Марина Владимировна Петрова Изменения в Программе развития гимназии в соответствии с требованиями ФГОС
статья

Участник III Городской научно-практической конференции ФГОС СОО

Марина Владимировна Петрова,

Заместитель директора по научно-методической работе,

победитель ПНП «Образование» в номинации «Лучший учитель»,

учитель обществознания высшей квалификационной категории

ГБОУ Гимназия № 61, Санкт-Петербург

 

Изменения в Программе развития гимназии в соответствии с требованиями ФГОС             

  Программа развития школы — документ стратегического значения, который составляется силами всего педагогического коллектива на длительный период времени (как правило, 3-5 лет). Программа развития представляет собой среднесрочную программу изменений в деятельности школы, которая должна привести к качественно новым результатам, тем, которых прежде не было. В основе программы развития лежит концепция развития. В программном документе  перечисляются потребности образовательного учреждения, инновации и административные коррективы, необходимые для качественного изменения уровня учебно-воспитательного процесса, раскрывается курс на реализацию перспективных образовательных потребностей прогнозируемого социального заказа, учреждение рассматривается как целостная система, все элементы которой взаимосвязаны, а решения направлены на устранение или совершенствование отдельных составляющих жизнедеятельности школы.  Современные российские реалии, в частности новые образовательные стандарты, требуют реформирования системы школьного образования. Что такое федеральные государственные образовательные стандарты общего образования (ФГОС)? Какова основная цель реализации ФГОС? Главная цель введения федеральных государственных образовательных стандартов (начального, основного, среднего) общего образования заключается в создании условий, позволяющих решить стратегическую задачу Российского образования, – повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства. Чем отличается новый образовательный стандарт от предыдущих? Первое отличие ФГОС от его предшественников – опора на результаты выявления запросов личности, семьи, общества и государства к результатам общего образования. Вторым принципиальным отличием ФГОС является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов (по химии, математике, русскому языку, литературе и т.д.), но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности (умение общаться между собой, проявлять лидерские качества, проектировать свою образовательную деятельность, самостоятельно искать и обрабатывать необходимую информацию, публично презентовать свою работу и личный опыт и т.д.). Третье отличие заключается в том, что новый стандарт вводится как общественный договор. Это значит, что если раньше главным ответчиком за результаты образования был ребенок, то теперь заключается трехсторонний договор между родителями, образовательным учреждением и руководителем муниципального уровня, где прописаны права и обязанности каждой стороны. Главная задача Гимназии – предоставить обучающимся качественное образование. Изменится ли жизнь ребенка с введением ФГОС? Да, введение стандарта второго поколения во многом должно изменить жизнь наших учеников. Речь идет о новых формах организации обучения, новых образовательных технологиях, новой открытой информационно-образовательной среде, далеко выходящей за границы конкретного образовательного учреждения. Именно по этой причине в стандарт, например, введена Программа формирования универсальных учебных действий, а учебные программы ориентированы на развитие самостоятельной учебной деятельности школьника – на такие виды учебной и внеучебной (внеурочной) деятельности, как учебное проектирование, моделирование, исследовательская деятельность, ролевые игры и др. Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности школьника. На уроках сейчас основное внимание будет уделяться развитию видов деятельности ребенка, выполнению различных проектных, исследовательских работ. Важно не просто передать знания школьнику, а научить его овладевать новым знанием, новыми видами деятельности. Так, на ступени основного общего образования (5-9 классы) у обучающихся должно быть сформировано умение учиться и способность к организации своей деятельности: умение ставить цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе. Оцениваться будет не то, что запомнил ребенок, а то, как он понял изученный материал и может ли его применить в разных ситуациях. Наряду с традиционными устными и письменными работами у учеников появится возможность «накопительной оценки» за выполнение тестов, проектов, различных творческих работ (портфолио, или портфель достижений учащихся). Это могут быть рисунки, сочинения, наблюдения, аудио-, видеоработы, газеты, презентации, создание личного портфолио с коллекцией достижений ученика. Что такое информационно-образовательная среда? Требования к информационно-образовательной среде (ИОС) являются составной частью Стандарта. ИОС должна обеспечивать возможности для информатизации работы любого учителя и учащегося. Через ИОС учащиеся имеют контролируемый доступ к образовательным ресурсам и Интернету, могут взаимодействовать дистанционно, в том числе и во внеурочное время. Родители должны видеть в ИОС качественные результаты обучения своих детей и оценку учителя. Что такое внеурочная деятельность, каковы ее особенности? Стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). Содержание занятий должно формироваться с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей). Во внеурочную деятельность могут входить: индивидуальные занятия учителя с детьми, требующими психолого-педагогической и коррекционной поддержки, индивидуальные и групповые консультации (в том числе – дистанционные) для детей различных категорий, экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и другие.   В связи с введением новых ФГОС образования необходимо внести коррективы в утвержденную программу развития школы на 2019-2024 годы.  Что изменится, согласно новым ФГОС?    Новые ФГОС   поменяют требования к организации воспитательной и образовательной работы. В связи с этим изменения нужно внести и в программу развития школы.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл petrova_m_v.docx29.54 КБ

Предварительный просмотр:

Марина Владимировна Петрова,

Заместитель директора по научно-методической работе,

победитель ПНП «Образование» в номинации «Лучший учитель»,

учитель обществознания высшей квалификационной категории

ГБОУ Гимназия № 61, Санкт-Петербург

Изменения в Программе развития гимназии                                                       в соответствии с требованиями   ФГОС              

  Программа развития школы — документ стратегического значения, который составляется силами всего педагогического коллектива на длительный период времени (как правило, 3-5 лет). Программа развития представляет собой среднесрочную программу изменений в деятельности школы, которая должна привести к качественно новым результатам, тем, которых прежде не было. В основе программы развития лежит концепция развития. В программном документе  перечисляются потребности образовательного учреждения, инновации и административные коррективы, необходимые для качественного изменения уровня учебно-воспитательного процесса, раскрывается курс на реализацию перспективных образовательных потребностей прогнозируемого социального заказа, учреждение рассматривается как целостная система, все элементы которой взаимосвязаны, а решения направлены на устранение или совершенствование отдельных составляющих жизнедеятельности школы.  Современные российские реалии, в частности новые образовательные стандарты, требуют реформирования системы школьного образования. Что такое федеральные государственные образовательные стандарты общего образования (ФГОС)? Какова основная цель реализации ФГОС? Главная цель введения федеральных государственных образовательных стандартов (начального, основного, среднего) общего образования заключается в создании условий, позволяющих решить стратегическую задачу Российского образования, – повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства. Чем отличается новый образовательный стандарт от предыдущих? Первое отличие ФГОС от его предшественников – опора на результаты выявления запросов личности, семьи, общества и государства к результатам общего образования. Вторым принципиальным отличием ФГОС является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов (по химии, математике, русскому языку, литературе и т.д.), но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности (умение общаться между собой, проявлять лидерские качества, проектировать свою образовательную деятельность, самостоятельно искать и обрабатывать необходимую информацию, публично презентовать свою работу и личный опыт и т.д.). Третье отличие заключается в том, что новый стандарт вводится как общественный договор. Это значит, что если раньше главным ответчиком за результаты образования был ребенок, то теперь заключается трехсторонний договор между родителями, образовательным учреждением и руководителем муниципального уровня, где прописаны права и обязанности каждой стороны. Главная задача Гимназии – предоставить обучающимся качественное образование. Изменится ли жизнь ребенка с введением ФГОС? Да, введение стандарта второго поколения во многом должно изменить жизнь наших учеников. Речь идет о новых формах организации обучения, новых образовательных технологиях, новой открытой информационно-образовательной среде, далеко выходящей за границы конкретного образовательного учреждения. Именно по этой причине в стандарт, например, введена Программа формирования универсальных учебных действий, а учебные программы ориентированы на развитие самостоятельной учебной деятельности школьника – на такие виды учебной и внеучебной (внеурочной) деятельности, как учебное проектирование, моделирование, исследовательская деятельность, ролевые игры и др. Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности школьника. На уроках сейчас основное внимание будет уделяться развитию видов деятельности ребенка, выполнению различных проектных, исследовательских работ. Важно не просто передать знания школьнику, а научить его овладевать новым знанием, новыми видами деятельности. Так, на ступени основного общего образования (5-9 классы) у обучающихся должно быть сформировано умение учиться и способность к организации своей деятельности: умение ставить цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе. Оцениваться будет не то, что запомнил ребенок, а то, как он понял изученный материал и может ли его применить в разных ситуациях. Наряду с традиционными устными и письменными работами у учеников появится возможность «накопительной оценки» за выполнение тестов, проектов, различных творческих работ (портфолио, или портфель достижений учащихся). Это могут быть рисунки, сочинения, наблюдения, аудио-, видеоработы, газеты, презентации, создание личного портфолио с коллекцией достижений ученика. Что такое информационно-образовательная среда? Требования к информационно-образовательной среде (ИОС) являются составной частью Стандарта. ИОС должна обеспечивать возможности для информатизации работы любого учителя и учащегося. Через ИОС учащиеся имеют контролируемый доступ к образовательным ресурсам и Интернету, могут взаимодействовать дистанционно, в том числе и во внеурочное время. Родители должны видеть в ИОС качественные результаты обучения своих детей и оценку учителя. Что такое внеурочная деятельность, каковы ее особенности? Стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). Содержание занятий должно формироваться с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей). Во внеурочную деятельность могут входить: индивидуальные занятия учителя с детьми, требующими психолого-педагогической и коррекционной поддержки, индивидуальные и групповые консультации (в том числе – дистанционные) для детей различных категорий, экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и другие.   В связи с введением новых ФГОС образования необходимо внести коррективы в утвержденную программу развития школы на 2019-2024 годы.  Что изменится, согласно новым ФГОС?    Новые ФГОС   поменяют требования к организации воспитательной и образовательной работы. В связи с этим изменения нужно внести и в программу развития школы.
   Новые ФГОС уделяют больше внимания социализации учеников. Раньше в программе развития школа должна была прописать, как она создает образовательную среду. Сейчас нужно также прописать, как школа создает социальную среду развития для учеников.
Необходимо включить в концепцию развития школы создание социальной среды развития.       
    По новым ФГОС школа, чтобы создать социальную среду развития для учеников, должна более тесно взаимодействовать с их родителями. Необходимо указать, как школа помогает развивать педагогические компетенции родителям, взаимодействует с ними. Также включить в программу развития анализ культурных и социальных особенностей семей учеников
    В новой редакции ФГОС воспитательному компоненту уделяется больше внимания, чем в старой редакции. Поэтому в программе развития необходимо представить развернутый спектр задач по воспитанию.
    Расширение воспитательного компонента предполагает, что школа учитывает не только образовательные, но и личностные результаты учеников. Теперь  в программе должны быть указаны новые направления воспитания школьников по ФГОС: воспитание личности, отвечающей требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества.
   Новые ФГОС требуют, чтобы школа «учила учиться» учеников. В программе развития нужно прописать, как вы будете стимулировать интерес учеников к самообразованию.
В программе развития нужно отразить изменения в направлениях развития школы, а также изменения законодательства.
    Изменения затрагивают принципы организации образовательной и воспитательной работы, основными среди которых являются: создание социальной среды развития, социализации учащихся отныне уделяется особое значение, а потому в программном документе необходимо уточнить, как образовательное учреждение формирует социальную среду развития школьников. Для этого потребуется включить создание социальной среды в концепцию развития ОУ, разработать план мероприятий усиления взаимодействия с семьями учащихся. Обновленный стандарт требует тесной взаимосвязи школы и семьи в процессе создания социальной среды развития, активизации позиции родителей как участников образовательного процесса. Потому в программе развития школы в соответствии с ФГОС следует указать аналитическую работу по оценке социальных и культурных особенностей семей учащихся, адаптацию учебно-воспитательных методик потребностям учеников и их семей, мероприятия и методы, направленные на повышение педагогической компетентности членов семей, общешкольные мероприятия с участием семей учеников.  В документе необходимо прописать более развернутый перечень воспитательных задач учреждения, среди которых особое место занимают гражданское и патриотическое воспитание, освоение учащимися традиционных ценностей и нравственных норм, физическое, экологическое и трудовое воспитание, развитие ценностного отношения к учебе, познавательного интереса детей. Важно отметить, что в этом блоке   необходимо отразить не только учебные, но и личностные результаты расширения воспитательного компонента, которые должны отвечать задачам демократизации и требованиям информационного общества. Документ должен содержать методы стимулирования познавательных и образовательных интересов учащихся, стремления к самообразованию на основе рефлексии личностного самопознания и деятельности. В механизме реализации этой концепции необходимо разработать методику работы классных руководителей, педагогов-психологов и социальных педагогов по профориентации учеников, совершенствовать методы диагностики профессионального потенциала школьников и алгоритмы информирования их об особенностях спроса на различные профессии, специфике различных сфер деятельности, привлекая к сотрудничеству профессиональные образовательные учреждения, базовые предприятия, центры профориентации. Каждая программа развития образовательной организации призвана устранить все или несколько из выявленных в большинстве регионов страны проблем. Существует острая потребность в системе дополнительных образовательных услуг (включая платные), с каждым годом ухудшается состояние здоровья детей, что сказывается на их дальнейших академических успехах, родители школьников в недостаточной мере включены в процесс управления школой, их отличает низкое самосознание и незаинтересованность в участии в любой из управленческих форм, педагогический труд нуждается в интенсификации, а большинство педагогических работников в школах — в повышении квалификации и освоении информационно-компьютерных технологий. При переходе на новые Федеральные государственные образовательные стандарты, программа развития школы становится ключевым документом, регламентирующим этот процесс. Нормативная модель отражает как текущее состояние учреждения, так и концепцию будущего уклада.                                                                                                                                     Ключевые задачи программы развития школы:  сохранение и систематическое повышение качества учебно-воспитательного процесса, рациональное использование времени и ресурсов, развитие программной и материально-технической базы, разработка и внедрение инновационных учебно-воспитательных технологий, развитие доступной для всех учащихся системы дополнительного образования, самореализация учеников образовательного учреждения, привлечение родителей учащихся к вопросам управления ОУ и взаимодействия с ним. На внедрение нормативной модели в жизнь требуется финансирование, которое традиционно черпается из бюджетных и внебюджетных источников (благотворительные и спонсорские взносы, плата родителей). Мониторинг реализации программы развития часто показывает, что коллективу образовательного учреждения удается добиться поставленных ориентиров. В этом случае педагоги становятся более компетентными в вопросах информационно-компьютерных технологий, они активнее используют ИКТ в учебно-воспитательном процессе, методическая база пополняется новыми разработками, которые позволят раскрыть творческий потенциал детей, укрепить их здоровье, ИКТ внедряются для повышения качества учебного процесса и технологической культуры педагогических работников, дополнительное образование в школе становится доступным,  у обучающихся формируются ключевые компетенции, которые позволяют им успешно адаптироваться в образовательном процесс, внебюджетные источники финансирования расширяются. В соответствии с ФГОС Федеральная стратегия развития системы среднего образования направлена на максимальную открытость и доступность школы, учреждения должны становиться инструментом социализации и профессиональной ориентации личности, а потому стремитсья к эффективному взаимодействию с окружающим миром. Долгосрочное планирование работы школы в контексте этого приобретает особое стратегическое значение.  Оптимальный период среднесрочного планирования деятельности школы — три-пять лет. Программа развития школы на 2019-2024 годы строится на анализе и мониторинге успехов и ошибок предшествующего периода. Планирование на срок в три-пять лет позволит внедрить в учебно-воспитательный процесс инновационные педагогические технологии и передовой опыт.  В ходе разработки обновленной модели ОУ важно учесть интересы школьников и основные запросы их родителей, современные социальные тенденции, инновации педагогического процесса и профессиональные возможности педагогического коллектива. Детей важно вовлечь в новые виды деятельности, для чего обновленные нормативные модели учитывают спортивные и творческие мероприятия, кружки, которые помогут школьникам приобрести необходимый эмоционально-чувственный опыт, освоить новые навыки и знания, раскрыть собственные таланты, осуществить профессиональную ориентацию.   Основные направления работы, ориентированные на реализацию программы развития школы на 2019-2024 годы :  управление качеством учебного процесса, формирование образовательной системы, в которой каждый школьник имеет доступ к качественному образованию, а для всех детей организованы равные возможности для психофизического развития и учебы, методическое, технологическое и программное обеспечение, активное использование инновационных технологий, осуществление проектной деятельности, реализация «портфолио» педагогов и школьников, обновление образовательных программ ИКТ в образовательном процессе, воспитание духовности и нравственности, развитие патриотизма, гражданской позиции всех участников учебно-воспитательного процесса, формирование толерантных взаимоотношений, корректных этнокультурных установок, поддержка и развитие одаренности обучающихся, внедрение валеологического образования, расширение числа оздоровительных услуг, обеспечение безопасности учебного процесса, создание динамичной развивающей среды, увеличение финансирования, укрепление материально-технического оснащения ОУ, обеспечение кадрами Повышение квалификации педагогов, работа с молодыми специалистами, стимулирование участие педагогических работников в конкурсном движении, государственно-общественное управление, повышение родительского участия в управлении ОУ, предоставление им права голоса в ходе принятия важных для учебно-воспитательного процесса решений (клубы родителей, родительский комитет, попечительский совет), сотрудничество с учреждениями в сфере здравоохранения, спорта и культуры.

    Выделяют три этапа реализации Программы развития: Организационный (2019-2020 гг.) — предполагает формирование необходимой нормативно-правовой базы, обучение кадров, изучение инновационных управленческих технологий, разработка структуры и плана совершенствования образовательной среды, привлечение к апробации педагогических технологий и программ ведущих специалистов и творческих групп, подготовка социальных условий реализации и финансирования программы развития в школе.  Внедренческий (2020-2021 гг.) — формируется банк методических материалов, совершенствуется развивающая среда, пополняется материально-техническая база, на содержание образовательных программ проецируются социально-адаптивные и личностно-развивающие технологии, проводится промежуточный анализ результативности внедрения новой нормативной модели ОУ с последующей корректировкой в случае необходимости. Аналитико-результативный (2021-2022 гг.) — сбор оценка материалов, сопоставление показателей ОУ за период до и после внедрения обновлений, анализ воздействия инновационных технологий, выявление отрицательных и положительных тенденций реализации программы развития, трансляция передового педагогического опыта.  Написанию программы развития образовательного учреждения предшествует сбор информации о нем, выполнение проблемного анализа, формирование концепции обновленной нормативной модели, планирование задач и стратегии перехода к новому ОУ, планирование действий.  Прежде чем приступать к разработке программы развития, администрации и педагогическим работникам следует предпринять несколько шагов.  Подготовительный этап Администрация школы создает Положение о программе развития школы, в котором регламентирует алгоритм создания и утверждения документа, порядок внесения изменений в него, характер участия учредителя и других участников образовательного процесса, а также порядок осуществления мониторинга реализации запланированных мер, принципы предоставления результатов работы.  Руководитель ОУ среди ответственных работников выделяет группы тактиков и стратегов (к последним зачастую причисляют директора, председателя родительского комитета, руководителей профсоюзных организаций и коллегиальных органов управления). Чтобы сотрудники отнеслись к этой задаче максимально ответственно, следует продумать способы поощрения или премирования. Важно, чтобы все необходимые для создания документа сведения члены рабочей группы получали оперативно (финансовые расчеты, статистические данные). Все участники должны понимать, что они будут привлечены к реализации программы, а потому им не следует ставить потенциально нереальные задачи и цели. Чтобы смоделировать образ будущего ОУ, достаточно дать ответы на три вопроса:        1) какими качествами должны обладать выпускники, чтобы стать успешными;  2) как для этого должен измениться образовательный процесс;  3) какую систему ценностей нужно сформировать у педагогического коллектива, чтобы претворить это в жизнь.  Рабочая группа должна регулярно и в максимально полном составе собираться для обсуждения положений документа. Стратегическое значение имеет аргументация доводов, толерантность и взаимное уважение всех участников работы. Достаточно провести одно-два собрания, на которых определяют цель и формулируют задачи программы развития. На этом этапе коллектив ставят в известность о целях новой программы развития, поясняют значимость и необходимость внедрения новой нормативной модели. Поскольку программа определяет стратегическое развитие школы на определенный период, ее положения должны разрабатываться при участии родительских и ученических советов, представительных органов работников и учащихся. Обсуждение положений документа должно быть вынесено за пределы совещаний рабочей группы. Целесообразно привлечение сетевых сообществ, общешкольного родительского собрания и школьной конференции.  На следующем этапе тактики, специализирующиеся на различных направлениях жизнедеятельности учреждения, анализирует и планирует задачи, направленные на достижение конкретных результатов. По каждому направлению назначается координатор, которые курирует процесс работы ответственных педагогов, проговаривая алгоритм работы, допустимые формы и стилистику документа с каждым из них. Координатор объединяет отдельные части документа воедино и передает их стратегической группе, которая на оперативных совещаниях анализирует программу, утверждая или отклоняя ее.  Заключительный этап: определяются необходимые для работы ресурсы. Программа  развития  школы на 2019-2024 годы— это нормативная модель управленческой деятельности, позволяющая перейти на инновационный режим работы. При составлении документа для школы члены проектной группы должны следовать логике структуре программы (нынешняя ситуация в образовательной организации — желаемое будущее — действия, необходимые для достижения этого будущего). В ней выделяют следующие блоки данных: информационная часть — паспортные данные ОУ, аналитическая часть — анализ внутренней и внешней среды школы, концептуальный проект будущего устройства учреждения, стратегические шаги перехода к новому устройству ОУ.    Аналитический блок подразумевает комплексный анализ состояния учреждения, определение курса программы развития в средней и старшей школе, выделение желаемых моделей выпускников. Важно, чтобы аналитическая часть содержала оценку сильных и слабых сторон учреждения, что позволит в дальнейшем направить усилия на устранение недостатков.     Основной частью программы развития образовательной школы на 2019-2024 годы является концепция будущего состояния учреждения. При написании документа важно отличать концепцию развития учреждения от концепции его будущего состояния. Первое предполагает путь перехода к новой форме, а второе — описание желаемого состояния в будущем. Если автор нормативной модели путает эти понятия, его программа развития будет направлена на совершенствование ОУ без малейшего представления о желаемом результате, что приведет к потере целевых ориентиров. Концепция будущего состояния учреждения должна передавать характеристики такой школы, какой она должна стать после внедренных программой нововведений.  Она подразумевает характеристику взаимосвязанных блоков: стратегия жизнедеятельности ОУ, в которой указывают миссию и общую направленность образовательного учреждения, внутреннюю систему ценностей, модель выпускников, качество образования и воспитания, которого планируется достичь в обновленном ОУ. Концепция учебно-воспитательной системы, включающая структуру и принцип реформированной учебно-воспитательной системы, предполагаемые результаты и поставленные задачи, диагностические принципы, способы интеграции отдельных процессов в единую структуру, требования к учебным и воспитательным программам, занятиям и мероприятиям. Концепция внутренних условий жизнедеятельности обновленной системы школы: номенклатура, оснащение, объем ресурсов (финансы, кадры, информационная, материально-техническая база, нормативно-правовые ресурсы), санитарно-гигиенические, социально-бытовые, организационно-педагогические, эстетические условия. Принципы работы служб, структур и организационных единиц, отвечающих за ресурсное обеспечение.  Стратегия развития коллектива и сообщества ОУ — сплоченность, организованность, мобильность, ответственность и сработанность коллектива, что важно для реализации учебно-воспитательных задач. Динамика отношений в коллективе, его ценностные ориентации. Концепция обновленной системы управления — функционал управляющей системы, ее ключевые свойства, средства и методы работы, технологии управления, полномочия и обязанности, управленческие подсистемы и их стандартизация, ресурсы, необходимые для осуществления управленческих задач.  Обновленное воспитательно - развивающее пространство ОУ должно придерживаться триединства факторов: предметно-пространственная среда, социально-ориентированная деятельность, нравственно мотивированное и эмоционально подкрепленное взаимодействие детей и взрослых.  Из этого триединства формируются интеллектуально-познавательный, культурно-коммуникативный, спортивно-оздоровительный, опытно-экспериментальный, духовно-нравственный и эмоционально-рефлексивный компоненты.  Стратегические шаги перехода к новой форме ОУ — раздел программы развития школы по ФГОС, который составляется на основании проблемного анализа и концепции будущего уклада. Для удобства подачи информацию в нем собирают в таблицы, что делает запланированные шаги и мероприятия нагляднее.    Реализация стратегии программы развития школы на 2019-2024 годы  оценивается в процессе перехода к новой форме, а также по завершению выбранного программой периода. Система оценки подразумевает комплекс промежуточных и итоговых результатов, достигнутых в ходе реализации нормативной модели развития.  Итоги реализации программы развития ОУ подводятся ежегодно.  Осуществляя анализ программы развития школы по критериям, можно сделать выводы об эффективности программы. Обработка данных и анализ программы развития подразумевают оценку работы с семьей, профориентированности, развития социокультурной компетентности и педагогического мастерства работников школы.                                                                                                        Таким образом, программа развития школы — не догма, если необходимо, ее следует пересматривать, изменять и дополнять.

Новое понимание роли образования как стратегического ресурса общества, обеспечивающего его прогресс во всех сферах, требует системных изменений в образовании. Школа как основная и самая продолжительная ступень образования, становится ключевым фактором обеспечения нового качества образования, от которого зависит дальнейшая жизненная успешность и каждого человека, и общества в целом.  Программа развития школы является организационной основой реализации государственной политики в сфере образования. Программа развития обеспечивает научно-методическую разработку и апробацию системных изменений в деятельности учреждения, реализует новые подходы к формированию современной модели образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования и на основе примерной основной образовательной программы. 5 класс Математика

Примерная программа по математике предназначена для 5 классов общеобразовательных учреждений. Она составлена на основе проекта Федерального государственного образовательного стандарта общего образован...

Примерная рабочая программа по математике в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования и на основе примерной основной образовательной программы.5 класс Математика.

Примерная программа по математике предназначена для 5 классов общеобразовательных учреждений. Она составлена на основе проекта Федерального государственного образовательного стандарта общего образован...

О рабочей программе по математике в соответствии с требованиями ФГОС

Выступление на районной конференции учителей математики...

Определение изменений в существующей образовательной системе начальной ступени школы, необходимых для приведения ее в соответствие с требованиями ФГОС..

В докладе раскрываются новые требования к стандартам, определяющим нормативную модель образовательной системы . Раскрывается принцип сопоставительного анализа прежнего стандарта с требованиями ФГОС и ...

Рабочая программа по литературе в соответствии с требованиями ФГОС

Программа содержит пояснительную записку, планируемые УУД, тематическое планирование...