Профилактика профессионального выгорания в среде дистанционного обучения
презентация к уроку

Гиниятова Лилия Хайдаровна

Синдром эмоционального выгорания («синдром психического выгорания», «информационный невроз», «синдром менеджера») – представляет собой состояние эмоционального, умственного истощения, физического утомления, возникающее в результате хронического стресса на работе, при этом его развитие характерно в первую очередь для профессий, где доминирует оказание помощи людям (медицинские работники, учителя, психологи, социальные работники, работники правоохранительных органов, сотрудники МЧС (спасатели, пожарные). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika_sindroma_vygoraniya.pptx629.83 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Профилактика профессионального выгорания в среде дистанционного обучения

Слайд 2

Что же такое синдром профессионального выгорания? Синдром, который развивается на фоне хронического стресса и ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов специалиста.

Слайд 3

П рофессиональное выгорание - это глубокая профессиональная деформация личности Выгорать – значит терять связь с миром, отчуждаться от себя, других людей, жизни в целом. При этом происходит притупление всех положительных эмоций. На глубоких стадиях выгорание можно назвать «смертью внутри жизни». Я ркий эмоциональный образ, отражающий внутреннее состояние работника, испытывающего профессиональное выгорание: "Запах горящей психологической проводки".

Слайд 4

Н а психологическое состояние влияет не сам стресс как внешний фактор, а то, как мы к нему относимся , воспринимаем ли мы его как двигатель нашего развития или как разрушающий фактор. Синдром выгорания связан с набор ом негативных психологических переживаний, связанных с продолжительными и интенсивными межличностными взаимодействиями, отличающимися высокой эмоциональной насыщенностью или когнитивной сложностью.

Слайд 5

Выгорание «заразно» Мог ут выгорать целые семьи или коллективы. П сихологическое здоровье коллектива является важным фактором, препятствующим выгоранию. В ыгоревший партнер по взаимодействию начинает существенно меньше эмоционально вовлекаться в отношения, в работу, не поддерживает коллег, сам не просит помощи и часто находится в агрессивном или депрессивном состоянии. Поскольку выгоревший человек почти ничего не дает партнерам, то они сами начинают испытывать нехватку ресурсов, искать их в других сферах или у других людей.

Слайд 6

М одел ь выгорани я Маслач и Джексон 1. Эмоциональное истощение — основная составляющая профессионального выгорания. Проявляется в переживаниях сниженного эмоционального тонуса, утрате интереса к окружающему, равнодушии или эмоциональном перенасыщении, в проявлении агрессивных реакций, симптомов депрессии. 2. Деперсонализация — дегуманизация (обесценивание) межличностных отношений, негативизм, циничность по отношению к чувствам и переживаниям других людей. Характерна утрата эмоционального компонента: потеря чувств к близким, снижение эмпатии — отзывчивости, соучастия. 3. Редукция личных достижений — уменьшение или упрощение действий, связанных с трудовой деятельностью, снижение значимости достигнутых результатов собственного труда (Н.Е.Водопьянова).

Слайд 8

Выделяю т следующие стадии ( М. Грабе ): 1. Симптомы-предвестники выгорания: повышенная активность, утомление. 2. Снижение активности. 3. Эмоциональные реакции, поиск виноватых; депрессия или агрессия. 4. Спад. 5. Оскудение. 6. Психосоматические реакции. 7. Отчаяние.

Слайд 9

Факторы риска эмоционального выгорания Личностные факторы Ситуативные факторы Профессиональные требования

Слайд 10

Ситуативные факторы Социальное сравнение и оценки других Несправедливость неравенство взаимоотношений Негативные или «холодные», бесчувственные взаимоотношения с коллегами, с подчиненными Перегрузки , недогрузки Отсутствие корпоративной сплоченности, низкая организационная культура Дефицит административной, дружеской, социальной, проф. и др. видов поддержки Ролевые конфликты

Слайд 11

Профессиональные требования Когнитивно сложные коммуникации Эмоционально насыщенное деловое общение Необходимость постоянного саморазвития и повышения профессиональной компетентности Высокая ответственность за дело и других людей Неинтересная или нелюбимая работа Бюрократизм или «бумажная» работа

Слайд 14

Внутренние факторы выгорания Выгорание как следствие нарушения баланса личности Выгорание как следствие недостаточного контакта и заботы о «внутреннем ребенке» Недостаток внутренних ресурсов для преодоления стрессовой ситуации

Слайд 15

Эмоциональное выгорание как дисбаланс между процессами «брать-давать», когда есть несоответствие:  между идеалами и возможностями; между затраченными усилиями и успехами (благодарностью); между затраченными и полученными ресурсами; между положительным и отрицательным опытом и обратной связью .

Слайд 16

Формы дисбаланса различаются в высказываниях : «Я отдаю своим ученикам, родителям учеников гораздо больше ( времени , сил , эмоций …), чем получаю от них ( благодарности , результатов , любви , денег …)». Это пример дисбаланса между затраченными усилиями и полученными ресурсами . «Я хочу заниматься на своей работе ( уроками , написанием статей …), а надо ( писать отчеты , сидеть на совещаниях , оформлять документацию …).» Нарушен баланс между нашими личностно-профессиональными потребностями (« хочу ») и обязанностями (« надо »). « Мне так много приходится работать , что на отдых совсем не остается времени .» Нарушен баланс между потребностью в отдыхе и потребностью в продуктивной , рабочей активности . « Во время рабочего дня я постоянно на людях — мечтаю побыть в одиночестве и тишине , но на это нет времени » — нарушен баланс между потребностью в общении и потребностью в уединении .

Слайд 17

Колесо жизни (баланса)

Слайд 18

Упражнение "Хочу, Надо, Должен" Я хочу Мне надо Я должен

Слайд 19

Выгорание как следствие недостаточного контакта и заботы о «внутреннем ребенке» Выгорание прогрессирует, когда «король в голове», внутренний взрослый, не обеспечивает безопасность внутреннего ребенка, не удовлетворяет его потребности, не соблюдает его интересы. Внутренний ребенок — это наши потребности, желания, эмоции, творческая самореализация, спонтанность, и если мы невнимательно относимся к этой части своей психической жизни, то рано или поздно внутренний ребенок оказывается фрустрирован. Он ввергает нас в деструктивные эмоции (обиду, тоску, отчаяние, агрессию), вызывает сбои в деятельности (забывания, опоздания, отсутствие творчества), парализует деятельность, вызывает психосоматику, хаотичность или механистичность в выполнении задач. С клонная к выгоранию часть личности — это одна из частей внутреннего ребенка, раненая, недополучающая ресурсы, мстящая, саботирующая.

Слайд 20

Упражнение «Удовольствия» Напишите список вещей и действий, доставляющих вам удовольствие. Выделите 5 видов повседневной деятельности, которые приносят вам удовольствие. Затем проранжируйте их по степени приоритетности. Включите их в расписание наряду с основными делами!!!

Слайд 21

Позитивное мышление. Всегда ли плох стресс? Нервные переживания нередко помогают поддерживать тонус, наполняют жизнь смыслом. Без такой стимуляции можно просто потерять интерес ко всему. Хорошие стрессы вызывают позитивные изменения в организме. Успешную сдачу экзамена, удачную поездку можно назвать победой, это прекрасный пример хороших стрессов. Победа — это чувство овладения трудной ситуацией ! Уверенное (ассертивное) поведение: “Я - молодец! Я такая способная, гениальная, ...”

Слайд 22

«Контейнер внутренних ресурсов» Ресурсы личности (внутренние ресурсы) — умения и навыки, знания и опыт, модели конструктивного поведения, актуализированные способности, дающие возможность человеку быть более адаптивным и стрессоустойчивым, успешным и удовлетворенным качеством своей жизни (Н.Е. Водопьянова). Важным является способность проводить ревизию внутренних ресурсов и их накапливать , а также наращивать их количество.

Слайд 23

Техника снятия чрезмерной ответственности: рюкзак Телесная практика в парах, руки терапевта на плечах Клиент делает движение плечами вперед, вверх и назад, как бы сбрасывая “рюкзак” вниз. Вместе с выдохом терапевт «сбрасывает» руки с плеч Делать медленно, сочетая с дыханием, проговаривая, что “сбрасывается”.

Слайд 24

Мини-программа антистресс на кажд ый день Эта программа, разработанная на основе опыта кинезиологии, не займет у вас много времени и принесет много пользы. Десять минут ежедневных занятий — и у вас значительно увеличивается жизненная энергия, вы становитесь устойчивее к стрессам, забудете про болезни. П рограмма может служить как терапия мгновенного реагирования при болях в спине, головной боли, распространенных недомоганиях системы пищеварения, психологических проблемах, связанных с усталостью, трудностью концентрироваться на конкретном деле, перепадах настроения. У пражнения, которые каждый может делать, прислушиваясь к самому себе.

Слайд 25

1. Постукивание по щитовидной железе: Щитовидная железа расположена под подбородком, в середине шеи. В кинезиологии она считается как бы центральным пультом управления жизненной энергией человека. Сложите руку в слегка расслабленный кулак и осторожно постукивайте им по шее по направлению к грудине 10 раз, потом сделайте глубокий вдох. Повторите упражнение несколько раз. 2. Касание лба: Дотроньтесь пальцами обеих рук до обоих выступов лобной кости над бровями. Закройте глаза и надавливайте на эти точки так долго, пока не почувствуете учащение пульса. После этого сделайте глазами круговые вращательные движения. Это упражнение рекомендуется делать несколько раз в течение дня . При эмоциональных нагрузках постукивайте пальцем по центрам бровей. Это упражнение расслабляет и снимает тревогу.

Слайд 26

3. Массаж ушей: Массируйте мочки ушей большими и указательными пальцами рук, пока не почувствуете легкое потепление ушных раковин. Лучше всего расположить большой палец с тыльной стороны мочки, указательный — спереди уха. Вслед за массажем слегка оттягивайте мочку уха назад, пока не почувствуете натяжение тканей. 4. О дыхании: Поверхностное дыхание выводит мозг и тело из равновесия. Поскольку приоритет принадлежит мозгу, тело лишается доступа кислорода, необходимого для выполнения других жизненно важных функций. Даже в мозгу вторичные контуры выживания отключаются. Так, лишенные четких сигналов от «источника», мышцы функционируют ненормально, или сжимаются, или становятся слабыми. Глубокое, контролируемое дыхание уравновешивает как мозг, так и все тело. Если мы «вдыхаем» глубоко, кислород проникает, массирует и наполняет весь организм. Когда мы глубоко выдыхаем, токсины естественным путем сами удаляются через кожу и другими естественными путями. Рассматривайте сознательно регулируемое глубокое дыхание как физическое упражнение – это наилучшее физическое упражнение для всего тела.

Слайд 27

5. Знергетизатор: Это упражнение расслабляет мышцы корпуса тела. В результате повышается уровень кислорода в крови, расслабляются мышцы шеи и плеч, усиливается приток спинномозговой жидкости в центральной нервной системе. Упражнение помогает пробудить весь организм, особенно после утомительной работы за компьютером или долгого сидения. П оложите руки на стол перед собой. Наклоните подбородок к груди. Ощутите растяжение мышц спины и расслабление плеч. С глубоким вдохом запрокиньте голову назад, прогните спину и раскройте грудную клетку. Затем сделайте выдох, снова расслабьте спину и опустите подбородок к груди. В ыполнять 5-10 минут, стимулирует и повышает концентрацию внимания. Тело совершает движение, которое активизирует вестибулярный аппарат, "пробуждает мозг", расслабляет плечевой пояс. У лучшает слух и увеличивает циркуляцию кислорода, облегчая ф ункционирование нервной системы.

Слайд 28

6. Энергетические зевки: Для выполнения энергетического зевка массируйте мышцы вокруг зоны челюсно-височного сустава. Этот сустав находится прямо перед ушным отверстием и является суставом, соединяющим верхнюю и нижнюю челюсти. Через этот сустав проходят стволы пяти основных черепных нервов, которые собирают сенсорную информацию от всего лица, глазных мышц, языка и рта, активизируют все мышцы лица, глаз и рта при жевании и воспроизведении звуков. Энергетические зевки расслабляют все лицо, и тогда поступление сенсорной информации происходит более эффективно. 7. Лобно-затылочная коррекция: Лобно-затылочная коррекция помогает восстановить кровообращение мозга и вынырнуть из прошлого, из страха. Хорош о её делать + позитивное мышление: дышать и визуализировать себя таким какими вы хотите быть, свободными и радостными. О дна рука на лоб, другая затылок, держит е столько времени, чтоб под рукой на лбу почувствовать пульс. Это означае т, что восстановилось кровообращение мозга.

Слайд 29

Механизмы «антивыгорания» : накапливание и развитие внутренних ресурсов активность (любознательность, пытливость) копинг (совпадающие стратегии поведения), в том числе умение ассертивно отстаивать свои границы; юмор , о птимизм и п озитивное мышление; осознанность (стремление рефлексировать происходящие события, собственное поведение и стиль мышления); творчество; гибкость мышления и поведения; любовь к себе, адекватно высокая самооценка , самоценность

Слайд 30

“Основное лекарство” Осознанность - жить «здесь и сейчас» «Расчистить» ограничивающие убеждения Полностью «убрать» чувство вины «Быть тотально» в своем теле «Исцелять» себя дыханием Актуализация ценностей и творческих достижений!

Слайд 31

Выводы : с чем можно работать для снижения уровня выгорания: 1) с внешними факторами — организационно вплоть до смены окружения и работы, 2) с ложными и иррациональными убеждениями (мыслями) и над формированием позитивного мышления 3) с эмоциональным интеллектом, со сферой фрустрированных потребностей и чувств 4) ресурсами на уровне тела : обеспечение отдыха, нормальной еды, сна и проч ее 5) тренинг сов л адающего (копингового) поведения и конструктивных способов реагирования на стресс 6) тренинг самоактуализации и творчества!

Слайд 32

ТРЕНИНГ “ВОЗВРАЩЕНИЕ ПОТЕРЯННЫХ КРЫЛЬЕВ” 1. Работа с синдромом эмоционального выгорания при помощи арт-терапии, телесной терапии, психосинтеза. 2. Выявление индивидуальных особенностей выгорания для каждого участника: преобладающей его стадии и сферы (семья, работа, хобби…). 3. Нахождение образа для выгорающей части личности, его конкретизация. Исцеление разочарований. 4. Налаживание интрапсихического контакта Эго и выгорающей части личности. Прояснение основных потребностей и нарушений баланса, которые провоцируют выгорание. 5. Создание поля (карты) внутриличностных ресурсов участников. Интеграция выгоревшей части личности в поле ресурсов, нахождение способов ее «исцеления».

Слайд 33

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интернет- ресурсы использованные в работе "Профилактика профессионального выгорания", тест, буклет.

Интернет-ресурсы использованные в работе помогут в подготовке к занятию, пройти тесты он-лайн..Буклет оформлен с краткими рекомендациями по профилактике профессионального выгорания...

Профилактика профессионального выгорания педагогов

В презентации  в легкой, юмористической форме подобран материал по профилактике профессионального выгорания. Сожно использовать как сопровождение к теоретическому материалу или как релаксаци...

Профилактика профессионального выгорания

Слайдовая презентация "Профилактика профессионального выгорания" для выступления на педсовете....

Тренинг "Профилактика профессионального выгорания"

Тема: «Профилактика синдрома профессионального выгорания – проблема современности».Цель: познакомить с понятием «профессиональное выгорание», его причинами, стадиями, способами профилактики.Форм...

Профилактика профессионального выгорания педагогов.

Выступление на педсовете. Презентация....

Памятки для учителей по профилактике профессионального выгорания

В документе представлены две памятки: "Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов" и "Упражнения для релаксации и снятия стресса в условиях напряженной работы" (...

Профессиональное выгорание. Методы профилактики профессионального выгорания педагога.

Выступление педагога- психолога  на методическом объединении педагогов....