Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования "Самоанализ учебного занятия. В помощь педагогу дополнительного образования"
методическая разработка

Пихиенко Ольга Юрьевна

Умение анализировать собственную деятельность — важное качество любого человека, тем более оно важно для педагога как человека, творческого. Педагог должен уметь анализировать, свою деятельность, но, в первую очередь, учебное занятие как основную её форму.

Рассмотрим, из чего складывается самоанализ учебного занятия.

Первое, что должен сделать педагог - это определить место учебного занятия в общем курсе и ответить на вопрос: насколько ясным стало это место для учащихся.

При самоанализе педагог даёт:

  • краткую характеристику проведённого занятия;
  • оценку целям, которые ставил, и анализ их достижения;
  • характеристику объёма содержания учебного материала;
  • оценку качества усвоения детьми учебного материала;
  • характеристику применяемых методов и оценку эффективности их использования;
    • оценку, активности обучающихся;
    • самооценку качеств и сторон своей личности (речь, логика, взаимоотношения с детьми и т.п.),

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod._rekomend.docx19.64 КБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ учебного занятия.

В помощь педагогу дополнительного образования.

Умение анализировать собственную деятельность — важное качество любого человека, тем более оно важно для педагога как человека, творческого. Педагог должен уметь анализировать, свою деятельность, но, в первую очередь, учебное занятие как основную её форму.

Рассмотрим, из чего складывается самоанализ учебного занятия.

Первое, что должен сделать педагог - это определить место учебного занятия в общем курсе и ответить на вопрос: насколько ясным стало это место для учащихся.

При самоанализе педагог даёт:

  • краткую характеристику проведённого занятия;
  • оценку целям, которые ставил, и анализ их достижения;
  • характеристику объёма содержания учебного материала;
  • оценку качества усвоения детьми учебного материала;
  • характеристику применяемых методов и оценку эффективности их использования;
  • оценку, активности обучающихся;
  • самооценку        качеств и сторон своей личности (речь, логика, взаимоотношения с детьми и т.п.),

Педагогу необходимо соотнести поставленные перед занятием цели с достигнутыми и определить причины успеха или нeуспеха.

Необходимо ответить на следующие вопросы:

  1. Что нового для развития ума, памяти, внимания, способностей детей дало данное  занятие?
  2. Насколько оптимально было выстроено занятие? Соответствовало ли оно интересам, темпераменту, уровню развития, специфике учебной группы?
  3. Адекватна ли была организация деятельности учащихся обучающим, развивающим и воспитывающим целям занятия?
  4. Насколько активны были учащиеся? Сколько paз и кто из них выступал, почему молчали другие, как стимулировалась paбота  ребят?
  5. Каким был темп занятия? Поддерживался ли интерес обучающихся на протяжении всего занятия?
  6. Как в ходе занятия была организована опора на предыдущие знания, жизненный опыт детей, насколько актуальны для детей полученные знания?
  7. Был ли чётким и ясным инструктаж детей перед выполнением заданий? Продумана ли  проверка?
  8. Как контролировалась работа детей? Весь ли труд обучающихся был проверен и оценён? Насколько быстро и эффективно это делал педагог?
  9. Какова психологическая атмосфера занятия?
  10. Изменилось ли ваше настроение после занятия? Что можно поставить себе в «плюсы», a что в «минусы»?

В заключение педагог продумывает, каким образом улучшить качество своей работы на занятии, делает общие выводы и намечает меры по совершенствованию своего мастерства.

Схема анализа занятия при формировании самостоятельности обучающихся.

Каким образом педагог создает условия для формирования логического мышления:

  • выделяет определенные познавательные задачи
  • создает учебные ситуации для индивидуального решения
  • предлагает задачи различной сложности на выбор (согласно самооценки учащихся)
  • способствовать анализу результатов деятельности в объединении?

Каким образом педагог предоставляет возможность самостоятельно ориентироваться в    новой ситуации:

  • стимулирует желание в поиске способов решения задания или задачи,
  • предлагает самостоятельно обосновать степень сложности задания,
  • стимулирует выражение собственной точки зрения по каким-либо ситуациям, явлениям, процессам,
  • использует другие приемы и методы.

Анализ занятия педагога дополнительного образования обучающимися.

Внимательно прочитай вопрос и предлагаемые варианты ответов, подумай, выбери один из ответов и обведи кружком букву рядом с твоим ответом. Если тебе не понятен вопрос, попроси помощи у педагога.

  1. Насколько интересно тебе было на сегодняшнем занятии?

               а) Очень интересно

б) Интересно частично

в) Большей частью интересно

г) Неинтересно вообще

  1. Как ты считаешь, то, что ты сегодня узнал(а), понял(а), чему научился(лась), пригодится тебе на следующих занятиях?

               а) Пригодится полностью

б) Возможно, пригодится, точно не знаю

в) Большей частью не пригодится

г) Не пригодится вообще

  1. Насколько понятно и доступно педагог объяснил сегодня то новое, что ты узнал(а)?

               а) Полностью понятно и доступно

б) Не всегда понятно и доступно

в) Почти совсем непонятно и недоступно

г) Совсем непонятно и недоступно

  1. Когда тебе было особенно интересно?

               а) В начале занятия (когда педагог знакомил с темой занятия, проверял нашу готовность к занятию)

б) В середине занятия (изучение нового, практическая работа)

в) В конце занятия (подведение итогов занятия, награждение отличившихся)

  1. Легко ли тебе было общаться с педагогом и товарищами на данном занятии?

               а) Легче, чем обычно

б) Легко, впрочем, как всегда

в) Труднее, чем всегда

г) Очень трудно

  1. Что тебе хотелось бы сказать о сегодняшнем занятии, что добавить, изменить?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо тебе за твои ответы!

Анализ занятия педагога дополнительного образования обучающимися

Внимательно прочитай вопрос и предлагаемые варианты ответов, подумай, выбери один из ответов и обведи кружком букву рядом с твоим ответом. Если тебе не понятен вопрос, попроси помощи у педагога.

  1. Насколько интересно тебе было на сегодняшнем занятии?

               а) Очень интересно

б) Интересно частично

в) Большей частью интересно

г) Неинтересно вообще

  1. Как ты считаешь, то, что ты сегодня узнал(а), понял(а), чему научился(лась), пригодится тебе на следующих занятиях?

               а) Пригодится полностью

б) Возможно, пригодится, точно не знаю

в) Большей частью не пригодится

г) Не пригодится вообще

  1. Насколько понятно и доступно педагог объяснил сегодня то новое, что ты узнал(а)?

               а) Полностью понятно и доступно

б) Не всегда понятно и доступно

в) Почти совсем непонятно и недоступно

г) Совсем непонятно и недоступно

  1. Когда тебе было особенно интересно?

               а) В начале занятия (когда педагог знакомил с темой занятия, проверял нашу готовность к занятию)

б) В середине занятия (изучение нового, практическая работа)

в) В конце занятия (подведение итогов занятия, награждение отличившихся)

  1. Легко ли тебе было общаться с педагогом и товарищами на данном занятии?

               а) Легче, чем обычно

б) Легко, впрочем, как всегда

в) Труднее, чем всегда

г) Очень трудно

  1. Что тебе хотелось бы сказать о сегодняшнем занятии, что добавить, изменить?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо тебе за твои ответы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по созданию мультимедийной презентации в программе MicrosoftOfficePowerPoint для педагогов дополнительного образования детей МБОУ ДОД ДДТ

Презентация – это представление информации для некоторой целевой аудитории, с использованием разнообразных средств привлечения внимания и изложения материала.Очень важен выбор оптимального объема през...

Методические рекомендации по написанию общеобраразовательной общеразвивающей программы дополнительного образования для педагогов дополнительного образования

Методические рекомендациипо написанию общеобраразовательной общеразвивающей  программы дополнительного образования  для педагогов дополнительного образования...

Методические рекомендации по написанию общеобраразовательной общеразвивающей программы дополнительного образования для педагогов дополнительного образования

Методические рекомендациипо написанию общеобраразовательной общеразвивающей  программы дополнительного образования  для педагогов дополнительного образования...

Методические рекомендации педагогам дополнительного образования. Анализ учебного занятия

Данные методические рекомендации, прежде всего, ориентированы на помощь в анализе обучающих занятий, но они также могут быть использованы и при анализе других видов занятий. Достаточно часто занятие п...

Методические рекомендации «Принципы составления Портфолио для аттестации педагогического работника» (для педагогов дополнительного образования)

Данный материал адресован педагогам  и методистам дополнительного образования. Педагоги смогут ознакомиться с основными принципами  составления Портфолио в межаттестационный период....

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: «Памятка педагогу при проведении занятий»

Дополнительное образование детей, ориентируясь на гуманистические общечеловеческие ценности, осуществляет целостный образовательный процесс, развивает творческий потенциал обучающихся в соответствии с...

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования по организации, подготовке и проведению учебных занятий

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования по организации, подготовке и проведению учебных занятий...