Семинар для педагогов дополнительного образования "Использование игровых технологий в учреждении дополнительного образования"
методическая разработка на тему

Сибилева Юлия Петровна

«Игровые технологии» в педагогике понимаются как довольно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. «Педагогическая игра» обладает четко поставленной целью и соответствующим педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном или косвенном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СЕМИНАР ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Центра развития творчества детей и юношества»

на тему:

 

 «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Подготовил: методист «ЦРТДиЮ»

Сибилева Ю.П.

Каменск-Шахтинский

2017

Цель:

  • Определение значений игровых технологий в образовательно-воспитательном процессе.
  • Раскрытие методики организации игровой деятельности на занятиях в Центре развития творчества.
  • Ознакомление педагогов с различными типами занятий, проводимых в игровой форме.

Ход семинара

 Часть 1. «Использование игровых технологий в образовательно-воспитательном процессе в учреждении дополнительного образования детей».

В современном темпе, в котором приходится заниматься нынешним детям, заставляет задуматься над тем, чтобы найти оптимальные методы для работы с детьми.  Любому педагогу хочется, чтобы обучающиеся работали активно и увлеченно. Вот тут большая роль отводится игровым технологиям.  

«Игровые технологии» в педагогике понимаются как довольно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. «Педагогическая игра» обладает четко поставленной целью и соответствующим педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном или косвенном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

В любом учреждении дополнительного образования игровой метод можно использовать в следующих случаях:

  • как самостоятельную технологию для освоения понятий, темы и даже раздела учебного предмета;
  • как элемент более большой технологии;
  • как технологию воспитательного мероприятия.

        Реализовать игровые приемы можно по следующим направлениям:

  • можно поставить педагогическую цель перед учащимися в форме игровой задачи;
  • образовательно-воспитательная деятельность учащихся подчиняется определенным правилам игры;
  • учебный материал можно использовать как средство игры;
  • можно использовать как мотивацию, когда вводится элемент соревнований, который и переводит педагогическую задачу в игровую;
  •  педагогическая цель успешно достигается и связывается с игровым результатом.

При проведении исследований психологами было установлено, что при использовании игровых методов достигается высокий результат при усвоении материала, так как достигается существенное сближение учебного материала и определенной практической деятельности. В тоже время значительно усиливаются мотивация и активность обучения у детей.

Игра невероятно нравится участникам любого возраста. Обучающиеся готовы   тратить очень много сил, времени, творческой активности на участие в играх. И именно поэтому игра, став средством педагогики, использует все эти возможности для достижения своих определенных целей. А это значит, что если педагог будет  вкладывать образовательное содержание в игровую сферу, то наверняка сможет решить одну из ключевых проблем педагогики — проблему мотивации учебной деятельности.

Многие педагоги, поняв уникальность игры и увидев в ней мощный потенциал для того, чтобы преодолеть кризисные явления в образовании, уже многие годы успешно используют ее в своей деятельности.

Можно классифицировать педагогические игры по нескольким принципам:

1.По виду деятельности:

  • физические (двигательные)
  • интеллектуальные (умственные)
  • трудовые
  • социальные
  • психологические.

2. По характеру педагогического процесса:

  • Обучающие
  • Тренировочные
  • Контролирующие
  • обобщающие
  • познавательные
  • воспитательные
  • развивающие;
  • репродуктивные
  • продуктивные
  • творческие;
  • коммуникативные
  • диагностические
  • профориентационные
  • психотехнические и другие.

       Все развивающие игры в педагогическом процессе можно условно разделить на несколько этапов, связанных с возрастными периодами обучения и воспитания ребенка. Это:

  • игровые технологии для детей дошкольного возраста;
  • игровые технологии для детей младшего школьного возраста;
  • игровые технологии для среднего и старшего школьного возраста.

        

Хочется представить некоторые виды игр, которые могут использоваться педагогами дополнительного образования на своих занятиях. Итак, это:

   Игры-имитации. На занятиях происходит имитация какого-либо события, конкретная определенная деятельность людей и обстановка, условия, в которых происходит событие или осуществляется деятельность.

Для проведения игры-имитации помимо сюжета педагогу необходимо разработать и описать структуру события.

 Игры-операции - помогают отработать выполнение определенных специфических операций. В ходе такой игры педагог моделирует соответствующий рабочий процесс. Игры такого типа проводятся в условиях, которые имитируют реальные.

 Ролевые игры. Здесь отрабатывается тактика поведения, действия, конкретное выполнение функций и обязанностей определенного лица. Для проведения ролевой игры педагог разрабатывает модель ситуации и распределяет роли с «обязательным содержанием».

Психодрама и социодрама. Они весьма близки к «ролевой игре». Это практически «театр», но социально-психологический, где у участников отрабатывается умение прочувствовать ситуацию в коллективе, оценить и изменить состояние другого человека, умение войти с ним в продуктивный контакт.

Ну а какие игры можно использовать в дополнительном образовании нам расскажет педагог дополнительного образования Фатеева О.Ю.

Часть 2. Виды педагогических игр, применяемых в дополнительном образовании.

(Из опыта работы Фатеевой О.Ю)

В своей работе я, педагог изостудии «Акварелька», использую такие виды педагогических игр:

Игры-упражнения.

Такие игры занимают обычно 10-15 минут. Они чаще направлены на совершенствование познавательных способностей обучающихся в объединении, а также являются хорошим средством для развития познавательного интереса, осмысления и закрепления материала. Это всевозможные головоломки, викторины, кроссворды, ребусы, чайнворды, шарады, загадки и другое.

Игры-путешествия.

Эти игры можно проводить как непосредственно на занятиях, так и в процессе различных воспитательных и массовых мероприятиях. Служат они целям осмысления и закрепления материала. Активизация обучающихся в играх-путешествиях выражается в устных рассказах, вопросах и ответах. Игры-путешествия носят характер географических, исторических, краеведческих «экспедиций», которые можно совершать по книгам, картам, документам совместно с педагогом. Все они совершаются детьми в воображаемых условиях, где все действия определяются игровыми ролями: ученого, археолога, зоолога и т.д. Отличительной чертой таких игр является гибкость и активность воображения. В результате такой игры у детей рождается определенная деятельность творческого воображения. Игры-путешествия я использую в начале проектов, где предполагается определенная поисковая творческая деятельность.

Ролевая игра. 

В этой игре инсценируются условия воображаемой ситуации и обучающиеся играют определенные роли. Именно в ролевой игре ребенок учится справляться с неопределенностью и жизненными ситуациями.

Игра-соревнование.

Этот вид игры может включать в себя все вышеперечисленные виды дидактических игр или же их отдельные элементы. Для проведения этой игры обучающиеся делятся на команды и между ними идет соревнование. Особенностью данной игры является наличие в ней соревновательной борьбы и сотрудничества. Элементы соревнования занимают здесь ведущее мест, а вот сотрудничество определяется конкретными задачами. Игра-соревнование позволяет педагогу в зависимости от содержания материала вводить в игру не только занимательный материал, а довольно сложные вопросы образовательной программы. В этом и состоит основная педагогическая ценность и преимущество данной игры перед другим.

         Для наиболее лучшего понимания того, как сделать использование игр более эффективным для обучения и воспитания обучающихся, как использовать игры и на каких этапах предпочтительнее, я провела  небольшое исследование среди обучающихся своего объединения и обучающихся других творческих объединений Центра. Также мною было проведено анкетирование. (Приложение 1).

Анализ ответов дал следующие результаты:

1.В пользу использования игр на занятиях были получены положительные результаты в 100 % объеме.

2.89 % обучающихся в нашем Центре хотели бы, чтобы игры использовались на каждом занятии, но только в том случае, если данная игра им интересна.

3. 100 % детей дали положительный ответ в пользу использования групповых видов игр. Скорее всего, это можно объяснить стремлением к общению со сверстниками, стремлением поделиться с ними своими мыслями, фантазиями и, конечно же,  утвердить свой авторитет среди товарищей.

4.100 % детей нравится побеждать в игре. Это стремление к победе обеспечивает развитие обучающихся в игровой деятельности.

         Ну и в конце своего выступления, я хочу сказать, что  игра – это активная форма деятельности человека. Данная модель обучения с использованием педагогических игр, если сравнить ее с традиционной, является более перспективной. Занятия, проводимые по игровой методике, довольно сильно повышают интерес обучающихся к предмету и позволяют детям лучше запомнить формулировки и определения.

Часть 3 (практическая).

Мастер-класс ««Занятие-игра - одна из форм использования игровых технологий в образовательно-воспитательном процессе в дополнительном образовании».

Для того, чтобы с сегодняшнего семинара вы, уважаемые педагоги, могли унести с собой не только теорию, но и небольшой практический багаж, я подготовила для вас несколько вариантов занятий-игр.

Занятие – игра «Домино».

Для проведения занятия-игры необходимо подготовить карточки, каждая из которых делится на две части. В этих частях размещаем задания и ответы. Карточки раздаем участникам игры. Все участники по очереди расставляют карточки так, чтобы каждая следующая карточка была логически связана с предыдущей. Но здесь необходимо теоретически обосновать тот факт, который написан на карточке игрока. В случае, если участник неправильно выставил карточку или же не смог объяснить причину ее выставления, то его ход пропускается. Игрок может воспользоваться помощью арбитра, но при этом теряется 100 очков.

Выигрывает тот частник, который первым выставил все карточки.

Методические указания по организации занятия:

Игра проводится на занятии как один из этапов групповой работы для того, чтобы повторить и закрепить знания по всей пройденной теме или же по нескольким темам. В каждой группе обязательно должен быть судья, который будет оценивать правильность ответа. Судьей может быть наиболее успевающий ребенок данной группы  группы, либо ребенок, которому оказала доверие наибольшая часть группы.

Примеры карточек к игре:

Что такое – ролевая игра?

 Что такое – психодрама и социодрама?

Что такое – игра-путешествие?

 Как можно разделить игры в педагогике?


Социодрама –это психологический «театр»

По виду деятельности и по характеру педагогического процесса

Занятие – игра «Лото»

Условия игры: в игре участвуют пять команд. Каждая команда получает карточку, где указаны только номера десяти вопросов. Педагог достает из мешка бочонок с номерами. Команда, у которой в карточке есть этот номер, получает право на ответ. Если ответ верный, то команда получает бочонок и ставит его на соответствующий номер в карточке. Если же команда не дает правильного ответа на вопрос, то бочонок остается у ведущего и право ответа получает другая команда, которая, в случае правильного ответа, получает жетон. За этот жетон можно выкупить тот бочонок, который был вынут из мешка, но остался у ведущего. Побеждает та команда, которая первой поставит бочонки на все номера карточки. Эту игру можно проводить на занятиях обобщающего повторения или по всему курсу.

(Используются бочонки от настоящего лото), карточки с номерами готовятся самостоятельно)

Занятие – игра «Аукцион».

На торги выносятся задания по какой-либо теме, которая заранее обговаривается со всеми участниками. В игре участвуют 3 – 5 команд. При помощи проектора на экран проецируется лот № 1 – пять заданий на данную тему (можно задания заранее написать на доске, на плакате, или же используются готовые, распечатанные тексты). Первая команда выбирает задание и назначает ему цену от 1 до 5 баллов. Если цена этой команды выше тех, что дают другие, то она получает задание и выполняет его. Остальные задания должны выкупить другие команды, Если задание решено верно, команде начисляются баллы, если же задание провалено, то баллы  (или часть их) снимаются. Достоинства этой простой игры в том, что при выборе задачи обучающиеся сравнивают все пять задач и мысленно прокручивают ход их решения. Данная игра является прототипом игры «Самый умный».

В какую из представленных игр вам, уважаемые педагоги, хотелось-бы сейчас поиграть?

(Проводится игра, выбранная большим количеством присутствующих педагогов)

Рефлексия. Подведение итогов семинара.

Уважаемые педагоги! Подводя итоги семинара, хочется сказать, что игра - наиболее доступный для детей вид деятельности и прекрасный способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его чувства, эмоциональность, активность, потребность в общении.

Интересная и грамотно спланированная игра повышает умственную активность ребенка. Она способна решить более трудную задачу, чем на традиционном занятии. Но, однако, это не значит, что занятия должны проводиться только в игровой форме. Игра - это всего лишь один из методов, и она дает хорошие результаты лишь только в сочетании с другими методами: наблюдениями, беседами, чтением.

Игры оказывают сильное эмоциональное воздействие на всех детей без исключения, формируют многие умения и навыки. Это и умение работать в группе, и умение принимать решения, брать ответственность на себя. Они прекрасно развивают организаторские способности, воспитывают чувство сопереживания, стимулируют взаимовыручку в решении трудных проблем. Таким образом, использование в учебном процессе игровых методов позволяет решать целый комплекс педагогических задач.

        А сейчас при помощи вот такого замечательного улыбающегося солнышка (нарисованное солнце, которое участники передают друг другу из рук в руки) каждый из присутствующих на сегодняшнем семинаре, поделиться тем, что интересного и поучительного он вынесет сегодня из нашего зала, и что, как ему кажется, он сможет использовать в своей дальнейшей работе с детьми, а что не пригодится.

       Участники семинара передают друг другу солнышко, и тот человек, в руках у которого находится солнце, рассказывает свое мнение о семинаре.

      Уважаемые коллеги,  наша сегодняшняя встреча подошла к концу. Мы надеемся, что знания, которые вы сегодня получили  или закрепили, пригодятся вам в вашей работе. До свидания. Всем большое спасибо за работу.

Приложение 1.

Анкета для учащихся.

  1. Нравится ли тебе, когда педагог использует на занятии игру?
  2. Как часто ты бы хотел, чтобы игра использовалась на занятии?
  3. Какую форму игры ты любишь больше: индивидуальную, групповую или парную?
  4. На каких занятиях тебе нравится играть (перечисли)?
  5. Бывают ли случаи, когда тебе не нравится игра и почему?
  6. Зависит ли твое желание от педагога, использующего игры?
  7. Что тебе больше всего нравится в игре?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация здоровьесберегающих технологий в учреждении дополнительного образования

В настоящее время задача сохранения здоровья детей является очень важной в жизни общества. Задача педагога дополнительного образования – научить детей методам сохранения своего здоровья путем ук...

Современные педагогические технологии в учреждении дополнительного образования детей

Технологическое творчество педагога – явление не новое. В каждой методике всегда присутствуют элементы технологии. Но сегодня педагогических технологий применяется много. Как среди них выбрать? ...

Современные педагогические технологии в учреждении дополнительного образования детей

            Технологическое творчество педагога – явление не новое. В каждой методике всегда присутствуют элементы технологии. Но сегодня педагогических техн...

Доклад «ВНЕДРЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

На современном этапе развития дополнительного образования выдвигается задача преобразования традиционной системы обучения в качественно новую систему образования – задача воспитания грамотного, продук...

Использование современных образовательных технологий в учреждении дополнительного образования детей

Педагогические технологии дополнительного образования детей сориентированы на решение сложных психолого-педагогических задач: научить ребенка самостоятельно работать, общаться с детьми и взрослыми, пр...

Современные образовательные технологии в учреждении дополнительного образования

Отсутствие в учреждениях дополнительного образования детей жесткой регламентации деятельности, гуманистические взаимоотношения участников добровольных объединений детей и взрослых, комфортность услови...

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА С СЕМЬЯМИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Перед педагогами УДОД стоят задачи не только должным образом обучать, воспитывать и развивать детей, но и вооружить соответствующими педагогическими знаниями родителей. В работе с родителями предполаг...