Семинар для педагогов «Методология целеполагания образовательной программы в учреждении дополнительного образования детей»
учебно-методический материал

Котова Юлия Сергеевна

Практический семинар для педагогов МБУ ДО ДДТ «Методология  целеполагания образовательной программы в учреждении дополнительного образования детей» помогает педагогам дополнительного образования в формулировках целей своей образовательной деятельности

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_metodologiya_tselepolaganiya_op.docx346.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества»

 г. Вязьмы Смоленской области.

Практический семинар для педагогов МБУ ДО ДДТ на тему:

«Методология  целеполагания образовательной программы в учреждениях дополнительного образования детей»

                                                         Разработчик:

                                                            методист ДДТ

                                                                             Котова Юлия Сергеевна

 

Вязьма

2019

Цель семинара: получение педагогами ДДТ теоретических знаний и практических умений по формулировке целей образовательных программ.

Участники семинара: методист, педагоги дополнительного образования Дома детского творчества, заместитель директора по учебно – методической работе.

Результат семинара: корректировка целей образовательных программ Дома детского творчества.

Теоретическая часть.

Практическая разработка образовательной программы начинается с вопроса об её цели. Ответ на него должен давать необходимые представления об основном назначении образовательной программы.

Целеполагание в системе дополнительного образования – это проектная процедура определения социокультурной и профессионально – личностной значимости разрабатываемой образовательной программы. [1]

Цель – это будущий результат образовательной деятельности.

 «Это то, к чему стремятся, чего хотят достигнуть, осуществить (С.И. Ожегов. Словарь русского языка).


Образовательная цель – это качественно новое состояние развитие личности ребенка, которое станет результатом осуществления образовательного процесса. Очень важно, чтобы образовательная цель была сформулирована в виде идеально представленного достижимого желаемого педагогического результата. Переход от педагогики красивой фразы, педагогики декларирования к педагогике управления развитием связан с умением грамотно формулировать цели и задачи воспитания, вычленять измеряемые вехи развития на образовательном маршруте учащихся. Например, «Духовное развитие», являясь значимым направлением педагогической деятельности, не может быть использовано как вариант формулировки цели программы, так как не имеет ни границ, ни критериев.

 Целью и задачами дополнительных образовательных программ в первую очередь является обеспечение обучения, воспитания, развития детей.

 

Цель должна быть конкретна, результаты ее достижения должны быть измеримы.    

ПРИМЕРЫ формулировок цели:

  1. Формирование нравственной и творческой личности через овладение русской народной манерой исполнения песенного репертуара.
  2. Формирование общей культуры личности, привитие обучаемым этических и нравственных норм поведения через знакомство с правилами этикета.
  3. Формирование высоких духовных качеств и эстетики поведения средствами вокального искусства.
  4. Формирование интереса к хоровой культуре у детей и подростков.
  5. Укрепление психического и физического здоровья детей через занятия мотоспортом.
  6. Формирование личности ребенка через расширение кругозора и изучение страноведения.
  7. Развитие мотивации ребенка к познанию и творчеству через его увлечение историческим краеведением, историей родного края.
  8. Обеспечение эмоционального благополучия ребенка через увлечение его к прикладным видам искусства.
  9. Приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям через занятия общественными науками.
  10. Профилактика асоциального поведения.
  11. Развитие личности ребенка, способного к творческому самовыражению через овладение основами хореографии.
  12. Реализация интересов детей и подростков в познании и техническом творчестве через занятия авиамоделированием.

ПРИМЕР перечня существительных для формулирования цели:

-  создание,

- развитие, обеспечение,

-  приобщение, профилактика,

-  укрепление,

-  взаимодействие,

- формирование и др.


Глобальный, фундаментальный характер цели требует ее разукрупнения на задачи. 

Задачи – шаги к достижению цели, это обозримая и оцениваемая часть работы, имеющая промежуточный и конечный результат и наряду с другими задачами служащая достижению общей цели. 

Показателем грамотности педагога является наличие задач разного характера:
образовательных (что ребенок узнает, в чем разберется, какие представления получит, чем овладеет, чему научится и т.д.);
развивающих (какие способности, творческие возможности будут реализованы, получат развитие);
воспитательных (какие ценностные ориентации, отношения, личностные качества будут сформированы).

Формулировать задачи можно через глаголы или существительные. 

Примеры глаголов: познакомить, обучить, способствовать, сформировать, обеспечить, развить, приобщить, предоставить возможность, поддержать, воспитывать, расширить, углубить и др.;

Примеры существительных: обучение, знакомство, формирование, обеспечение, развитие, приобщение, предоставление возможности, поддержка, воспитание, расширение,  углубление и т.д.

Процесс планирования цели состоит из следующих этапов:

  1. Постановка цели. Нужно сделать наиболее полное, ясное, понятное описание желаемого состояния, требуемых ресурсов и результатов.
  2. Определение стратегии. На этом этапе следует определить все необходимые действия, которые гарантировано, приведут к цели. И их последовательность – стратегию.
  3. Определение потребностей. В плане нужно обязательно прописать потребности. Ресурсы, требуемые для успешного выполнения всех запланированных действий.  
  4. Определение показателей. Чтобы контролировать процесс достижения цели, и определить приближение или отдаление цели, нужно описать ее качественные и количественные показатели.
  5. Материализация результатов. Результаты все предыдущих этапов нужно материализовать – записать на внешнем носителе, бумаге, компьютере. Это позволяем видеть всю «карту» сверху, отмечать текущее состояние и быстро определять следующие шаги. [2]

Практическая часть.

Планирование и формулировка целей образовательных программ МБУ ДО ДДТ.


Литература.

  1. http://vestnik.sutr.ru/journals_n/1341330753.pdf
  2. https://pro-psycholog.ru/celepolaganie-i-planirovanie/
  3. Лекционный материал Кочергиной Г.Д., доцента кафедры воспитания и социализации детей и молодежи ГАУ ДПОС «СОИРО», к.п.н.


Приложение

E:\РАБОТА ЮЛИ 20202021 уч. год\АТТЕСТАЦИЯ КОТОВОЙ !!!!!!!!!!!\пед. лекторий.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учёт результативности усвоения программного материала обучающимися в ходе образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей

Сущность результата в дополнительном образовании.Формы контроля и фиксации результатов мониторинга....

Презентация "Образовательные программы в системе дополнительного образования детей"

Материал к семинару, раскрывающий основные подходы к созданию  образовательной программы в системе дополнительного образования детей....

Использование современных образовательных технологий в учреждении дополнительного образования детей

Педагогические технологии дополнительного образования детей сориентированы на решение сложных психолого-педагогических задач: научить ребенка самостоятельно работать, общаться с детьми и взрослыми, пр...

«Изучение и применение современных инновационных образовательных технологий в учреждении дополнительного образования детей"

Отсутствие в учреждениях дополнительного образования детей жёсткой регламентации деятельности, гуманистические взаимоотношения участников добровольных объединений детей и взрослых, комфортность услови...

Методические рекомендации по организации мониторинга образовательной деятельности в учреждениях дополнительного образования детей

Для оценки освоения дополнительных общеобразовательных программ обучающимися в учреждениях дополнительного образования детей, разработана система мониторинга, являющаяся инструментом оценки качества д...

План исследования рынка образовательных услуг в учреждении дополнительного образования детей

План включает исследования, позволяющие изучить степень удовлетворенности потребителей (детей и родителей) качеством предоставляемых образовательных услуг; социальные мотивы посещения детских творческ...

Занятие как основная форма организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей

Занятие - основная форма организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей.При проектировании занятия в системе дополнительного образования необходимо учитывать, что...