О рабочей программе по математике в соответствии с требованиями ФГОС
материал по алгебре на тему

Ахунова Гузелия Нагимулловна

Выступление на районной конференции учителей математики

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Шапшинская средняя общеобразовательная школа

Высокогорского муниципального района Республики Татарстан»

Выступление на секции учителей математики

августовской конференции

на тему:

«Материалы с курсов повышения квалификации по проблеме:

 «Технология реализации системно-деятельностного подхода

в преподавании математики»

                                     Учитель математики

Ахунова Гузелия Нагимулловна

26 августа 2013 года

1 слайд .Не за горами сентябрь 2015 года, когда в 5 класс придут дети, которых мы будем обучать по ФГОС, т.е. используя системно-деятельностный подход в обучении. Мое выступление будет не ново, тем, кто уже прослушал похожие курсы.

  •            Побывав на курсах по проблеме «Технология реализации системно-деятельностного подхода в преподавании математики» и получив богатый методический материал, мы поняли, что новая парадигма образования, реализуемая ФГОС, – это переход от школы информационно-трансляционной к школе деятельностной, формирующей у обучающихся компетенции самостоятельной навигации по освоенным предметным знаниям при решении конкретных личностно значимых задач, в том числе и в ситуациях неопределенности. 
  • Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. Процессы глобализации, информатизации, ускорение внедрения новых научных открытий, быстрое обновление знаний и появление новых профессий выдвигают требования повышенной профессиональной мобильности и непрерывного образования. Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. 
  • 2 слайд   Системно-деятельностный подход,  как основа разработки стандартов нового поколении, позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания и создать навигационный механизм универсальных учебных действий (УУД), которыми должны владеть учащиеся. Логика развития УУД, помогающая ученику в буквальном смысле объять необъятное, строится по формуле: от действия - к мысли. Будем учиться на опыте Сингапура,хотя теоретико-методологическим обоснованием  служит системно-деятельностный культурно-исторический подход, базирующийся на положениях научной школы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова и др. Овладение учащимися УУД создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. В связи с этим необходима предварительная подготовка учителя к решению принципиально новых задач, связанных с передачей функций целенаправленного формирования новых образовательных результатов непосредственно обучающемуся.  

3 слайд  Очень кратко об  «универсальных учебных действиях» (УУД)

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает  саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком (собственно психологическом значении) термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. 

УУД подразделяются на следующие виды: личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные.

4 слайд    Личностные универсальные учебные действия

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения)

5 слайд Регулятивные универсальные учебные действия –

действия, с помощью которых обучающиеся организуют учебную деятельность:

  • целеполагание;
  •  планирование;
  • прогнозирование;
  • контроль;
  • коррекция;
  • оценка;

- саморегуляция.

6 слайд Познавательные универсальные учебные действия

Познавательные действия включают общеучебные и логические универсальные учебные действия.

I. Общеучебные универсальные учебные действия включают:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; 
  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
  • ит.д.;

II. Универсальные логические учебные действия

Логические действия имеют наиболее общий (всеобщий) характер и направлены на установление связей и отношений в любой области знания. (анализ, синтез, сравнение, обобщение,построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем - индуктивной или дедуктивной).

Регулятивные универсальные учебные действия -

7 слайд Коммуникативные универсальные учебные действия

Коммуникативный подход обеспечивает формирование и развитие готовности к общению; он приводит к соблюдению этикетных норм, умению социально взаимодействовать, проявлять интеллектуальные, познавательные, творческие способности при общении с окружающими.

Мы разве до сих пор не развивали эти УУД??!  Или лучше сказать : УУД развивались в процессе нашего обучения. Теперь же мы должны  не давать детям знания, а помогать им их добывать. Мы использовали элементы проблемного обучения на некоторых уроках. Если ежеурочно так работать, то мы получаем  системно-деятельностный подход. Но на данном этапе и по нашим учебникам сельский учитель , у которого 4-5 уроков в разных классах, работать не сможет. Такие уроки требуют от нас большой подготовки, много времени.

8 слайд Далее Рабочая программа учителя:

Учебный год учителя начинается с планирования, а именно с составления рабочей программы на учебный год. На курсах мы, 3 учителя математики нашего района, 9 слайдСибгатуллина Назия Галиулловна, учитель  математики МБОУ «Дубьязская  средняя общеобразовательная школа Высокогорского муниципального района Республики Татарстан»,

Шакирова Нурхания Курбановна, учитель  математики МБОУ «Высокогорская  средняя общеобразовательная школа № 2», и я  решили выполнить проектную работу , связанную с составлением рабочей программы.

        Из теории :

10  слайдПрограммы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать (п. 18.2.2. ФГОС ООО):

пояснительную записку, в которой конкретизируются 1.общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета;

2.общую характеристику учебного предмета, курса;

3.описание места учебного предмета, курса в учебном плане;

4.личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;

5.содержание учебного предмета, курса;

6.планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

7тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;

8.описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;

Это требование распространяется как на примерные, так и на рабочие программы отдельных учебных предметов.

   11 слайдНе буду описывать содержание каждого раздела. Эти разделы составляются на основе примерной программы.  Хочется остановиться на календарно-тематическом планировании. Каждая школа в локальном акте прописывает примерную структуру календарно-тематического планирования. По новым требованиям должны быть следующие разделы (столбцы)


В примерной программе прописаны основные виды деятельности уч-ся на уроке по темам. Заполняя , чувствовали, как наш урок становился насыщенным и интересным для учащихся. Как планируемые результаты определяют   совместную работу учителя и учащихся. А колонка  ИМИ МТ оснащение  показывает,что должно быть на уроке, с чем работать. Как было бы хорошо, если все это у нас имелось.

№ п/п

Тема урока

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне УУД)

Планируемые результаты

Учебно-методическое и материально-техническое оснащение

датаа

Предметные

Личностные

Метапредметные

8

Прямоугольный параллелепипед

Изготавливать пространственные фигуры из разверток; распознавать развертки куба, параллелепипеда; рассматривать простейшие сечения пространственных фигур, получаемые путем предметного или компьютерного моделирования, определять их вид.

Исследовать и описывать свойства куба и прямоугольного параллелепипеда, используя эксперимент, наблюдение, измерение.

Моделировать куб, прямоугольный параллелепипед, используя бумагу, пластилин, проволоку и др.

Использовать компьютерное моделирование для изучения свойств геометрических объектов.

Находить в окружающем мире пространственные фигуры, имеющие форму прямоугольного параллелепипеда и куба.

Изображать куб и прямоугольный параллелепипед от руки и с использованием чертежных инструментов.

Иметь представление о прямоугольном параллелепипеде. Знать его элементы. Уметь: изображать и находить площадь его поверхности

Формирование умений воспринимать и перерабатывать информацию в различных формах., умение

объясненять известные факты, самостоятельно контролировать свое время, адекватно оценивать правильность своих действий, вносить коррективы,

 дают положительную самооценку и оценку результатов УД;

(Р) – определяют цель УД, осуществляют средства её достижения, конструируют модели геометрических тел. (П) – передают содержание в сжатом или развёрнутом виде. (К) – умеют слушать других; уважительно относиться к мнению других

учебник, рабочая тетрадь, развертки и модели куба и прямоугольного параллелепипеда (демонстрационные и раздаточные), комплект чертежных инструментов (классных и раздаточных), комплект для моделирования, интерактивное моделирование,  интерактивные практические задания  с диска «Мат-ка. Интерактивные приложения», презентация к уроку.

мы , три учителя математики, неделю составляли календарно-тематическое планирование одного раздела в 5 классе. Учителю в начале года надо  разработать все 170 уроков в 4-5 классах. Современный учитель, на наш взгляд, не должен быть загружен составлением документов.

Далее технологическая карта урока. Документ

1Тема

2Цели:

Образовательная цель: cформировать новое понятие "целое число" и показать его применение.

Развивающая цель: развивать мышление, познавательный интерес, умение формулировать выводы.

Воспитательная цель: формировать ценностное отношение к новым знаниям, умение применять "целые числа" в повседневной жизни.

3Предполагаемые результаты.

Учащиеся должны:

  • знать, что такое "целое число", что показывает "целое число", противоположные числа;
  • уметь находить целые числа, применять их к повседневной жизни, записывать противоположные числа.

4Оборудование и материалы к уроку:

  • компьютеры у каждого ученика;
  • видеофильм "Где и когда в Вашей жизни встречались целые числа?", снятый учащимися 11 класса на улицах д. Быданово;
  • видеофильм "Земля. Климат" ООО "Видеостудия "КВАРТ" www.cvart.ru
  • тест для проверки уровня усвоения материала (приложение).

5.Структура урока:

Этапы урока.

Что делает.

Результат.

Название.

Цель.

Учитель.

Ученик.

1. Этап самоопреде-ления к учебной деятельности.

Включение обучающихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

а) предлагает прочитать на мониторе компьютера вопросы, на которые предстоит ответить после просмотра первого блока фильма "Земля климат":

1) обратите внимание на то, как диктор читает числа, показывающие температуру воздуха летом и зимой, чем они отличаются?

2) запишите эти числа словами в тетрадь.

б) предлагает просмотреть первый блок фильма "Земля климат" ООО "Видеостудия "КВАРТ"www.cvart.ru

в) предлагает после просмотра эпизода ответить на вопросы, которые прочитали на мониторе.

Читают вопросы на мониторе компьютера.

Внимательно смотрят и слушают текст фильма.

Отвечают на поставленные вопросы.

Должны прийти к выводу, что для решения некоторых практических задач нужно знать новый вид чисел.

2. Актуали-зация знаний и фиксация затрудне-ний.

3. Выявле-ние причин затруднений и постановка цели дея-тельности.

4. Постро-ение проекта выхода из затруднений.

5. Первич-ное закреп-ление во внешней речи.

6. Этап самостоятельной работы.

7. Включе-ние в систему знаний и повторения.

8. Этап рефлексии деятельности.

Можем ежедневно такие карты составлять?

Необходимо создать УМК такой, чтобы учитель по готовым рабочим программам, технологическим картам, со 100% оснащением, мог  в рабочее время подготовиться к своим урокам, проверить тетради, провести консультации и спокойно пойти домой.

Что он должен иметь под рукой (это 3Т : ТРЕБОВАНИЕ к оснащению)

12 слайд Информационно-методическое и материально техническое обеспечение

1.Библиотечный фонд: учебники, методические пособия , нормативные документы, сборники заданий и т.д.

2.Печатные пособия:

1. Таблицы по математике для 5 классов.

2. Портреты выдающихся математиков.

3.Информационные средства:

1. Диск «Уроки математики . Мультимедийное приложение к урокам математики (Презентации к каждому уроку)»+Методическое пособие

2.Диск «математика. Интерактивные дидактические материалы. 5 класс по учебнику Н.Я.Виленкина (тесты, логические задания, кроссворды, анимированные задачи)»+ методическое пособие

3.Инструментальная среда по математике.

4. Электронная база данных для создания тематических, разноуровневых тренировочных и проверочных материалов для организации контроля.

13 слайд 4.Экранно-звуковые пособия.

Видеофильмы по истории развития математики, математических идей и методов.

5.Технические средства обучения.

1.Мультимедийный компьютер.

2.Мультимедиапроектор.

3.Экран.

4.Интерактивная доска.

А мы бы добавили многофункциональное устройство (принтер, сканер, копир)

6.Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование.

1.Магнитная доска с координатной сеткой.

2.Комплект чертежных инструментов (классных и раздаточных).

3.Комплекты планиметрических и стереометрических тел (классных и раздаточных).

4.Комплекты для моделирования (цветная бумага, картон, калька, клей, ножницы, пластилин)

А учебник???

Сейчас работают над созданием новых учебников. Примеры  пдф файл13-14 стр(просвещение, линия сфера)

И УМК от Вентана Граф 14 –18 слайд

Подведем итоги 19-21 слайды

Заключение

В заключении хочется сказать, мы не должны сидеть и ждать 2015 год. Уже сейчас в целях подготовки к внедрению ФГОС основного общего образования необходимо использовать системно-деятельностный подход в обучении, пусть это будут отдельные элементы, но мы на практике убедимся, что эти приемы работают. 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выступление на секции учителей математики августовской конференции на тему: «Материалы с курсов повышения квалификации по проблеме: «Технология реализации системно- деятельностного подхода в преподавании математики» Учитель математики Ахунова Гузелия Нагимулловна

Слайд 2

В традиционной системе образовательного процесса Организует деятельность ученика в инновационной образовательной среде Учитель Изменение роли участников образовательного процесса Ученик Получает готовую информацию Осуществляет: поиск выбор анализ систематизацию и презентацию информации Транслирует информацию Новое качество образования Новый образовательный результат «Компетентности обновления компетенций» и мотивация продолжения обучения на разных этапах развития личности ученика

Слайд 3

УУД подразделяются на следующие виды: личностные , познавательные , коммуникативные и регулятивные.

Слайд 4

ЛИЧНОСТНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ - действия, с помощью которых обучающиеся определяют ценности и смыслы учения - личностные, жизненные, профессиональные : самоопределение ; - смыслообразование; - нравственно-этическая ориентация.

Слайд 5

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ - действия, с помощью которых обучающиеся организуют учебную деятельность : целеполагание, планирование , прогнозирование , контроль , коррекция , оценка, саморегуляция.

Слайд 6

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ - действия, с помощью которых обучающиеся осуществляют процесс познания: общеучебные универсальные действия (самостоятельное формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний и др.); - логические (анализ; синтез; доказательство; выбор оснований и критериев для сравнения и др.); - постановка и решение проблемы.

Слайд 7

КОММУНИКАТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ - действия, с помощью которых обучающиеся налаживают для решения учебных задач общение с разными людьми: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; - постановка вопросов ; - разрешение конфликтов ; управление поведением партнера; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Слайд 8

ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет» Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования «Проект рабочей программы по математике в 5 классе по УМК Виленкина Н.Я., Жохова В.И. и др.,с учетом требований ФГОС ООО»

Слайд 9

Участники рабочей группы Сибгатуллина Назия Галиулловна , учитель математики МБОУ « Дубьязская средняя общеобразовательная школа Высокогорского муниципального района Республики Татарстан», Шакирова Нурхания Курбановна , учитель математики МБОУ « Высокогорская средняя общеобразовательная школа № 2», Ахунова Гузелия Нагимулловна , учитель математики МБОУ «Шапшинская средняя общеобразовательная школа Высокогорского муниципального района Республики Татарстан».

Слайд 10

Программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать (п. 18.2.2. ФГОС ООО): 1. Пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета; 2. Общую характеристику учебного предмета, курса; 3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане; 4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса; 5. Содержание учебного предмета, курса; 6. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса. 7. Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности; 8. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса; Это требование распространяется как на примерные, так и на рабочие программы отдельных учебных предметов.

Слайд 11

7. Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности; № п/п Тема урока Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне УУД) Планируемые результаты Учебно-методическое и материально-техническое оснащение дата Предметные Личностные Метапредметные

Слайд 12

Информационно-методическое и материально техническое обеспечение 1.Библиотечный фонд: учебники, методические пособия , нормативные документы, сборники заданий и т.д. 2.Печатные пособия: 1. Таблицы по математике для 5 классов. 2. Портреты выдающихся математиков. 3.Информационные средства: 1. Диск «Уроки математики . Мультимедийное приложение к урокам математики (Презентации к каждому уроку)»+Методическое пособие 2.Диск «математика. Интерактивные дидактические материалы. 5 класс по учебнику Н.Я.Виленкина (тесты, логические задания, кроссворды, анимированные задачи)»+ методическое пособие 3.Инструментальная среда по математике. 4. Электронная база данных для создания тематических, разноуровневых тренировочных и проверочных материалов для организации контроля .

Слайд 13

4.Экранно-звуковые пособия. Видеофильмы по истории развития математики, математических идей и методов. 5.Технические средства обучения. 1.Мультимедийный компьютер. 2.Мультимедиапроектор. 3.Экран. 4.Интерактивная доска. А мы бы добавили многофункциональное устройство (принтер, сканер, копир) 6.Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование. 1.Магнитная доска с координатной сеткой. 2.Комплект чертежных инструментов (классных и раздаточных). 3.Комплекты планиметрических и стереометрических тел (классных и раздаточных). 4.Комплекты для моделирования (цветная бумага, картон, калька, клей, ножницы, пластилин)

Слайд 14

Состав УМК Программа курса Учебник Рабочие тетради №1, 2 Электронное приложение ( CD ) Методические рекомендации для учителя

Слайд 15

Содержательно-методические особенности: работа с текстом учебника

Слайд 16

Электронное приложение Компьютерный диск в двух вариантах: для учителя и для ученика На диске: текст + звук + анимация Материалы к главам Видеолекции Анимированные задачи Словарь Исторический материал Электронный журнал (для учителя) Статистика и аналитика (для учителя) Контрольные и самостоятельные работы в учебнике и методическом пособии

Слайд 17

Требования к современному уроку Самостоятельная работа учащихся на всех этапах урока Учитель выступает в роли организатора, а не информатора Обязательная рефлексия каждого из учащихся на уроке: восстанавливает ход урока ; анализирует свою деятельность или деятельность товарищей; формулирует свои впечатления Высокая степень речевой активности учащихся

Слайд 18

ИНТЕРАКТИВНАЯ СТРАТЕГИЯ (круговое взаимодействие)

Слайд 19

Правила на каждый день, которые помогут учителю: Я не источник знаний на уроке – я организатор урока и помощник ребят; Ребёнок должен знать, зачем ему это, т.е. цели занятия обязательно формулируем на уроке вместе с ребятами, и эти цели находятся в сфере интересов ребёнка; Исключение из лексикона слов «ошибочный ответ», «неправильно» и т.д. Вместо этого предложения обсудить: «А как вы думаете…», «Я думаю, что…, но может, я ошибаюсь…». Никаких монологов на уроке! Только диалог, живой, в котором участвуют все. На каждом уроке – работа в группах: парах, четвёрках, больших группах. Учимся общаться, спорить, отстаивать своё мнение, просить помощи или предлагать её. Самое главное –эмоциональный настрой учителя. «Я умею управлять своими эмоциями и учу этому детей». Если после урока у ребёнка не осталось никаких вопросов, ему не о чем поговорить с товарищами или с учителем, ничего не хочется рассказать тем, кто не был с ним на уроке – значит, у ребенка он не оставил следа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по математики 5-9 классы. Математика 5 класс: И.И.Зубарева, А.

Рабочая программа разработана  на один учебный год:   в основу программы положены педагогические и дидактические принципы (личностно ориентированные; культурно ориентированные; деятельно...

Проектирование рабочей программы по математике в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

С введением ФГОС изменяются структура и сущность результатов образовательной деятельности, содержание образовательных программ и технологии их реализации, методология, содержание и процедуры оценивани...

Рабочая программа по математике в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования и на основе примерной основной образовательной программы. 5 класс Математика

Примерная программа по математике предназначена для 5 классов общеобразовательных учреждений. Она составлена на основе проекта Федерального государственного образовательного стандарта общего образован...

Примерная рабочая программа по математике в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования и на основе примерной основной образовательной программы.5 класс Математика.

Примерная программа по математике предназначена для 5 классов общеобразовательных учреждений. Она составлена на основе проекта Федерального государственного образовательного стандарта общего образован...

Рабочая программа по литературе в соответствии с требованиями ФГОС

Программа содержит пояснительную записку, планируемые УУД, тематическое планирование...

Разработка рабочей программы по математике в соответствии с требованиями новых ФГОС СОО

Протокол заседаний ШМО по разработке рабочей программы по математике в соответствии с требованиями новых ФГОС СОО...