Методические рекомендации педагогам дополнительного образования. Анализ учебного занятия
учебно-методический материал на тему

Светлана Николаевна

Данные методические рекомендации, прежде всего, ориентированы на помощь в анализе обучающих занятий, но они также могут быть использованы и при анализе других видов занятий. Достаточно часто занятие педагога с детским коллективом трудно отнести к какому-либо одному виду, поскольку в ходе одного занятия большинство педагогов решают как обучающие, так и воспитательные, и развивающие задачи в комплексе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации педагогам дополнительного образования.

Анализ учебного занятия

методист С.Н.Сизонова

Традиционно учебное занятие в системе дополнительного образования определяют как форму организации учебного процесса, ограниченную временными рамками, предполагающую специально организованное и заранее спланированное педагогом обучение детей (передача им знаний, умений и навыков по конкретному предмету), в результате которого происходит усвоение детьми этих знаний, развитие умений и навыков, формирование компетентностей.

Цель занятия должна удовлетворять нескольким требованиям:

  1. Цель должна быть сформулирована настолько конкретно, чтобы можно было четко определить, достигнута ли она в конце занятия.
  2. Цели должны быть актуальными.
  3. Цель конкретного занятия должна подчиняться более крупным программным целям, долгосрочным ориентирам и устремлениям объединения, учреждения дополнительного образования.

В зависимости от приоритета целей можно обозначить различные виды учебных занятий:

  • Обучающие занятия. На первом месте при проведении такого вида занятия стоят обучающие задачи: обучение чему-либо, овладение детьми конкретными знаниями и умениями по преподаваемому предмету. Среди обучающих занятий можно выделить различные типы занятий:
  1. Учебные занятия по передаче знаний (цель занятий: организация работы по усвоению детьми понятий, научных фактов, предусмотренных образовательной программой, изучение и усвоение нового материала).
  2. Учебные занятия по формированию умений и навыков (цель занятий: выработка у обучающихся определенных умений и навыков).
  3. Тренировочные учебные занятия (цель занятий: отработка и совершенствование определённых умений и навыков).
  4. Учебные занятия по обобщению и систематизации знаний (цель занятий: организация более глубокого усвоения знаний, высокого уровня их обобщения и систематизации).
  5. Учебные занятия по закреплению и применению знаний на практике (цель занятий: способствовать осмыслению и прочному закреплению знаний, осознанию возможностей применения знаний в практической деятельности).
  6. Учебные занятия по самостоятельному применению знаний, умений и навыков (цель занятий: закрепление знаний, отработка умений и навыков, содействие самостоятельному применению знаний, умений и навыков).
  7. Учебные занятия по контролю и проверке знаний и умений (цель занятий: осуществить контроль обучения, продолжить систематизацию знаний, выявить уровень усвоения материала, сформированности умений и навыков).
  • Кроме того, некоторые образовательные программы предполагают организацию специальных занятий (в рамках учебного расписания), которые в приоритете ставят цели формирования и развития определенных личностных качеств ребенка, приобщение детей к нравственным и культурным ценностям, направлены на формирование положительного психологического климата в детском коллективе. К примеру, коллективные праздники, экскурсии, тематические вечера и встречи. Эти занятия тоже могут предполагать реализацию обучающих задач, но отличаются тем, что научение, как правило, не носит специально организованный характер и совсем не обязательно связано с учебным предметом.

        Данные методические рекомендации, прежде всего, ориентированы на помощь в анализе обучающих занятий, но они также могут быть использованы и при анализе других видов занятий. Достаточно часто занятие педагога с детским коллективом трудно отнести к какому-либо одному виду, поскольку в ходе одного занятия большинство педагогов решают как обучающие, так и воспитательные, и развивающие задачи в комплексе.

Приведём примеры конструирования задач занятия.

  1. Обучающие задачи направлены на освоение воспитанниками системы учебных знаний и формирования предметных умений и навыков.

Примеры обучающих действий педагога: познакомить, научить, учить, изучить, повторить, закрепить, дать основы; научить сравнивать, анализировать, высказывать, применять, создавать, систематизировать, свободно оперировать понятиями и т.д.

  1. Воспитательные задачи  направлены на освоение, усвоение и присвоение общекультурных ценностей, формирование положительных качеств личности.
  1. Развивающие задачи направлены на развитие познавательного интереса, способностей и задатков ребенка

Последовательность действий при анализе учебного занятия:

1. подготовка: подготовка графика посещений; ознакомление педагогов с графиком;

2. посещение занятия: наблюдение за ходом его проведения, фиксация количественной и качественной информации для дальнейшего анализа.

3. собственно анализ занятия: краткий самоанализ занятия педагогом, анализ занятия руководителем/методистом на основе алгоритма, формулировка конкретных выводов и предложений, рекомендаций педагогу.

При посещении занятия необходимо отметить и записать в журнал посещения занятий следующее:

  1. Зафиксировать фактические сведения о группе, учебном занятии и педагоге:
  • дата, время и место проведения занятия,
  • ФИО педагога,
  • название объединения,
  • количество детей на занятии (фактически и по журналу),
  • возраст детей.
  1. Определить цель посещения данного занятия. Это может быть:
  • контроль за качеством преподавания педагога;
  • контроль за качеством знаний, умений и навыков детей;
  • помощь в овладении педагогическим мастерством;
  • выявление причин удач/неудач педагога и оказание ему помощи;
  • анализ результативности деятельности педагога, детского объединения;
  • анализ использования инновационных методик в педагогической деятельности и др.
  1. Записать поэтапный ход занятия с комментариями и замечаниями по ходу занятия, отметить время затраченное на каждый этап.

Анализ занятия рекомендуется проводить по следующим блокам с ответом на нижеприведенные вопросы. Данную схему можно использовать для анализа занятия как полностью, так и частично в зависимости от цели посещения занятия. По итогам анализа занятия в журнале записываются краткие выводы по занятию и рекомендации педагогу.

  1. Тема и цель учебного занятия:
  • Какое место занимает тема занятия в учебном курсе?
  • Обоснован ли выбор цели учебного занятия?
  • Каким образом дети были ознакомлены с целью занятия?
  1. Организация учебного занятия:
  • Каков тип учебного занятия?
  • Соответствует ли тип учебного занятия теме и цели?
  • Как подготовлен кабинет, педагог и дети к учебному занятию?
  • Опишите этапы учебного занятия, их последовательность, наличие (или отсутствие) логической взаимосвязи между ними.
  • Каков был темп проведения учебного занятия? Оцените рациональность использования времени на учебном занятии.
  1. Содержание учебного занятия:
  • Соответствует ли содержание учебного занятия поставленным целям?
  • Насколько полно, доступно и последовательно раскрыто педагогом содержание занятия? Оптимален ли объём содержания для данного занятия?
  • Прослеживается ли связь изучаемого материала с ранее пройденным материалом? Каким образом?
  • Оптимально ли подобран учебный материал для различных этапов занятия и видов деятельности детей?
  1. Методика проведения учебного занятия:
  • Какие методы и приемы использовал педагог на учебном занятии?
  • Соответствует ли выбор данных методов и приемов: содержанию и целям занятия, возрасту и уровню подготовки детей?
  • Эффективны ли применяемые методы и приемы?
  • Какие дидактические материалы, пособия, технические средства обучения использовались педагогом на учебном занятии? Насколько оправдано и эффективно было их применение?
  • Осуществлялись ли в ходе занятия дифференцированный подход и  индивидуальная работа с детьми? Каким образом и с какими группами детей?
  • Как оценивались знания и умения детей в ходе занятия?
  • Описать способ подведения итогов на занятии.
  1. Характеристика педагогического общения и поведения детей на занятии:
  • речь педагога, ясность изложения.
  • манеру общения педагога с детьми.
  • эмоциональную атмосферу на занятии (эмоционально состояние педагога и детей).
  • Владел ли педагог вниманием группы, сумел ли организовать работу детей?
  • Обратить внимание на дисциплинированность, организованность, активность и заинтересованность детей. Каким образом это проявлялось на занятии?
  1. Результативность занятия:
  • Была ли достигнута цель занятия?
  • Оценить результат занятия: обучающий, развивающий и воспитательный
  1. Выводы и рекомендации:
  • Предложения педагогу по совершенствованию работы и преодолению недостатков.
  • Что ценного из этого занятия можно рекомендовать для внедрения в практику других педагогов?

При анализе учебного занятия необходимо учитывать индивидуальность педагога, особенности его личности. Рекомендации по улучшению проведения занятия особенно ценны тогда, когда опираются на достижения педагога, его сильные стороны, а недостатки обрисованы чётко и конкретно, чтобы было абсолютно ясно, как и над чем надо работать.

Список рекомендуемой литературы

  1. Авдеева Е.В, Метелева Е.Г., Новоселова Н.Б. Конструирование задач учебного занятия. // Дополнительное образование и воспитание. – 2006. – №3. – С.28.
  2. Конина Л.П., Песяк Е.Ф., Черепанова И.А., Андрианова И.А. Методическое обеспечение образовательного процесса. // Дополнительное образование и воспитание. – 2006. – №2. – С.15.
  3. Михайлова Н.А. Современные научно-методические подходы к выявлению и оценке результативности образовательной деятельности детских объединений. // Дополнительное образование и воспитание. – 2008. – №7. – С.19.
  4. Нечаев М.П. Методика проведения педагогического анализа кружкового занятия в системе дополнительного образования. // Дополнительное образование и воспитание. – 2008. – №5. – С.18.
  5. Бочкарёва И.А. Рефлексия как инструмент профессионального развития педагога. – СПб, 2004.
  6. Буйлова Л.Н., Кочнева С.В. Организация методической службы учреждений дополнительного образования детей. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
  7. Волков Б.С., Волкова Н.В. Закономерности психического развития детей в вопросах и ответах. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
  8. Дополнительное образование детей. / Под ред. О.Е. Лебедева – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
  9. Каргина З.А. Мониторинг в дополнительном образовании детей. // Внешкольник. – 2009. – №1 – С.15.
  10. Кашепов М.В. Критерии результативности в работе педагога дополнительного образования. // Внешкольник. – 2007. – №2. – С.19.
  11. Кленова Н.В., Буйлова Л.Н. Методика определения образовательной деятельности детей. // Дополнительное образование и воспитание. – 2005. – №1. – С.18.
  12. Кузнецова Н.А. Яковлев Д.Е. Управление методической работой в учреждениях дополнительного образования детей. / Под общ. ред. Н.К. Беспятовой – М.: Айрис-пресс, 2004.
  13. Малыхина Л.Б. Методика оценки качества деятельности УДОД. // Внешкольник. – 2008. – №3. – С.11.
  14. Материалы согласованного исследования проблем дополнительного образования детей: Результативность образовательного процесса в УДОД. / Сост. Барышева Т.А., Сеничева И.О. Выпуск 5.- СПб.: ГДТЮ, 2008.
  15. Методическая деятельность педагога ДО. – Нижний Новгород: ДД(Ю)Т им. В.П. Чкалова, 2003.
  16. Пискунова Е.В. Современные ориентиры педагогической деятельности. – СПб.: ГДТЮ, 2004.
  17. Учебное занятие. – Нижний Новгород: ДД(Ю)Т им. В.П. Чкалова, 2003. Аналитическая деятельность педагога ДО. – Нижний Новгород: ДД(Ю)Т им. В.П. Чкалова, 2003.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации педагогам дополнительного образования «Технологическая карта занятия в учреждении дополнительного образования»

На современном этапе развития общество предъявляет новые требования к результатам деятельности как образования в целом, так и дополнительного образования в частности. В свете новых требований педагоги...

Методические рекомендации педагогам дополнительного образования : " Методы организации занятия в творческом объединении "

Образовательный процесс – это целенаправленное, последовательно изменяющееся взаимодействие педагога и воспитанников, в ходе которого решаются задачи образования, воспитания и общего развития об...

Методические рекомендации педагогам дополнительного образования : "Формы нестандартных учебных занятий"

Педагоги дополнительного образования часто испытывают трудности в моделировании учебного занятия, определении его типа, этапов, задач, содержания каждого этапа, самоанализе деятельности. Особенно част...

Методические рекомендации педагогам дополнительного образования: «Организация учебного занятия»

Современное занятие в системе дополнительного образования детей обладает большой вариативностью, но должно быть подчинено основной задаче – воспитать веру ребенка в свои силы и стремление к само...

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования "Самоанализ учебного занятия. В помощь педагогу дополнительного образования"

Умение анализировать собственную деятельность — важное качество любого человека, тем более оно важно для педагога как человека, творческого. Педагог должен уметь анализировать, свою деятельность...

Методические рекомендации педагогу дополнительного образования: "Аспекты подготовки и проведения учебных занятий"

Методические рекомендации педагогу дополнительного образования: "Аспекты подготовки и проведения учебных занятий"...

Методические рекомендации педагогам дополнительного образования: «Современное учебное занятие и подготовка к нему»

Учебное занятие в системе учреждения дополнительного образования детей - это форма организации учебного процесса, ограниченная временными рамками, предполагающая специально организованное педагогом об...