Методические рекомендации педагогам дополнительного образования «Технологическая карта занятия в учреждении дополнительного образования»
методическая разработка
На современном этапе развития общество предъявляет новые требования к результатам деятельности как образования в целом, так и дополнительного образования в частности. В свете новых требований педагоги дополнительного образования должны уметь разрабатывать технологические карты к занятиям. Использование технологической карты позволяет педагогу эффективнее организовывать образовательный процесс. Данные методические рекомендации разработаны с целью оказания помощи педагогам дополнительного образования в составлении технологической карты занятия. В отличие от плана или конспекта занятия, которые представляют собой обычное текстовое описание занятия, технологическая карта – это способ графического проектирования занятия, таблица, позволяющая структурировать занятие по выбранным педагогом параметрам. Такими параметрами могут быть этапы занятия, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся. Обязательным свойством технологической карты является отражение взаимодействия деятельности педагога и обучающихся.
Для того чтобы занятие стало результативным, его нужно тщательно подготовить, спланировать. Большую помощь в этом оказывает составление технологической карты занятия. Понятие «технологическая карта» пришло в образование из промышленности и в дидактическом контексте представляет проект образовательного процесса, в котором дается описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
met._rekomendatsii.docx | 20.15 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ЮНИТЭР»
РУЗАЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
Методические рекомендации педагогам дополнительного образования «Технологическая карта занятия в учреждении дополнительного образования»
Разработали:
Пихиенко О.Ю, Местюкова М.Н,
МБУ ДО «ЦДОД «ЮНИТЭР»
Рузаевского МР
Рузаевка
2021 г.
Методические рекомендации педагогам дополнительного образования «Технологическая карта занятия в учреждении дополнительного образования»
На современном этапе развития общество предъявляет новые требования к результатам деятельности как образования в целом, так и дополнительного образования в частности. В свете новых требований педагоги дополнительного образования должны уметь разрабатывать технологические карты к занятиям. Использование технологической карты позволяет педагогу эффективнее организовывать образовательный процесс. Данные методические рекомендации разработаны с целью оказания помощи педагогам дополнительного образования в составлении технологической карты занятия. В отличие от плана или конспекта занятия, которые представляют собой обычное текстовое описание занятия, технологическая карта – это способ графического проектирования занятия, таблица, позволяющая структурировать занятие по выбранным педагогом параметрам. Такими параметрами могут быть этапы занятия, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся. Обязательным свойством технологической карты является отражение взаимодействия деятельности педагога и обучающихся.
Для того чтобы занятие стало результативным, его нужно тщательно подготовить, спланировать. Большую помощь в этом оказывает составление технологической карты занятия. Понятие «технологическая карта» пришло в образование из промышленности и в дидактическом контексте представляет проект образовательного процесса, в котором дается описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией.
Превратить занятие в технологичное педагогу помогает: организация работы детей на доступном для них уровне, на пределе их возможностей и в приемлемом темпе - четкое, поэтапное объяснение на высоком уровне учебного материала или обучение практической операции - установка не на запоминание учебной информации, а на смысл и практическую значимость полученных знаний - обязательный контроль, который можно осуществить по ходу объяснения новой темы; после ее изучения и как итоговая проверка - реализация индивидуального подхода на каждом учебном занятии (выяснение целей и возможностей, творческого потенциала каждого ребенка на основе знания способностей, потребностей и склонностей).
Технологическая карта - форма технологической документации, в которой записан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование и технологические режимы, необходимое для изготовления изделия время, квалификация работников и т.п.
Технологическая карта занятия - это обобщенно-графическое выражение сценария занятия, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы. Задача технологической карты – отразить деятельностный подход в обучении. На каждом этапе занятия отслеживается деятельность и ожидаемые действия обучающихся. Технологическая карта в дидактическом контексте рассматривается как проект учебного процесса, в котором содержится его описание от цели до результата.
При конструировании технологической карты занятия необходимо опираться на следующие методологические критерии
1. Технологическая карта имеет статус документа;
2. В ней записан весь процесс;
3. Указаны операции, их составные части;
4. Названы материалы;
5. Перечислено оборудование;
6. Указаны инструменты;
7. Обозначены технологические режимы;
8. Рассчитано время;
9. Определён квалификационный статус исполнителей.
Создание технологической карты следует начинать с составления пояснительной записки, в которой необходимо отразить:
1. Название темы занятия, группа
2. Место и роль темы данного занятия в программе, разделе, темы;
3. Краткая характеристика психолого-педагогических и интеллектуальных особенностей группы детей, влияющих на методику и реализацию этого занятия;
4. Как и когда осуществлялась пропедевтика темы данного занятия,
5. Список используемой литературы.
6.Актуальность использования средств ИКТ (при необходимости)
7. Вид используемых на занятии средств ИКТ
8. Необходимое аппаратное и программное обеспечение.
По ходу составления пояснительной записки формулируется цель и задачи занятия.
Цель занятия носит триединый характер и состоит из трех взаимосвязанных, взаимодействующих аспектов: развивающего , воспитывающего и обучающегося. При формулировке цели следует сконцентрировать внимание на её дидактической составляющей с конкретной «расшифровкой»: детализацией задач по итогам занятия: знать, уметь, понимать, исследовать, формировать УУД.
Следующий этап составления технологической карты занятия это заполнение таблицы отражающей содержательную часть занятия. Содержательная часть занятия это любая принятая форма, отражающая все компоненты методической системы, при разработке урока следует обратить внимание на:
1. содержание (четкая структура занятия - этапы, распределение времени, назначение каждого этапа, т.д.; непременное выполнение правил техники безопасности, санитарно-гигиенических норм)
2. собственно методика (подробная схема занятия с предусмотренными вариантами развитии событий и отклонениями);
3. организационные формы (как организована работа - педагога и обучающихся - на любом этапе занятия; абсолютно четкая и ясная мысленная модель занятия; т.п.);
4. средства обучения (плакаты, стенды, обучающие программы; особое внимание системе вопросов, примеров, упражнений, задач; их корректной постановке и формулировке).
Технологическая карта занятия – это способ графического проектирования занятия, визуальный образ занятия.
Технологическая карта занятия
Ф.И.О.педагога:____________________________________________________ Год обучения:_____________________________________________________
Дата:____________________________________________________________ Творческое объединение:______________________________________________________ Тема занятия: _____________________________________________________
Тип занятия:_______________________________________________________
Форма организации образовательного процесса:__________________________________________________________Форма организации деятельности обучающихся:_____________________________________________________Место и роль занятия в изучаемой теме:______________________________________________________________________________________________________________________________
Цель занятия:_____________________________________________________
Задачи занятия:
Развивающие
Воспитательные
Образовательные
Планируемые результаты:
Этапы занятия
Время-
Содержание-
Действия педагога-
Действия обучающихся-
Формы и методы-
Материалы и оборудование-
Диагностирующие задания (каждого этапа)-
Технологическая карта занятия (как один из вариантов) составляется в виде таблицы, в которой прописываются по вертикали этапы занятия:
1. Организационный момент.
2. Подготовка к активной познавательной деятельности.
3. Установка познавательной задачи.
4. Усвоение новых знаний.
5. Первичная проверка понимания.
6. Закрепление знаний.
7. Самопроверка знаний.
8. Итог.
Особенности технологических карт Технологическая карта отличается от традиционного конспекта только формой. Но позволяет сконцентрировать содержание всего занятия. Очень четкая структура карты даёт видение взаимосвязей этапов, методов, приемов и содержания занятия. Педагог может сделать учебный процесс открытым и объяснить детям, почему на занятии используются именно эти формы обучения, какие они имеют преимущества. Наибольшие затруднения вызывает декомпозиция целей занятия на задачи этапов, конкретизация содержания этапов своей деятельности и деятельности обучающихся на каждом этапе. Единых требований к составлению технологических карт не существует; педагог выбирает ту форму, которая для него наиболее приемлема. Опыт показывает, что на первых порах педагогу сложно создать технологическую карту занятия (ее можно рассматривать как мини-проект педагога).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое объединение педагогов дополнительного образования «Профилактика девиантного поведения в условиях дополнительного образования».
Повышение психологической компетентности и коммуникативной грамотности педагогов.План работы МО:Современное состояние детства как социальные проблемы.Девиантное поведение, виды Д.П. Роль УДОД в профил...
Семинар для педагогов дополнительного образования "Использование игровых технологий в учреждении дополнительного образования"
«Игровые технологии» в педагогике понимаются как довольно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. «Педагогическая игра» обладает че...
Методические рекомендации педагогам дополнительного образования. Анализ учебного занятия
Данные методические рекомендации, прежде всего, ориентированы на помощь в анализе обучающих занятий, но они также могут быть использованы и при анализе других видов занятий. Достаточно часто занятие п...
Выступление на методическом объединении педагогов дополнительного образования по теме: «Нормативно-правовая база дополнительного образования детей»
Предлагаемый материал информирует о последних изменениях в основных документах нормативно-правовой базы в системе дополнительного образования детей и рекомендован педагогам дополнительного образования...
Методические рекомендации педагогам дополнительного образования : " Методы организации занятия в творческом объединении "
Образовательный процесс – это целенаправленное, последовательно изменяющееся взаимодействие педагога и воспитанников, в ходе которого решаются задачи образования, воспитания и общего развития об...
Методические рекомендации педагогам дополнительного образования: «Организация учебного занятия»
Современное занятие в системе дополнительного образования детей обладает большой вариативностью, но должно быть подчинено основной задаче – воспитать веру ребенка в свои силы и стремление к само...
Методические рекомендации педагогам дополнительного образования: «Современное учебное занятие и подготовка к нему»
Учебное занятие в системе учреждения дополнительного образования детей - это форма организации учебного процесса, ограниченная временными рамками, предполагающая специально организованное педагогом об...