Семинар-практикум для педагогов на тему:"Профилактика синдрома эмоционального выгорания среди педагогов".
методическая разработка по психологии по теме

Идрисова Милауша Галимзяновна

Исследование показало, что все люди время от времени испытывают нервное напряжение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon profilaktika_sindroma_emots_vyg.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:        Профилактика синдрома эмоционального  выгорания среди педагогов.

   Необходимо признать, что в настоящие время каждый человек , независимо от возраста, профессии и опыта., страдает от стресса . Исследование показало, что все люди время от времени испытывают нервное напряжение.

   Многие педагоги, имеющие семьи и детей, находятся в постоянном напряжение из-за того, что они стремятся сделать много дел одновременно и везде успеть. Стрессовая реакция порождается размышлениями по поводу потенциальных проблем и беспокойств о неспособности справиться с ними. Начинается ускорение темпа жизни, стараемся эффективно использовать каждую минуту, не разрешая себя отдохнуть и насладиться маленькими радостями жизни.

 И  если  мысль преследует вас каждое утро, что  не охота идти на работу и не дает покоя даже ночью, причем она сопровождается  болезненными симптомами — отсутствие аппетита, головная боль, повышенная раздражительность, вялость или апатия — не спешите штурмовать аптеку, сметая все попавшиеся под руку витамины, антибиотики и другие лекарства.

Причиной всему может оказаться синдром профессионального (эмоционального) выгорания. Термин «эмоциональное выгорание» впервые введен в оборот американским психологом Фреденбергом в 1974 году. Автор описал это явление как ухудшение психического и физического самочувствия у представителей таких профессий как педагог, медицинский работник, то есть все профессии, относящиеся к системе человек- человек.

  Выделяют три ключевых признака  синдрома эмоционального выгорания:

1.       предельное истощение,

2.      отстраненность от клиентов (пациентов, учеников) и от работы,

3.       ощущение неэффективности и недостаточности своих достижений

         Развитию синдрома эмоционального выгорания, предшествует период повышенной активности, когда человек полностью поглощен работой, забывает о своих интересах, о собственных нуждах.    Затем наступает первый признак – истощение. Истощение определяется как  чувство перенапряжения и исчерпания эмоциональных и физических ресурсов, чувство усталости, не проходящее после ночного сна. После периода отдыха (выходные, отпуск) данные проявления уменьшаются, однако по возвращении в прежнюю рабочую ситуацию возобновляются.

Вторым признаком синдрома эмоционального выгорания является  - личностная отстраненность. Человека почти ничего не волнует из профессиональной деятельности, почти ничто не вызывает эмоционального отклика – ни положительные обстоятельства, ни отрицательные. Утрачивается интерес к людям, человек воспринимается как неодушевленный предмет, само присутствие которого порой неприятно.

Третьим признаком синдрома  выгорания является  - ощущение утраты собственной эффективности или падение самооценки в рамках выгорания. Люди не видят перспектив для своей профессиональной деятельности, снижается удовлетворение работой, утрачивается вера в свои профессиональные возможности.

Исследования психологов показало, что 73% педагогов, врачей, воспитателей имеют признаки синдрома различной степени.

Выделяют  пять ключевых групп симптомов, характерных для  синдрома выгорания:

  1. Физические симптомы

Усталость, истощение, недостаточный сон, бессонница

Затрудненное дыхание, отдышка

Тошнота,  головокружение,  чрезмерная потливость, дрожание

Гипертензия (повышенное давление), язвы, сердечные  болезни

  1. Эмоциональные симптомы

Пессимизм, цинизм и черствость   в работе и личной жизни

Безразличие и  усталость, ощущения беспомощности, безнадежность

Раздражительность, агрессивность, тревога,  неспособность  сосредоточиться

Депрессия, чувство вины, истерики  и чувство одиночества

3. Поведенческие  симптомы

Рабочее время  больше 45  часов в неделю, безразличие к еде,  малая физическая нагрузка, употребления  табака, алкоголя,  лекарств.

4. Интеллектуальное состояние

Увеличение  скуки, тоски, апатии  или   недостаток  куража, вкуса  и интереса к жизни.

Цинизм или безразличие к   новшествам, нововведениям, формальное выполнение работы.

5. Социальные симптомы

Нет времени или энергии  для социальной активности, уменьшение  активности и интереса к досугу, хобби

Социальные контакты ограничиваются работой, скудные взаимоотношения с другими, как  дома, так  и на работе

Ощущение изоляции, непонимания других и  другими, ощущение недостатка  поддержки со стороны  семьи, друзей,  коллег.

 При хронической усталости резко возрастают чувствительность к сигналам, идущим в кору головного мозга от внутренней и внешней среды. Повышенная чувствительность делает человека более уязвимым, раздражительным и нетерпеливым. Для снятия напряженности оказывается полезным изменить направленность переработки сигнала с внутреннего умственного движения на внешнее физическое. Достижению этой цели помогают все виды физической нагрузки.

Отрицательные последствия морально-психологических перегрузок усугубляется при физических недогрузках организма. Поэтому, чем более напряженный в психологическом плане был день, тем большую физическую нагрузку необходимо давать своему организму. Когда человек начинает интенсивно двигаться, его эмоциональное напряжение уменьшается, так как в этом случае происходит усиленный распад остаточных продуктов обмена веществ, ядовитых шлаков, генерирующих отрицательные  переживания. После удаления их из организма настроение человека резко улучшается.

Для многих людей эффективным способом снятия эмоционального напряжения является разговор по душам с близким другом. Как верно гласит известная пословица: «Сказал и тем облегчил душу».

Если же вам не с кем поделиться горем, опишите его на бумаге, а потом разорвите эту бумагу и выбросьте.

Чтобы вытяснить навязчивую мысль, скажите себе: «Я не буду думать об этом пять минут»- и постарайтесь сделать это.

 Если получится , скажите себе «Я не буду думать об этом еще десять минут»- и не думайте. Постепенно увелечивайте заданное время.

Если же не получится, пркажите себе: «Немедленно перестань думать об этом!». Затем начните глубоко дышать, считая вдохи и выдохи, или стучать пальцем по какому-нибуь предмету, например по краю стола, считая стук.

А если опять не получится, скажите себе: «Я подумаю об этом завтра утром». Кстати, утром лучше думается, быстрее находится правильное решение.  

Негативные эмоции могут быть сняты и с помощью искусства – сочинением стихов, рассказов, песен, драм, романов.

Для многих людей естественным и привычным является форма снятия напряжения через слезы. «Слезы всегда смывают что-то, и утешение несет», - писал В Гюго. Хорошей профилактикой от стресса является активизация чувства юмора. Смех не без основания называют лекарством для души. Во время смеха выделяеться гармоны счастья. Это очень помагает при трудных ситуациях. Английские психологи считают, что в течении дня для поддержания хорошего настроения нужно смеяться не менее 10 минут. Именно поэтому смех является хорошим профилактическим средством от последствий стресса.

Ключевую роль в защите от стрессов и от неврозов играет осознание своих жизненных целей и соотношение с ними возможностей конкретных жизненных ситуаций. Человек, сделавший главный жизненный выбор, а в значительной мере предрешил все свои дальнейшие шаги, и тем самым избавил себя от колебаний и страхов. Его жизнь становится свободнее и проще. Г. Селье в связи с этим писал: «Чтобы придать смысл нашей жизни, мы должны перед собой  поставить сложную  и своевременную задачу. Нам следует стремиться к цели, достижение которых требует напряженной работы. Отсутствие же таковой цели – один из самых сильных стрессов, вызывающих язву желудка, инфаркт, гипертонию или просто обрекающих человека на безрадостное существование.

Интенсивная умственная деятельность, связанная с расчетом и планированием; дыхательная гимнастика; хороший массаж; бег и плавание; пребывание каждый день 15-20 минут на утреннем солнце, контрастные души или обливание холодной водой; потребление молочных продуктов и шоколада, игра на музыкальных инструментах, пение каких-то звуков активизирует работу мозга.

 Звуковая гимнастика действует по приципу вибрационного массажа  с тренировкой дыхательной мускулатуры и диафрагмы. Разные звуки порождают разные вибрации, которые в свою очередь по-разному влияют на наше самочувствие. Произнесение звука «РЭ» помогают снять стрессы, страхи, заикание.

Звуки «ТЭ» очищают душу от тяжести, укрепляют сердечно-сосудистую систему.

 Звук «Н» заставляет вибрировать головной мозг, активизирует правую половину, и лечит болезни мозга.

Звук «Я» укрепляет уверенность в своих силах.

Звук «В» исправляет неполадки нервной системе.

Звук «Е» - чистильщик нашего организма, он создает вокруг человека барьер для защиты от энергоинформационного загрязнения.

 Особенностью методики является дыхание: вдох через нос – пауза, активный выдох через рот - пауза. Продолжительность выдоха должна быть вдвое больше, чем вдоха.

Следует отметить, что с точки зрения энергоинформационного подхода лечебное действие различных звуков зависит не только от их смысла, но и от характера их вибрации.

Сон - это психологическая защита организма. Востанавить после нападения стресса душевное равновесие можно с помощью формулы самовнушения французского психолога Эмиля Куя: «С каждым днем во всех отношениях мне становиться все лучше и лучше».

Произносите их в течение нескольких дней вечером, непосредственно перед сном, и утром, сразу же после пробуждения, лежа в постели с закрытыми глазами, вслух, причем слова «во всех отношениях»- чуть громче остальных слов. Произносите фразу монотонно, без какого-либо усилия, не фиксируя на ней свое внимание, 20-25 раз. Чтобы не отвлекаться на счет формулы, перебирайте шнурок с 20-25 узелками.

Или же за 15-20 минут до сна дайте вашему организму письменный приказ устранить за ночь то или иное недомагание, которое вы испытываете, например головную боль. Записку с приказом положите себе под подушку. Пока вы будете спать, организм, как солдат, выполнит ваш приказ – разумеется, если последний действительно выполним. Так просто!

   Чтобы снять стресс имеется такие хитрости-приемы: сосчитать в обрадном порядке от 100 до 1. Если вдруг вас отвлечет от счета какая-нибудь мысль, начните считать сначала. Вроде бы чепуха, но помагает.

  Между прочем, всем известный запах герани способен снимать стресс. Также запах ромашки, шалфея, розы, тоже имеют такую же действие на организм.

«Универсальный рецепт предложит трудно,-говорит профессор Рафаэль Огонов. Сколько людей – столько, наверное, и способов самозащиты от стресса. Кому-то помогает отвлечься работа, кому-то хорошая книга, кому-то занятие в саду или огороде. А кто-то воспользуется приемами аутотренинга, саморегуляций.  Ищите и найдете. Но только не замыкайтесь на свойх жизненных проблемах, не давайте отчаянию, безысходности, озлаблению овладеть вами».  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Профилактика синдрома эмоционального «выгорания» у педагогов в работе районного методического объединения средствами деловой игры»

Реферат  о проблеме профилактики эмоционального «выгорания» учителей. Актуальность темы   требует осуществления комплексных мер. Методическое объединение может включиться в решение проб...

Заседание Клуба замещающих родителей на тему: «Профилактика синдрома эмоционального выгорания замещающих родителей»

Условия жизни, нравственная и эмоциональная атмосфера, в которой живёт ребёнок, целиком и полностью зависит от взрослых  и они, бесспорно, несут ответственность за счастье и здоровье детей. ...

Памятка для педагогов "Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога"

Памятка предназначена для педагогов; дано понятие "синдром профессионального авгорания", рассмотрены симптомы и стадии эмоционального выгорания, предложены эффективные техники саморегуляции....

Конспект выступления для педагогов на тему: «Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога»

Данный материал освещает основные понятия и теоритические основы синдрома эмоционального выгорания у педагогов, способы снятия эмоционального напряжения и поддержания своего психологического здор...

Семинар-тренинг по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов «Эмоциональное выгорание, прощай!»

Люди, которые не умеют найти время для отдыха,рано или поздно будут обязаны найти время для болезни.Джон Ванамейкер...

«Работа педагога-психолога по профилактике синдрома профессионального выгорания у педагогов».

В течении последних десятилетий проблема сохранения психического здоровья педагогов в образовательном учреждении стала особенно острой. Одной из таких проблем является эмоциональное выгорание педагого...