Тренинг для педагогов."Синдром эмоционального выгорания педагога: факторы риска и способы профилактики».
методическая разработка по психологии по теме

Показаньева Мария Сергеевна
Приняв участие в данном занятии педагоги получат информацию о причинах и признаках эмоционального выгорания, смогут познакомиться с приемами улучшения своего эмоционального состояния, упражнениями на расслабление и снятие напряжения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sindrom_emocionalnogo_vygoraniya_pedagoga.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

«Синдром эмоционального выгорания педагога: факторы риска и   способы профилактики».

Тренинг для педагогов.

1.Приветствие. «Добрый день, уважаемые педагоги. Сегодня у нас будет практическое занятие на тему: «Синдром эмоционального выгорания педагога: факторы риска и   способы профилактики».

Цели: В результате занятия сегодня мы:

— познакомимся с причиной профессионального выгорания и признаками;

— сможем  выявить наличие или отсутствие этого синдрома у себя;

— освоить  методы и приемы помощи самому себе в ситуациях профессионального стресса;

  Я  приглашаю всех  принять активное участие в работе,  за время работы постараться дать эмоциональную поддержку  каждому участнику.

Давайте обсудим  основные правила  групповой работы. Я буду предлагать правила, вы можете их дополнить или изменить.

Правила групповой работы.

- конфиденциальность – все, что происходит на тренинге, не выносится за его пределы; и обсуждаем то что происходит «здесь и сейчас»

-Я-высказывание – говорим только о собственных чувствах; стараемся быть искренними

-отсутствие оценочных суждений – не даем оценку личности других участников; принимаем себя и других такими какие они есть.

-право на ошибку – на тренинге нет «правильного» и «неправильного» суждения или поведения ;

- уважение говорящему - один говорит, другие молчат – не перебиваем друг друга;

 - активное участие в происходящем.

 - каждому участнику  – как минимум одно хорошее и доброе слово.

И самое главное - мы ограничены во времени, поэтому старайтесь пожалуйста обратную связь на упражнение давать сразу, без долгого обдумывания.

2.Теоретическая часть.

Одной из профессиональных проблем, связанных со здоровьем педагогов, является так называемое «выгорание». Часто его называют  «эмоциональным» или «профессиональным выгоранием».

Термин «burnout» - «выгорание», «сгорание» предложил Г. Фрейденбергер (Н. Freudenberger) в 1974 году для описания деморализации, разочарования и крайней усталости, наблюдаемых у специалистов, работающих в системе профессий «человек-человек».

Синдром профессионального выгорания — самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: учителей, социальных работников, психологов, менеджеров, врачей, журналистов, бизнесменов и политиков, — всех, чья деятельность невозможна без общения. Неслучайно первая исследовательница этого явления Кристина Маслач назвала свою книгу: «Эмоциональное сгорание — плата за сочувствие».

Выгорание является своего рода ответом на хроническое эмоциональное напряжение, которое возникает при тесном взаимодействии с людьми.

  Факторы обусловливающие выгорание педагогов ( что влияет) :

Ежедневная психическая перегрузка, высокая ответственность за здоровье и жизнь учащихся, дисбаланс между интеллектуально-энергетическими затратами и фактором социальной несправедливости, низкий социальный статус профессии, ролевые конфликты, поведение «трудных» учащихся.  Профессия  педагога в настоящее время феминизирована ( женская) , поэтому к перечисленным профессиональным стрессорам добавляются загруженность работой по дому и дефицит времени для семьи и детей.

Признаки эмоционального выгорания ( как проявляется)

  1.  сниженный эмоциональный фон, эмоциональная вялость и тупость, отстраненность в общении с окружающими и т.п.;
  2. негативное, подчас циничное отношение как к субъектам профессиональной деятельности (учащимся), так и к коллегам;
  3. нарастающее безразличие к своим должностным обязанностям, снижение трудовой активности и мотивации;
  4. ощущение собственной профессиональной несостоятельности и неудовлетворенности работой;
  5. неадекватная самооценка результатов профессиональной деятельности и снижение персональной ответственности за них;
  6. немотивированная или неадекватная агрессивность, недовольство собой и окружающими;
  7. ухудшение соматического состояния, головные боли, нарушения сна и т.д.
  8.  может наблюдаться снижение качества жизни в целом.

     Вопрос:   Скажите, кто-нибудь испытывает что-либо из перечисленного?  

Определить степень  риска «сгореть» нам поможет следующая методика.

  Тест «Умеете ли вы справляться со стрессом?»

Инструкция. В левой части бланка (см.приложение 1) предлагаются некоторые утверждения. Необходимо выбрать в правой части бланка наиболее характерные для вас реакции и отметить их.

Ключ к тесту

0–3 очка. Вы умеете владеть собой и, вероятно, вполне счастливы

4–7 очков. Ваша способность справляться со стрессом где-то на среднем уровне. Вам полезно взять на вооружение некоторые приемы, помогающие справляться со стрессом.

8 и более очков. Вам пока трудно бороться с жизненными невзгодами. Если вы хотите сохранить свои душевные и физические силы, вам необходимо научиться использовать более эффективные методы борьбы со стрессом.

Ведущему на заметку. Участники выполняют тест и самостоятельно подсчитывают полученные очки. Ведущий, не предлагая участникам называть полученные суммы, зачитывает весь ключ к тесту. Участники, основываясь на полученных суммах очков, выбирают соответствующий результат. Ведущий подчеркивает, что результаты психологических тестов всегда конфиденциальны, каждый сам решает, стоит ли делиться полученной информацией с другими.

После ознакомления с результатами ведущий говорит о том, что сам по себе стресс не вреден, а даже необходим (это приспособительная реакция). Стресс опасен только тогда, когда длится долго. Если человек хочет избежать отрицательных последствий стресса, он может научиться им управлять.

Как предотвратить возникновение синдрома эмоционального выгорания?

 

Одним из наиболее эффективных способов профилактики синдрома профессионального выгорания является саморегуляция.

 Психическая саморегуляция – это управление своим психоэмоциональным состоянием, которое достигается путем воздействия человека на самого себя с  помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием.

В результате саморегуляции могут возникнуть три основных эффекта:

- эффект успокоения (устранение эмоциональной напряженности);

- эффект восстановления (ослабление проявлений утомления);

- эффект активизации (повышение психофизиологической реактивности).

3.Практическая часть.    Итак давайте начнем работу и прежде чем мы выполним первое упражнение послушайте притчу «Выход из затруднений»

Однажды у одного крестьянина провалился в колодец осел. Прибежал крестьянин на крик осла и всплеснул руками: “Как же вытащить его?” Подумал, что невозможно вытащить и решил: “Осел все равно уже старый, ему уже недолго осталось жить, все равно собирался приобрести молодого осла. Да и колодец почти высохший, все равно собирался его закопать и вырыть новый колодец в другом месте – значит так и быть – и ослика закопаю, чтобы не было слышно запаха разложения”. Он принялся забрасывать землю в колодец. Осел, понял что погибнет и начал издавать страшный крик, но потом затих. После нескольких бросков земли крестьянин решил посмотреть, что там внизу происходит. Он был очень удивлен увидев как ведет себя осел. Каждый кусок земли, падавший на его спину, осел стряхивал и приминал ногами. Очень скоро ослик показался наверху и выпрыгнул из колодца!

Проблемы в нашей жизни – это обучающие ситуации, которые помогают нам стать сильнее. А как вы справляетесь со своими проблемами?

Упражнение. «Мозговой штурм по созданию банка естественных способов саморегуляции»

Я прошу вас по очереди называть способы, которые вы  используете в своей жизни для выхода из стрессовой ситуации или для оказания себе самопомощи в трудных жизненных ситуациях. Способы оформляются на доске или ватмане. Ведущий обобщает полученные данные и делает вывод.

Опрос, результаты исследования, опыт нашей работы позволяют выделить следующие естественные приемы регуляции организма:

– смех, улыбка, юмор;
– размышления о хорошем, приятном;
– различные движения типа потягивания, расслабления мышц;
– наблюдение за пейзажем за окном;
– рассматривание цветов в помещении, фотографий, других приятных или дорогих для человека вещей;
– мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной, великой идее);
– «купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах;
– вдыхание свежего воздуха;
– чтение стихов;
– высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.

Спасибо. Я подобрала для занятия  некоторые способы саморегуляции, которые достаточно просты в использовании, весьма эффективны, хотя иногда для их освоения требуется немного терпения.

1Блок. Способы, связанные с управлением дыханием.

Упражнение «Вверх по радуге» Цель: стабилизация эмоционального состояния.

Все встают, закрывают глаза, делают глубокий вдох и представляют, что вместе с этим вздохом они взбираются вверх по радуге, а выдыхая – съезжают с нее, как с горки. Упражнение повторяют трижды, затем желающие делятся впечатлениями. Можно повторить упражнение с открытыми глазами еще 3–4 раза.

Представьте, что перед вашим носом на расстоянии 10–15 см висит пушинка.
Дышите только носом и так плавно, чтобы пушинка не колыхалась.

Еще один способ саморегуляции с помощью дыхания можно так и назвать Противострессовое дыхание.   Когда вы находитесь в какой-то стрессовой для себя ситуации ( в  приемной начальства или перед кабинетом зубного врача)  Медленно выполняйте глубокий вдох через нос; на пике вдоха на мгновение задержите дыхание, после чего сделайте выдох как можно медленнее. Это успокаивающее дыхание. При этом постарайтесь представить себе, что с каждым глубоким вдохом и продолжительным выдохом вы частично избавляетесь от стрессового напряжения.

2Блок. Способы, связанные с управлением тонусом мышц, движением

 Под воздействием психических нагрузок возникают мышечные зажимы, мы чувствуем напряжение.  Умение расслаблять    мышцы -   позволяет снять нервно-психическую напряженность,  быстро восстановить силы.

1.Методика нервно-мышечной релаксации (выполняется под спокойную приятную музыку)

«Займите удобное положение. Во время выполнения упражнений дыхание должно быть спокойным или, если это удобно, вдох должен происходить во время напряжения, а выдох – при расслаблении мышц.

Нижняя часть ног. Ступни плотно стоят на полу. Сначала, не отрывая пальцев, поднимите максимально высоко пятки. Задержите их в таком положении и расслабьте. Через 5-10 секунд повторите упражнение.

После этого выполняется упражнение для противоположной группы мышц. Для этого, не отрывая пятки от пола, высоко поднимите носки. Как можно выше! И мягко расслабьте. Повторите то же самое еще раз. Внимательно прислушайтесь к возникновению и распространению ощущений тепла и тяжести, которые наполняют ступни ног и поднимаются выше, к коленям.

Бедра и живот. Вытяните ноги прямо пред собой как можно прямее, оттягивая носки. Напрягите их, как бы пытаясь достать до противоположной стены, а затем мягко расслабьте мышцы. Ноги мягко опустятся на пол, и вместе с этим от коленей вверх к туловищу начнет распространятся волна тепла, приятной тяжести. Мысленно остановитесь на этом ощущении.

Грудная клетка. Сделайте глубокий вдох, как бы вдыхая весь воздух, который вас окружает. После небольшой задержки дыхания выдохни. Обратите внимание на разницу в ощущениях между периодами энергичного напряжения на вдохе и расслабления на выдохе. Старайтесь  почувствовать ощущение тепла внутри туловища, в верхней части живота, которое появляется сразу после полного вдоха.

Руки. Сожмите плотно кисти в кулаки.  Сделайте это  настолько сильно, насколько возможно. После нескольких мгновений напряжения расслабьте их. Для расслабления противоположной группы мышц максимально широко раздвиньте пальцы рук, задержите их в таком положении, сбросьте напряжение. По ходу выполнения упражнений и в паузах между ними прислушайтесь к возникающим ощущениям, зафиксируйте момент потепления и возникновения приятной тяжести в руках.

 Плечи и шея. Упражнение состоит в пожимании плечами в вертикальном  направлении. Мысленно попытайтесь достать до мочек кончиками плеч. После сильного напряжения мышц –расслабьтесь. Сконцентрируйте внимание на возникающих ощущениях размягченности, тепла.

Лицо. Сначала  широко улыбнитесь. Настолько широко, чтобы получилась «улыбка до ушей». Сбросив напряжение, после 5-10 секундного перерыва сожмите губы в плотную трубочку. Мягко расслабив мышцы, вы почувствуете. Как в нижней части лица по щекам и к ушам распространяются легкие волны приятного потепления; исчезают остатки напряжения, нижняя челюсть отяжелевает, рот слегка приоткрывается.

 Крепко сомкните веки, так крепко, как будто в них попало мыло. Расслабив мышцы, вы почувствуйте, как глаза наполняются теплом, в котором тонут неприятные ощущения усталости, боли, перенапряжения.

В последнем упражнении надо высоко поднять брови при закрытых глазах, так высоко, как будто вы чем-то сильно удивлены. Сняв напряжение, обратите внимание на то, как лоб разглаживается, становится ровным.

Давайте сделаем паузу и прочувствуем полное расслабление всех мышц лица и туловища.

  А сейчас сядьте удобно, если есть возможность, закройте глаза;

 Еще раз пройдитесь внутренним взором по всему вашему телу и прочувствуйте каждый участок вашего тела. Сфокусируйте внимание на ощущении в данном участке головы или тела, послушайте его звучание и одновременно смотрите, какой образ и цвет возник внутри вашего силуэта. Рассмотрите и запомните…. У кого получилось увидеть свой силуэт в цвете – можете открыть глаза…

Расскажите что получилось увидеть. Какие участки вам не нравятся? Почему? Что тревожит? Что было приятно увидеть и почувствовать?  

Черный, коричневый, фиолетовый, бордовый, ярко-красный- может говорить о накопившейся и невыраженной боли, обиде, гневе. Это тревожный признак. (об этом  можем поговорить наедине после занятия)Спасибо.

 Переходим к 3 блоку способов саморегуляции.

3Блок.Способы, связанные с использованием образов

 Использование образов связано с активным воздействием на центральную нервную систему чувств и представлений. Множество наших позитивных ощущений, наблюдений, впечатлений мы не запоминаем, но если пробудить воспоминания и образы, с ними связанные, то можно пережить их вновь и даже усилить. И если словом мы воздействуем в основном на сознание, то образы, воображение   открывают нам доступ к мощным подсознательным резервам психики.
Специально запоминайте ситуации, события, в которых вы чувствовали себя комфортно, расслабленно, спокойно, — это ваши ресурсные ситуации.
– Делайте это в трех основных модальностях, присущих человеку. Для этого запоминайте:
1) зрительные образы события (что вы видите: облака, цветы, лес);
2) слуховые образы (какие звуки вы слышите: пение птиц, журчание ручья, шум дождя, музыка);
3) ощущения в теле (что вы чувствуете: тепло солнечных лучей на своем лице, брызги воды, запах цветущих яблонь, вкус клубники)

  Упражнение «Золотистый поток»  (выполняется под спокойную приятную музыку)

   «Сядьте удобно, закройте глаза и послушайте свое дыхание: вдох и выдох.

Теперь представьте, что над вашей головой нежно-голубое чистое небо. И вот вы видите, что оттуда плавно спускается золотистый, искрящийся поток света. Он как будто медленно льется…

   Золотистый поток направляется к вам, очень-очень мягко, бережно он касается вашей головы, он обволакивает ее и проникает внутрь… Этот золотистый поток словно волшебный бальзам. Он проникает в каждую клеточку вашего мозга и очищает ее… Он лечит там, где болит, и вымывает все лишнее, что  там накопилось…

   Теперь золотистый поток спускается по лицу и затылку..

   Вот он переместился к шее и по ней медленно стекает к плечам, оставляя после себя чистоту…

   Вы чувствуете, как ваши плечи расслабляются, тяжелеют…Вот золотистый поток спускается по вашим рукам… Они тяжелые… И вы видите, как из кончиков пальцев стекает что-то мутное…Это то лишнее, что накопилось в вас…Смотрите, как золотистый сверкающий поток выталкивает это…И вот, наконец, поток с кончиков ваших пальцев сливается такой же чистый, золотистый…

   Вы снова возвращаетесь к плечам и наблюдаете, как светящийся поток стекает по вашей груди, по вашим легким…И вы чувствуете, как расправляется ваша грудная клетка, разворачиваются и распрямляются плечи..

   Золотистый поток льется по позвоночнику, и он будто освобождается от чего-то…Распрямляется…Затем поток устремляется вниз… Он  очищает таз…

   Теперь он стекает по ногам…Очень медленно он продвигается от бедер к коленям…Вы чувствуете, как тяжелеют ваши ноги…

От коленей – к стопам… По стопам он вытекает наружу… Вы видите вытекающий мутный поток… А золотистый поток продолжает вымывать все лишнее…До тех пор пока наружу не начнет вытекать такой же золотистый, искрящийся поток света…

   Медленно откройте глаза… Здравствуйте, очень чистые, золотисто светящиеся люди!»

Обсуждение. «Поделитесь впечатлениями»

Это простой и очень эффективный способ снятия стрессового напряжения. Когда вы слишком расстроены, или обижены, или вы напряжены от гнева, от тревоги, вы сможете использовать это упражнение. Когда вы слишком злы, не принимайте решение, пока не снимите излишнее напряжение и не успокоитесь. Если немного потренироваться, вы сможете проделывать это упражнение с каждым разом все с большими приятными ощущениями.

4Блок. Способы, связанные с воздействием слова

Известно, что «слово может убить, слово может спасти».Словесное воздействие задействует сознательный механизм самовнушения, идет непосредственное воздействие на психофизиологические функции организма. Формулировки самовнушений строятся в виде простых и кратких утверждений, с позитивной направленностью (без частицы «не»).

Самоприказы — это короткое, отрывистое распоряжение, сделанное самому себе. Применяйте самоприказ, когда убеждены в том, что надо вести себя определенным образом, но испытываете трудности с выполнением.

«Разговаривать спокойно!», «Молчать, молчать!», «Не поддаваться на провокацию!» — это помогает сдерживать эмоции, вести себя достойно, соблюдать требования этики и правила работы с учениками

Самопрограммирование.  Программируйте себя на успех– Сформулируйте текст программы, для усиления эффекта можно использовать слова «именно сегодня»:
«Именно сегодня у меня все получится»;
«Именно сегодня я буду самой спокойной и выдержанной»;
«Именно сегодня я буду находчивой и уверенной»;– Мысленно повторите это  несколько раз.

 Самоодобрение (самопоощрение)Люди часто не получают положительной оценки своего поведения со стороны. А это особенно нужно в ситуациях повышенных нервно-психических нагрузок . Но нас никто не поддерживает и не поощряет и  это одна из причин увеличения нервозности, раздражения. Поэтому важно поощрять себя самому.

В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря:  «Молодец!», «Умница!», «Здорово получилось!»
– Находите возможность хвалить себя в течение рабочего дня не менее 3–5 раз.

Упражнение  «Комплимент» целью которого является : позитивная обратная связь каждому.

 Нам всем иногда нужна похвала, приятно получать комплименты. На листе бумаги напишите свое имя и то, за что вы можете гордиться собой начиная фразу :  « Я – Галина я молодец потому что я …, я горжусь собой потому что я…. и передайте соседу.  А  сосед получив листок пишет что-либо приятное начиная фразу, например  «Мне нравиться в тебе…,   я учусь у тебя…» И так листок пройдет по кругу и все участники напишут каждому свое послание.

 Получили свои  листы? Какие чувства вы испытываете?  ваши ощущения? Сохраните эти листы в копилке своего опыта, думаю,   бывает очень приятно и полезно для поднятия самооценки и настроения перечитать такое послание, даже через несколько лет.

Итак,  не забывайте – Находите возможность хвалить себя в течение рабочего дня.

Упражнение «Чемодан пожеланий»  Давайте соберем  чемодан позитивного настроя на следующий учебный год, (четверть, месяц). Что вы можете пожелать и положить в этот чемодан,  чтобы в трудную минуту каждый из вас мог заглянуть в него и подзарядиться, получить положительные  эмоции,  

          На листе бумаги (ватмане)  записываем свои пожелания, а  список пожеланий можно вывесить затем в учительской.

    4.Заключительная часть.  Давайте сделаем выводы по теме нашего занятия:   в целях профилактики синдрома эмоционального выгорания следует соблюдать следующие правила:

Заботьтесь о своём психическом здоровье, коллеги.

Старайтесь рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки.

Учитесь переключаться с одного вида деятельности на другой.

Проще относитесь к конфликтам на работе.

Не пытайтесь быть лучшим всегда и во всем.
Не доводите уровень психических нагрузок до критических значений.
Не забывайте о том, что не только Ваши подопечные, но и Вы сами в не меньшей степени нуждаетесь в помощи, заботе и внимании по защите и сбережению Вашего здоровья и психоэмоционального ресурса.

Закончить наше занятие я бы хотела притчей «Притча о счастье».

Пес увидел щенка, гоняющегося за своим хвостом, и спросил:

— Зачем тебе нужно ловить свой хвост?

— Я изучил философию, — ответил щенок, — я решил проблемы мироздания, которые не решила ни одна собака до меня. Я узнал, что лучшее для собаки — это счастье и что счастье мое — в хвосте, потому что он самый точный индикатор счастливого состояния. Ведь когда мне особенно хорошо, хвост начинает активно вилять. Поэтому я гоняюсь за ним, а когда поймаю, он будет мой. И я стану обладателем счастья!

— Сынок, — сказал пес, — я тоже интересовался мировыми проблемами и составил свое мнение об этом. Я тоже понял, что счастье прекрасно для собаки и что счастье — в хвосте, но я заметил, что, куда бы я ни пошел, что бы ни делал, он следует за мной и мне не нужно за ним гоняться.

Дорогие коллеги! Пусть счастье станет нашим привычным состоянием и достоянием! Будем счастливыми всегда!!!

Спасибо за участие и активную работу. Я попрошу вас оставить свои  отзывы о занятии и заполнить бланки анкеты «Обратная связь»(см.приложение 2).

Можно по кругу коротко в двух словах опросить впечатления от занятия.

Приложение 1

Тест «Умеете ли вы справляться со стрессом?»

Инструкция. В левой части бланка предлагаются некоторые утверждения. Необходимо выбрать в правой части бланка наиболее характерные для вас реакции и отметить их.

Утверждение

Часто

Редко

Никогда

1. Я чувствую себя счастливым

0

1

2

2. Я сам могу сделать себя счастливым

0

1

2

3. Меня охватывает чувство безнадежности

2

1

0

4. Я способен расслабиться в стрессовой ситуации, не прибегая для этого к успокоительным таблеткам или алкоголю

0

1

2

5. Если бы я испытывал очень сильный стресс, я бы обязательно обратился за помощь к специалисту

0

1

2

6. Я склонен к грусти

2

1

0

7. Я думаю о перемене специальности

2

1

0

8. Мне хотелось бы оказаться где-нибудь в другом месте

2

1

0

9. Я легко расстраиваюсь

2

1

0

Приложение 2

Бланк анкеты “Обратная связь”

Имя участника_________________________            Дата занятия__________________

1. Степень включенности в работу :        0  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10

Что мешало быть включенным в занятие___________________________________________________________

 2. Самые значимые (полезные) эпизоды, упражнения, во время которых удалось что-то лучше понять в себе, в чем-то разобраться:__________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

3. Что раздражало, вызывало напряжение, неприятие____________________________________________________________________________

4. Насколько полезным для себя вы считаете это занятие:  

                                           Совсем нет 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Очень полезно

5. Ваши  замечания и пожелания ведущему (по содержанию, по форме занятия и т.п.):

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Спасибо!

Список литературы

Артюхова И.С. Воспитательная работа с подростками: занятия, игры, тесты. - М.: «Первое сентября», 2003

Емельянова Е.В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге.- СПб.: «Речь»,2008.

Лютова Е.К.,  Монина Г.Б. «Коммуникативный тренинг. Педагоги, психологи, родители», Санкт – Петербург «РЕЧЬ», 2007 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Феномен "выгорания" в психологии, диагностика эмоционального выгорания педагогов и способы профилактики.

Одной из профессиональных проблем, связанных со здоровьем педагогов, является так называемое "выгорание". Часто его называют "эмоциональным" или "профессиональным выгоранием". Термин "burnout" - "выго...

Синдром эмоционального выгорания педагогов: способы профилактики

Определение синдрома эмоционального выгорания (СЭВ)Факторы, способствующие возникновению СЭВПризнаки СЭВТипы личности, склонные к СЭВПриемы антистрессовой защитыПравила позитивного начала и завершения...

Выступление на тему «Синдром эмоционального выгорания педагогов»

Выступление на тему «Синдром эмоционального выгорания педагогов» может быть использовано как на методически объединения, так и  на педагогически совета....

Тренинг для педагогов "Профилактика эмоционального выгорания педагогов"

Тренинг для педагогов школы "Профилактика эмоционального выгорания педагогов"...

Тренинг «Синдром эмоционального выгорания педагогов»

Тренин для педагогов на эмоциональное самосохранение....

Семинар-тренинг по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов «Эмоциональное выгорание, прощай!»

Люди, которые не умеют найти время для отдыха,рано или поздно будут обязаны найти время для болезни.Джон Ванамейкер...