Семинар-тренинг по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов «Эмоциональное выгорание, прощай!»
план-конспект по психологии

Ефремова Ольга Александровна

Люди, которые не умеют найти время для отдыха,

рано или поздно будут обязаны найти время для болезни.

Джон Ванамейкер

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx26.32 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство социального развития

Московской области

Государственное казенное учреждение

социального обслуживания Московской области

Семейный центр помощи семье и детям

«Преображение»

 Семинар-тренинг

 по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов

 «Эмоциональное выгорание, прощай!»

Разработала: педагог-психолог Ефремова Ольга Александровна

Семинар-тренинг

 по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов

 «Эмоциональное выгорание, прощай!»

Цель: повышение эффективности работы педагогов учреждения через профилактику эмоционального выгорания.

Задачи:

- познакомить педагогов с понятием «эмоциональное выгорание», симптомами его проявления, этапами формирования, причинами возникновения и способами профилактики;

- снизить уровень эмоционального напряжения;

- содействовать активизации личностных ресурсных состояний;

- сформировать установку на сохранение и укрепление психического

здоровья;

- повышение уровня сплоченности педагогического коллектива.

Педагог-психолог: Дорогие коллеги! Я рада вас приветствовать сегодня здесь. Мне очень приятно, что вы пришли. Надеюсь, что наше занятие пройдет в приятной дружественной обстановке.

        Для того, чтобы быть максимально включенным в тренинг, нужно каждому быть очень внимательным. И сейчас я вам предлагаю выполнить следующие задания. Основное задание – это встать в шеренгу, но вот по какому принципу:

        Задание 1: расположиться в шеренге так, чтобы справа стоял самый высокий из нас и далее, по убыванию роста мы выстраиваемся до самого невысокого участника группы. Начали!

        Задание 2: справа должен стоять человек с самыми темными глазами, в конце слева – с самыми светлыми!

        Задание 3: В начале шеренги должен стоять человек с самыми темными волосами, в конце – с самыми светлыми!

        Задание 4: Начало шеренги – это 1 января, конец – 31 декабря. Надо расположиться по датам (без учета года) рождения.

Обсуждение:

- Удалось ли достичь взаимопонимания, было ли легко и непринужденно?

Упражнение  «Плюс-минус»

Педагог-психолог раздает каждому педагогу по 3 или 5 стикеров зеленого или желтого цвета и просит написать плюсы и минусы вашей работы.

Участники пишут, а потом по очереди прикрепляют свои листочки с плюсами и минусами к дереву. Каждый участник озвучивает то, что он написал.

Обсуждение:

- какие основные плюсы и минусы мы выделили для себя?

- чего больше получилось – плюсов или минусов?

Ожидаемый результат: педагоги должны увидеть, что плюсов в работе все-таки больше и легче их озвучивать, прийти к выводу, что работа тяжела, но приятна. А также увидеть все стороны педагогической деятельности коллег, осознать, что затруднения похожи.

Педагог-психолог: Сегодняшний тренинг посвящено профилактике эмоционального выгорания. Как мы видим из прошлого упражнения тема для всех нас близкая и знакомая. Для начала давайте разберем почему и из-за чего происходит эмоциональное выгорание.

Человек усваивает:

•        10% того, что слышит

•        50 % того, что видит,

•        70 % того, что сам переживает,

•        90% того, что сам делает.

Общеизвестно, что профессия педагога - одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты, которые нередко приводят к «перегрузке», эмоциональному истощению – синдрому эмоционального выгорания.

В результате личность педагога претерпевает ряд таких деформаций, как негибкость мышления, излишняя прямолинейность, поучающая манера говорить, чрезмерность пояснений, мыслительные стереотипы, авторитарность. Педагог становится своеобразной "ходячей энциклопедией": он знает, что нужно, как нужно, когда, зачем и почему, и чем все это закончится. Но при этом он становится абсолютно закрытым и невосприимчивым к любым новшествам и переменам.

Эмоциональное выгорание - это своего рода выработанный личностью механизм психологической защиты в виде полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия. Профессиональная деятельность педагогов изобилует факторами, провоцирующими эмоциональное выгорание: высокая эмоциональная загруженность, огромное число эмоциогенных факторов, ежедневная и ежечасная необходимость сопереживания, сочувствия, ответственность за жизнь и здоровье детей. К тому же педагогические коллективы, как правило, однополы, а это - дополнительный источник конфликтов. В результате педагог становится заложником ситуации эмоционального выгорания, пленником стереотипов эмоционального и профессионального поведения.

Психологическая причина болезни

В каком органе проявляется болезнь

Повторяйте себе несколько раз в день

Долгая неразрешенная эмоциональная проблема

Высокое давление

Я с радостью отпускаю прошлое, я спокоен

Самокритика, страх

Головная боль

Я люблю и одобряю себя

Ощущение обреченности, тяжелые мысли, горечь

Желудок

Я люблю себя. Я с радостью освобождаюсь от прошлого.

Черствость, отказ от радости

Сосуды

Я принимаю радость и хочу замечать все хорошее. Любовь наполняет меня с каждым ударом сердца.

Хроническое нытье

Печень

Я ищу радость и любовь, везде ее нахожу.

Мозговой штурм «Способы снятия нервно-психического напряжения» (способы записываются на флипчарте)

 Способы снятия нервно-психологического напряжения:

1. Релаксация — напряжение — релаксация — напряжение и т. д.

2. Спортивные занятия.

3. Контрастный душ.

4. Стирка белья.

5. Мытье посуды.

7. Скомкать газету и выбросить ее.

10. Слепить из газеты свое настроение.

12. Громко спеть любимую песню.

13. Покричать то громко, то тихо.

14. Потанцевать под музыку, причем как спокойную, так и «буйную».

15. Смотреть на горящую свечу.

16. Вдохнуть глубоко до 10 раз.

17. Погулять в лесу, покричать.

18. Посчитать зубы языком с внутренней стороны и т.д.

Упражнение «Ведро мусора»

Посреди комнаты психолог ставит символическое ведро для мусора. Участники имеют возможность поразмышлять, зачем человеку мусорное ведро и почему его нужно постоянно освобождать. Психолог: «Представьте себе жизнь без такого ведра: когда мусор постепенно заполняет комнату, становится невозможно дышать, двигаться, люди начинают болеть. То же происходит и с чувствами – у каждого из нас накапливаются не всегда нужные, деструктивные чувства, например, обида, страх. Я предлагаю всем выбросить в мусорное ведро старые ненужные обиды, гнев, страх. Для этого на листах бумаги напишите ваши негативные чувства: «я обижаюсь на…», «я сержусь на…», и тому подобное».

После этого педагоги рвут свои бумажки на мелкие кусочки и выбрасывают их в ведро, где они все перемешиваются и убираются.

Медитация "Встреча с ребенком внутри себя"

Педагог-психолог: Начинаем с расслабления. Примите удобную позу. Ваше тело расслаблено. Глаза закрыты. Сделайте несколько глубоких вдохов и медленных выдохов.

Представьте себя в каком-нибудь тихом и уютном месте. Может быть, это будет светлая роща ранним солнечным утром: слышите, как звонко поют птицы? Может быть, это будет маленький песчаный пляж на берегу ласкового синего моря, мягко освещенного закатным солнцем. Волны плавно накатываются одна за другой, тихо шуршат по песку: Попытайтесь вспомнить самое приятное место из своего детства, место, где вы чувствовали себя комфортно.

Теперь вспомните себя таким, каким вы были в детстве, - в три, четыре, пять лет:

Представьте, что этот малыш стоит перед вами. Попытайтесь понять, что он чувствует. Выглядит ли он радостным или печальным? Может быть, он рассержен или обижен на кого-то? Может быть, он чего-то боится?

Погладьте малыша по голове, улыбнитесь ему, обнимите его. Скажите, что любите его, что теперь всегда будете рядом с ним, будете поддерживать его и помогать ему. Скажите: "Я люблю тебя. Я принимаю тебя таким, какой ты есть. Ты прекрасен! Я хочу, чтобы ты был счастлив".

После этих слов представьте, что малыш улыбается вам в ответ и обнимает вас крепко - крепко. Поцелуйте его, скажите, что ваша любовь неизменна и всегда остается с ним: "Я всегда с тобой. Я люблю тебя!". Теперь отпустите малыша, помашите ему на прощание рукой.

Постепенно выйдите из релаксации, сделайте глубокий вдох - выдох, откройте глаза. Скажите себе: "Я совершенна. Я принимаю и люблю себя полностью. Я создаю свой прекрасный мир, наполненный радостью и любовью".

Упражнение “Звуковая гимнастика”

Сейчас я хочу познакомить вас со звуковой гимнастикой. Но прежде чем приступить к ее выполнению, следует придерживаться правила: спокойное, расслабленное состояние; выполняется стоя, с выпрямленной спиной. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим звук.

А — воздействует благотворно на весь организм;

Е — воздействует на щитовидную железу;

И — воздействует на мозг, глаза, нос, уши;

О — воздействует на сердце, легкие;

У — воздействует на органы, расположенные в области живота;

Я — воздействует на работу всего организма;

М — воздействует на работу всего организма;

X — помогает очищению организма;

ХА — помогает повысить настроение.

Рефлексия

Педагог-психолог: Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Игра проходит следующим образом: один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Спасибо за приятное занятие!». Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятное занятие!» Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединится последний участник, замкните круг и завершите церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук.

Упражнение «Корзинка пожеланий»

(позитивный настрой после проведения тренинга)

Участники тренинга вытягивают из корзинки листочки с позитивными пожеланиями и высказываниями.

-Назло неудачам, назло заварухам,

Чтоб ни было с Вами - не падайте духом!

-К горькому кофе, достань шоколадку,

К горькой минуте - счастливую мысль.

Просто запомни: ВСЕ БУДЕТ В ПОРЯДКЕ.

Просто запомни, что все это ЖИЗНЬ…

-На жизнь рассчитывать наивно,

Она Фортуну не пришлет,

Попробуй мыслить позитивно,

Удача вмиг сама придет!

-Ты поверь, в огромном мире

Счастье есть, оно придет!

Знай, тебя удача ждет,

Только улыбнись пошире!

-Днем погожим и даже ненастным

Позитивность не стоит терять.

Заручись настроеньем прекрасным,

С ним приятней по жизни шагать!

-Жизнь прекрасна и удивительна! Оглянись вокруг и ты поймешь, что

живешь в чудесном мире! Пусть каждое мгновение будет приятным и

неповторимым!

-Жизнь создана только для нас. Она неповторима, и она, самое главное, что

у нас есть! Так зачем же ее тратить на обиды и переживания, когда можно

радоваться и наслаждаться! Думай позитивно, ведь мысли материальны!

-Мысли только позитивно,

Весело живи, активно!

-Не кладите в утренний кофе вчерашние, горестные воспоминания… —

добавьте — сахар сегодняшних, радостных надежд!

-Пусть уйдут печаль и грусть,

И все проблемы разбегутся!

Надо только им назло

Спокойно улыбнуться!

-Такое чудо - просто жить!

Дышать и ждать, что будет дальше.

Быть выше зла, обиды, фальши.

Прощать, надеяться, любить.

- Пытайся даже в хмурый день найти порхающую радость.

- Не ждите чуда! Чудите сами!

- Чтобы не наступать на одни и те же грабли - пронумеруйте их!

- Пропускайте сквозь пальчики весь негатив, и тогда в ладошках останется

лишь радость.

- Хороший слух - это когда слышишь только хорошее.  

           Приложение1

Лист обратной связи тренинга для педагогов

«Профилактика эмоционального выгорания»

Заполняется анонимно, подписывать не нужно!

1. Нужны ли подобные формы работы с педагогами? _________________________________________________

2. Оцените содержание тренинга по 5-балльной шкале (5 – очень понравилось, 1 – совершенно не понравилось): ________________________

3. Оцените проведение тренинга по 5-балльной шкале (5 – очень понравилось, 1 – совершенно не понравилось): ________________________

4. Оцените степень своей комфортности на тренинге по 5-балльной шкале ( 5 – чувствовал(а) себя отлично, комфортно, 1 – чувствовал(а) себя совершенно не комфортно, плохо, хотелось поскорее уйти):_________________________

5. Что больше всего понравилось на тренинге? _________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

6. Что меньше всего понравилось на тренинге? _________________________

__________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика синдрома эмоционального выгорания

Профилактика синдрома  эмоционального  выгорания (для педагогов)...

«Профилактика синдрома эмоционального «выгорания» у педагогов в работе районного методического объединения средствами деловой игры»

Реферат  о проблеме профилактики эмоционального «выгорания» учителей. Актуальность темы   требует осуществления комплексных мер. Методическое объединение может включиться в решение проб...

Семинар-практикум для педагогов на тему:"Профилактика синдрома эмоционального выгорания среди педагогов".

Исследование показало, что все люди время от времени испытывают нервное напряжение....

Профилактика синдрома эмоционального выгорания

Презентация к РОМ председателей МО классных руководителей...

Заседание Клуба замещающих родителей на тему: «Профилактика синдрома эмоционального выгорания замещающих родителей»

Условия жизни, нравственная и эмоциональная атмосфера, в которой живёт ребёнок, целиком и полностью зависит от взрослых  и они, бесспорно, несут ответственность за счастье и здоровье детей. ...

Памятка для педагогов "Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога"

Памятка предназначена для педагогов; дано понятие "синдром профессионального авгорания", рассмотрены симптомы и стадии эмоционального выгорания, предложены эффективные техники саморегуляции....