Профилактика профессионального выгорания педагогов.
статья по психологии по теме

Китриш Светлана Валентиновна

Выступление на педсовете. Презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Синдром профессионального выгорания.

(выступление на педсовете)

Цель:  Профилактика  профессионального выгорания педагогов.

Задачи:

  1. Сформировать представление о профессиональном  выгорании.
  2. Помочь педагогам проанализировать  свой уровень  профессионального выгорания.

3. Познакомить с ресурсами  по противодействию  профессиональному выгоранию.

4. Способствовать  развитию позитивного  восприятия  окружающей действительности.

Оборудование:  проектор, компьютер, презентация, памятки.

Содержание выступления.

(Слайд 1)

Интерес к синдрому профессионального выгорания вызван тем, что значительно увеличилось число работающих людей, которые ощущают себя измотанными, обессиленными и эмоционально «потухшими», что в результате сказывается на продуктивности их работы.  

Профессиональной деятельности принадлежит особая роль в социальном формировании человека. При этом роль профессии носит не только позитивный, но и порой негативный, даже разрушительный характер по отношению к личности исполнителя.  В настоящее время определен широкий круг профессионалов, склонных к профессиональному выгоранию, учителя  занимают в нем  одно из первых мест.   Запускающий механизм  синдрома профессионального выгорания обусловлен не столько внешними факторами, сколько внутренним миром определенного человека. Состояние профессионального выгорания первично возникает в душе из-за недостатка психологической гибкости, духовного потенциала в сложившихся условиях. По-другому это называется – эмоциональное выгорание.

(Слайд 2)

Эмоциональное выгорание – это состояние физического, эмоционального, умственного истощения, это выработанный  личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия.

(Слайд 3)

Модель синдрома выгорания.( по К.Маслач, С.Джексон)

Эмоциональная истощенность

Деперсонализация

Сокращенная профессиональная реализация

  • Уменьшение ощущения ценности своей деятельности

Окружающие представляются в негативном свете

Ощущение, что плохо работает

Постоянное чувство усталости

Человек дистанцируется, ожидая от воспитанников самого худшего

Мало достиг в профессии

Развивающиеся безразличие и апатия

Человек начинает страдать от чувства вины (как к себе, так и  к ученику)

  • Негативное оценивание себя

Экспресс-оценка «выгорания». (слайд 4,5 )

Инструкция: Прочитайте утверждения, за каждый положительный ответ оставьте себе 1 балл. Подсчитайте количество баллов, сравните с результатами интерпретации.

  1. Когда в воскресенье в полдень я вспоминаю о том, что завтра снова идти на работу. То остаток выходных  уже испорчен.
  2. Если бы у меня была возможность уйти на пенсию (по выслуге лет, по инвалидности), я сделал(а) бы это без промедления.
  3. Коллеги по работе раздражают меня: невозможно терпеть их одни и те же разговоры.
  4. То, насколько меня раздражают коллеги, еще мелочи по сравнению с тем, как выводят меня из равновесия клиенты ( ученики, родители и т.д.)
  5. На протяжении последних трех месяцев я отказывался (отказывалась) от курсов повышения квалификации , от участия в конференциях и т.д.
  6. Коллегам (учинекам, родителям и т.д.) я придумал (а) обидные прозвища (например, «идиоты»), которые использую мысленно .
  7. С делами по службе я справляюсь одной левой. Нет ничего такого, что могло бы удивить меня в ней своей новизной.
  8. О моей работе мне едва ли кто скажет что-нибудь новое.
  9. Стоит мне только вспомнить о своей работе, как хочется взять и послать ее ко всем чертям.
  10. За последние три месяца мне не попала в руки ни одна специальная книга, из которой я почерпнул (а) бы что-нибудь новенькое.

Оценка результатов:    (Слайд 6)

  0-1 балл – синдром выгорания вам не грозит.

2-6 баллов – вам необходимо взять отпуск, отключиться от рабочих дел.

7-9 б. – пришло время решить: либо сменить работу, либо стиль жизни.

10 б. – положение весьма серьезное, но, возможно в вас еще теплится огонек; нужно, чтобы он не погас.

(Слайд 7)

Ресурсы противодействия профессиональному выгоранию.

Внешние                                    

  • Сфера профессиональной деятельности  
  • Сфера семейной жизни. (Слайд 8)
  • Сфера свободного времени  (хобби, увлечение).  (Слайд 9)

Внутренние

  1. Физиологический уровень. ( тип нервной системы, пол, возраст, состояние здоровья) (Слайд 10)
  2. Психологический уровень. (Слайд 11)

- эмоциональ-волевой компонент- осознание и принятие своих чувств и эмоций.

- когнитивный компонент – понимание причин, осмысление ситуации;

- поведенческий компонент – гибкость и перестройка поведения

  1. Социальный уровень. (социальные роли, позиции и установки, отношение к другим людям. (Слайд 12)
  2. Духовный уровень. (надежда, рациональная вера, душевная сила). (Слайд 13)

Ключевым ресурсом противодействия «выгоранию» считается способность личности к смысло -творчеству. ( к поиску смысла жизни).

На память о нашей встрече  я хочу подарить, уважаемые педагоги,  памятки о нестрессовом стиле жизни.  И закончить свое выступление  словами  Э. Ремарка: «Во всем можно  найти   светлую   сторону».

(Слайд 14)

Литература

Профилактика синдрома профессионального выгорания  педагогов: диагностика, тренинги, упражнения / авт.-сост. О.И. Бабич.- Волгоград:Учитель,2009.-122с.

Нестрессовый стиль жизни.

(памятка)

Человек активно работает и отдыхает:

- допускает наличие «творческого» стресса в определенные периоды напряженной деятельности;

- умеет отдыхать и временно отстраниться и расслабиться;

- умеет отстаивать собственные права и потребности;

- сохранает стимулирующую рабочую нагрузку, когда периоды перегрузки и кризисов уравновешиваются периодами «передышки»;

- заботится о хорошей физической форме, правильно питается, не имеет вредных привычек;

- вкладывает энергию в различные виды деятельности, что в целом приносит чувство удовлетворения;

- умеет найти удовольствие в простой деятельности, не чувствуя необходимости оправдываться или надевать «маски»;

Наслаждается жизнью в целом; может посмеяться над собой; имеет хорошо развитое чувство юмора;

- умеет выражать естественные потребности. Желания и чувства, не оправдываясь перед кем-либо;

- эффективно распределяет время, хорошо планирует дела и умеет избегать напряженных ситуаций.

     


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Синдром профессионального выгорания педагогов .

Слайд 2

Эмоциональное выгорание - это состояние физического, эмоционального, умственного истощения; это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия.

Слайд 3

Модель синдрома выгорания . Эмоциональная истощенность Деперсонализация Сокращенная профессиональная реализация Уменьшение ощущения ценности своей деятельности Окружающие представляются в негативном свете Ощущение, что плохо работает Постоянное чувство усталости Человек дистанцируется, ожидая от воспитанников самого худшего Мало достиг в профессии Развивающиеся безразличие и апатия Человек начинает страдать от чувства вины (как к себе, так и к ученику) Негативное оценивание себя

Слайд 4

Экспресс-оценка «выгорания». Когда в воскресенье в полдень я вспоминаю о том, что завтра снова идти на работу. То остаток выходных уже испорчен. Если бы у меня была возможность уйти на пенсию (по выслуге лет, по инвалидности), я сделал(а) бы это без промедления. Коллеги по работе раздражают меня: невозможно терпеть их одни и те же разговоры. То, насколько меня раздражают коллеги, еще мелочи по сравнению с тем, как выводят меня из равновесия клиенты ( ученики, родители и т.д.) На протяжении последних трех месяцев я отказывался (отказывалась) от курсов повышения квалификации , от участия в конференциях и т.д.

Слайд 5

Экспресс-оценка «выгорания». Коллегам ( ученикам , родителям и т.д.) я придумал(а ) обидные прозвища (например, « идиоты »), которые использую мысленно . С делами по службе я справляюсь одной левой. Нет ничего такого, что могло бы удивить меня в ней своей новизной. О моей работе мне едва ли кто скажет что-нибудь новое. Стоит мне только вспомнить о своей работе, как хочется взять и послать ее ко всем чертям. За последние три месяца мне не попала в руки ни одна специальная книга, из которой я почерпнул (а) бы что-нибудь новенькое.

Слайд 6

Оценка результатов: 0-1 балл – синдром выгорания вам не грозит. 2-6 баллов – вам необходимо взять отпуск, отключиться от рабочих дел. 7-9 баллов – пришло время решить: либо сменить работу, либо стиль жизни. 10 баллов – положение весьма серьезное, но, возможно в вас еще теплится огонек; нужно, чтобы он не погас.

Слайд 7

Ресурсы противодействия профессиональному выгоранию. Сфера профессиональной деятельности

Слайд 8

Ресурсы противодействия профессиональному выгоранию. Сфера семейной жизни.

Слайд 9

Ресурсы противодействия профессиональному выгоранию. Сфера свободного времени.

Слайд 10

Ресурсы противодействия профессиональному выгоранию. Физиологический уровень.

Слайд 11

Ресурсы противодействия профессиональному выгоранию. Психологический уровень.

Слайд 12

Ресурсы противодействия профессиональному выгоранию. Социальный уровень.

Слайд 13

Ресурсы противодействия профессиональному выгоранию. Духовный уровень.

Слайд 14

Во всем можно найти светлую сторону Э.М. Ремарк


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг для педагогов."Синдром эмоционального выгорания педагога: факторы риска и способы профилактики».

Приняв участие в данном занятии педагоги получат информацию о причинах и признаках эмоционального выгорания, смогут познакомиться с приемами улучшения своего эмоционального состояния, упражнениями на ...

Феномен "выгорания" в психологии, диагностика эмоционального выгорания педагогов и способы профилактики.

Одной из профессиональных проблем, связанных со здоровьем педагогов, является так называемое "выгорание". Часто его называют "эмоциональным" или "профессиональным выгоранием". Термин "burnout" - "выго...

Эмоциональное выгорание педагогов. Выступление педагога-психолога.

Выступление педагога-психолога на педагогическом совете...

Тренинг для педагогов «Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов»

Программа тренинга  «Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов». Психологический тренинг прекрасная профилактическая мера, особенно для педагогов общеобразовательных школ. Трени...

Эмоциональное выгорание педагогов. Рекомендации психолога по профилактике эмоционального выгорания.

Профессиональное выгорание - это неблагоприятная реакция человека на стресс, полученный на работе, включающая в себя психо­физиологические и поведенческие компоненты». По мнению Д. Гринберга, «вы...

Профессиональное выгорание. Методы профилактики профессионального выгорания педагога.

Выступление педагога- психолога  на методическом объединении педагогов....