Формирование творческой личности на уроке
статья

светлана николаевна мальцева

Говорят, умение творить удел не многих и творческие личности являются подарком богов. В этом есть доля истины: Пушкины, Моцарты, Ньютоны рождаются редко. Но организовать образовательный процесс так, что бы поиск истины был желаем, что бы стремление к познанию не угасало- это в силах педагога. 

Главным стратегическим и технологическим ресурсом остается педагог, вернее, его творческий потенциал и индивидуальность. Именно от его творческой позиции, нравственных ценностей, интеллекта конкретного педагога зависит качество образования. По нашему мнению для формирования творческой личности на уроке урок должен отвечать следующим требованиям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_tvorcheskoy_lichnosti_na_uroke.docx23.3 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование творческой личности на уроке

Мальцева Светлана Николаевна,

старший методист

 

Говорят, умение творить удел не многих и творческие личности являются подарком богов. В этом есть доля истины: Пушкины, Моцарты, Ньютоны рождаются редко. Но организовать образовательный процесс так, что бы поиск истины был желаем, что бы стремление к познанию не угасало- это в силах педагога. Еще Аристотель отмечал: «В любом развивающем процессе нельзя без удивления». К. Ушинский напоминал: «на убеждение можно воздействовать только убеждением». Поэтому творческую личность может воспитать только творческая личность, коллектив единомышленников, обладающий не только огромным потенциалом знаний, но и желанием самосовершенствоваться. Учитель может учить, пока учиться сам.

Обучающая творческая деятельность должна рассматриваться в первую очередь как деятельность, способствующая развитию целого комплекса качеств творческой личности: умственной активности, стремления к необходимым знаниям, самостоятельности в выборе и способах решения возникающих проблем и др. Результатом развития таких творческих качеств должен стать творческий продукт.  Не каждый учебный предмет увлечет за собой, взволнует. А программа порой так далека от сегодняшней жизни и интересов воспитанниц, что без соответствующей подачи вызовет лишь скуку.

Творчество на уроке… Казалось бы, твори, дерзай, экспериментируй! Но… Основа основ творческой работы педагога – тщательная подготовка к уроку, четко составленный план, досконально продуманный конспект. Без этого невозможно рождение творческого урока. Да и учеников своих подвигнуть на творческий труд мы можем собственным примером или примером из жизни известных людей… 1829 год – юный Лермонтов готовится к поступлению в университет и пишет 4 поэмы и 500 стихотворений. Это ли не пример трудолюбия? И таких очень много. Труд – основа творчества и в жизни и на уроке, поскольку последний – отражение жизни и ее учебник. Но любой ли труд ведет к воспитанию творческой личности? И здесь надо снова вспомнить о цели: только прекрасная цель побуждает к доброму труду на благо людей. Здесь речь пойдет уже о личности самого педагога, о его личной ответственности перед обществом.

Доброта должна лежать в основе любого труда. Самое опасное – приучить человека к труду, лишенному творческих созидательных основ. Сколько  уже появилось людей, подменивших творческий труд погоней за «длинным рублем».  Такая «личность» губит жизнь собственную и жизнь всех окружающих. Труд должен быть нравственным и творческим, только тогда мы можем начать сложный путь по формированию достойного человека.

На уроке надо самому быть творцом, ежеминутно быть готовым к сотворчеству с учениками, а это невероятное напряжение души. Результат – незабываемые для ребят уроки. Только это истинная оценка работы учителя. Если научить ребят «на паритетных началах « работать с учителем, то они начинают сотрудничать и между собой. Как трудно приходит понимание того, что истинная задача учителя – восхититься результатом творчества ученика, а не самому соловьем петь. Другое дело, как их заинтересовать, пробудить творческие наклонности. Надо постараться сделать урок как можно интереснее, а слово «зримым». Преподаватель литературы Петрова Е.Ф. приносит на урок картину: дуэль, Черная речка, упавший на снег поэт… Не показывает, репродукция лицом к стене. Читает цветаевское: «Поэта убили!». Просит нарисовать словесную картину дуэли, представив Черную речку, окружающий пейзаж, позы участников страшного действа. Каждый должен сам пережить эту трагедию. Слова… Как много они значат... читают стихи. Да как читают! Вот когда не надо убеждать читать выразительно… На глазах рождается искусство. Вот что может сделать сопереживание. Сопереживание рождает творчество.

Если учитель в совершенстве владеет артистизмом, он способен выйти на нетрадиционные формы уроков. Структуры игровых уроков могут быть очень различны: это и «круглый стол», и попытка дописать или досказать произведение с последующим конкурсом решения творческой задачи… А можно поручить вести урок воспитанницам. «Попробуй сама» - принцип творческого воспитания. В соавторстве с педагогом она станет ТВОРЦОМ урока, а значит личностью творческой.

Мы убеждены, что творческая личность – это нравственная личность. А.Н. Остроградский, Макаренко, В. Сухомлинский  и другие ставили нравственное воспитание в определённую зависимость от умственного развития, которое в  большинстве случаев положительно сказывается на нравственной культуре человека, так как двигателем человеческих поступков является не только ум, но и сердце, чувства. А.Н. Острогородский отрицательно относился к авторитарности в воспитании, которая подавляет личность. Творческая личность должна иметь твёрдые убеждения, сильную волю, способную претворять свои идеалы в жизнь. Чтобы воспитать таких людей, необходимо уже в школе, говорил А.Н, Острогорский, ставить перед учащимися задачи, требующих усилий воли для их решения, предоставлять известную самостоятельность, как в учебной работе, так и в быту, меньше опекать. И далее: "в школьной работе успех дела во многом зависит от личных качеств учителя, а именно от его нравственной силы, честности, преданности своему делу, логичности, речи, такта. Только личность, имеющая твёрдые нравственные убеждения, может развить в ребенке интерес к знанию и стремление к самостоятельному труду. Таким образом, процесс формирования творческой личности сложен, состоит из множества этапов и естественно не может ограничиваться только рамками урока, а продолжается и после уроков, т.к. творчество не знает границ.

Особое место имеет не только урок, но внеурочная деятельность. Здесь важно не упустить момент интереса, проявленного воспитанницей к какому-то вопросу, а смена формы деятельности  способствует дальнейшей творческой работе. Преподаватель математики Деребалюк Л.В. считает, что создание благоприятной обстановки в классе, поддержка любой инициативы обучающихся, доверие со стороны преподавателя и постепенное продвижение воспитанника в сторону самостоятельной работы – вот слагаемые формирования творческой личности.

Главным стратегическим и технологическим ресурсом остается педагог, вернее, его творческий потенциал и индивидуальность. Именно от его творческой позиции, нравственных ценностей, интеллекта конкретного педагога зависит качество образования.

По нашему мнению для формирования творческой личности на уроке урок должен отвечать следующим требованиям:

  1. Урок должен быть эмоциональным. Собственно понятие активизация познавательной деятельности основано именно на возбуждении положительно переживаемых учеником эмоций в процессе обучения.
  2. Познавательная ситуация - это ситуация открытия себя как существа мыслящего. Это миг осознания ребенком огромного потенциала человеческого мышления, когда одним усилием мысли можно перенестись в иной мир... , когда можно объяснить многое из того, что было раньше непонятно... и, наконец, рождается главное открытие: ты мыслишь сам. Остается только удивляться этим открытиям на уроке.
  3. Урок должен дать возможность последовательного в рамках учебной темы исследования, познания. Изучается не параграф, формула -изучается закономерность жизни, принявшая на уроке конкретный вариант, объективно вне воли человека существующая. Открыв положительные и отрицательные величины, дети обретают двойное строение мира: день и ночь, жизнь и смерть, добро и зло, любовь и ненависть идут, крепко взявшись за руки,  поэтому бессмысленно возражать против отрицательных величин, у них своя роль.
  4. Воспарить над фактом, взглянуть на него сверху, увидеть большое в малом, общее в частном - значит встать на путь поиска истины. Примечательно замечание Ушинского « жизнь человеческая замерзла бы на одной точке, если бы юность не мечтала», или Э. Гельман « может быть самое страшное в жизни - дети, для которых чудес нет».
  5. Не   упускать   возможность   сделать   изучение   предмета привлекательным, но главное остается, учеба - это тяжелый труд. « Ребенок, никогда не познавший радость труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолимы - он несчастный человек» (Ушинский)
  6. Школьный урок - часть жизни ребенка и, в то же время, это урок жизни для него.  Он учится  осмысливать  окружающую действительность, любить мир и людей в нем, оценивать свои поступки и мысли с позиции требований современной культуры, формировать ответственность за самого себя, свою жизнь, настоящую и будущую.
  7. Диалог обязателен. Только тогда урок принимает остроту и глубину переживаний.  Урок дает ребенку опыт групповой интеллектуальной деятельности, этот опыт скажется в юности, послужит в зрелости. Тишина аудитории, свидетельствующая о напряженном внимании, уважении оратора - проецирует на школьный урок право одного голоса.
  8. Дискуссия как обязательный элемент групповой деятельности формирует умения выслушивать-воспроизводить услышанное -соотносить со своими представлениями - выражать несогласие -оценивать главное - дополнять, принимать логику оратора.

Важно, по нашему мнению, признать за ребенком право на творческий поиск тех областей жизнедеятельности, в которых наиболее полно могут реализоваться способности и возможности ребенка и право на ошибку, без которой невозможно стать творческой личностью, иначе весь процесс познания станет обычной репродуктивной деятельностью. Важно признание за собой и ребенком обязанность: «Что бы я ни делал, количество добра в мире должно увеличиваться».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности учащихся, как один из путей формирования творческой личности на уроках биологии и во внеурочной деятельности.

Формирование устойчивого познавательного интереса зависит от эмоционально-положительного отношения к учению....

Формирование творческой личности на уроках русского языка и литературы с помощью технологии проектного обучения.

В статье представлен опыт использования технологии проектного обучения  в процессе  формирования творческой личности на уроках русского языка и литературы.  Метод  проектов способс...

Формирование творческой личности на уроках математики

Стиль отношений учителя и учениа в современной школе должен строиться на следующем :не запрещать , а направлять; не зубрить , а мыслить ; не управлять , а самоуправлять ; не принуждать , а убеждать ; ...

Доклад на тему: «Формирование творческой личности на уроках технологии»

Районная августовская секция учителей технологии...