумя зайцами погонишься…"

Начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые в первую очередь значимы для самого воспитанника.

4. Хвалить исполнителя, критиковать исполнение.

Оценка должна иметь точный адрес. Критика должна быть как можно более безличной.

5. Сравнивайте сегодняшние успехи воспитанника с его собственными вчерашними неудачами.

Даже самый малый успех – это победа над собой, и она должна быть замечена и оценена по заслугам.

6. Не скупитесь на похвалу.

Выделите из потока неудач крошечный островок, соломинку успеха, и возникнет плацдарм, с которого можно вести наступление на незнание и неумение.

7. Техника оценочной безопасности.

Оценивать деятельность дробно, дифференцированно. Возникает деловая мотивация учения: "Еще не знаю, но могу и хочу знать".

8. Ставьте перед воспитанниками предельно конкретные и реальные цели.

Не искушайте его невыполнимыми целями.

9. Сравнивайте достижения.

Оценка должна выражаться в каких-либо зримых знаках: графиках, таблицах, которые помогут сравнить вчерашние и сегодняшние достижения учащегося.

Составитель: Андрущак Т.П., старший воспитатель ИСТ МОУ Школа с.Белоярск


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авт. В.Ф.Солдатов, И.А.Фоменко "Методические рекомендации по составлению программ по предмету..."

"Методические рекомендации по составлению программ по предмету в составе основной образовательной программы и рабочих программ общеобразовательных организаций" авт.В.Ф.Солдатов, И.А.Фоменко...

Методические рекомендации по составлению плана воспитательной работы

Являясь руковдителем школьного методического объединения классных руководителей два года, поэтому уже  могу поделиться опытом составления планов воспитательной работы по направлениям. В этой през...

Методические рекомендации по составлению программ дополнительного образования

Данные рекомендации помогут преподавателям составить прогораммы дополнительного образования, оприраясь на современные подходы и требования ФГОС....

Методические рекомендации по составлению плана воспитательной работы семейной группы интерната при МОУ Школа с.Белоярск

Рекомендации составлены для воспитателей интерната  общеобразовательной школы. Школа  расположена в труднодоступном районе Крайнего Севера. В интернате проживают дети, родители которых ведут...

ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ с воспитанниками общеобразовательного интерната

По разным причинам дети, иногда, усваивают учебный материал на недостаочном уровне, имеют затруднения при выполнении некоторых типов учебных задач. Особенно это заметно на этапе начального образования...

Методические рекомендации с изменениями по организации полевой экологической практики в общеобразовательной школе с учетом разновозрастной группы.

В разработке предлагается методический инструментарий для организации полевой экологической практики, содержание которой ориентировано на курс биологии и экологии 6-8 класса. В работе даются рекоменда...