10. Образцы анализов учебных занятий и методических рекомендаций, разработанных учителем
материал
Предварительный просмотр:
Реестр методических затруднений и пути их преодоления
(из опыта методической работы)
Ошибка, допускаемая при реализации целей урока.
Рекомендации для недопущения в дальнейшем ошибок в реализации целей урока:
- Предусматривать на уроках оказание помощи учащимся для целостного представления проекта изучения темы;
- Организовывать деятельность учащихся по планированию совместно с учителем изучения новой темы;
- Обеспечивать применение учащимися знаний и способов действий
в разнообразных ситуациях, вариантах, подходах; - Организовывать деятельность учащихся по самостоятельному применению знаний;
Организовывать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний учащихся в рамках темы; - Обеспечивать более качественную проверку и оценку знаний и способов действий учащихся по теме;
- Четче организовывать деятельность учащихся по коррекции знаний и способов действий.
Лишь единство в реализации отмеченных (и иных) предметных целей обеспечит усвоение изучаемого учебного материала.
Ошибка, допускаемая на этапе планирования урока.
Рекомендации при допущенных ошибках на этапе планирования урока и подготовки к нему учителя
- Производить более тщательный отбор оптимального содержания материала урока, расчлененять его на ряд законченных в смысловом отношении блоков, частей.
- Систематически производить дидактическую обработку урока на этапе его планирования.
- (ЗАМЕЧАНИЕ) В поурочном плане нет списка учеников, знания которых будут проверяться соответствующими формами и методами с учетом уровней их сформированности.
Ошибка, допускаемая при реализации организационного этапа урока:
- Нет единства требований к учащимся;
- Учителем не стимулируется познавательная активность детей.
Ошибки, допускаемые при проверке ЗУН
- Слабая активизация учащихся в процессе проверки. Отсутствие аргументов отметок
Однообразие уроков и методов опроса; - Отсутствие учета индивидуальных особенностей учащихся и специфики изучаемого материала.
- Репродуктивный характер вопросов и заданий
Ошибки, допускаемые на этапе усвоения новых знаний
- Нет четкости в постановке задач, не выделено главное, не систематизирован и не закреплен материал, не связан с ранее изученным;
- Учителем используется недоступный для учащихся уровень изложения;
- Отсутствие (недостаточное неуместное, ошибочное) использование приемов, усиливающих восприятие существенных сторон изучаемого материала;
- Учитель не обеспечивает должной научности, доступности и систематичности изложения материала.
- Отсутствует концентрация внимания на главном в изученном.
- Темп и система методов изучения нового материала не оптимальны для данного класса.
- Отсутствуют или слабо используются ТСО и средств наглядности
- Учитель не спрашивает слабых (сильных) учеников, класс не привлекается к оценке ответов учеников,
- По ходу проверки усвоения новой темы учитель не добивается устранения пробелов в понимании учащихся нового материала.
Рекомендации при допущенных ошибках на этапе усвоения новых знаний:
- Учителю (ФИО) принять к сведению, что основной критерий выполнения дидактической задачи - уровень осознанности нового материала большинством слабых и средних учеников.
- При подготовке к уроку готовить вопросы, требующие активной мыслительной деятельности учащихся;
- Создавать на уроках нестандартные ситуации при использовании знаний;
- Чаще обращаться к классу с требованием дополнить, уточнить или исправить ответ ученика, найти другое, более рациональное решение и т.д.;
- Учитывать дополнительные ответы по количеству и характеру при выяснении пробелов в понимании учащихся нового материала.
Ошибки на этапе закрепления нового материала
- Учащиеся не умеют
- соотносить между собой факты, понятия, правила;
- воспроизводить основные положения нового материала,
- выделить существенные признаки ведущих понятий, конкретизировать их.
- Вопросы и задания предлагаются в той же логике, что и изучение нового материала.
- Однообразие способов закрепления. Мало времени отводится на закрепление; упор делается не на главном.
Рекомендации при допущенных ошибках на этапе закрепления нового материала:
- Активизировать работу по закреплению у учащихся те знаний и умений, которые необходимы для самостоятельной работы по этому материалу
- Проработать методику закрепления изучения нового материала;
- Отрабатывать умения учащихся оперировать ранее полученными знаниями.
- Учить детей решать как практические, так и теоретические задачи.
- Шире использовать разнообразные формы закрепления знаний.
Ошибки на этапе информирования учащихся о домашнем задании:
- Информация о домашнем задании после звонка.
- Большой объем и высокая сложность.
- Несоответствие домашнего задания с целями и задачами урока.
Отсутствие инструктажа по выполнению домашнего задания, ясности цели и способов его выполнения - Скомканность этапа подведения итогов.
- Подведение итогов после звонка, отсутствие данного этапа.
- Расплывчатость в оценке деятельности учащихся на уроке; необъективность в оценке, отсутствие поощрения.
- Сообщая учащимся о домашнем задании, учитель не разъяснил методику его выполнения.
Рекомендации при допущенных ошибках на этапе информирования учащихся о домашнем задании:
- При задавании домашнего задания, инструктировать учащихся по способам его выполнения.
- Проверять понимание учащимися содержания домашней работы и способов ее выполнения.
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2019/06/04/reestr_metodicheskih_zatrudneniy_page-0001_0.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2019/06/04/kulikova_v.s.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2019/06/04/korsakov_a.e.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2019/06/04/chuprov_p.i.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2019/06/04/chuprov_p.i._2.jpg)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебная экологическая тропа. (Методические рекомендации для учителей географии, экологии)
Рекомендации по созданию учебной экологической тропы разработаны с целью привлечения обучающихся к исследовательской деятельности по изучению и сохранению природы родного края. Автор реком...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/25/picture-131324-1351170771.jpg)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2015 года по БИОЛОГИИ
Основу разработки КИМ ЕГЭ в 2015 г., как и в предыдущие годы, составило инвариантное ядро содержания биологического образования, которое отражено в Федеральном компоненте государственного образователь...
![](/sites/default/files/pictures/2018/07/10/picture-98548-1531244920.jpg)
Методические рекомендации педагогам дополнительного образования. Анализ учебного занятия
Данные методические рекомендации, прежде всего, ориентированы на помощь в анализе обучающих занятий, но они также могут быть использованы и при анализе других видов занятий. Достаточно часто занятие п...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/06/picture-1113222-1549455528.jpg)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2015 года
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИдля учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2015 года...
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/08/picture-473075-1599564986.jpg)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для учителей по преподаванию учебных предметов в образовательных организациях с высокой долей обучающихся с рисками учебной неуспешности
Частой причиной учебной неуспешности обучающихся являются слабая сформированность метапредметных умений и/или существенные пробелы в базовой предметной подготовке.Диагностика обучающихся с трудностями...
![](/sites/default/files/pictures/2024/03/26/picture-1136905-1711476644.jpg)
Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников государственной итоговой аттестации 2022 года по английскому языку
Данная презентация поможет подготовить обучающихся к сдачи государственной итоговой аттестации и не допусть типических ошибок при выполнении заданий КИМ....